СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Много материалов ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструктивные материалы, методические разработки... Автор: АА Каврева

Просмотр содержимого документа
«analiz_uroka1»

Анализ урока


Ф.И.О. учителя____________________________________Предмет___________________________


Дата_______________ Класс_________ Кл. руководитель___________________________


Учащихся по списку_______________ На уроке______________


Цель посещения______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема урока_______________________________________________________________________


Мобилизующее начало урока___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Оборудование______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Средства активизации_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Повторение и проверка знаний_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Объяснение нового материала (реализация принципов обучения и воспитания)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Контакт с классом____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Формы работы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Соответствие структуры урока его целям_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание урока____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Методика проведения________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Рациональность использования времени________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Педагогический такт учителя______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поведение и работа учащихся_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Домашнее задание_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Итог урока___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Мнение учителя о своем уроке____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________Выводы.Рекомендации.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Ознакомлен. Учитель_______________________

(подпись)


Заместитель директора по УВР _________________________О.Н. Купчик





Просмотр содержимого документа
«analiz_uroka_fgos»

АНАЛИЗ УРОКА


Класс ________________ Дата «___» _____________ 201 г.

Предмет _____________________________________________________________________

Автор учебника ______________________________________________________________

Тема______________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Проверяющий:______________________________________________________________



Примечание

1.

Основные целиурока: образовательная, развивающая, воспитательная.

Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?


2.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.


3.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)?


4.


4.1

Ориентация на новые образовательные результаты


4.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД


4.3

Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.)


5.


5.1

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям.


5.2

Соответствие содержания урока требованиям программы.


5.3

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.


5.4

Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.


6.



6.1

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.






6.2

Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни»)примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)



6.3

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ.


6.4

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните):

наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить).


6.5

Применение диалоговых форм общения.


6.6

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися.


6.7

Осуществление обратной свят ученик-учитель


6.8

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.


6.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.


6.10

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этаном обучения


6.11

Использование наглядногоматериала:

в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач

Наглядный материал:

избыточен, достаточен, уместен, недостаточен


6.12

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.


7.


7.1

Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшею развития


7.2

Реализация развивающей функции обучения Развитие качеств:

восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.


7.3

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.


7.4

Наличие психологических пауз н разрядки Эмоциональная атмосфера урока


8.

Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.


9.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учители (отсутствие шаблона).








Ознакомлен(а):

Просмотр содержимого документа
«list_nablyud_uroka»

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ И ОЦЕНКА УРОКА

Предмет __________________________ учитель __________________________ класс __________

Дата ______________________ цель посещения __________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Тема урока:______________________________________________________________________

Ход урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Мобилизующее начало:

1. Класс к уроку готов

не готов

2. Тема урока дана

не дана

3. Цели урока даны

не даны

I Ход урока:




















































































Домашнее задание дано

До звонка

После звонка

С пояснением

Без пояснения

Дозировка домашнего задания:

1) недостаточное

2) превышающее

3) оптимальное


Подведение итогов урока:

1. Подведено

2. Не подведено

1. Качество выполнения д/з



2. Причины невыполнения д/з




3. Внимание учащихся:

В начале урока

В середине

В конце

4. Активность учащихся при опросе




Изучение




Закрепление




5. Дисциплина


6. Прочность знаний



Умений




Навыков




Привитие интереса




7. Самостоятельность суждения




8. Речь учащихся



9. Самоконтроль учащихся



10. Культура учебного труда


11.Уровень усвоения нового

материала






12. Умение практического

и творческого применения

знаний учащихся














Результативность урока

«5» - «4» -

____________________________________________________________________________________

«3» - «2» -

____________________________________________________________________________________

Объективность оценок




1. Повторение и проверка знаний (форма опроса)






2. Теоретический уровень изложения:

А) научность



Б) логичность



В) систематичность



Г) последовательность



Д) доступность



Е) выделение главного




3. Активизация познавательной деятельности на уроке:

А) мотивация




4. Формы работы:

Фронтальная


Индивидуальная


Групповая


Парная


Ролевая игра


Дифференцированная


5. Методы работы:

Репродуктивный


Проблемный


Модульный


Объяснительный


Иллюстрированный


Программированный


Эвристический


Поисковый


Исследовательский


6. Средства активации:

Наглядность


ТСО


Лабораторная работа


Практическая работа


7. Контакт с классом



8. Речь учителя



9. Единство воспитательный, образовательных, развивающих целей



10. Работа с учебником



11. Санитарно-гигиенические условия


Выводы: ___________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«list_samootsenki_uchitelya»

Лист №1.


ЛИСТ САМООЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ


Фамилия, имя, отчество. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Предмет (ы). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..


Просим провести объективный самоанализ по отдельным основным профессиональным

компетенциям, которые присутствуют в Вашей работе и насколько активно Вы применяете в своей педагогической деятельности


Оцените нижеприведенные утверждения по 5-балльной шкале, где:


5 – данная компетенция развита очень сильно или данный вид деятельности постоянно встречается в Вашей работе, могу поделиться опытом;

4 – данная компетенция достаточно сильно развита или данный вид деятельности встречается в Вашей работе часто, свободно владею;

3 - данное качество развито удовлетворительно или данный вид деятельности встречается не часто, могу использовать по мере необходимости;

2 – данная компетенция развита недостаточно или данный вид деятельности встречается довольно редко, не вижу надобности использовать;

1 – данная компетенция практически не выражена( выражена слабо) или данный вид деятельности практически отсутствует, необходимо компетенцию формировать.



