СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Митохондрии. Пластиды. Лизосомы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме: "Митохондрии.Пластиды. Лизосомы" представляет собой подробный  план урока, в котором отраженый этапы деятельности учителя и учащихся, представлены образцы заданий, с которыми будет интересно работать и учащимся и учителю.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Митохондрии. Пластиды. Лизосомы"»

Урок по теме: «Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.»

Цель: Создать условия для освоения новых знаний о строении и функциях органоидов клетки.

Задачи урока:

Образовательные – продолжить формирование у учащихся представления о строении органоидов эукариотической клетки на основе характеристики двумембранных органоидов (митохондрий и пластид);

- убедить учащихся в том, что каждый органоид выполняет в клетке особые функции и поэтому является незаменимым.

Воспитательные - воспитывать всесторонне развитую, компетентную личность через использование знаний основных понятий цитологии для

объяснения клеточного уровня организации живой материи и положений клеточной теории;

- содействовать формированию научного мировоззрения учащихся на основе познаваемости и общности законов живой природы;

-воспитывать толерантность при работе в группе, умение слушать друг друга и осуществлять взаимодействие.

Развивающие – развивать общеучебные умения и навыки учащихся – работы с текстом, анализа и синтеза информации;

- развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем цитологии;

- развивать у учащихся умения сравнивать строение различных клеточных структур, аргументировано объяснять причины их сходства и различия;


Тип урока: комбинированный с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point.


Методы и методические приемы: частично-поисковые, объяснение, фронтальная беседа, постановка проблемных вопросов и заданий, работа с текстом учебника.


Форма организации учебной деятельности: групповая работа, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.


Оборудование: УМК, авторы А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9класс.» компьютер, проектор, дидактический материал для проверки знаний, позеленевшие клубни картофеля, осенние листья растений, комнатное растение – Герань зональная.


Структура урока:

  1. Орг.момент (до 3 мин.)

  2. Целеполагание и мотивация ( до 2 мин.)

  3. Проверка д/з ( до 8 мин.)

  4. Организационно - деятельностный этап ( до 17 мин.)

  5. Включение нового знания в систему знаний (до 5 мин.)

  6. Рефлексивно-оценочный этап (до 3мин)

  7. Д/з (1-2 мин).





Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность ученика

1.Организационный момент


Учитель проверяет готовность класса к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность, помогает с определением групп.

Готовятся к работе, организуют рабочее место.

2. Целеполагание и мотивация
























-Изучая клеточный уровень, мы ознакомились со многими органоидами. Давайте вспомним какими, для этого решим кроссворд. По вертикали у вас должно получиться слово, обозначающее еще один органоид.










к

Л

е

т

к

а












ц

И

т

о

п

л

а

з

м

а

ф

а

г

о

ц

и

т

о

З














я

д

р

О













р

и

б

о

С

о

м

ы













Г

О

л

ь

д

ж

и












М

е

м

б

р

а

н

а


х

р

о

м

о

с

о

м

Ы











-Давайте проверим слова по порядку. Ключевое слово?

-Скажите, мы изучали с вами этот органоид? А теперь составьте слова из букв выделенных красным и синим цветом. Что у вас получилось? А эти части клетки мы изучали? Используя названия органоидов, подумайте и сформулируйте тему урока.



Что мы уже знаем и чего не знаем по этой теме? Что нам необходимо узнать? Записывает на доске.



Расставьте цифры напротив вопросов – получился план работы


Решают кроссворд, записывают ответы.

1.Элементарная единица жизни на Земле.

2.Внутреннее полужидкое содержимое клетки.

3.Активный захват клеткой твердых частиц.

4.Важнейшая часть клетки, координирующая ее жизнедеятельность.

5.Шарообразные структуры, участвующие в синтезе белка.

6.Фамилия ученого, в честь которого клеточный органоид получил свое название

7.Структура, отделяющая клетку от внешней среды.

8.Плотные образования, состоящие из хроматина и белков.

Озвучивают ответы.

Ключевое слово «лизосомы»

Отвечают на вопросы.

-Нет.

-Митохондрии, пластиды.

-Нет.

Самостоятельно формулируют тему, записывают ее в тетрадь. «Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.»

Ставят цели совместно с учителем:

1.Каково строение лизосом, пластид и митохондрий?

2.Какие функции они выполняют в клетке?

3.Как мы можем использовать полученные знания?


