СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Многообразие выразительных средств театра"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия театрального отъединения, раздел программы "Актерская грамота". Тип занятия- изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«"Многообразие выразительных средств театра"»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №35»









Конспект занятия

по теме:«Многообразие выразительных средств театра»

Рабочая программа «Школьный театр эстрадных миниатюр, конферанса и ведущих»»

по художественно-творческому направлению

Раздел программы «Актерская грамота»

Группа 1 года обучения,

возраст воспитанников 11 – 12 лет,

количество – 15 человек, каб. №106








Денисова Нина Ивановна,

педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, МБОУ «Лицей №35»











Октябрь 2015 год




Предмет – основы театральной деятельности 5 класс ( 11-12 лет)- 15 человек

Тема занятия - «Многообразие выразительных средств театра»

Цель: Знакомство с выразительными средствами театра

Образовательные задачи: 

  • Расширить знаний детей об окружающей действительности, представление о выразительных средствах театра;

  • Закрепить терминологию театрального искусства;

  • разучить новые упражнения (артикуляционная сказка, воздушный шар)

Развивающие задачи:

  • Развивать внимание, память, воображение, коммуникативные качества;

  • Развивать творческие способности и творческое воображение

  • Воспитательные задачи:

  • Воспитать интерес к театральной культуре, культуру речевого общения;

  • Воспитать чувство ответственности, коллективизма и взаимопомощи;

Ожидаемый результат занятия:

Время проведения занятия: 1 час 20 мин.

Тип занятия- изучение нового материала.

Основные термины, понятия: мимика, пантомимика. интонация

Методы обучения: информационный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, атрибуты для игровых моментов.

Формы работы: групповые, в парах

Технология построения занятия:

Структура учебного занятия:

1 этап: организационный.

2 этап: изучение нового материала

3 этап: закрепление новых знаний.

4 этап: итоговый.

этап: рефлексивный.

Использованная литература:

1.Сазонова В.А. “Театральная педагогика Ю.А. Завадского”, Тамбов, ТГУ, 2000 г .;
2. Кислов. М. И. Школьный театр в лицее - основные задачи, особенности и тридцатилетний опыт работы // Искусство и образование. – 2007.

3. Карпов Н.В. Уроки сценического движения. М., 1999.
Источник: http://reftrend.ru/145569.html


Интернет-источники

http://reftrend.ru/145569.html

http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0b65635a2ac78b5c43a88421316c27_0.html


Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап ( 10 мин.)

Цель для педагога: мотивировать учащихся на учебную деятельность

Цель для детей: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне


Педагог: (читает стихотворение)

Друзья мои, я очень рада

Быть вместе с вами

Для меня уже награда-

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в группе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестим же шпаги наших мнений,

И вместе проведем урок!


Я прошу вас выйти и встать в круг

- Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я передаю улыбку Максиму, Максим передаёт …..

- А теперь передадим улыбку нашим гостям.

- Я рада приветствовать Вас на занятии кружка, присаживайтесь.







Слушают. Объясняют, что надо трудиться







Встают в круг, дарят улыбки приветствия





2. Изучение нового материала ( 25 мин)

Цель для педагога: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала

Цель для детей: понять новый материал через исследовательскую деятельность

Педагог: Ребята, вот вы, придя на художественную выставку и, разглядывая картину близко перед глазами, видите какие-то масляные мазки или какие-либо штрихи. Но, если отойдете от полотна на некоторое расстояние, то перед глазами оказывается панорама жизни с движущимися людьми, зеленеющими деревьями, дома, закатное небо и т.д Так художник выражает свое видение. Чем он рисует картину?

мы можем их назвать? Они что-то выражают?

Какова тема нашего занятия?


В театре тоже очень много выразительных средств. С эпохи греческого театра и до наших дней выразительные средства прошли путь значительных изменений.
Давайте вместе дадим определение, что такое выразительное средство?
Выразительное средство — прием, способ внешнего проявления, отражающего внутреннее состояние чего-либо. В данном случае человека, персонажа. Спектакль состоит из выразительных средств, и в первую очередь актерских.

Какие выразительные средства вы можете назвать?



Молодцы, много выразительных средств назвали.

А теперь ответьте мне на вопрос, зачем нужны выразительные средства в театре для актера? А для зрителя?

(Для актера – чтобы доходчиво все объяснить, донести смысл спектакля.

Для зрителя - чтобы спектакль был интересным, красочным, запоминающимся, чтобы зрителю было все понятно, чтобы пробудить светлые прекрасные чувства)

Давайте представим, что мы попали в театральную мастерскую. И сегодня поработаем над некоторыми выразительными средствами, которые помогают не только актеру воздействовать на зрителя, но и нужны любому человеку для более эффективного общения.

Начнем с того, что проведем артикуляционную гимнастику, но не обычную. Сейчас мы разыграем артикуляционную сказку. Я буду рассказывать, а вы – показывать. Необходимые действия будут изображены на экране. Готовы? Тогда начнем.

В одном лесу жил-был маленький Пятачок.

А на другом конце леса жил его друг – Винни Пух.

Винни Пух и Пятачок дружили.

Однажды Пятачок решил отправиться в гости к другу. Он вышел из дома, закрыл – открыл дверь.

Пятачок был очень трусливый, поэтому он посмотрел не спрятался ли кто-то в кустах.

А потом он посмотрел на небо, не собирается ли дождь.

Все было в порядке, и Пятачок весело побежал по дорожке.

Возле дорожки рос грибок.

