СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мир «тёмного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мир «тёмного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза».»

Тема: Мир «тёмного царства» в драме А.Н. Островского «Гроза».

Цели урока:

Образовательная: выработать у школьников навык характеристики литературного героя, рассмотреть образы Дикого и Кабанихи, выявить их основные черты.

Воспитательная: воспитывать у учащихся стремление достойно противостоять жизненным ситуациям, воспитывать уважение к окружающим.

Развивающая: развивать умение выделять главное в изучаемом материале, отвечать на вопросы учителя, анализировать текст.

План урока:

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя.

3.Чтение и анализ текста.

4.Итог урока.

5.Задание на дом.

Литература: Учебник для СПО Литература под.ред. Г.А. Обернихиной

Оборудование: портрет писателя, текст пьесы.

Ход урока

1.Оргмомент

2.Вступительное слово учителя

- На прошлом уроке мы с вами начали изучение пьесы А. Н. Островского «Гроза». Познакомились с местом действия, городом Калиновым, его жителями, узнали, кто же является истинными хозяевами города. Очевидно, что всех действующих лиц драмы, как и во многих пьесах Островского, можно подразделить на «самодуров» и «жертв».

Но и внутри этих двух основных категорий свои разновидности.

Тема нашего сегодняшнего урока – «Мир «тёмного царства». Каким вы представляете себе этот мир?

(Мрачный, чуждый всему новому, не принимающий новых веяний, не развивающийся)

- Кто из героев придерживается старых порядков, не даёт развиваться городу?

(Дикой и Кабаниха)

- И сегодня на уроке мы подробно рассмотрим этих персонажей, узнаем их характер, увидим их основной интерес, влияние на других людей, а также выясним похожи ли они друг на друга.

3.Чтение и анализ текста

- Переходим к анализу текста.

- Что представляет собой Дикой? Принимает ли он участие в судьбе Катерины? Почему именно от Дикого зависит исход судьбы главной героини пьесы? - таков круг проблем.

Дикой – в северных районах имеет обозначение «глупый», «шальной», «малодушный», «сумасшедший».

Дикой – богатый купец, но очень жадный и грубый, перед ним дрожат почти все жители города Калинова. Ему ничего не стоит обругать человека, оскорбить. Шапкин говорит о Диком: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать ещё! Ни за что человека оборвёт» (д. 1-е, явл.1-е)

Дикой никого не уважает, издевается даже над своими домашними, частенько срывает на них своё зло. Домашние тоже избегают его, особенно, когда Дикого «обидит такой человек, которого он обругать не смеет» (д. 1-е,явл.3-е). Савел Прокофьич очень богат, на него многие работают, но когда приходит время платить, Дикой отдаёт деньги очень неохотно, либо же вообще не отдаёт.

- Понимает ли это сам Дикой?

(«Понимаю я это; да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а всё добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает; ну и в те поры ни за что обругаю человека» (д. 3-е, явл.2-е)

- О чём это свидетельствует?

( Это говорит о жадности, Дикой не владеет собой, когда речь идёт о деньгах, следовательно, именно деньги являются основным его интересом)

- Способен ли кто-нибудь остановить Дикого?

(Пока никто не может остановить Дикого, потому что все его боятся, а для городских властей Дикой – свой человек. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься» - говорит ему Кабаниха (д.3-е, явл.2-е)

- Как вы думаете, почему Дикой кричит?

(Крик – это желание сохранить покорность, Дикой считает, что ему все должны покоряться, он любит это покорство, что говорит о невежестве Дикого)

- Таким образом, мы видим, что Дикой – типичный самодур, он действует сугубо по своей прихоти, не считаясь с другими. Добролюбов верно заметил, что «самодур всё силится доказать, что ему никто не указ и что он захочет, то и сделает».

- И только к Кабановой Дикой относится иначе, только она умеет его «разговорить».

- Что же представляет собой Кабанова? Случайно ли её имя Марфа? ( Властная).

Кабаниха – дикая свинья, отличается свирепостью нрава.

Кабанова – защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев. Ей кажется, что дети стали выходить из повиновения родителей: «Я давно вижу, что вам воли хочется» (д. 1-е, явл.5-е)

От своих детей Кабаниха тоже требует выполнения всех обрядов, считает, что без них нельзя жить. Её злит то, что молодые люди не знают этих обрядов, думает, что всё держится на старших: «Хорошо ещё у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы…Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж не знаю» (д. 2-е, явл.6-е)

- Почему Кабаниха так боится нововведений? (Кабаниха боится, что её перестанут почитать, что её власть закончится, когда рухнет старый мир, а в новом она себе места уже не найдёт)

- На какой основе должны строиться семейные отношения, по мнению Кабанихи? Как она относится к своей семье?

(Кабаниха считает, что основой семейных отношений должен быть страх, а не взаимная любовь и уважение. Она говорит Тихону: «Как зачем бояться! Да ты рехнулся что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же после этого порядок-то в доме будет?» (д.1-е, явл.2-е). Перед отъездом Тихона Кабаниха «точит его, как ржа железо», «уму-разуму учит», потому что «у неё всё сердце изноет, что он на воле гуляет» (д.2-е, явл.2-е).