3.Проверка домашнего задания





























































Чтобы перейти к изучению нового материала, вспомним, какие органоиды есть в клетке, и какие функции они выполняют. Выполним проверочную работу.

Вариант1. При выполнении заданий (А1–А5) выберите один правильный ответ:

А1. Комплекс Гольджи в клетке можно распознать по наличию в нём: а. Полостей и цистерн с пузырьками на концах

б. Разветвлённой системе канальцев

в. Двух мембран, складок на внутренней мембране

г. Двух мембран, окружающих множество гран

А2. Рибосомы представляют собой:

а. Комплекс микротрубочек

б. Два мембранных цилиндра

в. Комплекс двух округлых мембранных телец

г. Две немембранные субъединицы грибовидной формы

А3. Какую функцию НЕ выполняют в клетке эндоплазматическая сеть: а. Синтез жиров

б. Накопление белков

в. Установление связи между органоидами

г. Синтез молекул АТФ

А4. Ядро в клетке можно распознать по:

а. Наличию в нём хромосом

б. Наличию в нём митохондрий

в. Расположению на его мембранах рибосом

г. Наличию в нём эндоплазматической сети

А5. Какую функцию выполняют в клетке шероховатая эндоплазматическая сеть:

а. Синтез жиров

б. Синтез белков

в. Синтез молекул АТФ









Вариант2.

При выполнении заданий (А1–А5) выберите один правильный ответ:

А1. Эндоплазматическую сеть можно узнать в клетке по:

а. Системе связанных между собой полостей с пузырьками на концах

б. Множеству расположенных на ней гран

в. Системе связанных между собой разветвлённых канальцев

г. Многочисленным складкам на внутренней мембране

А2. Органоид клетки, на котором располагаются рибосомы:

а. Плазматическую мембрану

б. Эндоплазматическую сеть

в. Комплекс Гольджи

г. Митохондрии

А3. Аппарат Гольджи выполняет следующие функции:

а. Только транспортная

б. Упаковка веществ, их транспортировка

в. Только синтез веществ

г. Энергетическая и выделительная

А4. В процессе синтеза белков непосредственное участие принимают: а. лизосомы

б. рибосомы

в. центриоли

г. митохондрии

А5. Организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра, митохондрий, аппарата Гольджи относят к группе:

а. Прокариот

б. Эукариот

в. Водорослей

г. Простейших



Поменяйтесь работами, проверьте их по ключу, поставьте оценку.

Выполняют работу









Вариант1.

1-а

2-г

3-г

4-а

5-б



Вариант2

1-в

2-б

3-б

4-б

5-а
















Обмениваются работами, поверяют по ключу, выставляют оценку, в соответствии с предложенными критериями.


«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и больше ошибок

4. Организационно – деятельный этап


С целью актуализации знаний и подготовки к восприятию материала по теме учитель создает проблемную ситуацию. -Мы знаем, что клетки отличаются друг от друга размерами, формой, строением, количеством органоидов. Например: В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. -Чтобы правильно и полно ответить на этот вопрос, мы должны изучить их строение и функции как мы это и отметили. Для изучения нового материала организуем работу в группах.


1группа. 1.На электронных фотографиях определите лизосомы. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64)

2.Ответьте на вопрос: Что будет, если лизосома в одной из клеток внезапно разрушится?


2группа. 1.На электронных фотографиях определите митохондрии. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64)

2.Ответьте на вопрос: Почему митохондрии содержат собственную ДНК?


3группа. 1.На электронных фотографиях определите хлоропласты. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64)

2.Ответьте на вопрос: Почему граны в хлоропластах расположены в шахматном порядке?


4группа. 1.На электронных фотографиях определите хромопласты. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64)

2.Ответьте на вопрос: Содержатся ли в клубнях картофеля пластиды? Как это доказать?

5группа. 1.На электронных фотографиях определите лейкопласты. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64)

2.Ответьте на вопрос: В чем сходство митохондрий и пластид? Назовите не менее 4 признаков.

-Давайте озвучим результаты вашей работы, используя слайды презентации.


Учитель приводит факты из истории по ходу ответов группы.

-Интересно то, что лизосомы были открыты совсем недавно в 1955 году бельгийским биохимиком Кристианом де Дювом.


-Впервые митохондрии в виде гранул в мышечных клетках наблюдал в 1850г. Немецкий гистолог Р. Кёлликер еще в световой микроскоп, а внутреннее строение изучено позже с появлением электронного микроскопа. Чтобы увидеть органоиды таких размеров необходимо увеличить их в 30 тыс.раз.


