Михайлова Ю.А. Мастер-класс для родителей «Мнемотехника - средство развитие связной речи дошкольников»
Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника развития памяти. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.
На сегодняшний день такая техника запоминания широко используется в детских дошкольных заведениях, а также на приеме у логопеда.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи: Развивать связную речь. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи. Обучать детей правильному звукопроизношению. Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память .
Мнемотехника помогает детям:
Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
Обогащает словарный запас;
Помогает развивать мышление;
Развивает фантазию;
Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Структура мнемотехники
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. (
Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него. Хорошо использовать для разучивания скороговорок, пословиц.
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст ( рассказ, стих, сказка и т. п.) Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей.
Различают такие мнемотаблицы:
Для запоминания стихов, загадок, скороговорок, сказок;
Для запоминания правил;
Для составления или запоминания рассказа.
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж.
На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд. Детям интересно раскрашивать эти картинки, а позже и подсказывать вам свои идеи для рисунка.
Чтобы составить мнемотаблицу, нужно:
Разбить рассказ на части, определяя важные моменты (каждые 2-3 слова), расчертить лист бумаги на квадраты;
Нарисовать на каждый такой момент картинку (описывая существительные или прилагательные);
Непонятные слова (глаголы или вопросы) по возможности как-нибудь изобразить или просто поставить знак «?». Это надо будет прокомментировать ребенку.
Разные загадки или сказки легче и веселее воспринимаются маленькими детьми, если они разобраны на ситуации и изображены на картинках. Затем ребенку предлагается запомнить описанное и рассказать поэтапно, смотря на картинки.
При этом у ребенка в голове происходят такие процессы:
Рассмотрение картинок и понимание, что на них изображено;
Перекодировка информации из визуальной в образную, сопоставление картинки с понятием;
Составление рассказа по картинкам;
Запоминание рассказа или стиха.
Мнемотаблицы, отображающие последовательность действий.
Мнемотехника используется для запоминания и рассказывания сказок.
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление:
По этой таблице ребенок выучит рассказ о птицах. Расшифровка таблицы:
1. Что это за птица?
2. Она дикая или домашняя?
3. Какого цвета?
4. Чем питается?
5. Какие звуки издает?
6. Что делает, как живет?
7. Где живет?
8. Какие у нее детеныши?
9. Какую пользу (или вред) приносит людям?
По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.
Задания для родителей:
Мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть. Вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь на схему нам про него рассказываете. А мы попробуем его отгадать. Демонстрирую схему. (Родители по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты и овощи).
Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки - это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица с загадкой.Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает…)
Показываю мнемотаблицу, содержащую загадку, Родители читают загадку и отгадывают ее.
Предлагаю Вам составить мемотаблицы по стихам А.Барто (Мишка, Зайка, Мишка, Слон, Капитан)
Таким образом, мы с Вами видим, что заниматься по мнемотаблицам вполне можно с ребенком, дома. Если вы не можете или нет времени рисовать мнемотаблицы, их можно легко найти в Интернете и скачать, а затем распечатать и заниматься с ребенком.
А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.