- Всё это Кабаниха делает под маской благочестия. Как называет её Кулигин?

(Ханжа). Кто такая «ханжа»? (Ханжа – лицемер, прикрывающийся показной добродетельностью, набожностью)

- Итак, мы видим, что и Дикой и Кабаниха страшны в своей невежественности.

- Что их объединяет и что различает? Сопоставьте монологи самих героев, выявите характеристики, которые им дают второстепенные персонажи. (Выдвижение гипотез и их запись на доске).

(Дикого и Кабаниху объединяет деспотизм, суеверие, невежество, бессердечие, вера в незыблемость старых домостроевских устоев. Различие состоит в том, что Кабаниха хитрее Дикого, она прикрывает своё самодурство, прячется за Бога, Кабанова не ругается бранными словами, но каким издевательством веет от её «ласковых» слов: «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу» (д.1-е, явл.5-е). Таким образом, складывается впечатление, что Кабаниха «самодурствует» во имя своих «идеалов» (формальное исполнение традиционного уклада, по-ханжески понятое «благочестие»), а Дикой делает это, чтобы показать свою власть над слабым, ради денег и личной выгоды.

- Докажите, что Дикой и Кабаниха – два разных социально-психологических типа. (Кабаниха воплощает в себе патриархальный тип русского провинциального купечества, а Дикой – «современный»: власть денег и грубой силы. В сюжете их роль похожа: это представители старшего поколения, преследующие молодых, мешающие им достичь своего счастья. Но посколько центральный характер - Катерина, то главный герой-антагонист – это Кабаниха. Именно она говорит от лица того социума, который Добролюбов называет «тёмным царством». Дикой – герой комедийного типа (недаром у него ярко выраженная «говорящая» фамилия), а в характере Кабанихи есть драматическое начало).

- В ходе работы составляется словарь нравственно-психологических понятий, характеризующих мир Дикого и Кабанихи: власть денег, уверенность в своей силе и правоте, защита старых традиций, неуважение к человеку, невежество, ханжество. (Составление таких словарей помогает лучше понять психологию героев).

- Именно Дикой и Кабаниха поддерживают нравы, от которых гибнет всё живое.

Какие это нравы?

(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда вам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путём не разочтёт. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, - говорит, - Савел Прокофьич, рассчитай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно и мне хорошо!» Вот так, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из-за корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нём нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнётся у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там их и ждут, да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а они ещё и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, - говорит, - потрачусь, да уж и ему станет в копейку» (д.1-е, явл.3-е)

- Здесь нет ничего человеческого, нет честности, доброты, люди думают только о себе, о своей наживе. Такие нравы, как мы уже сказали, поддерживаются Диким и Кабанихой, потому что сам по себе «застой» невозможен, он должен кем-то поддерживаться.

- Можно ли нормально жить в городе с такими нравами?

(В городе с такими нравами нормально жить нельзя, потому что личность фактически уничтожается. Матушка Бориса уезжает, потому что «уж очень ей дико казалось», Катерина, сравнивая свою жизнь в родном доме и в доме Кабанихи, говорит: «…Да здесь всё как будто из-под неволи» (д.1-е, явл.7-е)).

- В драме есть ещё один персонаж – Феклуша. Можно ли её отнести к представителям «тёмного царства»? Почему?

(К представителям «тёмного царства» Феклушу непосредственно отнести нельзя, но она поддерживает Дикого и Кабаниху, также не принимает ничего нового).

- Феклуша рассказывает различные небылицы, а Глаша ей верит. Почему? (Этот факт тоже является доказательством, что жизнь в городе Калинове замерла, новые веяния до него не доходят).

- Посмотрите, кто из героев попадает под влияние Дикого и Кабанихи? Как это влияние на них сказывается?

(Борис – покорный племянник, подчиняется дяде, не может пойти против, безволен; Тихон – покорный сын, боится жить своим умом, перечить «маменьке», зато на воле он уходит в загул; Варвара – дочь Кабанихи, научилась обманывать; Катерина – пытается противостоять, но ей сложно бороться, и она гибнет; Кудряш – смел только внешне; Кулигин – не может полностью себя проявить, ему не хватает денег для науки, он покоряется Дикому).

4.Итог урока

- Таким образом, вся жизнь в городе Калинове основана на привычных устоях. Это цепляние за старое, устоявшееся – страшный тормоз в развитии не только города, но и государства. Последствия этого страшны и непредсказуемы. Это прежде всего бьёт по человеку, либо отупляя его, превращая его в бездумного исполнителя, либо заставляя его ловчить и приспосабливаться, либо вызывая в нём чувство протеста.

- Итак, кто, по вашему мнению, страшнее? Дикой или Кабаниха? Почему? (Вопрос открыт)

5.Задание на дом

Работа по группам. Охарактеризовать по плану: что представляет собой герой, как он живёт, как приспособился к жизни в «тёмном царстве».

1)Кулигина;

2)Кудряша;

3)Варвару;

4)Бориса;

6)Тихон




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!