- Пластиды открыты в 1676 г. А. Левенгуком с помощью светового микроскопа. Внутренне строение изучено только в XX веке.


Демонстрирует позеленевшие клубни картофеля, цветы герани, осенние листья, видеофрагмент «Движение хлоропластов».























-Теперь мы знаем особенности строения и функции таких органоидов и можем использовать эти знания для объяснения некоторых фактов. Вернемся к вопросу, с которого мы начинали.

В клетках различных органов крысы суммарный объем митохондрий по отношению к общему объему составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Как объяснить это явление? -Давайте вернемся к нашему плану работы и проанализирует, что мы выполнили. -Ну а теперь используем полученные знания для выполнения заданий.



Предлагают возможные ответы:

-Клетки выполняют разные функции.


Выполняют работу в группе

1группа.

Строение

Функции

Маленький пузырек, d-0,5-1,0мкм, содержащий в себе большой набор ферментов (30-50). Окружены мембраной.

Участвуют в клеточном пищеварении, распаде продуктов жизнедеятельности, самоуничтожении клетки

При внезапном разрыве мембраны, ок­ружающей лизосому, содержащиеся в ней ферменты попадают в цитоплазму и по­степенно разрушают всю клетку.


2группа.

Строение

Функции

Органоиды овальной округлой или палочковидной формы d-1мкм, длина-7-10мкм, Имеют 2 мембраны: наружная гладкая, внутренняя со складками- кристами, ферменты, ДНК, рибосомы. Содержимое митохондрий - матрикс.

Энергетические станции клетки. Вырабатывают АТФ, которая является универсальным источником энергии для всех процессов, происходящих в клетке.

Предположительно предки митохондрий были свободноживущими существами, напоминающими бактерий. Со временем они поселились в клетках других организмов, возможно паразитируя в них. А затем превратились в важнейшие органоиды, без которых ни одна клетка не может существовать.


3группа.

Строение

Функции

Размер 5-10мкм. Форма линзы. Под наружной гладкой мембраной находится складчатая внутренняя мембрана. Между складками мембраны находятся стопки связанных с ней пузырьков. Каждая стопка таких пузырьков называется грана. Пузырьки – тилакоиды. Соединяются граны с помощью ламелл. Содержимое хлоропластов – строма. Пигмент – хлорофилл.

Фотосинтез (образование углеводов из неорганических веществ Н2О и СО2 при наличии световой энергии и пигмента хлорофилла);
Синтез АТФ.

Граны в хлоропластах расположены в шахматном порядке для того, чтобы не за­гораживать друг друга от солнечных лу­чей. Солнечный свет должен хорошо осве­щать каждую грану, тогда фотосинтез бу­дет протекать более интенсивно.

4группа.

Строение

Функции

То же самое, что и у хлоропластов. Пигменты красного, оранжевого, фиолетового, желтого цветов.

Привлечение насекомых-опылителей;
Привлечение животных-распространителей плодов и семян.

В клубнях картофеля содержатся лейкопласты, они бесцветны. На свету в них образуется зеленый пигмент хлорофилл, поэтому клубни картофеля зеленеют.


5группа.

Строение

Функции

То же самое, что и у хлоропластов. Пигменты отсутствуют.

Накопление запасных органических веществ (в виде гранул крахмала)

1.Они име­ют двумембранное строение.

2. Эти органоиды содержат собственные молекулы ДНК.

3.Спо­собны самостоятельно размножаться, не­зависимо от деления клетки.

4.И в тех и в других синтезируется АТФ (в мито­хондриях — при расщеплении белков, ли­пидов и углеводов, а в хлоропластах — за счет превращения солнечной энергии в химическую).

Проверяют работу группы, слушают и анализируют работу своих товарищей, делают необходимые записи, оценивают.


Отвечают на вопрос:

-Количество митохондрий зависит от энергозатрат в клетке. Чем больше энергетические траты и интенсивнее обмен веществ, тем больше митохондрий в клетках.







Анализируют свою деятельность.

6.Включение нового знания в систему знаний

Вариант1.На предложенные вопросы выберите один правильный ответ:

1.Какое строение имеют митохондрии и пластиды:

А. Одномембранное

Б. Двумембранное

В. Немембранное

2.Как называются внутренние структуры митохондрий:

  1. Граны

Б. Кристы

  1. Матрикс

3.Где в митохондриях находятся молекулы АТФ и ферменты?

