МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНАЯ ШКОЛА №96
РОССИЯ, НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛ, НИЖНИЙ НОВГОРОД
АНДРОНОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Цели урока:
Углубить знания учащихся о понятии одушевлённость и неодушевлённость имён существительных;
Формировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; умение работать с текстом (осмысленно читать, делать выводы, сопоставлять имеющиеся знания с полученными); умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, группы.
Развивать коммуникативные навыки, критическое мышление.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления. Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые
Оборудование: раздаточный материал (см. Приложение).
План урока с хронометражем:
Мотивирование к учебной деятельности (3 мин.)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии. (5 мин.)
Формулировка учебной проблемы. (5 мин.)
Работа над новым материалом (6 мин.)
Первичное закрепление знаний (5 мин)
Пауза релаксации (3 мин)
Самостоятельная работа с проверкой (7 мин.)
Включение в систему знаний и повторение (7 мин.)
Рефлексия (4 мин.)
Ход урока:
1.Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель приветствует детей: «Доброе утро, ребята! Я желаю вам хорошего настроения и надеюсь, что мы с вами дружно и активно поработаем!» А вы умеете отгадывать загадки? Запишите ответы в тетрадки. Эти слова нам пригодятся, а для чего? Узнаете чуть позже! (ученики приветствуют)
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии.
(Класс отгадывает загадки (Приложение №1), записывая в тетради)
Учитель :Ребята, какие слова вы выписали?
(ученик зачитывает)
Учитель :Все эти слова какой части речи? Какие у неё признаки ?
(ученик со слабым владением русской речью рассказывает определение, используя раздаточный материал Приложение 2.
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ……. и отвечает на вопросы ………)
Учитель: Докажите на примере 1 из слов, что это слово является существительным. (Задание ученику, для которого русский язык родной)
(Книга – это сущ. Во – первых, это слово обозначает предмет; к нему задается вопрос что? Во-вторых, относится к жен. роду; в-третьих, слово книга склоняется : книга, книги, книгу, книге,
В-четвертых, изменяется по числам: книга –книги,
В-пятых, в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением
На парте лежит книга.
Следовательно, книга – это сущ.)
3.Формулировка учебной проблемы
Учитель: Ребята, а еще существительные бывают одушевленные и неодушевленные. (Вопрос ученику со слабым владением русской речью) Как мы их различаем?
(по вопросу КТО? ЧТО?)
Учитель: Ребята, а как задать вопрос к сущ. ДЕТВОРА? Мы спросим ЧТО? Но существительное ДЕТВОРА обозначает живых людей. Получается, что хоть это существительное и обозначает живое, но является неодушевленным. Также и существительное , обозначающие цветы, деревья. Они обозначают живое, но ни цветы, ни деревья не могут передвигаться. Части живого организма (рука, сердце, нога…) тоже неодушевленные. С древних времен люди считали живым только то, что бегает, прыгает, летает… Поэтому остальное закрепилось в нашем языке как неодушевленное.
4. Работа над новым материалом
Учитель: Посмотрите на картинку. Распределите существительные на две группы, задав вопрос КТО? Или ЧТО?
(у доски 1 ученик. Возможные слова
Одушевл. Неодушевл.
Девочка платье, лейка, вода, цветок, камень,
Котенок бант, фартук, ботинки, косынка)
Учитель: Ребята, таким образом мы выработали алгоритм
Одушевленность/ неодушевленность определяется по следующим показателям:
(класс изучает таблицу, слушает объяснение учителя)
| Одушевленные | Неодушевленные |
Вопрос | КТО? | ЧТО? |
Что обозначает | ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ | |
| ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ |
Формула | В.п. = Р.п. (во МН.ЧИСЛЕ) | В.п. = И.п. (во МН.ЧИСЛЕ) |
Примеры | И.п. ученики Р.п. учеников В.п. учеников | И.п. столы Р.п. столов В.п. столы |
Первичное закрепление знаний
Учитель: дополните ряды существительных своими примерами. Устно задайте вопрос КТО? или ЧТО?
Времена года: весна…..
Деревья: дуб…..
Насекомые: бабочка….
Домашние животные: кошка….
Рыбы: окунь…
Птицы: ворона….
(дети по очереди выходят к доске и записывают слово)
Пауза релаксации
Учитель: Немного отдохнем и поиграем. Встаньте. Я буду называть слово. Если существительное одушевленное, то поднимите руки вверх и хлопните в ладоши. Если неодушевленное, то присядьте.
