Мнемонические правила запоминания
Проведенный анализ методической литературы [18], позволил выделить мнемонические правила запоминания тригонометрических формул. При изучении темы «Тригонометрия» учащиеся сталкиваются с проблемой запоминания большого количества тригонометрических формул. Твердо знать эти формулы совершенно необходимо для дальнейшего изучения курса алгебры. Как лучше запомнить тригонометрические формулы с наименьшей нагрузкой на механическую память?
Знаки тригонометрических функций.

Важно помнить, что
• все тригонометрические функции в I четверти принимают
положительные значения (знак «+»);
• у синуса знаки расположены горизонтально,
• у косинуса – вертикально, а
• у тангенса и котангенса – крест-накрест.
Учащиеся прекрасно запоминают, что у тангенса и котангенса знаки
располагаются крест-накрест, но забывают, у какой функции (синуса или
косинуса), знаки расположены горизонтально, а у какой – вертикально. В
этом случае поможет следующее правило: произносить слова «синус» и
«косинус» нужно нараспев, выделяя ударную гласную и фиксируя при этом,
в каком направлении вытягивается рот. При произнесении слова «синус»
ударная гласная «и» вытягивает рот в направлении «↔», значит, у синуса
знаки расположены горизонтально. Аналогично, при произнесении слова
«косинус», ударная гласная «о» вытягивает рот в направлении «↕», значит, у
косинуса знаки расположены вертикально.
Значения тригонометрических функций некоторых углов.
Часто возникает путаница при использовании значений тригонометрических функций для углов 30°, 45° и 60°. Это происходит из-за существования некоторой симметрии в значениях функций данных углов. Значения тригонометрических функций для углов 30°, 45° и 60° следует запоминать следующим образом.
Сначала нужно составить таблицу, в первой строке которой следует
записать по возрастанию 30°, 45° и 60° , а в первом столбце – функции по порядку: sin α, cos α, tg α и ctg α. Далее нужно запомнить всего одну клетку из всей таблицы, а именно, что
, и заполнить ее.
αo | 30o | 45o | 60o |
sinα |  | | |
сosα | | | |
tgα | | | |
ctgα | | | |
Затем приписать к единице знак радикала (карандашом). Получили
«корень из одного пополам».
αo | 30o | 45o | 60o |
sinα |  | | |
сosα | | | |
tgα | | | |
ctgα | | | |
Далее в этой же строке заполняем две оставшиеся клетки, в некотором
смысле по возрастанию: «корень из двух пополам» и «корень из трех пополам».
αo | 30o | 45o | 60o |
sinα |  |  |  |
сosα | | | |
tgα | | | |
ctgα | | | |
Вторую строку таблицы заполняем в обратном порядке. Таким
образом, две строки таблицы полностью заполнены.
αo | 30o | 45o | 60o |
sinα |  |  |  |
сosα |  |  |  |
tgα | | | |
ctgα | | | |
5. Учитывая формулу
и выполняя соответствующее деление,
заполняем третью строку таблицы; четвертую строку заполняем, как третью,
но в обратном порядке. Получаем таблицу значений тригонометрических функций для углов 30°, 45° и 60°.
αo | 30o | 45o | 60o |
sinα |  |  |  |
сosα |  |  |  |
tgα |  | 1 |  |
ctgα |  | 1 |  |
Понимая, как устроена таблица, учащиеся с легкостью запоминают ее.
Формулы приведения.
1 способ.
Для запоминания этих формул необходимо знать два коротких правила:
1. Четверть дает знак.
2. Диаметр дает функцию.
Рассмотрим, например, как найти значение выражения cos240o . Сначала следует выполнить подготовительный момент: представить данное выражение в виде
1) cos240o = cos(180o + 60o), либо в виде
2) cos240o = cos(270o −30o).
