ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 626 имени Н.И.Сац»
(ГБОУ Школа № 626)
«Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
Подготовила: воспитатель ГБОУ Школа №626 УК№5 Албу О.Ю.
Проблемы речи детей дошкольного возраста:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Мнемотехника В переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи
Отличительные особенности технологии:
-имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование
-приемы запоминания индивидуализированы
-широко используются образные коды,
обеспечивающие быстрое запоминание
-введено понятие ”навык запоминания” и разработана точная система контроля навыка запоминания
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- речь
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Цель обучения:
- развитие связной речи
- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)
- развитие мелкой моторики рук
- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления
- помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному
Мнемоквадраты
Мнемодорожки
Мнемотаблицы
- Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
- Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:
- - строение рассказа,
- - последовательность рассказа,
- - лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.
Использование мнемотаблиц в младшей группе Развитие речи – одна из главных задач обучения детей. Как сделать этот процесс увлекательным и интересным для детей? Мы в своей работе широко используем мнемотаблицы, которые позволяют развивать связную, монологическую речь малыша, активизировать все мыслительные процессы. Начинать можно с составления рассказов из 2-3 предложений.
На небе светило солнце. И вдруг пошёл дождь. После дождя на небе появилась красивая радуга.
Девочки и мальчики посадили на грядке – картошку, помидоры, огурцы. Поливают их водой. Овощи выросли большие и вкусные.
Наступила осень. Девочки и мальчики одевают теплые вещи. Небо покрыто серыми тучами и часто идет дождь. После дождя появляются в лесу много съедобных грибов. В лесу после дождя вырастают ядовитые грибы. Дикие животные делают запасы на зиму.
Пошел сильный дождь. После дождя в лесу выросли грибы. Девочки и мальчики собирают грибы в корзину.
Солнце светит ярко. Вдруг пошел сильный дождь. Девочки и мальчики вышли гулять на улицу с зонтом.
Зима Наступила зима. Небо закрыто серыми темными тучами. Часто идет холодный снег. Девочки и мальчики идут гулять на улицу. Они лепят из снега снежки и снежную бабу. Зимой ребята катаются на санках и коньках.
Лето Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
Осень Наступила осень. Солнце светит мало и не греет. Оно скрыто за серыми тучами. Часто идет дождь. Мы идем в детский сад под зонтом. Дует сильный ветер. И с деревьев слетает листва. Листья покрывают все вокруг красивым, красочным ковром.
Весна Наступила весна. Солнце пригревает сильнее и становится тепло. На улице тает снег, и бегут ручьи. Девочки и мальчики пускают кораблики по воде. На деревьях распускаются первые почки и появляются первые цветы. Из жарких стран прилетают птицы.
Стихотворения
Стихотворения
Описание:
Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.
Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик. Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь. Теремок не выдержал, взял и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме
В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно (более подробно описано у Назаровой И. И.)
Последовательность работы с мнемотаблицами:
1. Введение элементов символов (формы, величины, действия)
2. Использование опорных схем на всех видах занятий, различных видов деятельности (для выработки у ребёнка привыкания, понимания, что символ универсален)
3. Введение отрицаний
4. Сочетание символов, чтение цепочки их
5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.)
6. Творческое создание детьми опорных схем
Результаты
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек
- словарный запас выходит на более высокий уровень
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией
К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».