Слова: девочка, рыба, дерево, машина, облако, роза, ель, жук, дом, вода, ученик.
Молодцы! Садитесь на места!
Самостоятельная работа с проверкой
(дети выполняют задание, а затем меняются тетрадями и происходит взаимопроверка. Два ученика читают вслух и объясняют)
Исправьте ошибки
Кто? Сын, парта, пчела, лещ, окно, берег.
Что? Стул, корова, воробей, синица, оса, доска, книга.
Включение в систему знаний и повторение
(Класс работает с текстом. Текст раздается на парту)
Учитель: Ребята, прослушайте текст.
С давних времен береза считается символом России. Почему же это дерево пользуется такой популярностью? Это одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Трудно представить русский пейзаж без кудрявой белоствольной красавицы-березки. Берёза любимое дерево всех русских людей. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. О березке пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки. С этим деревом связано много русских обрядов и поверий. Мила она русскому сердцу.
Изначально береза была символом плодородия и здоровья, а уже в следующие века она стала ассоциироваться с нежной и красивой девушкой, с женским началом.
Задание по тексту 1.
-Почему береза –символ России?
-Объясните знакомые орфограммы и пунктограммы.
Задание 2. Самостоятельная работа
- Выпишите из текста 1 – вариант: все существительные одушевлённые, 2 – вариант – существительные неодушевлённые.
Проверка по эталону (учитель открывает запись на доске )
Рефлексия
Учитель: Ребята, проверьте себя и оцените.
Устная работа
Парта, доска, учиться.
Красота, доброта, храбрый.
Чтение, пересказ, охранять.
Сестра Парта
Брат вода
Конь снег
Сегодня мы узнали о …
Я научился…
Мне было трудно…
Д/з Составьте небольшой рассказ «Поход». Над существительными надпишите одушевлен. или неодушевлен.
Список используемой литературы:
Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская, М., «Дрофа», 2007
Уроки русского языка в 5 классе. Поурочные планы по программе М. М. Разумовской, Волгоград, « Учитель», 2007
Н. М. Божко « Дидактический материал. Русский язык. Тематический дифференцированный контроль», Волгоград, «Учитель», 2008
Е.А.Быстрова, О.М. Александрова, О.В. Зеленова, Е.Е. Семенова Русский язык Учебник для 5 класса образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения под ред. Е.А. Быстровой. – 5-е изд.- М.: Дрофа, 2011.
Приложение№1.Загадки.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Течет-течет —
Не вытечет,
Бежит-бежит —
Не выбежит
(Река)
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
(Ёж)
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка.
Раньше всех встаёт, голосисто поёт.
(Петух)
У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот-нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз.
(Чайник)
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки на нее воют, -
А достать не могут.
(Луна)
Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро)
Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.
(Яблоко)
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня!
(Крапива)
Приложение №2
I. Тезис.
Слово … - имя существительное. Докажем это.
II. Доказательства:
Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)
Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).
В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .
В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч. (мн.ч.)
В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным.
В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).
III. Вывод:
- Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.
Приложение №3
| Одушевленные | Неодушевленные |
Вопрос | КТО? | ЧТО? |
Что обозначает | ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ |
ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ |
Формула | В.п. = Р.п. (во МН.ЧИСЛЕ) | В.п. = И.п. (во МН.ЧИСЛЕ) |
Примеры | И.п. ученики Р.п. учеников В.п. учеников | И.п. столы Р.п. столов В.п. столы |
Приложение №4
С давних времен береза считается символом России. Почему же это дерево пользуется такой популярностью? Это одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Трудно представить русский пейзаж без кудрявой белоствольной красавицы-березки. Берёза любимое дерево всех русских людей. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. О березке пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки. С этим деревом связано много русских обрядов и поверий. Мила она русскому сердцу.
Изначально береза была символом плодородия и здоровья, а уже в следующие века она стала ассоциироваться с нежной и красивой девушкой, с женским началом.
Приложение №5
Одушевлённые существительные (кто?) называют живые существа (людей, животных). Например: друг, царь, дети, зайчик, медведь,
Неодушевлённые существительные называют предметы, свойства, явления. Например: избушка, дом, ветер, газета.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:
Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) ______________________________________________________________________Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) ______________________________________________________________________
Сегодня на уроке научился (лась) лучше делать (что?) ______________________________________________________________________
Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) ______________________________________________________________________
Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ______________________________________________________________________
Осталось непонятным (что?) ___________________________