Пожелания по семинару________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обведите кружком оценку, соответствующую Вашему мнению.


Утверждения

Баллы

Оценка администратора

1.

Уметь формулировать цель темы урока;


5 4 3 2 1


2.

Обосновывать образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;


5 4 3 2 1


3.

Знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций


5 4 3 2 1


4.

Умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок


5 4 3 2 1


5.

Предвидеть близкие и отдаленные результаты учебно-воспитательного процесса.

5 4 3 2 1


6.

Характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке


5 4 3 2 1


7.

Обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств


5 4 3 2 1


8.

Обеспечивать условия для самореализации личности и реализации ее внутренних резервов.

5 4 3 2 1


9.

Психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке


5 4 3 2 1


10.

Оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока


5 4 3 2 1


11.

Эффективность выполнения намеченных задач урока


5 4 3 2 1


12.

Оценка педагогической целесообразности действий на уроке


5 4 3 2 1


13.

Умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их


5 4 3 2 1


14.

Объективно оценивать свои возможности (актуальные, ретроспективные, потенциальные), а также со стороны других (рефлексивная самооценка).

5 4 3 2 1


15.

Обосновывать удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);


5 4 3 2 1


16.

Сформулировать намечаемые меры по устранению недостатков


5 4 3 2 1


17.

Оценивать состояние и уровень воспитанности учеников.

5 4 3 2 1



ИТОГО




Просмотр содержимого документа
«pamyatku_uchitelyu»

Оценка результата работы учителя на уроке:

  • Целенаправленность его деятельности на уроке,

  • Характер отношений с учащимися;

  • Индивидуально-личностный подход к учащимся;

  • Дифференцированный подход к обучению;

  • Умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся;

  • Работа учителя по формированию и развитию общеучебных умений и навыков;

  • Работа по развитию познавательного интереса;

  • Работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;

  • Сфокусированность усилий на формирование понятий;

  • Развитие общих способностей учащихся; •

  • Объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;

  • Эффективность усилий, развивающих личность;

  • Эффективность воспитывающих влияний.

САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ 

  1. Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.

  2. Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.

  3. Обосновать постановку цели урока, тип и его структуру.

  4. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.

  5. Показать, как другие этапы работали на главный этап.

  6. Дать оценку успешности достижения ТДЗ урока, обосновать показатели РР (реального результата).

  7. Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.

Примерные вопросы для самоанализа

  1. Была ли достигнута цель урока?

  2. Как были использованы воспитательные возможности учебного материала в целях всестороннего развития личности учащегося?

  3. Все ли учащиеся работали на уроке и как они работали?

  4. Как использовалось время урока? Имели ли место потери времени на уроке и что было их причиной?

  5. Какие знания усвоили учащиеся, какие умения закрепили?

  6. Какие были недостатки в ходе урока и почему?

  7. Какие изменения в структуру и содержание урока внес бы учитель, если бы его пришлось повторить?





ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ

Общая схема анализа урока

1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку и присутствовавших на уроке.

2. Тема урока, цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока.

3. Организационное начало урока:

1.   готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;

2.   подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;

3.   подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.

4. Организационная структура урока:

1.   мобилизующее начало урока;

2.   последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

3.   насыщенность урока и темп его проведения и т.д.

5. Анализ содержания учебного материала урока:

1.   обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

2.   соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

3.   соотношение практического и теоретического материала;

4.   связь с жизнью и практикой и т.д.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

1.   цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

2.   обоснование выбора методов обучения;

3.   пути реализации дидактических принципов в обучении;

4.   индивидуализация и дифференциация в обучении;

5.   взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

7. Деятельность учителя:

  1. мотивация учебной деятельности учащихся

  2. научность и доступность изложения новых знаний;

  3. использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

  4. организация закрепления учебного материала;

  5. организация самостоятельной работы учащихся;

  6. проверка и оценка знаний и умений учащихся;

  7. вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

  8. отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

  9. задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;

  10. пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

  11. эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;

  12. контакт учителя с классом и т.д.

8. Деятельность учащихся:

1.   подготовка рабочего места;

2.  поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;

3.   интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

4.   состояние их устной и.письменной речи;

5.   знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

6.   отношение учащихся к учителю;

7.   степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.

8. рефлексивная деятельность учащихся на уроке;

9. взаимооценка работы учащихся.

9. Выводы:

1.   выполнение плана урока;

2.   достижение целей урока;

3.   особенно интересное и поучительное на уроке;

4.   что произвело на уроке наибольшее впечатление;

5.   какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

6.   оценка урока.

10.Рекомендации:




Типы анализа:

  • Полный - контроль качества организации учебно-воспитательного процесса, изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы;

  • Краткий – Общая оценка качества основных дидактических категории;

  • Комплексный - Единство и взаимосвязь цели, задач, содержания, методов и форм организации урока, анализ дидактических, психологических и других основ урока.

  • Аспектный - Более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.

  • Структурный- Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность.


Виды анализа:

  • Дидактический (реализация дидактических категорий -отбор методов, приемов, средств обучения, обработка учебного материала),

  • Психологический (учет психологических особенностей -уровень организованности учащихся, отношения к учению; приемы развития внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.)