Предположим, что мы выбрали первый из представленных видов. Тогда, применяя первое правило, получим, что в III четверти косинус отрицательный (ставим знак «минус»). Далее задаем вопрос: «Меняем или не
меняем функцию?». 180° попадают на горизонтальный диаметр. Помотав
головой вдоль этого диаметра, получаем ответ: «Нет, не меняем». Получим
cos2400 = cos(1800+ 600) = − cos600 =
.
Теперь предположим, что мы выбрали второй из представленных видов. Вопрос со знаком решается аналогично – ставим знак «минус». А задавая вопрос: «Меняем или не меняем функцию?» и помотав головой вдоль соответствующего диаметра, получаем ответ: «Да, меняем», так как 270°
попадают на вертикальный диаметр. Получим
cos2400 = cos(2700 − 300 ) = − sin300 =
.
2 способ.
Мнемоническое правило для запоминания формул приведения.
Когда мы находим значения тригонометрических функций с помощью единичной окружности, мы используем уже известные табличные значения.
Обратим внимание, что таблица значений тригонометрических функций составлена для углов от 0° до 90°. Это объясняется тем, что значения тригонометрических функций для остальных углов сводятся к значениям тригонометрических функций для острых углов. А формулы, которые позволяют сделать это, называются формулами приведения.
Формул приведения много, а точнее 32. И все формулы надо знать. К счастью существует простое мнемоническое правило, позволяющее быстро воспроизвести любую формулу приведения. Правда для этого надо хорошо знать основы тригонометрии – единичную окружность и способы работы с ней.
Сначала мы с учениками внимательно просматриваем формулы приведения и замечаем сходство и различия в них.
Каждая формула связывает между собой либо синус с
косинусом, либо тангенс с котангенсом. Причём, первая функция либо меняется на вторую, либо нет.
В левой части формулы аргумент представляет собой
сумму или разность одного из «основных координатных углов»:
и острого угла α, а в правой части аргумент α.
В правой части знак перед функцией либо «плюс», либо «минус».
Мнемоническое правило.
Достаточно задать себе два вопроса:
1. Меняется ли функция на кофункцию?
Ответ: Если в формуле присутствуют углы
или
− это углы вертикальной оси, киваем головой по вертикали и сами себе отвечаем: «Да», если же присутствуют углы горизонтальной оси π или 2π, то киваем головой по горизонтали и получаем ответ: «Нет».
2. Какой знак надо поставить в правой части формулы?
Ответ: Знак определяем по левой части. Смотрим, в какую четверть попадает угол, и вспоминаем, какой знак в этой четверти имеет функция, стоящая в левой части. Например, sin(
+ α).
1) «Меняется функция или нет?»
− угол вертикальной оси, киваем головой по вертикали: «Да, меняется». Значит, в правой части будет cos α.
2) «Знак?»
Угол (
+ α) попадает в ІV четверть, а sin в ІV четверти имеет знак «минус». Значит, в правой части ставим знак «минус».
Итак, получили формулу, sin(
+ α) = − cos α.
Ребята всегда с интересом воспринимают это правило и с удовольствием его применяют.
Формулы понижения степени.
1−cos2α = 2sin2α ,
1+ cos2α = 2cos2α .
Важно понять структуру этих формул, в частности, такой момент – «степень понижается, а угол становится в два раза больше». Эти формулы очень похожи друг на друга, поэтому для лучшего их запоминания следует применять правило: «Единица минус – дает синус, а единица плюс – дает косину́с».
Функция косинус.
Про функцию косинус следует помнить, что она «четная, семейственная и отличная (от других)». Эти эпитеты позволяют запомнить многие тригонометрические формулы: четность/нечетность тригонометрических функций, формулы сложения, формулы преобразования суммы в произведение, а также формулы преобразования произведения в сумму. Действительно, функция косинус – четная, в отличие от других тригонометрических функций.
Некоторую «семейственность», свойственную косинусу, можно проследить на примере формул сложения, формул преобразования суммы в произведение, а также формул преобразования произведения в сумму. И в каждом блоке этих формул можно уловить некую «отличительность», свойственную косинусу.