Урок по теме: «Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.»
Цель: Создать условия для освоения новых знаний о строении и функциях органоидов клетки.
Задачи урока:
Образовательные – продолжить формирование у учащихся представления о строении органоидов эукариотической клетки на основе характеристики двумембранных органоидов (митохондрий и пластид);
- убедить учащихся в том, что каждый органоид выполняет в клетке особые функции и поэтому является незаменимым.
Воспитательные - воспитывать всесторонне развитую, компетентную личность через использование знаний основных понятий цитологии для
объяснения клеточного уровня организации живой материи и положений клеточной теории;
- содействовать формированию научного мировоззрения учащихся на основе познаваемости и общности законов живой природы;
-воспитывать толерантность при работе в группе, умение слушать друг друга и осуществлять взаимодействие.
Развивающие – развивать общеучебные умения и навыки учащихся – работы с текстом, анализа и синтеза информации;
- развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии;
- развивать у учащихся умения сравнивать строение различных клеточных структур, аргументировано объяснять причины их сходства и различия;
Тип урока: комбинированный с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point.
Методы и методические приемы: частично-поисковые, объяснение, фронтальная беседа, постановка проблемных вопросов и заданий, работа с текстом учебника.
Форма организации учебной деятельности: групповая работа, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: УМК, авторы А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9класс.» компьютер, проектор, дидактический материал для проверки знаний, позеленевшие клубни картофеля, осенние листья растений, комнатное растение – Герань зональная.
Структура урока:
Орг.момент (до 3 мин.)
Целеполагание и мотивация ( до 2 мин.)
Проверка д/з ( до 8 мин.)
Организационно - деятельностный этап ( до 17 мин.)
Включение нового знания в систему знаний (до 5 мин.)
Рефлексивно-оценочный этап (до 3мин)
Д/з (1-2 мин).
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность ученика |
1.Организационный момент | Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность, помогает с определением групп. | Готовятся к работе, организуют рабочее место. |
2. Целеполагание и мотивация | -Изучая клеточный уровень, мы ознакомились со многими органоидами. Давайте вспомним какими, для этого решим кроссворд. По вертикали у вас должно получиться слово, обозначающее еще один органоид. | | | | | | | к | Л | е | т | к | а | | | | | | | | | | | | ц | И | т | о | п | л | а | з | м | а | ф | а | г | о | ц | и | т | о | З | | | | | | | | | | | | | | я | д | р | О | | | | | | | | | | | | | р | и | б | о | С | о | м | ы | | | | | | | | | | | | | Г | О | л | ь | д | ж | и | | | | | | | | | | | | М | е | м | б | р | а | н | а | | х | р | о | м | о | с | о | м | Ы | | | | | | | | | -Давайте проверим слова по порядку. Ключевое слово? -Скажите, мы изучали с вами этот органоид? А теперь составьте слова из букв выделенных красным и синим цветом. Что у вас получилось? А эти части клетки мы изучали? Используя названия органоидов, подумайте и сформулируйте тему урока. Что мы уже знаем и чего не знаем по этой теме? Что нам необходимо узнать? Записывает на доске. Расставьте цифры напротив вопросов – получился план работы | Решают кроссворд, записывают ответы. 1.Элементарная единица жизни на Земле. 2.Внутреннее полужидкое содержимое клетки. 3.Активный захват клеткой твердых частиц. 4.Важнейшая часть клетки, координирующая ее жизнедеятельность. 5.Шарообразные структуры, участвующие в синтезе белка. 6.Фамилия ученого, в честь которого клеточный органоид получил свое название 7.Структура, отделяющая клетку от внешней среды. 8.Плотные образования, состоящие из хроматина и белков. Озвучивают ответы. Ключевое слово «лизосомы» Отвечают на вопросы. -Нет. -Митохондрии, пластиды. -Нет. Самостоятельно формулируют тему, записывают ее в тетрадь. «Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.» Ставят цели совместно с учителем: 1.Каково строение лизосом, пластид и митохондрий? 2.Какие функции они выполняют в клетке? 3.Как мы можем использовать полученные знания? |
