СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Многообразие грибов и их значение 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение новой темы. Урок разработан в соответствии в ФГОС. 

Просмотр содержимого документа
«Многообразие грибов и их значение 5 класс»

ФИО учителя: Филиппова Анна Павловна

Класс: 5

Дата: 15.02.2019

Предмет: Биология

Тема: Многообразие и значение грибов

Цели урока:

Обучающие:

  • Изучить особенности строения и процессы жизнедеятельности шляпочных, плесневых и одноклеточных грибов – дрожжей;

  • Учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;

  • Раскрыть значение грибов для человека;

Развивающие:

  • Развивать понятия о многообразии живых организмов;

  • Продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера;

Воспитательные:

  • Сформировать интерес к окружающему миру;

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих;

  • Развивать умение слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;

Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

  • Формировать умение объяснять особенности строения шляпочных, плесневых и одноклеточных грибов

  • Формировать умение понимать смысл биологических терминов: антибиотик, пеницилл, мукор, дрожжи

  • Обеспечение образовательной потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интересов

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  • Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

  • Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность при работе в группе (паре), с учителем.

Регулятивные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

  • Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  • Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

  • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  • Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Организация учебного пространства:

Формы работы: индивидуальная, групповая

Методы: проблемно-поисковые; словесные, наглядные, практические, дедуктивные.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, световой микроскоп, цифровой микроскоп, учебная лаборатория, муляжи шляпочных грибов,

Средства обучения: инструктажи по ТБ, карточки – задания, презентация «Многообразие и значение грибов», учебник «Биология» 5 класс под редакцией И.Н.Пономаревой, И.В. Николаев, О.А. Корнилова – М.: «Вентана-Граф». 2016 (ФГОС)

Основные понятия темы: шляпочные грибы, плесневые грибы, антибиотик, дрожжи.

Технологическая карта урока:


Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формирование УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.



Фронтальная работа с классом

Добрый день, ребята.

Как Вы думаете, почему я сегодня на уроке пришла с лукошком?

А что в нем?


Приветствие учителя и друг друга. Настрой на учебную деятельность. Организация рабочего места.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные: Умение организовать выполнение заданий учителя.

Создание положительного эмоционального настроя. Проявление интереса к изучаемому материалу.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Фронтальная работа с классом. Индивидуальная работа.

Задание 1(слайд 1)

Какая наука занимается изучением грибов?

Задание 2 (слайд 2)

Покажите стрелками и подпишите на рисунке ножку, шляпку, грибницу (мицелий, гифы) и плодовое тело гриба.



Беседа с учителем. Работают с информацией, представленной в виде рисунка. Рассуждают, выполняют задания.

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценки процесса и результатов деятельности.

Логические: анализ

Коммуникативные: управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Воспроизводить по памяти информацию, выделять общее и частное, устанавливать причинно-следственные связи.

Постановка учебной задачи

Фронтальный работа с классом

Ребята, скажите, пожалуйста:

- У всех ли грибов есть плодовое тело?

- Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах.

- Знакомы ли они вам?

- Что хотели бы узнать еще о грибах?

- Какие задачи сегодня мы поставим перед собой?

- Давайте определим тему и цель урока.

Осознают неполноту знаний, проявляют интерес к новому содержанию.

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, поочередно высказывают свое мнение. Совместно с учителем определяют задачи урока.



Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

Коммуникативные 

умение излагать свою точку зрения, отстаивать свою позицию

Проявляют интерес к новому содержанию материала. Оценивают уровень владение материалом. Излагают тему урока и определяют задачи урока.

Построение проекта выхода из затруднения

Индивидуальная и групповая работа

И так, тема и цель нашего урока (слайд 3 и 4)


скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму

(слайд 5) (Конфуций)

1. Исследовательская работа

- Инструктаж ТБ (слайд 6)

- Правила работы с микроскопом

- Инструктивная карта

1 группа: Лабораторная работа

Виды и значение шляпочных грибов

Цель: изучить виды и значение шляпочных грибов, уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы.

Оборудование:  муляжи шляпочных грибов, препаровальная игла, пинцет, лупа, учебник, маринованные и свежезамороженные грибы, дополнительная литература.

Порядок выполнения работы

  1. Рассмотрите муляжи шляпочных грибов, найдите ножку и шляпку.

  2. Изучите материал учебника на стр 61. На какие виды различают шляпочных грибов?

  3. Изучите материал на стр. 62, 63 и ознакомьтесь с съедобными и ядовитыми грибами.

  4. Используя дополнительный материал, выясните, какое значение имеют шляпочные грибы в жизни человека.

  5. Сделайте вывод

2 группа. Лабораторная работа

Строение и значение плесневых грибов

Цель работы: Познакомиться с особенностями строения плесневых грибов мукора и пеницилла. Изучить значение плесневых грибов для жизни человека
Оборудование: готовый микропрепарат мукора, микроскоп, учебник, дополнительная литература.

Порядок выполнения работы:
1. Рассмотрите в микроскоп готовый микропрепарат плесневого гриба мукора.

2. Сравните увиденное с рис. 53 на стр 61.
3. Зарисуйте внешний вид мукора. Запишите, на рисунке грибницу, головку (спорангий) и споры. 

4.Сравните строение мукора и пеницилла.

5. Зарисуйте внешний вид пеницилла.

6. Используя, учебник и дополнительную литературу изучите значение плесневых грибов.

7. Сделайте вывод.
3 группаЛабораторная работа

Строение и значение одноклеточных грибов - дрожжей

Цель работы: Познакомиться с особенностями строения одноклеточного гриба дрожжи. Изучить значение дрожжей в жизни человека.
Оборудование: учебник, пластилин, плоскодонные колбы с пробками, сахар, вода, дрожжи, ложечка, стеклянная палочка.

