Язык возник одновременно с появлением общественных отношений в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей, и с момента своего появления развитие языка было непрерывно связано с развитием общества. Язык постоянно изменяется под воздействием социальных и политических явлений, технического прогресса, при этом происходит процесс постоянного обогащения языка новыми словами.
Для более глубокого понимания языка требуется знать его историю, процессы которые сформировали его словарный запас, будь-то русский, английский или другой язык.
Обучение школьников английскому языку в начальных классах приобретает все большее значение, раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал, приобщает детей к культуре, обычаям другого народа, позволяет значительно расширить кругозор.
Мы считаем, что тема нашего исследования очень актуальна, так как для сохранения и поддержания интереса к изучению иностранного языка учащимися начальной школы не хватает сведений, интересных фактов (они совсем отсутствуют в учебниках не только в начальной школе) об истории языка и стране в которой он возник.
В наши дни английский язык является самым распространенным и международным языком общения. Ученые утверждают, что менее чем через сто лет языкового барьера не будет, и люди повсеместно будут общаться именно на английском языке [5].
Сегодня исследователи предполагают, что число говорящих на английском языке колеблется между 1,2 и 1,5 миллиардов человек, для сравнения на китайском языке говорит около 1,1 миллиарда человек. Английский является родным языком в 12 странах мира, примерно в 62 странах имеет официальный или полуофициальный статус [5].
В настоящее время английский язык является важным инструментом международной торговли, научно-технического сотрудничества, дипломатии и мореплавании, это язык международного бизнеса, официальный язык международных организаций.
Важность знания английского языка.
Важность знания английского языка в наши дни сложно переоценить. Практически невозможно представить себе жизнь современного человека, не знающего хотя бы азы английского языка, ведь большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей владеющих английским языком. Даже дети постоянно сталкиваются с английским языком: в Интернете, в музыке, в компьютерных играх, в надписях на вещах и даже в продуктовых магазинах.
За последние полвека сильно возросла роль именно английского языка, как показателя успешности и образованности человека, что непосредственно влечет за собой его более интенсивное и глубокое преподавание в большинстве учебных заведений нашей страны. Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования, в связи с этим обязательное изучение английского языка теперь начинается со второго класса.
История языка – история страны.
Любой язык представляет собой постоянно изменяющееся историческое явление. Для более глубокого понимания языка требуется знать его историю, процессы которые сформировали его словарный запас.
История любого языка – это события в жизни народа, говорящего на нем. История языка описывает изменения, происходящие в самом языке, его грамматике, словарном запасе, фонетическом строе и письменности.
История английского языка традиционно делится на три периода:
1) древнеанглийский период - от начала письменных памятников VII века до конца XI века;
2) среднеанглийский период - от начала XII века до XV века;
3) новоанглийский период - от XVI века до наших дней.
Эти периоды основаны на событиях внешней истории Англии, потому что история языка неразрывно связана с историей самой страны [1].
История английского языка.
Краткая характеристика древнеанглийского периода.
Первыми поселенцами Британских островов было неиндоевропейское племя иберийцев, по уровню материальной культуры относящееся к неолиту (позднему каменному веку). Следующими поселенцами были кельты - индоевропейские племена, поселившиеся в Британии в VII веке до нашей эры - бритты и гаэлы. Они разговаривали на кельтском языке, один из кельтских диалектов известен как бриттский – это название происходит от названия племени на нем говорившем, от этого же имени получила свое название Британия.
В 54 году до нашей эры – Юлий Цезарь завоевал Британские острова, он обложил кельтов данью и взял заложников. Римское владычество в Британии продолжалось до начала V века нашей эры. В 408 году римские легионы ушли из Британии [2]. Они владели ею почти четыре столетия, за это время были построены дороги, их военные поселения в последствии стали городами. Латинский язык вытеснил кельтские диалекты в городах, он был языком управления и языком армии, тем самым языком общения весьма значительного верхнего слоя общества.
Когда римляне покинули Британские острова, вместе с ними ушел и латинский язык.
