Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Фронтальная работа с классом | Добрый день, ребята. Как Вы думаете, почему я сегодня на уроке пришла с лукошком? А что в нем? | Приветствие учителя и друг друга. Настрой на учебную деятельность. Организация рабочего места. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя. | Создание положительного эмоционального настроя. Проявление интереса к изучаемому материалу. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Фронтальная работа с классом. Индивидуальная работа. | Задание 1(слайд 1) Какая наука занимается изучением грибов? Задание 2 (слайд 2) Покажите стрелками и подпишите на рисунке ножку, шляпку, грибницу (мицелий, гифы) и плодовое тело гриба. | Беседа с учителем. Работают с информацией, представленной в виде рисунка. Рассуждают, выполняют задания. | Познавательные: Общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценки процесса и результатов деятельности. Логические: анализ Коммуникативные: управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Воспроизводить по памяти информацию, выделять общее и частное, устанавливать причинно-следственные связи. |
Постановка учебной задачи | Фронтальный работа с классом | Ребята, скажите, пожалуйста: - У всех ли грибов есть плодовое тело? - Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах. - Знакомы ли они вам? - Что хотели бы узнать еще о грибах? - Какие задачи сегодня мы поставим перед собой? - Давайте определим тему и цель урока. | Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию. Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, поочередно высказывают свое мнение. Совместно с учителем определяют задачи урока. | Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; Коммуникативные умение излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию | Проявляют интерес к новому содержанию материала. Оценивают уровень владение материалом. Излагают тему урока и определяют задачи урока. |
Построение проекта выхода из затруднения | Индивидуальная и групповая работа | И так, тема и цель нашего урока (слайд 3 и 4) скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму (слайд 5) (Конфуций) 1. Исследовательская работа - Инструктаж ТБ (слайд 6) - Правила работы с микроскопом - Инструктивная карта 1 группа: Лабораторная работа Виды и значение шляпочных грибов Цель: изучить виды и значение шляпочных грибов, уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы. Оборудование: муляжи шляпочных грибов, препаровальная игла, пинцет, лупа, учебник, маринованные и свежезамороженные грибы, дополнительная литература. Порядок выполнения работы -
Рассмотрите муляжи шляпочных грибов, найдите ножку и шляпку. -
Изучите материал учебника на стр 61. На какие виды различают шляпочных грибов? -
Изучите материал на стр. 62, 63 и ознакомьтесь с съедобными и ядовитыми грибами. -
Используя дополнительный материал, выясните, какое значение имеют шляпочные грибы в жизни человека. -
Сделайте вывод 2 группа. Лабораторная работа Строение и значение плесневых грибов Цель работы: Познакомиться с особенностями строения плесневых грибов мукора и пеницилла. Изучить значение плесневых грибов для жизни человека Оборудование: готовый микропрепарат мукора, микроскоп, учебник, дополнительная литература. Порядок выполнения работы: 1. Рассмотрите в микроскоп готовый микропрепарат плесневого гриба мукора. 2. Сравните увиденное с рис. 53 на стр 61. 3. Зарисуйте внешний вид мукора. Запишите, на рисунке грибницу, головку (спорангий) и споры. 4.Сравните строение мукора и пеницилла. 5. Зарисуйте внешний вид пеницилла. 6. Используя, учебник и дополнительную литературу изучите значение плесневых грибов. 7. Сделайте вывод. 3 группа – Лабораторная работа Строение и значение одноклеточных грибов - дрожжей Цель работы: Познакомиться с особенностями строения одноклеточного гриба дрожжи. Изучить значение дрожжей в жизни человека. Оборудование: учебник, пластилин, плоскодонные колбы с пробками, сахар, вода, дрожжи, ложечка, стеклянная палочка. Порядок выполнения работы: 1. В две плоскодонные колбы налейте по 100 мл теплой воды. 2.В первую колбу опустите 5 г сахара и 10 г дрожжей. Закройте колбу пробкой, а на стекле колбы напишите: «№1». 3.Во вторую колбу опустите 10 г дрожжей, также закройте пробкой и на стекле напишите: «№2». 4. Используя материал учебника на стр. 62 изучите строение одноклеточного гриба. 5. Смоделируйте пластилином дрожжи используя рис 54 на стр. 62. 6. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты — почки. 7. Как размножаются дрожжи? 8. Рассмотрите колбы, в которые были помещены дрожжи с сахаром(№1) и без сахара (№2). Почему количество дрожжей в первой колбе увеличилось? | Записывают тему урока в тетрадях. Занимают места в группах. Выполняют предложенные задания. | Познавательные: Ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления. Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, слушать и понимать речь других людей, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности, сотрудничества с партнером и учителем. | Правильно понимать задания справляться с ним, выявлять особенности модели, анализировать ее, делать выводы. |
Первичное закрепление | Групповая работа, фронтальная работа | Каждая группа представляет свою работу перед классом. Работа с цифровым микроскопом. Обобщение пройденной темы: - шляпочные грибы (слайд 7) - типы шляпочных грибов (слайд 8) - съедобные грибы (слайд 9) - ядовитые грибы (слайд 10) - плесневые грибы (слайд 11) - одноклеточные грибы – дрожжи (слайд 11) - значение грибов для человека (слайд 12) - грибы – паразиты (слайд 14) | Выступают, слушают сообщения ребят, участвуют в обсуждении, вносят дополнения | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. Учет разных мнений, достижение договоренностей и согласование общего решения. Личностные: Осознание ответственности за общее дело. | Уметь пользоваться цифровым микроскопом, уметь объяснять классификацию грибов, значение грибов в природе и жизни человека, различать съедобные грибы от несъедобных |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Индивидуальная работа | Давайте, закрепим изученный материал. Выполняйте следующие задания: Задание 1(приложение 1 (слайд 15) Подпишите названия грибов, которые используют для производства лекарств (А) и которые портят продукты питания (Б) Задание 2 Как называются мельчайшие одноклеточные грибы, используемые при выпечке хлеба? Задание 3(слайд 16) Используя таблицу «Химический состав грибов», ответьте на вопросы. - Какие грибы содержат большое количество белка? - Какой гриб имеет наименьшую энергетическую ценность? Задание 4(слайд 17) Ниже приведены изображения грибов, указанных в таблице. Подпишите под каждым из них название соответствующего гриба. | Самостоятельно выполняют задания. | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация; Регулятивные: саморегуляция в ситуации затруднения; Личностные: умение адекватно понимать причину успеха / неуспеха в учебной деятельности | Усвоить разнообразие грибов, их полезные свойства и паразитизм. |
Рефлексия деятельности (итог урока) | Индивидуальная работа | (слайд 19) Как Вы оцениваете свою работу на сегодняшнем уроке? Пригодятся ли Вам в жизни знания по биологии? Чему научились сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. | Личностные: Установление связи между целью деятельности и ее результатом – оценивание собственного вклада в работу группы Регулятивные: Выработка критериев оценивания работы в группах. | Выражать собственные чувства и мысли, правильно понимать себя, осуществлять самооценку. Самоконтроль. Оценивать уровень собственной деятельности. Выявлять существенное в собственной работе. |