МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 имени К. К. Рокоссовского» г. Курска
Многовариантность общественного развития
Учитель высшей квалификационной категории истории и обществознания
Пучнина Надежда Пантелеевна
Задачи:
узнать:
О социальных изменениях и их основных формах
О направлениях общественного развития
уметь:
определять противоречия социального прогресса,
критерии типологии обществ
формировать навыки классификации:
типологий обществ,
представления о знаниях и умениях человека в информационном обществе
План занятия подготовки к ЕГЭ по теме
«Многовариантность общественного развития»
- Формы социальных изменений
- Основные направления общественного развития
- Типы обществ (подходы к выделению типов обществ)
- Особенности исторических типов обществ
- Варианты заданий для подготовки к ЕГЭ
Общественное развитие
Общество – это живая динамическая система, которая не остаётся в раз и навсегда заданном состоянии.
Формы социальных изменений
Эволюция – постепенное изменение отдельных элементов общественной жизни.
Революция – это резкие, качественные комплексные изменения, скачок в развитии обществ, полностью изменяющий основы общественной жизни.
Основные направления общественного развития
Прогресс – это поступательное, непрерывное развитие общества от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему, от простого к более сложному.
Регресс – это возвращение общества к изжившим себя структурам, деградация, утрата способности к выполнению некоторых функций.
Особенность:
Особенность:
Общественный прогресс противоречив – совершенствование в одних областях не исключает деградации в других.
Всегда имеет пространственно – временную характеристику.
Особенность регресса:
Всегда имеет пространственно – временную характеристику.
Особенность прогресса
Общественный прогресс противоречив – совершенствование в одних областях не исключает деградации в других.
Противоречивость прогресса
Развитие производительных сил не гарантирует прогресса в духовной сфере и не определяет в полной мере качество жизни.
Рост уровня жизни и повышение экономической самостоятельности индивидов приводят к разрушению духовных ценностей, трансформации института семьи.
Рост промышленного производства истощает природные ресурсы и загрязняет окружающую среду.
Критерии прогресса
Традиционные
Гуманистические
прогресс науки и техники, развитие человеческого разума, совершенствование нравственности людей, увеличение производственных показателей.
средняя продолжительность жизни человека, состояние медицины и образования, развитость системы социальной защиты, соблюдения прав.
Задания для подготовки к ЕГЭ
Выберите верные суждения о критериях общественного прогресса и запишите цифры, под которыми они указаны.
- К критериям общественного прогресса относят развитие производительных сил.
- В условиях общественного прогресса всегда происходит развитие отдельной личности.
- Свобода личности, возможности для самореализации свидетельствуют о прогрессе общества.
- Революция и реформа – это критерии общественного прогресса.
- Некоторые учёные обосновали нравственный критерии прогресса.
2
Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Общественное развитие». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
3
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный прогресс — одна из форм ______(А) общества, связанная с переходом к более высокому уровню развития материальной и духовной культуры.
Прогресс как понятие можно применять как к_____(Б) в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение исследователей к ________(В) социального прогресса неоднозначно. В ряде случаев происходит застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о ________(Г), движении по кругу. Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два____(Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает ещё один — уровень__________(Е) в обществе».
Список терминов:
1) результат 6)революция
2) современное общество 7) социальная система
3) изменение 8) информатизация
4) нравственность 9) критерий
5) цикличность
Типы обществ
Исторический тип общества – это совокупность социальных институтов, взаимодействующих на основе общих идеалов, норм и ценностей.
В науке существуют различные подходы к выделению типологии обществ.
В зависимости от наличия письменности:
Дописьменные (архаические)
Письменные
В зависимости от наличия социальной дифференциации:
Простые
Сложные
Большинство современных западных исследователей классифицируют общества в соответствии с характером технико – технологических отношений.
Традиционное (аграрное) общество
Постиндустриальное (информационное) общество
Индустриальное общество
Сферы общественной жизни
Традиционное (аграрное) общество
- Основной фактор производства – земля
- Аграрно – сырьевая экономика
- Господство натурального хозяйства
- Преобладание экстенсивных технологий
- Широкое применение ручного труда
Экономика
- Сословная иерархия
- Крайняя затруднённость вертикальной социальной мобильности
- Преобладание больших семей
Социальная сфера
Сферы общественной жизни
Традиционное (аграрное) общество
- Преобладание традиционной легитимности власти
- Активное влияние армии и церкви (священнослужителей) на общественную жизнь и функционирование государства
Политика
- Ценность стабильности и традиций
- Религиозный характер культуры
- Небольшое число грамотных людей
Духовная жизнь
Ключевые моменты процесса перехода к индустриальному обществу
Возрождение
Промышленная революция
60 – 80-е годы XVIII в., - середина и вторая половина XIX в.
XIV – XVI вв., эпоха расцвета – XV – начало XVI в.
XVI вв., началась в 1517 г.