3.Проверка домашнего задания | Чтобы перейти к изучению нового материала, вспомним, какие органоиды есть в клетке, и какие функции они выполняют. Выполним проверочную работу. Вариант1. При выполнении заданий (А1–А5) выберите один правильный ответ: А1. Комплекс Гольджи в клетке можно распознать по наличию в нём: а. Полостей и цистерн с пузырьками на концах б. Разветвлённой системе канальцев в. Двух мембран, складок на внутренней мембране г. Двух мембран, окружающих множество гран А2. Рибосомы представляют собой: а. Комплекс микротрубочек б. Два мембранных цилиндра в. Комплекс двух округлых мембранных телец г. Две немембранные субъединицы грибовидной формы А3. Какую функцию НЕ выполняют в клетке эндоплазматическая сеть: а. Синтез жиров б. Накопление белков в. Установление связи между органоидами г. Синтез молекул АТФ А4. Ядро в клетке можно распознать по: а. Наличию в нём хромосом б. Наличию в нём митохондрий в. Расположению на его мембранах рибосом г. Наличию в нём эндоплазматической сети А5. Какую функцию выполняют в клетке шероховатая эндоплазматическая сеть: а. Синтез жиров б. Синтез белков в. Синтез молекул АТФ Вариант2. При выполнении заданий (А1–А5) выберите один правильный ответ: А1. Эндоплазматическую сеть можно узнать в клетке по: а. Системе связанных между собой полостей с пузырьками на концах б. Множеству расположенных на ней гран в. Системе связанных между собой разветвлённых канальцев г. Многочисленным складкам на внутренней мембране А2. Органоид клетки, на котором располагаются рибосомы: а. Плазматическую мембрану б. Эндоплазматическую сеть в. Комплекс Гольджи г. Митохондрии А3. Аппарат Гольджи выполняет следующие функции: а. Только транспортная б. Упаковка веществ, их транспортировка в. Только синтез веществ г. Энергетическая и выделительная А4. В процессе синтеза белков непосредственное участие принимают: а. лизосомы б. рибосомы в. центриоли г. митохондрии А5. Организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра, митохондрий, аппарата Гольджи относят к группе: а. Прокариот б. Эукариот в. Водорослей г. Простейших Поменяйтесь работами, проверьте их по ключу, поставьте оценку. | Выполняют работу Вариант1. 1-а 2-г 3-г 4-а 5-б Вариант2 1-в 2-б 3-б 4-б 5-а Обмениваются работами, поверяют по ключу, выставляют оценку, в соответствии с предложенными критериями. «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и больше ошибок |
4. Организационно – деятельный этап | С целью актуализации знаний и подготовки к восприятию материала по теме учитель создает проблемную ситуацию. -Мы знаем, что клетки отличаются друг от друга размерами, формой, строением, количеством органоидов. Например: В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. -Чтобы правильно и полно ответить на этот вопрос, мы должны изучить их строение и функции как мы это и отметили. Для изучения нового материала организуем работу в группах. 1группа. 1.На электронных фотографиях определите лизосомы. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64) 2.Ответьте на вопрос: Что будет, если лизосома в одной из клеток внезапно разрушится? 2группа. 1.На электронных фотографиях определите митохондрии. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64) 2.Ответьте на вопрос: Почему митохондрии содержат собственную ДНК? 3группа. 1.На электронных фотографиях определите хлоропласты. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64) 2.Ответьте на вопрос: Почему граны в хлоропластах расположены в шахматном порядке? 4группа. 1.На электронных фотографиях определите хромопласты. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64) 2.Ответьте на вопрос: Содержатся ли в клубнях картофеля пластиды? Как это доказать? 5группа. 1.На электронных фотографиях определите лейкопласты. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64) 2.