  • Воспитательный ( анализ формирования на уроке ценностных качеств- воспитательные задачи урока, формирование убеждений, идеалов и мировозрения),

  • Методический ( целесообразность отбора методов, их адаптация к возрастным и индивиуальным особенностям учащихся)

  • Организационный -анализ рациональной организации урока- плотность урока,количество и частота чередования видов учебной деятельности.


Анализ управления вниманием учащихся на уроке:

1. Как стимулируется интерес к содержанию урока?

2. Как создается установка быть внимательным?

3. Как раскрыта практическая значимость изучаемого на уроке материала?

4. Как используются внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания ( яркость, новизна, структурирование и пр.)?

5. Как организовано изложение материала (яркость, образность, эмоциональность речи, смена интонаций, новизна речевых форм)?

6. Как выбирается темп ведения урока?

7. Как организуется активность учащихся на уроке?

8. Как используются учителем собственные индивидуальные особенности в организации внимания учеников?







Анализ урока с точки зрения обеспечения качественного восприятия материала

1.Как создается установка на восприятие преподаваемого материала?

2. Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся в сознании учащихся образов?

3. Как учитывается фон восприятия при изложении материала?

4. Как используется прошлый опыт учеников при организации восприятия нового материала?

5. Как организуется совместная деятельность школьников при решении перцептивных задач?

6. Как организовано обучение перцевтивным действиям?

7. Как учитываются закономерности развития восприятия?

8. Как учитываются различные виды восприятия?


Анализ урока с точки зрения учета закономерностей функционирования и развития мышления:

1.Степень подготовленности урока с точки зрения создания у учащихся целей умственной деятельности.

2. В какой мере формируются у учащихся на уроке общие приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстракция, сравнение, обобщение)?

3. Обучаются ли школьники в ходе урока приемам логической смысловой обработки материала?

4. Происходит ли в процессе объяснения ( и ответа учащихся) выделение главного в содержании изучаемого материала?

5.Используется ли на уроке установление связей между изучаемым материалом и личным опытом учащихся?

6. Вызывает ли изучаемый материал эмоциональное отношение учащихся, связывается ли содержание урока с мотивацией учебной деятельности школьников?


Анализ степени включенности в учебную деятельность воображения учащихся:

1.Была ли создана на уроке творческая атмосфера, позволяющая в рассуждениях выходить за пределы постулированной данности?

2. Предпринимались ли попытки осмысления материала с опорой на представления образов материального мира?

3. Присутствуют ли в изложении материала обращения к процессам агглютинации, схематизации, гиперболизации, подчеркивания, типизации, попытки рассмотреть предметы и явления в новых сочетаниях и связях?

4. Прибегают ли участники учебного процесса к построению аналогий, какие приемы при этом используются?

5. Присутствует ли активизация фантазии школьников, побуждение увидеть необычное в привычном?

Просмотр содержимого документа
«primernaja_struktura_urokov_po_fgos»

Примерная структура уроков по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)



2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)



3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)



4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)



5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)



6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)



7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Просмотр содержимого документа
«slovar_osnovnyh_terminov»

Словарь основных терминов

Агрессивность – целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения какой-либо цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения.

Анализ – умственное или реальное расчленение предмета на составные части, каждая из которых затем изучается для того, чтобы посредством синтеза объединить в единое целое, обогащённое новыми знаниями.

Внеклассная воспитательная работа – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка.

Внеучебная деятельность – организация педагогом разных видов деятельности воспитанников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка.

Воспитание – процесс и результат взаимодействия воспитателя с воспитанником с целью его личностного развития и усвоения социальных норм и культурных ценностей, подготовки к самореализации в том обществе, в котором он живёт.

Воспитанность – уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств. Разлад, конфликт между тем, что человек знает, как он думает и как реально поступает, может приводить к кризису личности. Воспитанность – это сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости – потенциального уровня развития личности, зоны её ближайшего развития.

Воспитуемость подготовленность человека к сравнительно быстрому формированию новых для него познавательных, эмоциональных или поведенческих умений и навыков.

Воспитательное мероприятие это совокупность различного рода воспитательных воздействий с отвечающими их требованиям материальными и духовными условиями, подчинённых единой комплексной воспитательной цели, взаимодействующих друг с другом, представляющих собой целостное образование.

Группа – совокупность людей, объединенных общностью интересов, профессии, деятельности.

Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации. Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную дезадаптацию детей и подростков.

Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности на самого себя.

Диагностика – (от греч. «диа» - прозрачный и «гнозис» - знание) – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Дидактика – с греческого обозначает изучающий. Дидактика исследует процесс обучения, который организуется сознательно, систематически и планомерно.

Затруднения – перерыв в деятельности, наступающий в связи с какой-либо психологической преградой или помехой. Могут возникать как по объективным причинам, так и по субъективным.

Знания – осваиваются в ходе познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить.

Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

Индивидуальность – неповторимость, уникальность свойств человека.

Инновационные технологии – (нововведение) – целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. Инновационные педагогические технологии классифицируются по видам деятельности: педагогические, обеспечивающие пед. процесс; управленческие; по характеру вносимых изменений – радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах); комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы).

Коллектив – это группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.

Компетенция – (в общем смысле) – личные возможности должностного лица, его квалификация, знания, опыт, позволяющие принимать участие в разработке определённого круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определённых знаний, навыков.

Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях1.


Компетенция педагогическая – единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению своей профессиональной деятельности.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления. Разработка критериев тех или иных явлений в педагогике представляет определенные трудности в силу того, что сам предмет педагогики сложен и многообразен в своих проявлениях.

Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность.

Личность – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации.

Метод – (от греч. – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приёмов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи.

Мотив – материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются.

Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Навык – сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Наследственность – свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Неуспеваемость – ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счёта, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и т.д. Систематическая неуспеваемость ведёт к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.

Образование – как социальное явление, это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Обученность – результат обучения (организованного или стихийного), включающий как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться).

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Одарённость – 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности; 2) общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Оценка – определение и выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях педагога о степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков, установленных программой, об уровне прилежания и состоянии дисциплины.

Отношение – под ним понимается к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе к своему личному и профессиональному развитию и карьере.

Педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на создание в пед. процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного и творческого самовыражения. Основная проблема пед. деятельности – совмещение требований и целей учителя с возможностями, желаниями и целями учеников; успешное осуществление пед. деятельности обусловливается уровнем профессионального сознания учителя, овладения им пед. технологией, пед. техникой. Три модели пед. деятельности:

- педагогика принуждения (авторитарная педагогика);

- педагогика полной свободы;

- педагогика сотрудничества.

Педагогическая диагностика – определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении. Пед. диагностика проводится на основе данных об освоении учениками школьных программ; наблюдений за их обучением, деятельностью; изучения её результатов.

Педагогическая ситуация – 1) совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в пед. процессе. Цель создания: формирование и развитие учащегося как будущего активного субъекта в общественной и трудовой деятельности, формирование его как личности; 2) кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой, классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.

Педагогический процесс – развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Педагогическое воздействие – это влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитуемых, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и обеспечения успешного достижения заданных целей.

Педагогическое общение – профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися.

Планирование – итог конструирования образовательного процесса, материализация проекта пед. деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога.

Планирование выступает как принятие решения на основе соотношения результатов пед. анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на перспективу или направлены на решение текущих оперативных задач.

Познавательная сфера личности – пути и способы познания человеком окружающего мира, при помощи таких познавательных процессов как:

- ощущение;

- восприятие;

- внимание;

- воображение;

- память;

- мышление;

- речь.

Положительные качества личности – характеристики умственной и эмоционально-волевой сторон личности, влияющие на продуктивность её деятельности и определяющие её индивидуальный стиль.

Построение – последовательное осуществление разработанного плана учебно-воспитательного процесса.

Проект – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом. Это предварительный текст какого-либо документа, план, замысел.

Проектирование – это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Это составление проекта, предположение сделать что-либо.

Профессиограмма – характеристика профессий с требованиями, которые предъявляются к личности работающего.

Профессиограмма учителя- документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам; к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

Психика – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию.

Психологическая диагностика – исследование человека в целях определения специфики его психики, его способностей, индивидуальных черт, мотивов, отклонений от норм. Психологическая диагностика проходит в два этапа:

  1. сбор диагностической информации;

  2. постановка диагноза и формулировка рекомендаций.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Развитие – качественное изменение объекта; его главные признаки: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элементом, появление новых сторон, новых элементов в самом развитии, перестройка связей между сторонами объекта.

Развитие личности – процесс закономерного изменения личности в результате её социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся качества.

Рефлексия – способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Решение пед. задачи – это осмысление сложившейся пед. ситуации и принятие на этой основе решений и плана необходимых действий.

Рост – количественное изменение объекта; главная характеристика роста – это процесс количественных изменений без изменений внутренней структуры и состава входящих в него отдельных элементов.

Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Социализация – процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а так же успешность выполнения различных видов деятельности.

Средства – материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления пед. процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка пед. процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

Умение – подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Умение педагогическое – совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений:

    1. связанные с постановкой задач и организацией ситуации;

    2. с применением приемов воздействия и взаимодействия;

    3. с использованием пед. самоанализа.

Умственная одарённость – общая способность человека сознательно направить свое мышление на новые требования, приспособить его к решению новых задач и к новым условиям жизни. Направленность на новое отличает умственную одарённость от памяти; признак приспособления – от гениальности (сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве); признак всеобщности отличает умственную одарённость от таланта (который у человека проявляется, как правило, в каком-либо определённом виде деятельности). Термин разработан В.Штерном.

Уровень – степень, характеризующая качество, высоту, величину развития чего-либо.

Урок – динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, при которой в рамках точно установленного времени учитель занимается с определенным составом учащихся – с классом – по твёрдому расписанию, используя разнообразные методы и средства обучения для решения поставленных задач образования, развития и воспитания.

Учебная деятельность – процесс приобретения человеком новых знаний, умений и навыков или изменения старых; деятельность по решению учебных задач.

Формы – (в пед.) – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления. Формы организации воспитательного процесса складываются в зависимости от направления воспитательной работы (формы эстетического воспитания, физического и т.д.); количества участников (групповые, массовые, индивидуальные).

Целеполагание – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач пед. деятельности; потребность учителя в планировании своего труда, готовность к изменению задач в зависимости от пед. ситуации; способность трансформировать общественные цели в цели совместной деятельности с воспитанниками.