Реформация
Возрождение в истории Европы
Эпоха Возрождения
Хронологические границы:
Крупнейшие представители:
Географические границы:
XIV – XVI вв., эпоха расцвета – XV – начало XVI в.
Живопись: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Дюрер; скульптура: Микеланджело, Донателло; литература: Боккаччо, Петрарка; мыслители: Валла, Эразм, Мирандола.
Родина – Италия, большое влияние имело в Германии, Англии, Франции, Нидерландах и др. европейских государствах.
Идейная основа: гуманизм (от латинского «изучение человеческого»), утвердивший новый взгляд на человека
Индивидуализм:
Человек есть личность, он должен оцениваться не по его принадлежности к сословию, а сам по себе. Достоинство приобретается не по праву рождения, а достигается собственными усилиями. Человек создан для счастья, труда, успеха, благополучия, творчества.
Антропоцентризм:
Человек, а не Бог, есть центр Вселенной, центр мироздания. Именно через человека два мира – Божественный и Земной – связываются воедино. Человек, достигший совершенства, воплощает в себе и Божественную силу, и земную красоту.
Роль в переходе к индустриальному обществу:
Возрождению Европа обязана утверждением таких ценностей, как признание принципов открытости, терпимости, свободы научного поиска, уважения личности и самоценности человека.
Значение европейской Революции
Реформация
Хронологические границы:
Крупнейшие представители:
Географические границы:
XVI вв., началась в 1517 г., когда 31 октября профессор теологии Витенбергского университета Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций.
Живопись: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Дюрер; скульптура: Микеланджело, Донателло; архитектура: Брунеллески, Альберти; литература: Боккаччо, Петрарка; мыслители: Валла, Эразм, Мирандола.
Родина – Германия. Реформационное движение охватило большинство стран Европы.
Основные идеи
«Мирское призвание»:
Человек не должен пренебрегать «мирским успехом». Успех в делах, слава, богатство – показатель «мирского призвания», знак предызбранности к спасению.
«Спасение верой»:
«Абсолютное предопределение»:
Посмертное спасение человека достигается только верой. Ни церковь, ни добрые дела спасения не дают. Между Богом и человеком нет посредников. Есть лишь вера.
Вопрос о спасении есть великая тайна. Человеку не дано познать ее. Его спасение – в абсолютной власти Бога, предопределившего к нему одних и лишившего его других.
Переход к индустриальному обществу
Промышленная революция
Хронологические границы:
Последовательность процесса
Географические границы:
60 – 80-е годы XVIII в., - середина и вторая половина XIX в.(в развитых странах Европы)
Началась в текстильной промышленности, затем охватила угледобычу, машиностроение, транспорт.
Родина промышленного переворота – Англия, затем Франция, Германия, Чехия, Бельгия и др.
Содержание промышленной революции:
Социальная сторона:
Техническая сторона:
Промышленная революция сопровождалась глубокими изменениями социальной структуры. Формировались новые социальные классы – промышленная буржуазия и промышленный пролетариат, быстро росло население городов.
В ходе промышленной революции происходило отверждение фабрично – заводской системы. Мануфактура, основанная на ручном труде, заменялась фабрикой, в которой на основных производственных операциях применялись машины
Роль в переходе к индустриальному обществу:
Промышленная революция – ключевое явление в этом процессе. Она превратила промышленность в основу экономики, научный и технический прогресс – в важнейший фактор экономического роста, способствовала изменению социальной структуры и постепенному становлению развитого гражданского общества, рационализации всех сторон общественной жизни, утверждению либерально – демократических ценностей в экономической, политической и духовной сферах.
Индустриальное общество
Сферы общественной жизни
- Основной фактор производства – капитал
- Массовое промышленное производство
- Использование интенсивных технологий
- Механизация производства и управления
Экономика
- Различные формы стратификации
- Формирование среднего класса
- Высокий уровень социальной мобильности
- Преобладание нуклеарных семей
Социальная сфера
Сферы общественной жизни
Индустриальное общество
Политика
- Демократизация политической жизни
- Ценность прогресса, индивидуальной свободы и личного успеха
- Интенсивное развитие науки и образования
- Появление массовой культуры
Духовная жизнь
Ключевые моменты процесса перехода к постиндустриальному обществу.
