Просмотр содержимого документа
«Мнемотехника на уроках в начальной школе»
Муниципальное образование Гулькевичский район п. Комсомольский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8 пос. Комсомольского муниципального образования Гулькевичский район
имени Героя Советского Союза Н.К. Пархоменко
Конспект открытого занятия
Тема занятия: Развитие памяти (методика запоминания мнемотаблицы)
Образовательная область: Мнемотехника
Возраст детей: 6-9 лет
ФИО педагога: Силютина Виктория Сергеевна
План - конспект открытого занятия.
Тема: Развитие памяти (методика запоминания мнемотаблицы).
Цель: Развитие памяти.
Задачи:
I. Образовательные:
1. Познакомить детей с методом мнемотехники – мнемотаблица.
2. Научить приёмам работы с мнемотаблицей.
II. Развивающие:
1. Развивать психические процессы (память, внимание, мышление, творческое воображение, волю), влияющие на качество познания окружающего мира.
2. Развивать координацию движений и мелкую моторику.
3. Отработка приёмов релаксации.
III. Воспитательные:
1. Помогать детям преодолевать неуверенность в себе, уметь реализовывать свой природный потенциал.
2. Воспитывать качества, необходимые для работы в коллективе, умение прислушиваться к тому, что говорят другие, учитывать чужие интересы и возможности.
Оборудование занятия:
I. Дидактический материал для педагога:
1. Цветы из бумаги плоскостные с отрывными разноцветными лепестками для дыхательного упражнения;
2. Распечатка с логическими задачами;
3. Мнемотаблица;
4. Логические таблицы;
II. Дидактический материал для воспитанников:
1. Раздаточные материалы – бланки с таблицами;
2. Конструктор
III. Материально-техническое оснащение занятия:
1. доска магнитная; МУЛЬТИМЕДИА
2. бумага, фломастеры;
3. столы, стулья для детей;
4. раздаточные материалы с таблицами.
Этапы и задачи занятия (план занятия).
Этапы и задачи занятия. | Деятельность педагога. | Деятельность учащихся. | Время. |
Этап I. Организационный момент: знакомство с группой и эмоционально-психологический настрой детей. | Проведение мини-тренинга. | Игра «Цветик-семицветик» (дыхание) «Феи цвета» (внимание) | 14.30-14.32 |
Этап II. Введение в тему занятия: систематизация и обобщение знаний детей. | -Создание проблемной ситуации, которую дети решают с педагогом; - рассказ, демонстрация таблицы, изделий, выполненных детьми. | Логические задачи (мышление) | 14.32-14.35 |
Этап III. Объяснение темы занятия: объяснение, рассказ педагога. | Рассказ, беседа о новом материале занятия. | Восприятие и анализ нового материала: Мнемотаблица «Берёзка» (запоминание стихотворения с помощью таблицы) | 14.35-14.45 |
Этап IV. Практическая деятельность: практическая деятельность детей. | -Показ примеров практической работы; - выявление первоначальных навыков у детей. | Работа с таблицами на логику (раздаточный материал) | 14.45-14.55 |
Этап V. Физкультминутка: | Показ релаксационных упражнений. | Повтор и выполнение упражнений «Царь», «Штанга» | 14.55-15.00 |
Этап VI. Практическая работа: практическая деятельность детей. | - показ приемов практической работы; - выявление первоначальных навыков у детей. | Повтор стихотворения. Работа с конструктором (мелкая моторика) | 15.00-15.10 |
Этап VII. Подведение итогов. Рефлексия. | - Предложение педагогом рассмотреть выполненные работы; - выявление степени удовлетворенности детей занятием. | -ответы на вопросы; - высказывание детей о своем отношении к проведенному занятию. | 15.10- 15.12 |
Этап VIII. Организационный конец. | Контроль и поверка выполненных работ. | Уборка рабочего места. | 15.12-15.15 |
Всего: 45 минут. |
Конспект занятия.