1

Просмотр содержимого презентации
«analiz_uroka»

Анализ и самоанализ урока Внутришкольный практико- теоритеческий семинар для учителей с использованием видеосюжетов уроков. ( февраль 2009 год)

Анализ и самоанализ урока

Внутришкольный практико- теоритеческий семинар для учителей с использованием видеосюжетов уроков. ( февраль 2009 год)

… не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут ничего уже не сделаешь. Сделать всегда можно. ( Василий Шукшин )  На мой взгляд, понятие профессионализма применяется, главным образом, не к работе, а к работнику. Это умение делать свою работу без скидок и ссылок на вдохновение и настроение. «Умри, но сделай и самым добросовестным образом», – вот это и есть профессионализм. Есть вдохновение – прекрасно, нет, – обойдись без. ( Борис Натанович Стругацкий )  
  • … не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут ничего уже не сделаешь. Сделать всегда можно. ( Василий Шукшин
  • На мой взгляд, понятие профессионализма применяется, главным образом, не к работе, а к работнику. Это умение делать свою работу без скидок и ссылок на вдохновение и настроение. «Умри, но сделай и самым добросовестным образом», – вот это и есть профессионализм. Есть вдохновение – прекрасно, нет, – обойдись без. ( Борис Натанович Стругацкий )  
Что есть «анализ» Выявление существенных, необходимых качеств и свойств Сопоставление и последовательное изучение частей или элементов Мысленное разложение предмета на части, элементы или признаки

Что есть «анализ»

Выявление

существенных, необходимых

качеств и свойств

Сопоставление и

последовательное

изучение частей или

элементов

Мысленное разложение

предмета на части, элементы

или признаки

Нужен ли анализ урока педагогу?

Нужен ли анализ урока педагогу?

Что дает анализ урока педагогу?  Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы  Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания Развивает интерес к обучающему процессу Формирует аналитические способности

Что дает анализ урока педагогу?

Учит обобщать и делать научно обоснованные выводы

Формирует умение проводить наблюдения за педагогическими явлениями

Определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания

Развивает интерес к обучающему процессу

Формирует аналитические способности

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход: психологический педагогический процессуальный содержательный методический коммуникативный

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход:

психологический

педагогический

процессуальный

содержательный

методический

коммуникативный

Цели анализа урока: 1.Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся. 2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса. 3. Инструктирование педагога. 4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. 5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе. 6.Выявление системы работы учителя и др.

Цели анализа урока:

1.Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся.

2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса.

3. Инструктирование педагога.

4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством.

5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе.

6.Выявление системы работы учителя и др.

Применяемые термины

Применяемые термины

  • демократичность, технология, личность, развитие, личностные качества, личностный опыт, субъектность, мотивирование, самоорганизация, самостоятельность, сознание, познавательный интерес, познавательная активность, творчество, рефлексия, релаксация, взаимоконтроль, мышление и т.д. 
Типы анализа урока

Типы анализа урока

  • Полный - контроль качества организации учебно-воспитательного процесса, изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы;
  • Краткий – Общая оценка качества основных дидактических категории;
  • Комплексный - Единство и взаимосвязь цели, задач, содержания, методов и форм организации урока, анализ дидактических, психологических и других основ урока.
  • Аспектный - Более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
  • Структурный - Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность.
Виды анализа:

Виды анализа:

  • Дидактический (реализация дидактических категорий -отбор методов, приемов, средств обучения, обработка учебного материала),
  • Психологический (учет психологических особенностей -уровень организованности учащихся, отношения к учению; приемы развития внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.)
  • Воспитательный ( анализ формирования на уроке ценностных качеств- воспитательные задачи урока, формирование убеждений, идеалов и мировозрения),
  • Методический ( целесообразность отбора методов, их адаптация к возрастным и индивиуальным особенностям учащихся)
  • Организационный (анализ рациональной организации урока- плотность урока,количество и частота чередования видов учебной деятельности).
Общая схема анализа урока  (работа по бланку анализа)

Общая схема анализа урока (работа по бланку анализа)

  • Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
  • Тема урока, цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока.
  • Организационное начало урока.
  • Организационная структура урока.
  • Анализ содержания учебного материала урока.
  • Общепедагогические и дидактические требования к уроку
  • Деятельность учителя.
  • Деятельность учащихся.
  • Выводы.
  • Рекомендации.
Дидактические требования к уроку: Четкое определение цели, формирование триединых задач Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня формирования компетенций и усвоения учащимися ЗУНов Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация дидактических принципов Создание условий успешного учения учащихся Знание общих закономерностей образовательного процесса

Дидактические требования к уроку:

  • Четкое определение цели, формирование триединых задач
  • Определение оптимального содержания урока
  • Прогнозирование уровня формирования компетенций и усвоения учащимися ЗУНов
  • Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля
  • Реализация дидактических принципов
  • Создание условий успешного учения учащихся

Знание общих закономерностей образовательного процесса

Общие закономерности учебного процесса:

Общие закономерности учебного процесса:

Дидактические принципы:  (основные положения определяющие организацию учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями)

Дидактические принципы: (основные положения определяющие организацию учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями)

  • Природосообразности (Я.А. Коменского);
  • Сознательности и активности;
  • Наглядности;
  • Систематичности и последовательности;
  • Прочности;
  • Научности;
  • Доступности;
  • Связи теории с практикой.
УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

