СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Митохондрии. Пластиды.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Митохондрии. Пластиды.»

План-конспект открытого урока по биологии в 10 «1» классе

Дата проведения: 05.10.2018г.


Провел учитель биологии Гаджимурадова Сапият Джамалутдиновна


Тема: Митохондрии. Пластиды.


Цель: Организовать деятельность учащихся и сформировать знания о митохондриях и пластидах, а также их функциях в жизнедеятельности клетки.

Задачи:

  • образовательные:

  • расширить кругозор знаний учащихся о типах строения клеток;

  • сформировать знания учащихся об основных частях и органоидах клетки (митохондрии и пластиды) и выполняемых ими функциях;

  • выработать умения находить органоиды на таблицах и рассказывать об их строении и функциях.

  • развивающие:

  • продолжить развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся;

  • продолжить развивать учебно – интеллектуальные умения: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи).

  • воспитательные:

  • развивать коммуникативность учащихся через совместную работу;

  • воспитывать умения слушать и анализировать.


Вид урока: урок усвоения новых знаний.

Тип урока: интегрированный.

Методы урока: словесные, наглядные.

Оборудование: учебное пособие 10 класса под редакцией Н. Д. Лисова; ноутбук, видеопроектор.


План урока:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

  1. Приветствие;

  2. Проверка готовности кабинета и класса к уроку;

  3. Проверка отсутствующих;

  4. Актуализация опорных знаний;

  5. Объявление учащимся темы и цели занятия.

  1. Операционно-познавательный этап.

  1. Изучение нового материала;

  2. Закрепление нового материала.

  1. Оценочно-рефлексивный этап.

  1. Рефлексия;

  2. Домашнее задание.







ХОД УРОКА

  1. Ориентировочно-мотивационный этап.

  1. Приветствие.

  2. Проверка готовности кабинета и класса к уроку.

  3. Проверка отсутствующих.

  4. Актуализация опорных знаний (устный опрос).

  1. Вакуоли – это … (Ответ: крупные мембранные пузырьки или полости в цитоплазме, заполненные преимущественно водным содержимым.);

  2. Где образуются вакуоли? (Ответ: вакуоли образуются из пузырьков комплекса Гольджи);

  3. Вакуоли заполнены … (Ответ: клеточным соком);

  4. Чем представлен клеточный сок вакуолей? (Ответ: водный раствор различных органических и неорганических веществ);

  5. Антоцианы – это … (Ответ: пигменты придающие клеточному соку растений пурпурный, красный и фиолетовый цвета);

  6. Какую функцию выполняют сократительные вакуоли? (Ответ: служат для осмотической регуляции у одноклеточных пресноводных протистов, так как в их клетки путем осмоса непрерывно поступает вода из окружающей среды (концентрация солей в речной или озерной воде значительно ниже, чем в клетках протистов).


  1. Объявления учащимся темы и цели занятия.


  1. Операционно-познавательный этап.

  1. Изучение нового материала.


(СЛАЙД 1) Тема: Митохондрии. Пластиды.


(СЛАЙД 2) Митохондрии.









К двумембранным органеллам клетки относятся митохондрии и пластиды.

Митохондрии (от греч. митос — нить, хондрион — зерно) — органоиды клетки, участвующие в процессе клеточного дыхания и обеспечивающие клетку энергией в виде АТФ (т. е. в такой форме, в которой энергия доступна для использования организмом). Митохондрии встречаются во всех эукариотических клетках. Количество митохондрий в клетке варьирует от нескольких единиц (сперматозоиды, одноклеточные протесты) до тысяч. Особенно много митохондрий в тех клетках, которые нуждаются в большом количестве энергии (мышечные клетки, клетки печени). В клетках зеленых растений митохондрий меньше, чем в клетках животных, поскольку их функции (синтез АТФ) частично выполняют хлоропласты.

Митохондрии чаще всего имеют вид округлых телец, палочек, нитей. Они образованы двумя мембранами — наружной и внутренней. Наружная мембрана гладкая, она отделяет митохондрии от гиалоплазмы. Внутренняя мембрана образует выпячивания внутрь митохондрий в виде трубчатых или гребенчатых образований — крист, за счет чего образуется большая общая_ловерхность. На кристах располагаются ферменты, в том числе переносчики электронов и протонов. Наружная мембрана отличается высокой проницаемостью для различных веществ. Внутренняя мембрана менее проницаема.

Между наружной и внутренней мембранами митохондрий находится так называемое перимитохондриальное пространство.

Внутреннее пространство митохондрий заполнено полужидким веществом — матриксом. В нем содержатся различные белки, в том числе ферменты, ДНК (кольцевые молекулы), все типы РНК, аминокислоты, ряд витаминов, рибосомы, гранулы, образованные солями кальция и магния. ДНК обеспечивает некоторую генетическую автономность митохондрий, хотя в целом их работа координируется ДНК ядра.

На поверхности внутренней мембраны митохондрии имеются грибовидные образования — АТФ-сомы. В них содержится комплекс ферментов, необходимых для синтеза АТФ.

Функция митохондрий — синтез АТФ, происходящий за счет энергии, высвобождающейся при окислении органических соединений. При этом начальные этапы этого процесса происходят в матриксе, а последующие — на внутренней мембране.

Митохондрии в клетке постоянно обновляются. Например, в клетках печени продолжительность жизни митохондрий составляет около 10 дней. Увеличение количества митохондрий в клетке происходит путем их деления.

Пластиды (от греч. пластидес — создающие, образующие) — органоиды клеток растений и фототрофных протистов. Для растений характерно три вида пластид: хлоропласты, хромопласты и лейкопласты.


(СЛАЙД 3) Строение хлоропласта.











