СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Одушевленные и неодушевленные существительные

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по теме "Одушевленные и неодушевленные существительные"

Просмотр содержимого документа
«Одушевленные и неодушевленные существительные»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛНАЯ ШКОЛА №96


РОССИЯ, НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛ, НИЖНИЙ НОВГОРОД





АНДРОНОВА ЕЛЕНА БОРИСОВНА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ И СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ




ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ


















ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Цели урока:

  1. Углубить знания учащихся о понятии одушевлённость и неодушевлённость имён существительных;

  2. Формировать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; умение работать с текстом (осмысленно читать, делать выводы, сопоставлять имеющиеся знания с полученными); умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, группы.

  3. Развивать коммуникативные навыки, критическое мышление.


Планируемые результаты:

учащиеся научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; понимать их роль в речи; объяснять языковые явления. Распознают имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Оборудование: раздаточный материал (см. Приложение).

План урока с хронометражем:

  1. Мотивирование к учебной деятельности (3 мин.)

  2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии. (5 мин.)

  3. Формулировка учебной проблемы. (5 мин.)

  4. Работа над новым материалом (6 мин.)

  5. Первичное закрепление знаний (5 мин)

  6. Пауза релаксации (3 мин)

  7. Самостоятельная работа с проверкой (7 мин.)

  8. Включение в систему знаний и повторение (7 мин.)

  9. Рефлексия (4 мин.)


Ход урока:

1.Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель приветствует детей: «Доброе утро, ребята! Я желаю вам хорошего настроения и надеюсь, что мы с вами дружно и активно поработаем!» А вы умеете отгадывать загадки? Запишите ответы в тетрадки. Эти слова нам пригодятся, а для чего? Узнаете чуть позже! (ученики приветствуют)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном учебном действии.

(Класс отгадывает загадки (Приложение №1), записывая в тетради)

Учитель :Ребята, какие слова вы выписали?

(ученик зачитывает)

Учитель :Все эти слова какой части речи? Какие у неё признаки ?

(ученик со слабым владением русской речью рассказывает определение, используя раздаточный материал Приложение 2.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает ……. и отвечает на вопросы ………)

Учитель: Докажите на примере 1 из слов, что это слово является существительным. (Задание ученику, для которого русский язык родной)

(Книга – это сущ. Во – первых, это слово обозначает предмет; к нему задается вопрос что? Во-вторых, относится к жен. роду; в-третьих, слово книга склоняется : книга, книги, книгу, книге,

В-четвертых, изменяется по числам: книга –книги,

В-пятых, в предложении чаще всего бывает подлежащим или дополнением

На парте лежит книга.

Следовательно, книга – это сущ.)

3.Формулировка учебной проблемы

Учитель: Ребята, а еще существительные бывают одушевленные и неодушевленные. (Вопрос ученику со слабым владением русской речью) Как мы их различаем?

(по вопросу КТО? ЧТО?)

Учитель: Ребята, а как задать вопрос к сущ. ДЕТВОРА? Мы спросим ЧТО? Но существительное ДЕТВОРА обозначает живых людей. Получается, что хоть это существительное и обозначает живое, но является неодушевленным. Также и существительное , обозначающие цветы, деревья. Они обозначают живое, но ни цветы, ни деревья не могут передвигаться. Части живого организма (рука, сердце, нога…) тоже неодушевленные. С древних времен люди считали живым только то, что бегает, прыгает, летает… Поэтому остальное закрепилось в нашем языке как неодушевленное.

4. Работа над новым материалом



Учитель: Посмотрите на картинку. Распределите существительные на две группы, задав вопрос КТО? Или ЧТО?

(у доски 1 ученик. Возможные слова

Одушевл. Неодушевл.

Девочка платье, лейка, вода, цветок, камень,

Котенок бант, фартук, ботинки, косынка)

Учитель: Ребята, таким образом мы выработали алгоритм

Одушевленность/ неодушевленность определяется по следующим показателям:

  • Вопрос

  • Значение

  • Совпадение падежных окончаний

(класс изучает таблицу, слушает объяснение учителя)


Одушевленные

Неодушевленные

Вопрос

КТО?

ЧТО?

Что обозначает

ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ



ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Формула

В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

Примеры

И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников

И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы



  1. Первичное закрепление знаний

Учитель: дополните ряды существительных своими примерами. Устно задайте вопрос КТО? или ЧТО?

Времена года: весна…..

Деревья: дуб…..

Насекомые: бабочка….

Домашние животные: кошка….

Рыбы: окунь…

Птицы: ворона….

(дети по очереди выходят к доске и записывают слово)

  1. Пауза релаксации

Учитель: Немного отдохнем и поиграем. Встаньте. Я буду называть слово. Если существительное одушевленное, то поднимите руки вверх и хлопните в ладоши. Если неодушевленное, то присядьте.

Слова: девочка, рыба, дерево, машина, облако, роза, ель, жук, дом, вода, ученик.

Молодцы! Садитесь на места!