В середине V века в 449 году Британию завоевывают германские племена-англы, саксы, фризы и юты [1]. Германское влияние оказалось настолько сильным, что вскоре от кельтского и латинского языков почти ничего не осталось. Борьба бриттов и кельтов с завоевателями продолжалась около полутора веков и закончилась лишь около 600 года, когда германские племена окончательно осели на всей территории Британии.
Захватчиков называли англами, а сами они предпочитали называть себя Angelcyn (English people), а завоеванную землю Angelcynnes lend (lend of the English – England). Племена, расселившись на территории Британии, создали свои королевства: англы – три государства (Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия), саксы – тоже три государства (Эссекс, Уэссекс, Суссекс), юты – одно (Кент). Эти семь государств объединились в четыре основных королевства - Нортумбрию, Мерсию, Уэссекс и Кент. Они вели между собой постоянную борьбу за первенство. В 828 году борьба между англосаксонскими государствами завершилась решительной победой Уэссекса. С этого времени Уэссекские короли стали английскими королями, а столица Уэссекса город Уинчестер (100 километров к юго-западу от Лондона) стал столицей Англии. В этот период слово Angelcynn – «род англов» начинает употребляться по отношению ко всем жителям Британии [2]. С этого времени можно говорить об образовании английской народности и английского языка.
В течение древнеанглийского периода язык развивался крайне медленно.
Краткая характеристика среднеанглийского периода.
Почти через три столетия после англосаксонского вторжения по островам прокатилась очередная волна гостей. В конце VIII века начались набеги на Англию скандинавских викингов – свободные, бесстрашные воины, прекрасные мореплаватели, викинги давно нападали на Ирландию и Францию; они открыли и населили Исландию и Гренландию; они же были первооткрывателями Америки.
Хотя скандинавское завоевание относится к древнеанглийскому периоду, его влияние на язык проявилось в среднеанглийском периоде.
От набегов скандинавов страдало вначале восточное побережье Англии, однако к 60-м годам IX века скандинавы превратились в грозную силу, с которой не могло справиться английское войско и флот. Только в 876 году, королю Альфреду удалось заключить со скандинавами мир, по которому скандинавам была отдана часть северо-восточного побережья Англии. Эта территория получила название «Данелаг» - область датского права, который просуществовал до второго десятилетия XI века. Однако в 1013 году в ответ на вероломство английского короля скандинавы напали на Англию. Английский король Этельред (прозванный Неразумным) бежал во Францию, и в 1016 году сын датского короля Свейна - Канут стал королем Англии. Датская династия управляла Англией до 1042года [3].
Близкое родство языков делало возможным взаимное понимание без перевода. Оба языка были равноправны. В английском языке много заимствованных слов из древнеисландского, на котором говорили викинги.
В 1066 году началось завоевание Англии норманнами, несмотря на скандинавское происхождение, они были носителями французской феодальной культуры и французского языка. В результате норманнского завоевания в Англии появился чужеземный правящий слой. Все посты, начиная с аббатов, замещались лицами французской культуры. Господствующим языком стал французский. Он стал языком двора, правительства, судебных учреждений и церкви. Английский язык был оттеснен в более низкую социальную сферу: на нем говорила основная масса крестьян и городского населения, но торговцы, купцы были посредниками, общались со всеми и говорили на англо-норманском языке. Этот исторический факт очень сильно сказался на английском языке: в нем появилось множество слов, словарь увеличился почти вдвое.
Следует отметить, что третьим языком в стране была латынь, в то время это был язык церковного обихода и язык науки [2]. Таким образом, в английский язык попало много латинских и греческих слов, но это было добровольное заимствование.
Итак, французский язык стал государственным языком и получил название англонорманского. Это длилось в течение трех веков до 1258 года, когда король Генрих III издал Воззвание на английском языке (это был первый официальный документ на английском языке), а в 1362 году Эдуард III приказал вести судопроизводство на английском языке, мотивируя тем, что французский малоизвестен в стране [1,2]. С этого времени английский язык становится государственным. Однако в этот период развитого феодализма страна была разделена на графства, в которых говорили на своих местных диалектах. Диалекты разделились географически (северные, центральные, южные). Наибольшую важность для создания английского общенародного языка сыграли центральные диалекты, которые, будучи пограничными с сверенными и южными, вобрали в себя их характерные черты. В центральные диалекты входит диалект Лондона.