Хлоропласты (от греч. хлорос — зеленый) — органоиды, осуществляющие фотосинтез. Они имеют зеленый цвет, что обусловлено присутствием в них светочувствительных пигментов — хлорофиллов а и b. Хлоропласты содержат также вспомогательные пигменты — каротиноиды (оранжевые, желтые либо красные). В одной клетке листа может находиться 15—20 и более хлоропластов, а у некоторых водорослей — лишь 1—2 гигантских хлоропласта различной формы (вспомните строение хламидомонады, хлореллы или спирогиры).

(СЛАЙД 4) Хламидомонада, хлорелла, спиогира.











Хлоропласты — это тельца, имеющие форму двояковыпуклой линзы. Как и митохондрии, хлоропласты образованы двумя мембранами. Наружная мембрана ограничивает хлоропласт. Внутренняя мембрана образует уплощенные замкнутые дисковидные образования — тилакоиды. Несколько таких тилакоидов, лежащих друг над другом, образуют грану.

В мембранах тилакоидов расположены светочувствительные пигменты, а также переносчики электронов и протонов, которые участвуют в поглощении и преобразовании энергии света.

Между наружной и внутренней мембранами хлоропластов имеется небольшое пространство.

Внутренняя среда хлоропласта — строма (матрикс). В ней содержатся белки, липиды, ДНК (кольцевые молекулы), РНК, рибосомы и запасные вещества (липиды, зерна крахмала), а также ферменты, участвующие в фиксации углекислого газа.

Основная функция хлоропластов — осуществление фотосинтеза. Кроме того, в них происходит синтез АТФ, некоторых липидов, белков тилакоидов и ферментов, катализирующих реакции фотосинтеза. Как и митохондрии, хлоропласты могут делиться, благодаря чему их количество в клетке увеличивается.


(СЛАЙД 5) Строение лейкопласта.









Лейкопласты (от греч. лейкос — белый) — бесцветные пластиды — не имеют гран и не содержат пигментов. В них откладываются запасные питательные вещества — крахмал, белки, жиры. В матриксе лейкопластов содержатся ДНК, рибосомы, а также ферменты, обеспечивающие синтез и расщепление запасных веществ (крахмала, белков и др.). Некоторые лейкопласты могут быть полностью заполнены крахмалом. Такие лейкопласты называются крахмальными зе р н а м и.


(СЛАЙД 6) Местонахождение и функции пластидов.

Хромопласты (от греч. хроматос — краска) отличаются от других пластид своеобразной формой и окраской. Они бывают дисковидными, серповидными, ромбическими, пирамидальными.

Хромопласты содержат пигменты каротиноиды, которые придают им желтую, оранжевую и красную окраску.

Присутствием этих пигментов в хромопластах объясняется окраска плодов томатов, рябины, ландыша, шиповника, корнеплодов моркови. Внутренняя система мембран в хромопластах отсутствует. Необходимо отметить, что в одной клетке могут содержаться пластиды только одного типа.

Пластиды разных типов имеют общее происхождение: все они возникают из первичных пластид образовательной ткани, имеющих вид мелких (до 1 мкм) пузырьков. Пластиды одного типа могут превращаться в пластиды другого. Так, на свету в первичных пластидах формируется внутренняя мембранная система, синтезируется хлорофилл, и они превращаются в хлоропласты. Это же характерно и для лейкопластов, которые могут превращаться в хлоропласты или хромопласты. Например, клубни картофеля, в клетках которых в большом количестве содержатся лейкопласты, на свету приобретают зеленую. Хромопласты в клетках мякоти окраску. При старении листьев, созревании зрелых плодов плодов в хлоропластах разрушается хлорофилл и внутренняя мембранная система, и они превращаются в хромопласты. Однако хромопласты никогда не превращаются в пластиды других типов, так как являются конечным этапом развития пластид.



(СЛАЙД 7) Закрепление изученного материала.

  1. Закрепление изученного материала.

  1. Дайте определения понятиям:

а) Митохондрии – это … (Ответ: органоиды клетки, участвующие в процессе клеточного дыхания и обеспечивающие клетку энергией в виде АТФ);

б) Кристы – это … (Ответ: трубчатые или гребенчатые образование в митохондриях);

в) Матрикс – это … (Ответ: полужидкое вещество, которым заполнено внутреннее пространство митохондрий);

г) АТФ-сомы – это … (Ответ: грибовидные образование на поверхности внутренней мембраны митохондрий);

д) Лейкопласты – это … (Ответ: бесцветные пластиды, не имеющие гран и не содержащие пигментов).



  1. Оценочно-рефлексивный этап.

(СЛАЙД 8) Рефлексия.

  1. Рефлексия.

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…


(СЛАЙД 9) Домашнее задание.


  1. Домашнее задание.

§18. Ответить на вопросы после параграфа. Подготовиться к биологическому диктанту.



Литература:

  1. Общая биология: Учебное пособие для 10 кл. с углубленным изучением биологии/ Н.А. Лемеза, Л.В. Камлюк, Н.Д, Лисов. Под ред. Н.Д.Лисова. –Мн.: Народная асвета, 1998. – 366 с.

  2. Биология: Учеб. Пособие для 10-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения/ Н.Д. Лисов и [др.]; под ред. Н.Д.Ли сова. – 2-е изд., перераб. – Минск: Народная асвета, 2009. – 230 с.

  3. Общая биология 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений \ А.А. Каменский, Е. А. Криксунов – 2-е изд. Стереотип.- М. : Дрофа, 2006. – 367.

  4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу “Общая биология” 9 кл.; 10-11 кл – М.:Изд. НЦ ЭНАС, 2004.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!