Ответьте на вопрос: В чем сходство митохондрий и пластид? Назовите не менее 4 признаков. -Давайте озвучим результаты вашей работы, используя слайды презентации. Учитель приводит факты из истории по ходу ответов группы. -Интересно то, что лизосомы были открыты совсем недавно в 1955 году бельгийским биохимиком Кристианом де Дювом. -Впервые митохондрии в виде гранул в мышечных клетках наблюдал в 1850г. Немецкий гистолог Р. Кёлликер еще в световой микроскоп, а внутреннее строение изучено позже с появлением электронного микроскопа. Чтобы увидеть органоиды таких размеров необходимо увеличить их в 30 тыс.раз. - Пластиды открыты в 1676 г. А. Левенгуком с помощью светового микроскопа. Внутренне строение изучено только в XX веке. Демонстрирует позеленевшие клубни картофеля, цветы герани, осенние листья, видеофрагмент «Движение хлоропластов». -Теперь мы знаем особенности строения и функции таких органоидов и можем использовать эти знания для объяснения некоторых фактов. Вернемся к вопросу, с которого мы начинали. В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Как объяснить это явление? -Давайте вернемся к нашему плану работы и проанализирует, что мы выполнили. -Ну а теперь используем полученные знания для выполнения заданий. | Предлагают возможные ответы: -Клетки выполняют разные функции. Выполняют работу в группе 1группа. Строение | Функции | Маленький пузырек, d-0,5-1,0мкм, содержащий в себе большой набор ферментов (30-50). Окружены мембраной. | Участвуют в клеточном пищеварении, распаде продуктов жизнедеятельности, самоуничтожении клетки | При внезапном разрыве мембраны, окружающей лизосому, содержащиеся в ней ферменты попадают в цитоплазму и постепенно разрушают всю клетку. 2группа. Строение | Функции | Органоиды овальной округлой или палочковидной формы d-1мкм, длина-7-10мкм, Имеют 2 мембраны: наружная гладкая, внутренняя со складками- кристами, ферменты, ДНК, рибосомы. Содержимое митохондрий - матрикс. | Энергетические станции клетки. Вырабатывают АТФ, которая является универсальным источником энергии для всех процессов, происходящих в клетке. | Предположительно предки митохондрий были свободноживущими существами, напоминающими бактерий. Со временем они поселились в клетках других организмов, возможно паразитируя в них. А затем превратились в важнейшие органоиды, без которых ни одна клетка не может существовать. 3группа. Строение | Функции | Размер 5-10мкм. Форма линзы. Под наружной гладкой мембраной находится складчатая внутренняя мембрана. Между складками мембраны находятся стопки связанных с ней пузырьков. Каждая стопка таких пузырьков называется грана. Пузырьки – тилакоиды. Соединяются граны с помощью ламелл. Содержимое хлоропластов – строма. Пигмент – хлорофилл. | Фотосинтез (образование углеводов из неорганических веществ Н2О и СО2 при наличии световой энергии и пигмента хлорофилла); Синтез АТФ. | Граны в хлоропластах расположены в шахматном порядке для того, чтобы не загораживать друг друга от солнечных лучей. Солнечный свет должен хорошо освещать каждую грану, тогда фотосинтез будет протекать более интенсивно. 4группа. Строение | Функции | То же самое, что и у хлоропластов. Пигменты красного, оранжевого, фиолетового, желтого цветов. | Привлечение насекомых-опылителей; Привлечение животных-распространителей плодов и семян. | В клубнях картофеля содержатся лейкопласты, они бесцветны. На свету в них образуется зеленый пигмент хлорофилл, поэтому клубни картофеля зеленеют. 5группа. Строение | Функции | То же самое, что и у хлоропластов. Пигменты отсутствуют. | Накопление запасных органических веществ (в виде гранул крахмала) | 1.Они имеют двумембранное строение. 2. Эти органоиды содержат собственные молекулы ДНК. 3.Способны самостоятельно размножаться, независимо от деления клетки. 4.И в тех и в других синтезируется АТФ (в митохондриях — при расщеплении белков, липидов и углеводов, а в хлоропластах — за счет превращения солнечной энергии в химическую). Проверяют работу группы, слушают и анализируют работу своих товарищей, делают необходимые записи, оценивают. Отвечают на вопрос: -Количество митохондрий зависит от энергозатрат в клетке. Чем больше энергетические траты и интенсивнее обмен веществ, тем больше митохондрий в клетках. Анализируют свою деятельность. |