  1. Самостоятельная работа с проверкой

(дети выполняют задание, а затем меняются тетрадями и происходит взаимопроверка. Два ученика читают вслух и объясняют)

Исправьте ошибки

Кто? Сын, парта, пчела, лещ, окно, берег.

Что? Стул, корова, воробей, синица, оса, доска, книга.

  1. Включение в систему знаний и повторение

(Класс работает с текстом. Текст раздается на парту)

Учитель: Ребята, прослушайте текст.

С давних времен береза считается символом России. Почему же это дерево пользуется такой популярностью? Это одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Трудно представить русский пейзаж без кудрявой белоствольной красавицы-березки. Берёза любимое дерево всех русских людей. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. О березке пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки. С этим деревом связано много русских обрядов и поверий. Мила она русскому сердцу.

Изначально береза была символом плодородия и здоровья, а уже в следующие века она стала ассоциироваться с нежной и красивой девушкой, с женским началом. 


Задание по тексту 1.

-Почему береза –символ России?

-Объясните знакомые орфограммы и пунктограммы.

Задание 2. Самостоятельная работа

- Выпишите из текста 1 – вариант: все существительные одушевлённые, 2 – вариант – существительные неодушевлённые.

Проверка по эталону (учитель открывает запись на доске )

  1. Рефлексия

Учитель: Ребята, проверьте себя и оцените.

Устная работа

  • «3-е лишнее»

Парта, доска, учиться.

Красота, доброта, храбрый.

Чтение, пересказ, охранять.

  • Что общего у слов каждого столбика?

Сестра Парта

Брат вода

Конь снег

  • «Закончи предложение»

  1. Сегодня мы узнали о …

  2. Я научился…

  3. Мне было трудно…


Д/з Составьте небольшой рассказ «Поход». Над существительными надпишите одушевлен. или неодушевлен.


Список используемой литературы:

Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ М. М. Разумовская, М., «Дрофа», 2007

Уроки русского языка в 5 классе. Поурочные планы по программе М. М. Разумовской, Волгоград, « Учитель», 2007

Н. М. Божко « Дидактический материал. Русский язык. Тематический дифференцированный контроль», Волгоград, «Учитель», 2008

Е.А.Быстрова, О.М. Александрова, О.В. Зеленова, Е.Е. Семенова Русский язык Учебник для 5 класса образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения под ред. Е.А. Быстровой. – 5-е изд.- М.: Дрофа, 2011.





















Приложение№1.Загадки.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.

(Белка)

Течет-течет —
Не вытечет,
Бежит-бежит —
Не выбежит

(Река)

Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.

(Ёж)

Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка.
Раньше всех встаёт, голосисто поёт.

(Петух)

У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот-нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз.

(Чайник)

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице.

(Морковь)

Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки на нее воют, -
А достать не могут.

(Луна)

Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.

(Метро)

Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.

(Яблоко)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы?

(Белка)

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.

(Цапля)

Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня!

(Крапива)

 

 

Приложение №2

I. Тезис.

Слово … - имя существительное. Докажем это.

II. Доказательства:

  1. Во-первых, оно обозначает предмет, т.к. к нему можно задать вопрос что? (кто?)

  2. Во-вторых, слово … относится к одному из трех родов, а именно к … : (примеры).

  3. В-третьих, слово … склоняется, т.е. изменяется по падежам: … .

  4. В-четвертых, изменяется по числам: ед.ч. (мн.ч.)

  5. В-пятых, в словосочетании с прилагательным слово … является главным.

  6. В-шестых, в предложении слово … бывает чаще всего подлежащим или дополнением, но может быть и обстоятельством, сказуемым, определением (примеры).

III. Вывод:

- Следовательно, мы доказали, что слово … - имя существительное, так как обладает всеми признаками данной части речи.


Приложение №3


Одушевленные

Неодушевленные

Вопрос

КТО?

ЧТО?

Что обозначает

ОБОЗНАЧАЮТ НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ

ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Формула

В.п. = Р.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

В.п. = И.п.
(во МН.ЧИСЛЕ)

Примеры

И.п. ученики
Р.п. учеников
В.п. учеников

И.п. столы
Р.п. столов
В.п. столы


Приложение №4

С давних времен береза считается символом России. Почему же это дерево пользуется такой популярностью? Это одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Трудно представить русский пейзаж без кудрявой белоствольной красавицы-березки. Берёза любимое дерево всех русских людей. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. О березке пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки. С этим деревом связано много русских обрядов и поверий. Мила она русскому сердцу.

Изначально береза была символом плодородия и здоровья, а уже в следующие века она стала ассоциироваться с нежной и красивой девушкой, с женским началом. 



Приложение №5

Одушевлённые существительные (кто?) называют живые существа (людей, животных). Например: друг, царь, дети, зайчик, медведь,

Неодушевлённые существительные называют предметы, свойства, явления. Например: избушка, дом, ветер, газета.


Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:

  1. Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) ______________________________________________________________________Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) ______________________________________________________________________

  2. Сегодня на уроке научился (лась)  лучше делать (что?) ______________________________________________________________________

  3. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) ______________________________________________________________________

  4. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ______________________________________________________________________

  5. Осталось непонятным (что?) ___________________________



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!