  • Высший : прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися.
  • Высокий : включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачам урока.
  • Средний : выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока.
  • Низкий : организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.
Основные компетенции  педагога:

Основные компетенции педагога:

  • умение формулировать цель темы урока;
  • обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
  • знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;
  • умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;
  • характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке;
  • обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;
  • психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке;
  • оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока;
  • эффективность выполнения намеченных задач урока;
  • оценка педагогической целесообразности действий на уроке;
  • умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;
  • обосновывать удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);
  • сформулировать намечаемые меры по устранению недостатков
Сущность самоанализа урока:

Сущность самоанализа урока:

  • Самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
  • Самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.
Уровни самоанализа урока

Уровни самоанализа урока

  • Эмоциональный - непроизвольный уровень, (удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью).
  • Оценочный- оценка соответствия результата урока намеченной цели и триединой задачи.
  • Методический - анализ урока с позиции существующих требований к уроку.
  • Рефлексивный - определяются причинно-следственная связь всех аспектов урока (высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию).
САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ  

САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ  

  • Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом.
  • Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников.
  • Обосновать постановку цели урока, тип и его структуру.
  • Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке.
  • Показать, как другие этапы работали на главный этап.
  • Дать оценку успешности достижения ТДЗ урока, обосновать показатели РР (реального результата).
  • Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.
Работа по видео- сюжетам. 1 группа - коммуникативный аспект 2 группа – содержательный аспект 3 группа – психологический аспект   Оставшиеся педагоги ( делятся на 2 части) :

Работа по видео- сюжетам.

  • 1 группа - коммуникативный аспект
  • 2 группа – содержательный аспект
  • 3 группа – психологический аспект

Оставшиеся педагоги ( делятся на 2 части) :

  • Дайте характеристику положительных моментов урока.
  • Какой прогназируемый результат
Коммуникативный  аспект

Коммуникативный аспект

    Содержательный аспект

    Содержательный аспект

      Психологический аспект

      Психологический аспект

      • Как стимулируется интерес к содержанию урока, учитывается фон восприятия при изложении материала?
      • Как создается установка быть внимательным, создается установка на восприятие преподаваемого материала?
      • Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся в сознании учащихся образов?
      • Соответствуют ли управляющие действия учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников?
      Рефлексия педагога по итогам семинара

      Рефлексия педагога по итогам семинара

        Просмотр содержимого презентации
        «formirovanie_uud»

        Формирование универсальных учебных действий

        Формирование универсальных учебных действий

        Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика

        Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика

        В чем заключается задача школы?

        В чем заключается задача школы?

        • интеграция,
        • обобщение,
        • осмысление новых знаний;
        • умение связать новые знания с жизненным опытом.
        Надпредметные компетенции ученика:

        Надпредметные компетенции ученика:

        • способы получения информации;
        • умение работать в группах и самостоятельно;
        • умение принимать решения;
        • умение проявлять творческие способности;
        • умение осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;
        • использование диалоговых форм обучения, основанных на взаимопонимании и взаимодействии.
        В чем заключается задача школы?

        В чем заключается задача школы?

        • Формирование у каждого ребенка умения учитьСЯ – учить СЕБЯ.
        Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, контролировать и  оценивать свои  достижения.

        Приоритетная цель школьного образования:

        • развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
        • проектировать пути их реализации,
        • контролировать и

        оценивать свои

        достижения.

        Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса

        Учащийся – «архитектор и строитель» образовательного процесса

        Благодаря системе формирования универсальных учебных действий

        Благодаря системе формирования универсальных учебных действий

        Универсальные учебные действия Близкие понятия:

        Универсальные учебные действия

        Близкие понятия:

        • общеучебные умения,
        • общепознавательные действия,
        • общие способы деятельности,
        • надпредметные действия.
        Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.

        Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.

        Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий : они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

        Знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий : они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

        Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

        Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

        Что дают универсальные учебные действия?

        Что дают универсальные учебные действия?

        Что дают универсальные учебные действия?

        Что дают универсальные учебные действия?

        Что дают универсальные учебные действия?

        Что дают универсальные учебные действия?

        Группы универсальных учебных действий: 1) личностные ; 2) регулятивные , включая саморегуляцию; 3) познавательные , включая логические, познавательные и знаково-символические; 4) коммуникативные действия.

        Группы универсальных учебных действий:

        1) личностные ;

        2) регулятивные , включая саморегуляцию;

        3) познавательные , включая логические, познавательные и знаково-символические;

        4) коммуникативные действия.

        Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
        • Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
        • Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
        информации

        информации

        возможность  самостоятельного умения учиться

        возможность самостоятельного умения учиться

        Важно создать новые условия Важно изменить сам образовательный процесс

        Важно создать новые условия

        Важно изменить сам образовательный процесс

        Просмотр содержимого презентации
        «programma_formir.uud»

        Универсальные учебные действия  Примерная программа формирования УУД.  Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» А.Г. Асмолов.

        Универсальные учебные действия

        Примерная программа формирования УУД.

        Пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» А.Г. Асмолов.