6.Включение нового знания в систему знаний | Вариант1.На предложенные вопросы выберите один правильный ответ: 1.Какое строение имеют митохондрии и пластиды: А. Одномембранное Б. Двумембранное В. Немембранное 2.Как называются внутренние структуры митохондрий: Граны Б. Кристы Матрикс 3.Где в митохондриях находятся молекулы АТФ и ферменты? Кристы Б. Наружная мембрана Матрикс Г. Строма 4.Почему митохондрии называют энергетическими станциями клеток: Осуществляют синтез белка Б. Синтез АТФ Синтез углеводов Г. Расщепление АТФ 5.Какие органоиды НЕ являются общими для клеток растений и животных: ЭПС Б. Рибосомы Пластиды Г. Митохондрии Вариант2 .На предложенные вопросы выберите один правильный ответ: 1.Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл: Лейкопласты Б. Хлоропласты Хромопласты 2.Какие структуры образованы внутренней мембраной хлоропласта: Тилакоиды гран Б. Строма Кристы 3.В какой части хлоропласта находятся молекулы ДНК, РНК, рибосомы: Наружная мембрана Б. Граны Строма Г. Кристы 4.Какие функции НЕ выполняют пластиды: Фотосинтез Б. Окраска лепестков, плодов и осенних листьев В. Синтез АТФ Г. Окисление органических веществ 5.Какие общие признаки НЕ характерны для митохондрий и пластид: Участвуют в синтезе АТФ Б. Имеют двойную мембрану Имеют собственный генетический материал Г. Способны к делению Д. Являются одномембранными | Выполняют работу, проверяют по ключу Вариант1 1-б 2-б 3-а 4-б 5-в Вариант2 1-б 2-а 3-в 4-г 5-д Выставляют оценки в соответствии с критериями «5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки «2» - 3 и больше ошибок |
7.Рефлексивно-оценочный этап | Подведите итоги урока, поставьте итоговую оценку за урок, достигли ли мы своих целей? Вернемся к ним. Надеюсь, наш урок был плодотворным. И вы можете высказать свои мысли по этому поводу. А чтобы вам было легче их сформулировать, закончите предложения "Сегодня на уроке я понял, я узнал, я разобрался…", "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Теперь я могу…"; "Я научился…"; | Подводят итоги, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения |
8.Домашенее задание | §2.5 ТПО №63. Ответить на вопросы в конце §. По выбору: сделать модель митохондрии или хлоропласта. | Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению. |
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ Ф.И.ученика________________________________
Тестирование (взаимооценка) | Работа в группе (оценка группы) | Тестирование (самооценка) | Итоговая оценка за урок |
| | | |
Вариант1. При выполнении заданий (А1–А5) выберите один правильный ответ:
А1. Комплекс Гольджи в клетке можно распознать по наличию в нём:
а. Полостей и цистерн с пузырьками на концах
б. Разветвлённой системе канальцев
в. Двух мембран, складок на внутренней мембране
г. Двух мембран, окружающих множество гран
А2. Рибосомы представляют собой:
а. Комплекс микротрубочек
б. Два мембранных цилиндра
в. Комплекс двух округлых мембранных телец
г. Две немембранные субъединицы грибовидной формы
А3. Какую функцию НЕ выполняют в клетке эндоплазматическая сеть:
а. Синтез жиров
б. Накопление белков
в. Установление связи между органоидами
г. Синтез молекул АТФ
А4. Ядро в клетке можно распознать по:
а. Наличию в нём хромосом
б. Наличию в нём митохондрий
в. Расположению на его мембранах рибосом
г. Наличию в нём эндоплазматической сети
А5. . Какую функцию выполняют в клетке шероховатая эндоплазматическая сеть:
а. Синтез жиров
б. Синтез белков
в. Синтез молекул АТФ
Вариант1.На предложенные вопросы выберите один правильный ответ:
1.Какое строение имеют митохондрии и пластиды:
А. Одномембранное
Б. Двумембранное
В. Немембранное
2.Как называются внутренние структуры митохондрий:
А. Граны
Б. Кристы
В. Матрикс
3.Где в митохондриях находятся молекулы АТФ и ферменты?
А. Кристы
Б. Наружная мембрана
В. Матрикс
Г. Строма
4.Почему митохондрии называют энергетическими станциями клеток:
А. Осуществляют синтез белка
Б. Синтез АТФ
В. Синтез углеводов
Г. Расщепление АТФ
5.Какие органоиды НЕ являются общими для клеток растений и животных:
А. ЭПС
Б. Рибосомы
В. Пластиды
Г. Митохондрии
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ Ф.И.ученика________________________________
Тестирование (взаимооценка) | Работа в группе (оценка группы) | Тестирование (самооценка) | Итоговая оценка за урок |
| | | |
Вариант2.