Среднеанглийский период был временем быстрого развития языка, этому способствовало то, что в течение первых трех веков этого периода английский был исключительно устным языком, не имел письменной нормы и мог меняться без существенных ограничений.
Краткая характеристика новоанглийского периода.
Начало новоанглийского периода XV века, когда произошло много выдающихся событий в общественной жизни Англии. На смену эпохе феодализма пришел капитализм. Война Алой и Белой Роз – одно из выдающихся событий – закончилась в 1485 году и в стране установилась королевская власть [1,2].
В XVI веке Англия из аграрной страны превратилась в капиталистическую (возникли мануфактуры). Растущая продукция фабрик и предприятий создала промышленную Англию на основе производства сукна (шерсти), способствовала развитию общества. Появление большого количества фирм, выпускающих шерстяные изделия, привело к появлению нового слоя населения – буржуазии. здали первую книгу на английском языке. Книгопечатание было очень важным событием для формирования языка, так как английская орфография, будучи весьма нестабильной, в новоанглийский период стала фиксированной; помимо орфографии стали фиксированными и грамматические формы.
В XVII-XVIII веках капитализм продолжал быстро развиваться, и английская буржуазная революция свергла абсолютную монархию, установив новую форму правления – парламентскую.
В течение XVII-XVIII веков английский язык выработал устойчивую литературную норму, которая оформилась и закрепилась в трудах многих ученых, а так же в многочисленных литературных произведениях этого периода. Таким образом, к концу XVIII – началу XIX веков была полностью установлена норма национально-литературного языка [3]. Новоанглийский период стал периодом языкового объединения страны и вытеснения нормированным английским других языков и диалектов – кельтского, уэльского, ирландского и других.
Англия завоевала ряд стран и превратила их в колонии. Английский язык проник в Китай, Индию, Новую Зеландию, Австралию, Канаду и Америку. Английский язык распространился по всему миру. На нем говорило больше людей, чем на любом другом языке.
Отсюда новоанглийский период определяется как период развития капитализма, создания английской нации и национального литературного языка.
История английского языка в общеобразовательных школах отсутствует в школьной программе, как в начальных классах, так и в классах старшего звена.
Однако в последнее время знание английского языка сложно переоценить. Английский язык в скором времени станет обязательным для изучения каждым человеком. Футурологи утверждают, что менее чем через сто лет языкового барьера не будет, и люди повсеместно будут разговаривать на английском языке. Уже в наши дни английский язык является языком международного общения.
Обучение иностранным языкам и в нашей стране рассматривается как одно из самых приоритетных направлений модернизации школьного образования. Поэтому в 2020 году ЕГЭ по иностранному языку станет для российских школьников обязательным. Обязательное изучение английского языка с недавнего времени начинается со второго класса в общеобразовательных школах. В связи с этим основная задача учителей начальных классов, что бы дети не потеряли интереса к изучению языка.
В нашей работе мы достигли поставленной цели. Нами был разработан проспект «Введение в историю английского языка в начальных классах», при помощи проспекта и наглядного пособия нам удалось повысить интерес школьников к теме истории английского языка, и не только в начальных классах, но и в классах старшего звена.
Все дети, принимавшие участие в исследовании хотели бы изучать историю английского языка в школе.
Так как в школьной программе по английскому языку в общеобразовательных школах отсутствует данная тема, мы рекомендуем изучать историю английского языка на факультативах. Возможно, так же рассмотреть вариант изучения данной темы в качестве творческих работ, презентаций учеников как дополнительный материал. Несомненно, это расширит кругозор, повысит интерес к изучению языка, поможет детям понять этот сложный, но такой богатый историей язык.
С нашими выводами согласны все преподаватели английского языка нашей школы. Они тоже считают, что тему истории английского языка нужно включить в школьную программу. Это поможет детям разобраться в сложной грамматике и орфограмме английского языка, данная тема даст возможность глубже познать современный английский язык, потому как для более глубокого понимания языка требуется знать его историю, процессы которые сформировали его словарный запас.