Вдруг из-за кустов вышла большая, пребольшая лошадка.
Пятачок сел на нее и поскакал.

А Винни Пух в это время красил забор.

В это время прискакал Пятачок.

Пока Винни Пух красил, поднялся сильный ветер. Медвежонок ужасно испачкался и стал очень лохматым. Конечно, в таком виде он не мог встречать своего друга.

Поэтому он побежал умываться.

А ещё Винни Пуху нужно было расчесаться.

Когда друзья встретились, то они сначала поболтали.

Потом друзья решили поиграть в шарик.

Наступил вечер. Друзья попрощались. Пятачок сел на лошадку и поскакал домой.

Молодцы.


“Разминка театральная”.

Раз, два, три, четыре, пять -
Вы хотите поиграть? (Да)

Тогда скажите мне, друзья,
Как можно изменить себя?
Чтоб быть похожим на лису?
Или на волка, иль на козу,
Или на принца, на Ягу,
Иль на лягушку, что в пруду?

У меня на столе лежат платки. Я предлагаю вам взять платки и при помощи их попробовать изобразить следующих героев:

- старенькую бабушку

- больного с зубной болью

- бабу ягу

Молодцы! Справились с заданием.

А без костюма можно дети,
Превратиться, скажем, в ветер,
Или в дождик, иль в грозу,
Или в бабочку, осу?
Что ж поможет здесь, друзья?


Что такое мимика и пантомимика?

(Мимика – это выражение лица. Пантомимика - это телодвижения, без слов)

.

Маша:

Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!
У каждого есть выраженье лица!
Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?
Наверное, смелость, наверное, ум!
А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?


А давайте, ребята, проверим, владеете ли вы мимикой.

Бывает, без сомнения, разное настроение,
Его я буду называть, попробуйте его мне показать.

Покажите мимикой:

грусть, радость, удивление, горе, страх, восторг, ужас, съели лимон


А теперь пора пришла,
Общаться жестами, друзья!
Я вам слово говорю,
В ответ от вас я жестов жду.

“Иди сюда”, «привет», “пока”, “тихо”, “нельзя”, «ох, устал»,

“я думаю”, “нет”, “да”, «сейчас получишь».


Молодцы!

Мимика и пантомимика являются выразительными средствами, которыми должен владеть любой артист, т.е. уметь владеть своим телом.

А при помощи чего мы можем, выразись свои мысли и чувства вслух? Правильно, при помощи речи. Очень важно, каким голосом мы говорим. Как вы думаете почему? По голосу мы можем понять: злой человек или добрый, грустный или веселый, страшно ему или обидно. Понижение или повышение голоса, произношение, выражающее наши чувства, называется интонацией.


Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет «Встреча с писателем», а потом мы его обсудим.

Вы понимаете, о чем будет следующая книга? Почему? А вам понравилась игра актеров в данном сюжете? Какова была их речь?

Подведя итог ваших рассуждений, можно сделать вывод: Чтобы тебя слушали и понимали, нужно уметь понятно, выразительно, а порой и эмоционально рассказывать.

Давайте посмотрим, как речь актера передает эмоциональный настрой его героя. Но перед этим подготовим наш голос к работе.

Упражнение на силу голоса «Воздушный шар»




Динамическая пауза:








Ответы детей:

Красками, карандашами, мелком, гуашью

Выразительные средства. Формулируют тему.



Ответы детей







Слово, мимика, костюм, декорации, музыка, шумовое и световое оформление

На экране:

Декорация (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в которой действует актер.

Костюм театральный (от итал. costume, собственно обычай) - одежда, обувь, головные уборы, украшения и другие предметы, используемые актером для характеристики создаваемого им сценического образа

Шумовое оформление - воспроизведение на сцене звуков окружающей жизни

Свет помогает воспроизвести место и обстановку действия, перспективу, создавать необходимое настроение; иногда в современных спектаклях свет является почти единственным средством оформления.











Показывают действиями

















(Изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически и т.д.)


(Дети изображают героев)




ОТВЕТЫ: Мимика и пантомимика)








девочка и читает стихотворение









Показывают







показывают
















(Просмотр видео)








пока шарик находится в воздухе – дети смеются, когда шарик касается пола – изображают плач. Упражнение проводится 3 раза: шепотом, обычно, громко.)


3. Закрепление нового материала (30 мин.)

Цель для педагога: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала

Цель для детей: закрепить новый материал через выполнение различных заданий

Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в группах.




Каждой группе в конверте достанутся по 2 выразительных средства и упражнение для выполнения. Ваша задача дать определение, для чего оно необходимо в театре и потом выполнить упражнение






Деление на группы (на столах веер, маска, бинокль). Ребята выбирают сами в какую группу пойти.

В конвертах: мимика, пантомимика, интонация, слово, декорация, костюм

  1. Заключительная часть, подведение итогов ( 15 мин.)

Цель для педагога: включение новых знаний в систему знаний и повторение

Цель для детей: обобщение полученных на занятии сведений

Давайте подведем итог нашего занятия. Скажите, важную ли роль выполняют выразительные средства в театре? Какую роль они выполняют, для чего они нужны?

Как вы считаете, что сегодня у вас получилось сделать хорошо?

Что на ваш взгляд не удалось?

Что особенно понравилось»

Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами. И попрощаемся по законам группы.

На этом наше занятие окончено. До свидания.










Ответы детей –да







Дети стоят в кругу, держат друг друга за руки и обращаются друг к другу: «До новых встреч, Алена…..



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!