Этап | Ход занятия. (слова, действия педагогов и воспитанников) | Время 45 мин. |
I этап. | Приветствие. Игра «Цветик - семицветик» (дыхание). Педагог: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я принесла на занятие волшебный цветок, Выберите лепесток на свой вкус и вспомните считалку. Мы подуем на эти лепестки и окажемся в волшебной стране, где сбываются самые невероятные желания» Настройка на занятие. Игра на внимание: «Феи цвета». «Представьте, что вы превратились в фей и волшебников и можете повелевать предметами тех цветов, какого цвета лепесток вы выбрали. Проверим, не запутаетесь ли вы в своих предметах». Называть, дети встают, услышав предмет своего цвета: мак, апельсин, цыпленок, небо, море, фиалка, снег, ворона и т. д. | 2 мин. |
II этап. | Логические задачи (мышление). «А теперь снова подуйте на свои лепестки и загадайте желание: пусть все сегодня на занятии научатся чему-то полезному. А для этого мало хорошего внимания, проверим, какое у вас логическое мышление. Решите, пожалуйста, задачи.» 1. Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. В каких домиках жили звери? (жираф в оранжевом, крокодил в синем, бегемот в красном) 2. Три рыбки плавали в разных аквариумах. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме. Золотая рыбка — не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зеленая рыбка? (красная – квадратный, золотая – прямоугольный, зеленая – круглый) 3. У Миши три машинки разного цвета: Красная, желтая и синяя. Еще у Миши три игрушки: человек – паук, черепашка - ниндзя, лего. В красной машине он повезет не паука и не лего. В желтой — не паука и не черепашку. Что повезет Мишка в каждой из машинок? (красная – черепашка, желтая – лего, синяя – человек - паук) Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья. Ане не зеленую и не красную. Юле — не зеленую и не желтую. Оле — не желтое и не красное. Какая ткань для какой из девочек? (Ане – желтую, Юле – красную, Оле – зеленую) 4. В трех тарелках лежат разные фрукты. Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке. Апельсины не в синей и в розовой тарелке. В какой тарелке лежат сливы? А бананы и апельсины? (Бананы – розовая, апельсины – оранжевая, сливы – синяя) | 3 мин. |
III этап. | Объяснение темы занятия: Мнемотаблица «Берёзка» (запоминание стихотворения с помощью таблицы). Сегодня мы выучим стихотворение: Эта модница лесная Часта свой наряд меняет: В шубке белой – зимой, Вся в серёжках-весной, Сарафан зелёный летом, В день осенний-в плащ одета. Если ветер налетит, Золотистый плащ шуршит. Вы помните, что памяти можно помочь. Например, с помощью приема: пиктограммы. Вы уже знаете, что это и как нарисовать пиктограмму. Посмотрите на мнемотаблицу. (1 минута) Кто какой рисунок будет воспроизводить? (распределение по номерам таблицы. Раздача бумаги, фломастеров) Дети выходят с рисунками, повторяют стихотворение хором. | 8 мин. |
IV этап. | Работа с таблицами на логику (раздаточный материал) Педагог: «Проверим ваше логическое мышление. (Показ таблиц на экране, раздаточный материал). Каких не хватает цифр, геометрических фигур? Дорисуйте в своих таблицах» | 15 мин. |
V этап. | Физкультминутка. Дети выходят из-за столов. «Царь» Жил – был царь. (руки над головой с пальцами веером – «короной») У царя был двор. (руки в стороны) Во дворе был кол. (одна рука согнута перед собой) На колу – мочало. (развернуть кисть от себя и развести пальцы) Его ветром качало. (покачать кистью в стороны) Не начать ли все сначала? Повтор 3 – 4 раза с ускорением темпа. «Штанга» Мы готовимся к рекордам, Будем заниматься спортом. Штангу с пола поднимаем… (наклон, напряжение кистей рук, подъем рук «со штангой») Крепко держим… и бросаем (сброс напряжения, расслабление кистей). | 3 мин. |
VI этап. | Повтор стихотворения. Работа с конструктором (мелкая моторика). Тема поделок «Цветик - семицветик» | 10 мин. |
VII этап | Подведение итогов. -ответы на вопросы; - высказывание детей о своем отношении к проведенному занятию. | 2 мин. |
VIII этап. | Организационный конец. Уборка рабочего места. | 2-3 мин. |