  1. Кристы

Б. Наружная мембрана

  1. Матрикс

Г. Строма

4.Почему митохондрии называют энергетическими станциями клеток:

  1. Осуществляют синтез белка

Б. Синтез АТФ

  1. Синтез углеводов

Г. Расщепление АТФ

5.Какие органоиды НЕ являются общими для клеток растений и животных:

  1. ЭПС

Б. Рибосомы

  1. Пластиды

Г. Митохондрии

Вариант2 .На предложенные вопросы выберите один правильный ответ:

1.Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл:

  1. Лейкопласты

Б. Хлоропласты

  1. Хромопласты

2.Какие структуры образованы внутренней мембраной хлоропласта:

  1. Тилакоиды гран

Б. Строма

  1. Кристы

3.В какой части хлоропласта находятся молекулы ДНК, РНК, рибосомы:

  1. Наружная мембрана

Б. Граны

  1. Строма

Г. Кристы

4.Какие функции НЕ выполняют пластиды:

  1. Фотосинтез

Б. Окраска лепестков, плодов и осенних листьев

В. Синтез АТФ

Г. Окисление органических веществ

5.Какие общие признаки НЕ характерны для митохондрий и пластид:

  1. Участвуют в синтезе АТФ

Б. Имеют двойную мембрану

  1. Имеют собственный генетический материал

Г. Способны к делению

Д. Являются одномембранными

Выполняют работу, проверяют по ключу

Вариант1

1-б

2-б

3-а

4-б

5-в






Вариант2

1-б

2-а

3-в

4-г

5-д


Выставляют оценки в соответствии с критериями


«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и больше ошибок

7.Рефлексивно-оценочный этап

Подведите итоги урока, поставьте итоговую оценку за урок, достигли ли мы своих целей? Вернемся к ним. Надеюсь, наш урок был плодотворным. И вы можете высказать свои мысли по этому поводу. А чтобы вам было легче их сформулировать, закончите предложения "Сегодня на уроке я понял, я узнал, я разобрался…", "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Теперь я могу…"; "Я научился…";

Подводят итоги, отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения

8.Домашенее задание

§2.5 ТПО №63. Ответить на вопросы в конце §. По выбору: сделать модель митохондрии или хлоропласта.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.




ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ Ф.И.ученика________________________________

Тестирование

(взаимооценка)

Работа в группе

(оценка группы)

Тестирование

(самооценка)

Итоговая оценка за урок







Вариант1. При выполнении заданий (А1–А5) выберите один правильный ответ:

А1. Комплекс Гольджи в клетке можно распознать по наличию в нём:

а. Полостей и цистерн с пузырьками на концах

б. Разветвлённой системе канальцев

в. Двух мембран, складок на внутренней мембране

г. Двух мембран, окружающих множество гран

А2. Рибосомы представляют собой:

а. Комплекс микротрубочек

б. Два мембранных цилиндра

в. Комплекс двух округлых мембранных телец

г. Две немембранные субъединицы грибовидной формы

А3. Какую функцию НЕ выполняют в клетке эндоплазматическая сеть:

а. Синтез жиров

б. Накопление белков

в. Установление связи между органоидами

г. Синтез молекул АТФ

А4. Ядро в клетке можно распознать по:

а. Наличию в нём хромосом

б. Наличию в нём митохондрий

в. Расположению на его мембранах рибосом

г. Наличию в нём эндоплазматической сети

А5. . Какую функцию выполняют в клетке шероховатая эндоплазматическая сеть:

а. Синтез жиров

б. Синтез белков

в. Синтез молекул АТФ
























Вариант1.На предложенные вопросы выберите один правильный ответ:

1.Какое строение имеют митохондрии и пластиды:

А. Одномембранное

Б. Двумембранное

В. Немембранное

2.Как называются внутренние структуры митохондрий:

А. Граны

Б. Кристы

В. Матрикс

3.Где в митохондриях находятся молекулы АТФ и ферменты?

А. Кристы

Б. Наружная мембрана

В. Матрикс

Г. Строма

4.Почему митохондрии называют энергетическими станциями клеток:

А. Осуществляют синтез белка

Б. Синтез АТФ

В. Синтез углеводов

Г. Расщепление АТФ

5.Какие органоиды НЕ являются общими для клеток растений и животных:

А. ЭПС

Б. Рибосомы

В. Пластиды

Г. Митохондрии































ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ Ф.И.ученика________________________________

Тестирование

(взаимооценка)

Работа в группе

(оценка группы)

Тестирование

(самооценка)

Итоговая оценка за урок







Вариант2.

