Просмотр содержимого документа
«Мнемонические приемы работы над словарными словами в начальной школе»
Приемы работы над словами с непроверяемыми написаниями
МКОУ Городокская СОШ № 2
учитель начальных классов
Журавлева Н.В.
Приёмы работы:
- орфографическое чтение;
- опора на ассоциации;
- опора на этимологию;
- использование наглядности;
- занимательный материал (ребусы, рифмовки)
Орфографическое чтение
б е рёза
яг о да
м а шина
м о роз
б е рёза
яг о да
м а шина
м о роз
вет е р
л о пата
п а льто
бе-рё-за
я-го-да
ма-ши-на
мо-роз
ве-тер
ло-па-та
паль-то
Зрительные ассоциации
яг да
ябл к
п ртрет
р кета
г р х
Фонетические ассоциации
Базар – ба бы на ба заре.
Завод – зав тра на зав од.
Ребята – реб ята решают реб ус.
Сапоги – Са ша в са погах.
Пальто – Па вел в па льто.
Платок – за плат ка на плат ке
Смысловые ассоциации
Запад – на за пад е солнце пад ает.
Месяц – я сный мес я ц.
Осина – ос ина красива ос енью.
Собака – с о бака любит к о сть.
Улица – на у лиц е встречают знакомые лиц а.
Язык – я беда показывает я зык.
Капуста - к а пусту любит з а яц.
У че ние для у че ника му че ние.
Нелепицы
У ко ровы ко сы.
В го ро де ро зы.
Пена в пена ле.
С о бака лаяла на о .
Лучше скушать в и н е грет,
Чем автобусный б и л е т.
Этимология
- Сн е г ирь появляется около человеческого жилья зимой, в большие морозы, когда сн е г в лесу скрывает его корм. В представлении людей эта птица связана со сн е г ом – и вот сн е г ирь.
- Ж и л ет. Ж и ль – шут, носивший одежду без рукавов, по имени шута назвали одежду.
Зрительные образы
Зрительные образы
корзина
\
п о мидор
м о рковь
о гурец
к а стрюля
к а ртофель
к а пуста
Ребусы
Рифмовки
Трудная эта работа-
Правильно писать су бб ота .
Но я ж не старый, не забуду,
Две б писать всегда я буду.
Кто тут по рельсам по утрам
Поёт всегда: « Трам - трам ! Трам - трам !»
Конечно, это наш трам вай,
И ты трам ваю подпевай!
« Трам - трам ! Трам - трам !»-
Трам вай поёт, ошибки делать не даёт.
Условия эффективности
словарно-орфографической работы:
- Условия эффективности словарно-орфографической работы:
- Условия эффективности словарно-орфографической работы:
- Условия эффективности словарно-орфографической работы:
- Условия эффективности словарно-орфографической работы:
- опора на разные виды памяти: слуховую,
- опора на разные виды памяти: слуховую,
- опора на разные виды памяти: слуховую,
- опора на разные виды памяти: слуховую,
- опора на разные виды памяти: слуховую,
зрительную, речедвигательную и моторную;
- зрительную, речедвигательную и моторную;
- зрительную, речедвигательную и моторную;
- зрительную, речедвигательную и моторную;
- зрительную, речедвигательную и моторную;
- использование различных приёмов;