Со второй половины XX в. развитие общества определяется научно – технической революцией (НТР)
- Универсальность и всеохватность, она проявляется во всех областях человеческой деятельности, во всех регионах мира;
- Чрезвычайное ускорение научно – технических преобразований;
- Изменение роли человека в процессе производства, возрастание требований к уровню квалификации, увеличение доли умственного труда;
Постиндустриальное общество
Сферы общественной жизни
- Основной фактор производства – информация (знания)
- Развитие наукоёмких производств и информационных технологий
- Выдвижение на первый план сферы услуг
- Компьютеризация и роботизация производства
Экономика
- Различные формы стратификации
- Формирование среднего класса
- Высокий уровень социальной мобильности
- Преобладание нуклеарных семей
Социальная сфера
Сферы общественной жизни
Постиндустриальное общество
- Реализация демократических принципов в гражданском обществе и правовом государстве
Политика
- Особая роль науки
- Непрерывное образование на протяжении всей жизни человека
- Ценность индивидуального творчества и самореализации
Духовная жизнь
Качества, необходимые человеку в условиях современного постиндустриального общества:
Человеку необходимы качества, повышающие его конкурентоспособность:
- Умение приобретать и постоянно обновлять знания, применять их в различных ситуациях;
- Стремление стать высококвалифицированным специалистом в своей профессиональной деятельности;
- Инициатива, самостоятельность, ответственность в принятии решений;
- Овладение достижениями отечественной и мировой культуры.
Варианты заданий по теме «Многовариантность общественного развития» для подготовки к ЕГЭ
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Характеристики типов общества
Типы общества
Экономические характеристики
Аграрное общество
Основным фактором производства является земля, господствует натуральное хозяйство, преобладают экстенсивные технологии
. . . общество
Основным фактором производства является капитал, распространено промышленное производство, производственные процессы механизированы
Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
А) натуральное хозяйство
- традиционное (аграрное) общество
- индустриальное общество
- постиндустриальное (информационное) общество
Б) развитие наукоёмких производств и средств коммуникации
В) зарождение массовой культуры
Г) сословная структура общества
Д) высокая доля занятости населения в сфере услуг
Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют традиционное общество .
1)Аграрная экономика; 2) сословная иерархия; 3) парламентаризм; 4) высокий уровень социальной мобильности; 5) патриархальность; 6) преобладание монархической формы правления
Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны
B стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наибольшее развитие получают наукоемкие, ресурсосберегающие технологии.
2) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.
3) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.
4) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.
5) B структуре населения возрастает удельный вес среднего класса.
6) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.
Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к индустриальному обществу.
1) Стандартизированное промышленное производство; 2) интенсивное развитие транспорта; 3) информатизация всех сфер общества; 4) массовая культура; 5) наука и наукоёмкое производство – основа экономики; 6) высокая урбанизация
Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны
Выберите верные суждения о типах общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В обществах индустриального типа высокий уровень социальной мобильности.
2) В социальной структуре общества постиндустриального типа растёт удельный вес среднего класса.
3) В экономике индустриального общества на первый план выдвигается развитие наукоёмких производств и средств коммуникации.
4) Основной фактор производства традиционного общества – земля.
5) Культура индустриального общества носит ярко выраженный религиозный характер.
Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ:
ФОРМЫ (ОБЛАСТИ) КУЛЬТУРЫ
А) глобальная экономика
- индустриальное общество
- традиционное (аграрное) общество
- постиндустриальное (информационное) общество
Б) сословное деление общества
В) зарождение массовой культуры
Г) низкая социальная мобильность
Д) низкая доля занятости населения в сфере услуг
В стране Z городское население растёт быстрее сельского. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как индустриальное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальная мобильность затруднена.
2) Значительную роль в жизни общества играет духовенство.
3) Главным фактором производства становится капитал.
4) Широко используется машинная техника.
5) Производство приобретает массовый характер.
6) Преобладает натуральный обмен.
Напишите мини-сочинение на основе предложенного ниже высказывания.
«Развитие общества — единственный прогрессивный исторический процесс, включающий в себя
своеобразие национальных культур и исторических эпох, как качественно самостоятельных ступеней мировой истории».
(И. Г. Гердер (1744 – 1803) – немецкий историк культуры)
Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.
Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).
Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников
- из общественной жизни современного общества (реальные факты и модели социальных ситуаций)в том числе по материалам СМИ, интернет – ресурсов социологических служб;
- из личного социального опыта, в том числе события из Вашей жизни и жизни Ваших родственников/ знакомых, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы/театральные постановки и др.;
- из истории, включая историю литературы и искусства, различных наук и техники.
Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).
Список литературы:
- Боголюбов, Л.Н. Обществознание 10 класс / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова, и др.. - М.: Просвещение, 2019. - 416 c.
- Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ О.А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2019. – 112 с.
- Я сдам ЕГЭ 2019! Обществознание. Человек и общество. Экономика. Социальные отношения. Курс самоподготовки/ О. А. Котова, Т.Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2019.
Список литературы:
4. Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс /О.А. Котова, Т. Е. Лискова. М. : Национальное образование, 2016. 10.
5. Я сдам ЕГЭ 2019! Обществознание. Практикум и диагностика/ О. А. Котова, Т. Е. Лискова. –М. : Просвещение, 2019.
6. https://fipi.ru/ege/otkrytyy-bank-zadaniy-ege - Федеральный институт педагогических измерений ФИПИ/ Открытый банк заданий ЕГЭ/Обществознание