СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 626 имени Н.И.Сац» (ГБОУ Школа № 626)  «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»  Подготовила: воспитатель ГБОУ Школа №626 УК№5 Албу О.Ю.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 626 имени Н.И.Сац»

(ГБОУ Школа № 626)

«Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Подготовила: воспитатель ГБОУ Школа №626 УК№5 Албу О.Ю.

Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Проблемы речи детей дошкольного возраста:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

Мнемотехника  В переводе с греческого - «искусство запоминания».  Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи

Мнемотехника В переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи

 Отличительные особенности технологии:  -имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование -приемы запоминания индивидуализированы -широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание -введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания  

Отличительные особенности технологии:

-имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование

-приемы запоминания индивидуализированы

-широко используются образные коды,

обеспечивающие быстрое запоминание

-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания

 

  Мнемотехника помогает развивать:  ассоциативное мышление  речь - зрительную и слуховую память - зрительное и слуховое внимание - воображение

  Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • речь

- зрительную и слуховую память

- зрительное и слуховое внимание

- воображение

Цель обучения: - развитие связной речи -  преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) - развитие мелкой моторики рук - развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления - помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения

Цель обучения:

- развитие связной речи

-  преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)

- развитие мелкой моторики рук

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления

- помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному   Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному  

Мнемоквадраты

Мнемодорожки

Мнемотаблицы

Содержание мнемотаблицы  - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.     Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
  • Содержание мнемотаблицы  - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
  •    Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
  • - строение рассказа,
  • - последовательность рассказа,
  • - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Использование мнемотаблиц в младшей группе  Развитие речи – одна из главных задач обучения детей. Как сделать этот процесс увлекательным и интересным для детей? Мы в своей работе широко используем мнемотаблицы, которые позволяют развивать связную, монологическую речь малыша, активизировать все мыслительные процессы. Начинать можно с составления рассказов из 2-3 предложений.   На небе светило солнце. И вдруг пошёл дождь. После дождя на небе появилась красивая радуга.

Использование мнемотаблиц в младшей группе Развитие речи – одна из главных задач обучения детей. Как сделать этот процесс увлекательным и интересным для детей? Мы в своей работе широко используем мнемотаблицы, которые позволяют развивать связную, монологическую речь малыша, активизировать все мыслительные процессы. Начинать можно с составления рассказов из 2-3 предложений.

На небе светило солнце. И вдруг пошёл дождь. После дождя на небе появилась красивая радуга.

Девочки и мальчики посадили на грядке – картошку, помидоры, огурцы. Поливают их водой. Овощи выросли большие и вкусные.

Девочки и мальчики посадили на грядке – картошку, помидоры, огурцы. Поливают их водой. Овощи выросли большие и вкусные.

Наступила осень. Девочки и мальчики одевают теплые вещи. Небо покрыто серыми тучами и часто идет дождь. После дождя появляются в лесу много съедобных грибов. В лесу после дождя вырастают ядовитые грибы. Дикие животные делают запасы на зиму.

Наступила осень. Девочки и мальчики одевают теплые вещи. Небо покрыто серыми тучами и часто идет дождь. После дождя появляются в лесу много съедобных грибов. В лесу после дождя вырастают ядовитые грибы. Дикие животные делают запасы на зиму.

Пошел сильный дождь. После дождя в лесу выросли грибы. Девочки и мальчики собирают грибы в корзину.   Солнце светит ярко. Вдруг пошел сильный дождь. Девочки и мальчики вышли гулять на улицу с зонтом.

Пошел сильный дождь. После дождя в лесу выросли грибы. Девочки и мальчики собирают грибы в корзину.

Солнце светит ярко. Вдруг пошел сильный дождь. Девочки и мальчики вышли гулять на улицу с зонтом.

Зима  Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках.

Зима Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках.

Лето  Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

Лето Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

Осень  Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. И с деревьев слетает листва. Листья покрывают все вокруг красивым, красочным ковром.

Осень Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. И с деревьев слетает листва. Листья покрывают все вокруг красивым, красочным ковром.

Весна  Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.

Весна Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.

Стихотворения

Стихотворения

 Стихотворения

Стихотворения

 Описание: Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.

Описание:

Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.

Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить.  Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик.  Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь.  Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик. Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь. Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

 Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов    1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме  В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.)

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме

В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.)

Последовательность работы с мнемотаблицами: 1. Введение элементов символов (формы, величины, действия) 2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален) 3. Введение отрицаний 4. Сочетание символов, чтение цепочки их 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1. Введение элементов символов (формы, величины, действия)

2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален)

3. Введение отрицаний

4. Сочетание символов, чтение цепочки их

5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)

6. Творческое создание детьми опорных схем

Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории появляется интерес к заучиванию стихов и потешек словарный запас выходит на более высокий уровень дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией

Результаты

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек
  • словарный запас выходит на более высокий уровень
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией

 К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К . Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!