Порядок выполнения работы:
1. В две плоскодонные колбы налейте по 100 мл теплой воды.

2.В первую колбу опустите 5 г сахара и 10 г дрожжей. Закройте колбу пробкой, а на стекле колбы напишите: «№1».

3.Во вторую колбу опустите 10 г дрожжей, также закройте пробкой и на стекле напишите: «№2».

4. Используя материал учебника на стр. 62 изучите строение одноклеточного гриба.

5. Смоделируйте пластилином дрожжи используя рис 54 на стр. 62.

6. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты — почки.

7. Как размножаются дрожжи?

8. Рассмотрите колбы, в которые были помещены дрожжи с сахаром(№1) и без сахара (№2). Почему количество дрожжей в первой колбе увеличилось?

Записывают тему урока в тетрадях.











Занимают места в группах. Выполняют предложенные задания.













































Познавательные: Ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления.

Коммуникативные: 

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, слушать и понимать речь других людей, задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности, сотрудничества с партнером и учителем.


Правильно понимать задания справляться с ним, выявлять особенности модели, анализировать ее, делать выводы.


Первичное закрепление

Групповая работа, фронтальная работа

Каждая группа представляет свою работу перед классом.


Работа с цифровым микроскопом.


Обобщение пройденной темы:

- шляпочные грибы (слайд 7)

- типы шляпочных грибов (слайд 8)

- съедобные грибы (слайд 9)

- ядовитые грибы (слайд 10)

- плесневые грибы (слайд 11)

- одноклеточные грибы – дрожжи (слайд 11)

- значение грибов для человека (слайд 12)

- грибы – паразиты (слайд 14)

Выступают, слушают сообщения ребят, участвуют в обсуждении, вносят дополнения


Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации. Учет разных мнений, достижение договоренностей и согласование общего решения.

Личностные: 

Осознание ответственности за общее дело.

Уметь пользоваться цифровым микроскопом, уметь объяснять классификацию грибов, значение грибов в природе и жизни человека, различать съедобные грибы от несъедобных

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Индивидуальная работа

Давайте, закрепим изученный материал. Выполняйте следующие задания:

Задание 1(приложение 1 (слайд 15)

Подпишите названия грибов, которые используют для производства лекарств (А) и которые портят продукты питания (Б)

Задание 2

Как называются мельчайшие одноклеточные грибы, используемые при выпечке хлеба?

Задание 3(слайд 16)

Используя таблицу «Химический состав грибов», ответьте на вопросы.

- Какие грибы содержат большое количество белка?

- Какой гриб имеет наименьшую энергетическую ценность?

Задание 4(слайд 17)

Ниже приведены изображения грибов, указанных в таблице. Подпишите под каждым из них название соответствующего гриба.

Самостоятельно выполняют задания.


Познавательные: 

анализ, сравнение,

обобщение, классификация;

Регулятивные:

саморегуляция в

ситуации затруднения;

Личностные:

умение адекватно понимать причину успеха / неуспеха в учебной деятельности


Усвоить разнообразие грибов, их полезные свойства и паразитизм.

Домашнее задание

Индивидуальная работа

Изучить текст § 14 учебника (слайд 18)

Творческие задания на выбор:

  • Подготовить сообщения по теме «Грибы – двойники»

  • Составить кроссворд по теме «Грибы»

  • Подобрать пословицы, поговорки, стихи и загадки о грибах

  • Оформить галерею грибника: нарисовать шляпочные грибы и дать к ним краткие пояснения

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные:

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию

Организовывать себя на определенную деятельность, делать выбор и нести ответственность за него. Работать с различными источниками информации в поисках фактов-иллюстраций к тексту.

Рефлексия деятельности (итог урока)

Индивидуальная работа

(слайд 19)

Как Вы оцениваете свою работу на сегодняшнем уроке?

Пригодятся ли Вам в жизни знания по биологии?

Чему научились сегодня на уроке?


Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

Личностные:

Установление связи между целью деятельности и ее результатом – оценивание собственного вклада в работу группы

Регулятивные:

Выработка критериев оценивания работы в группах.

Выражать собственные чувства и мысли, правильно понимать себя, осуществлять самооценку. Самоконтроль. Оценивать уровень собственной деятельности. Выявлять существенное в собственной работе.







Приложение 1

Задание 1

Подпишите названия грибов, которые используют для производства лекарств (А) и которые портят продукты питания (Б)

А ___________________ Б _____________________


Задание 2

Как называются мельчайшие одноклеточные грибы, используемые при выпечке хлеба?

Ответ: __________________

Задание 3

Используя таблицу «Химический состав грибов», ответьте на вопросы.

Название гриба

Вода %

Углеводы %

Белки %

Жиры %

Мин. Соли %

Энергетическая ценность в ккал

Подберезовик

88,0

2,5

5,3

0,6

0,9

36

Маслёнок

92,0

3,5

2,0

0,3

0,6

25

Белый

87,0

3,1

5,5

0,5

0,9

40

Лисичка

94,4

3,8

2,6

0,4

0,8

30


Какие грибы содержат большое количество белка?

Ответ: ________________________

Какой гриб имеет наименьшую энергетическую ценность?

Ответ:_________________________

Задание 4

Ниже приведены изображения грибов, указанных в таблице. Подпишите под каждым из них название соответствующего гриба.



А ____________ Б ______________ В _______________ Г _______________

МБОУ «Тылгынинская средняя общеобразовательная школа имени И.Н.Ханда»










Технологическая карта


Многообразие и значение грибов


5 класс






Составитель: учитель биологии, высшей категории

Филиппова Анна Павловна
















с.Тылгыны, 2019 г


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!