        План

        План

        • Понятие «универсальные учебные действия»
        • Функции универсальных учебных действий
        • Универсальный характер учебных действий
        • Виды универсальных учебных действий
        • Гражданская идентичность
        • УУД в программном содержании
        • Основные выводы
        Универсальные учебные действия  Понятие «универсальные учебные действия»

        Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия»

        • В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
        • В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
        Универсальные учебные действия  Понятие «универсальные учебные действия»:    Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:

        Универсальные учебные действия Понятие «универсальные учебные действия»:

        Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности:

        • познавательные и учебные мотивы;
        • учебная цель;
        • учебная задача;
        • учебные действия и операции;
        Функции универсальных учебных действий:

        Функции универсальных учебных действий:

        • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
        • ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
        • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
        • создание условий для гармоничного развития личности и ее готовности к непрерывному образованию;
        • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области;
        Универсальный характер учебных действий

        Универсальный характер учебных действий

        • Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от ее специально – предметного содержания.
        • Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
        • Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
        Виды универсальных учебных действий:    В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

        Виды универсальных учебных действий:

        В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

        • 1)личностный;
        • 2)регулятивный;
        • 3)познавательный;
        • 4)коммуникативный;
        Личностные действия Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения).  Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: - личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение; - смыслообразование , т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. - нравственно – этическая ориентация , в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

        Личностные действия

        • Личностные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения).
        • Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

        - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

        - смыслообразование , т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать.

        - нравственно – этическая ориентация , в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

        Гражданская идентичность

        Гражданская идентичность

        • Гражданская идентичность трактуется как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе.
        • Достижение гражданской идентичности - важная задача развития юношеского возраста.
        • Вместе с тем о предпосылках или основах становления гражданской идентичности можно говорить уже в начальной школе.
        • В младшем школьном возрасте в связи с систематическим изучением школьных предметов, в первую очередь таких, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», специфической формой самоопределения является формирование основ гражданской идентичности личности.
        Структура  гражданской идентичности   Структура  гражданской идентичности включает следующие компоненты:

        Структура гражданской идентичности

        Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

        • когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);
        • ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности);
        • эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности);
        • деятельностный (поведенческий – гражданская активность).
        Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования  У выпускника будут сформированы:

        Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования

        У выпускника будут сформированы:

        • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
        • широкая мотивационная основа учебной деятельности;
        • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России;
        • развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
        Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования

        Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования

        • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
        • установка на здоровый образ жизни;
        • чувство прекрасного и этические чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
        • эмпатия как понимание чувства других людей и сопереживание им.
        Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования Выпускники получат возможность для формирования :

        Планируемые результаты по формированию личностных УУД на ступени начального общего образования

        Выпускники получат возможность для формирования :

        • положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
        • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивиции;
        • установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
        Регулятивные действия  Регулятивные действия  обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

        Регулятивные действия

        Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

        • целеполагание постановка учебной задачи;
        • планирование составление плана и последовательности действий по достижению поставленной цели;
        • контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона;
        • коррекция внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения с эталоном для достижения реального ожидаемого результата;
        • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
        • саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий;
        Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования  Выпускник научится:

        Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования

        Выпускник научится:

        • принимать и сохранять учебную задачу;
        • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
        • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
        • осуществлять пошаговый контроль;
        • адекватно воспринимать оценку учителя;
        Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования Выпускник получит возможность научиться:

        Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования

        Выпускник получит возможность научиться:

        • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
        • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
        • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия и т.д.
        Познавательные универсальные действия Познавательные универсальные действия  включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия:

        Познавательные универсальные действия

        Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

        Общеучебные универсальные действия:

        • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
        • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
        • структурирование знаний;
        • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
        • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
        • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
        Познавательные универсальные действия

        Познавательные универсальные действия

        • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
        • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
        • определение основной и второстепенной информации;
        • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического, и официально – делового стилей;
        • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
        • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
        Познавательные универсальные действия Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково – символические действия: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель , где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графические или знаково – символические) преобразование модели  с целью выявления  общих законов, определяющих данную предметную область.

        Познавательные универсальные действия

        • Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково – символические действия:
        • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель , где выделены существенные характеристики объекта (пространственно – графические или знаково – символические)
        • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

        Логические универсальные действия:   анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез  – составление целого из частей; выбор оснований для сравнения , классификации объектов; установление причинно – следственных связей ;   построение  логической цепи рассуждений ;  доказательство ;  выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы :  - формулирование проблемы;  - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        Логические универсальные действия:

        • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
        • синтез – составление целого из частей;
        • выбор оснований для сравнения , классификации объектов;
        • установление причинно – следственных связей ;
        • построение логической цепи рассуждений ;
        • доказательство ;
        • выдвижение гипотез и их обоснование.
        • Постановка и решение проблемы :

        - формулирование проблемы;

        - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования Выпускник научится:

        Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования

        Выпускник научится:

        • Осуществлять поиск необходимой информации для решения учебной задачи с использованием учебной литературы;
        • Использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
        • Строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
        • Основам смыслового чтения и выделению существенной информации;
        Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования

        Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования

        • Осуществлять анализ, синтез, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям, обобщать
        • Устанавливать причинно-следственные связи
        • Выпускник получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета ;
        Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования

        Планируемые результаты по формированию познавательных УУД на ступени начального общего образования

        • Создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
        • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, строить логическое рассуждение , включающее установление причинно-следственных связей
        • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
        Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению и деятельности;  умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

        Коммуникативные действия

        обеспечивают

        • социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению и деятельности;
        • умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;
        • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

        К коммуникативным действиям относятся:

        - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

        - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

        Коммуникативные действия

        Коммуникативные действия

        • разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
        • управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий;
        • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
        • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии нормами родного языка ;
        Коммуникативные действия