При выполнении заданий (А1–А5) выберите один правильный ответ:

А1. Эндоплазматическую сеть можно узнать в клетке по:

а. Системе связанных между собой полостей с пузырьками на концах

б. Множеству расположенных на ней гран

в. Системе связанных между собой разветвлённых канальцев

г. Многочисленным складкам на внутренней мембране

А2. Органоид клетки, на котором располагаются рибосомы:

а. Плазматическую мембрану

б. Эндоплазматическую сеть

в. Комплекс Гольджи

г. Митохондрии

А3. Аппарат Гольджи выполняет следующие функции:

а. Только транспортная

б. Упаковка веществ, их транспортировка

в. Синтетическая и защитная

г. Энергетическая и выделительная

А4. В процессе синтеза белков непосредственное участие принимают:

а. лизосомы

б. рибосомы

в. центриоли

г. митохондрии

А5. Организмы, клетки которых не имеют оформленного ядра, митохондрий, аппарата Гольджи относят к группе:

а. Прокариот

б. Эукариот

в. Водорослей

г. Простейших





















Вариант2 .На предложенные вопросы выберите один правильный ответ:

1.Какие пластиды содержат пигмент хлорофилл:

А. Лейкопласты

Б. Хлоропласты

В. Хромопласты

2.Какие структуры образованы внутренней мембраной хлоропласта:

А. Тилакоиды гран

Б. Строма

В. Кристы

3.В какой части хлоропласта находятся молекулы ДНК, РНК, рибосомы:

А. Наружная мембрана

Б. Граны

В. Строма

Г. Кристы

4.Какие функции НЕ выполняют пластиды:

А. Фотосинтез

Б. Окраска лепестков, плодов и осенних листьев

В. Синтез АТФ

Г. Окисление органических веществ

5.Какие общие признаки НЕ характерны для митохондрий и пластид:

А. Участвуют в синтезе АТФ

Б. Имеют двойную мембрану

В. Имеют собственный генетический материал

Г. Способны к делению

Д. Являются одномембранными






























1группа. 1.На электронных фотографиях определите лизосомы. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №62)

2.Ответьте на вопрос: Что будет, если лизосома в одной из клеток внезапно разрушится?




2группа. 1.На электронных фотографиях определите митохондрии. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64)

2.Ответьте на вопрос: Почему митохондрии содержат собственную ДНК?




3группа. 1.На электронных фотографиях определите хлоропласты. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64)

2.Ответьте на вопрос: Почему граны в хлоропластах расположены в шахматном порядке?




4группа. 1.На электронных фотографиях определите хромопласты. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64)

2.Ответьте на вопрос: Содержатся ли в клубнях картофеля пластиды? Как это доказать?




5группа. 1.На электронных фотографиях определите лейкопласты. Укажите особенности строения и функции, данные занесите в таблицу (ТПО стр.33 №64)

2.Ответьте на вопрос: В чем сходство митохондрий и пластид? Назовите не менее 4 признаков.








Оценка работы в группе

Оценка «5» ставится в том случае, если ученик активно участвовал в работе группы, показал умение сотрудничать в группе, группа правильно ответила на все поставленные вопросы

Оценка «4» ставится в том случае, если ученик проявил невысокую степень активности работы в группе, но показал умение сотрудничать в группе, группа допустила неточность при ответе

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик проявил невысокую активность в работе группы, показал слабое умение работать в группе, группа допустила ошибки при ответе

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик не проявил активность в работе группы, не показал умение работать в группе, группа не смогла ответить на вопросы






Оценка работы в группе

Оценка «5» ставится в том случае, если ученик активно участвовал в работе группы, показал умение сотрудничать в группе, группа правильно ответила на все поставленные вопросы

Оценка «4» ставится в том случае, если ученик проявил невысокую степень активности работы в группе, но показал умение сотрудничать в группе, группа допустила неточность при ответе

Оценка «3» ставится в том случае, если ученик проявил невысокую активность в работе группы, показал слабое умение работать в группе, группа допустила ошибки при ответе

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик не проявил активность в работе группы, не показал умение работать в группе, группа не смогла ответить на вопросы








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!