При выполнении заданий (А1–А5) выберите один правильный ответ:
А1. Эндоплазматическую сеть можно узнать в клетке по:
а. Системе связанных между собой полостей с пузырьками на концах
б. Множеству расположенных на ней гран
в. Системе связанных между собой разветвлённых канальцев
г. Многочисленным складкам на внутренней мембране
А2. Органоид клетки, на котором располагаются рибосомы:
а. Плазматическую мембрану
б. Эндоплазматическую сеть
в. Комплекс Гольджи
г. Митохондрии
А3. Аппарат Гольджи выполняет следующие функции:
а. Только транспортная
б. Упаковка веществ, их транспортировка
в. Синтетическая и защитная
г. Энергетическая и выделительная
А4. В процессе синтеза белков непосредственное участие принимают:
а. лизосомы
б. рибосомы
в. центриоли
г. митохондрии
А5. Организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра, митохондрий, аппарата Гольджи относят к группе:
а. Прокариот
б. Эукариот
в. Водорослей
г. Простейших
Вариант2 .На предложенные вопросы выберите один правильный ответ:
1.Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл:
А. Лейкопласты
Б. Хлоропласты
В. Хромопласты
2.Какие структуры образованы внутренней мембраной хлоропласта:
А. Тилакоиды гран
Б. Строма
В. Кристы
3.В какой части хлоропласта находятся молекулы ДНК, РНК, рибосомы:
А. Наружная мембрана
Б. Граны
В. Строма
Г. Кристы
4.Какие функции НЕ выполняют пластиды:
А. Фотосинтез
Б. Окраска лепестков, плодов и осенних листьев
В. Синтез АТФ
Г. Окисление органических веществ
5.Какие общие признаки НЕ характерны для митохондрий и пластид:
А. Участвуют в синтезе АТФ
Б. Имеют двойную мембрану
В. Имеют собственный генетический материал
Г. Способны к делению
Д. Являются одномембранными
1группа. 1.На электронных фотографиях определите лизосомы. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №62)
2.Ответьте на вопрос: Что будет, если лизосома в одной из клеток внезапно разрушится?
2группа. 1.На электронных фотографиях определите митохондрии. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64)
2.Ответьте на вопрос: Почему митохондрии содержат собственную ДНК?
3группа. 1.На электронных фотографиях определите хлоропласты. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64)
2.Ответьте на вопрос: Почему граны в хлоропластах расположены в шахматном порядке?
4группа. 1.На электронных фотографиях определите хромопласты. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64)
2.Ответьте на вопрос: Содержатся ли в клубнях картофеля пластиды? Как это доказать?
5группа. 1.На электронных фотографиях определите лейкопласты. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64)
2.Ответьте на вопрос: В чем сходство митохондрий и пластид? Назовите не менее 4 признаков.
Оценка работы в группе
Оценка «5» ставится в том случае, если ученик активно участвовал в работе группы, показал умение сотрудничать в группе, группа правильно ответила на все поставленные вопросы
Оценка «4» ставится в том случае, если ученик проявил невысокую степень активности работы в группе, но показал умение сотрудничать в группе, группа допустила неточность при ответе
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик проявил невысокую активность в работе группы, показал слабое умение работать в группе, группа допустила ошибки при ответе
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик не проявил активность в работе группы, не показал умение работать в группе, группа не смогла ответить на вопросы
Оценка работы в группе
Оценка «5» ставится в том случае, если ученик активно участвовал в работе группы, показал умение сотрудничать в группе, группа правильно ответила на все поставленные вопросы
Оценка «4» ставится в том случае, если ученик проявил невысокую степень активности работы в группе, но показал умение сотрудничать в группе, группа допустила неточность при ответе
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик проявил невысокую активность в работе группы, показал слабое умение работать в группе, группа допустила ошибки при ответе
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик не проявил активность в работе группы, не показал умение работать в группе, группа не смогла ответить на вопросы