        Коммуникативные действия

        • Содержание и формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества являются ключевым фактором, определяющим мотивационный профиль учащихся . Адекватной системой мотивов для начальной школы следует признать сочетание познавательных, учебных, социальных мотивов и мотивации достижения.
        Планируемые результаты по формированию коммуникативных УУД на ступени начального общего образования Выпускник научится:

        Планируемые результаты по формированию коммуникативных УУД на ступени начального общего образования

        Выпускник научится:

        • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т. ч. и не совпадающих с его собственной, и учитывать их в работе;
        • формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению;
        • строить понятные высказывания, задавать вопросы, контролировать действия партнера.
        Планируемые результаты по формированию коммуникативных УУД на ступени начального общего образования Выпускник получит возможность научиться:

        Планируемые результаты по формированию коммуникативных УУД на ступени начального общего образования

        Выпускник получит возможность научиться:

        • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
        • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при сотрудничестве;
        • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь и.т.
        Условия развития познавательных мотивов Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:

        Условия развития познавательных мотивов

        Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий:

        • создание проблемных ситуаций, активизации творческого отношения учащихся к учебе;
        • формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения;
        • обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач;
        • оценивание знаний учащегося с учетом его основных достижений;
        • организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества
        УУД в программном содержании

        УУД в программном содержании

        • Реализация программы по формированию УУД побудила разработчиков ввести в тематическое планирование, сопровождающее программу каждого предмета, специальную структурную единицу - характеристику деятельности учащихся, в которой раскрывается деятельностный компонент содержания начального образования.
        • Нужно иметь в виду, что в данном случае деятельность характеризуется не столько как методическая особенность обучения, а как обязательное содержание образования младшего школьника: этому учитель должен учить, он должен так строить процесс обучения!
        • В этом новизна, современность и психологическая обоснованность примерных программ начального общего образования.
        УУД в программном содержании

        УУД в программном содержании

        • Впервые наряду со знаниевым компонентом (основные содержательные линии и дидактические единицы)
        • в программном содержании представлена номенклатура общеучебных умений, навыков и способов деятельности,
        • а также основных видов деятельности, которыми занимается младший школьник.
        УУД в программном содержании Например, программа русского языка нацеливает обучение на формирование таких интеллектуальных умений, как: обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия и др. В процессе обучения русскому языку формируются также умения, связанные с информационной культурой (читать, писать, работать с книгой, пользоваться словарями и др.)

        УУД в программном содержании

        Например, программа русского языка нацеливает обучение на формирование таких интеллектуальных умений, как:

        • обобщение,
        • классификация,
        • переход от внешнего контроля к самоконтролю,
        • от контроля по результату к контролю по способу действия и др.

        В процессе обучения русскому языку формируются также умения, связанные с информационной культурой (читать, писать, работать с книгой, пользоваться словарями и др.)

        УУД в программном содержании При изучении математики учащимся начальной школы предоставляется возможность (для учителя это обязательное требование) заниматься такими видами деятельности, как:

        УУД в программном содержании

        При изучении математики учащимся начальной школы предоставляется возможность (для учителя это обязательное требование) заниматься такими видами деятельности, как:

        • моделирование,
        • прогнозирование,
        • накопление опыта решения разнообразных математических задач и его самостоятельное использование в учебных ситуациях.
        • Сравнивать различные виды конструкций и способы их сборки… Характеризовать основные требования к изделию… Моделировать несложные изделия с разными конструкторскими особенностями …(Технология )
        Примеры из программного материала

        Примеры из программного материала

        • Моделировать звуковой состав слова…
        • Группировать слова по типу орфограммы…
        • Оценивать уместность употребления…
        • Трансформировать текст…
        • Обосновывать целесообразность выбора языковых средств …(Русский язык)
        • Характеризовать текст…
        • Конструировать монологическое высказывание…
        • Сравнивать художественный и научно – популярный тексты… (Литературное чтение)
        Примеры из программного материала Сравнивать разные способы вычислений… Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие… Прогнозировать результат вычисления… Объяснять (обосновывать ) ход решения задачи… (математика)  Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года… Группировать  (классифицировать) объекты живой природы по отличительным признакам… Сравнивать  и различать деревья и кустарники, травы… Характеризовать природные сообщества (Окружающий мир)

        Примеры из программного материала

        • Сравнивать разные способы вычислений…
        • Моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие…
        • Прогнозировать результат вычисления…
        • Объяснять (обосновывать ) ход решения задачи… (математика)
        • Исследовать связи жизнедеятельности растений, животных и времени года…
        • Группировать (классифицировать) объекты живой природы по отличительным признакам…
        • Сравнивать и различать деревья и кустарники, травы…
        • Характеризовать природные сообщества (Окружающий мир)

        Основные выводы

        Основные выводы

        • Даже беглый анализ приведенных примеров показывает, что учебные умения, которые формируются сначала на программном содержании конкретного учебного курса, «вынуждены преобразовываться в общеучебные (надпредметные) и постепенно переходить на качественно новый уровень – универсальных умений.
        Основные выводы

        Основные выводы

        • Представленное таким образом содержание образования в начальной школе позволяет получить в виде его конкретного результата развитые универсальные учебные действия, формированию которых на начальном этапе систематического обучения до сих пор не уделялось должного внимания.