СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Множественное число имен существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Множественное число имен существительных.»

Тема урока: Множественное число имён существительных 5 класс.

Тип урока: открытие нового знания с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)

Цели урока: формировать знания об особенностях написания и употребления форм множественного числа существительных; умение правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

Планируемые результаты:

Предметные: знать особенности склонения существительные во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах; образование и употребление в речи форм именительного падежа множественного числа некоторых существительных муж. рода на –и, -ы, -а, -я; образование форм родительного падежа мн. числа; знать правила написания существительных с основой на шипящий в родительном падеже множественного числа, безошибочно образовывать формы множественного числа им. и род. падежей мн. числа; грамотно писать существительные с основой на шипящий в род. падеже.

Метапредметные: Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; объяснять языковые явления;строить рассуждение;

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; высказывать и отстаивать свою точку зрения;

Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальные, групповые и фронтальные.

 Оборудование: компьютер, презентация

















СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока


Деятельность учителя



Деятельность ученика

1

Мотивация к учебной деятельности.

(3 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности


На наш урок сегодня заглянуло солнышко и наполнило нам, что идёт весна.

«Весна!»- читаешь в каждом взор, и ты, как празднику, ей рад» А.Н.Плещеев.

Вспомним девиз: «Тот, кто не идёт вперёд, тот движется назад.» И отправимся в путь- дорогу за знаниями .

Какую часть речи мы исследуем? На последнем уроке говорили о каком признаке существительного? / о падежных окончаниях существительных


Угадайте, кто пришёл к нам на проверку домашнего задания – Витя Перестукин из сказки Лии Гераскиной «Страна невыученных уроков»



Приветствуют учителя, друг друга, проверяюготовность к уроку

2

Этап актуализации знаний учащихся и пробное учебное

действие.

(4 мин.)

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».







1.Проверка домашнего задания: 1).Орфоэпическая разминка (Вопрос от Вити Перестукина : «Как нужно правильно произносить эти слова?


Алфавит, ворота, у доски, на доску, жила, жило, звонишь, километр, облегчить, свёкла, торты, без торта, углубить, упростить, шофёр, щавель. Работа в группах: произнесите правильно друг другу эти слова)

2. Упр. 535. Какие выписали словосочетания с зависимым словом существительным?

-Витя, побывав в стране невыученных уроков. Понял главное: ему мешает учиться

только один человек - это он сам! И он решил бороться с самим собой.

3) Ребята, а какая пословица вам понравилась больше всего, почему?

Хороша рыбка на чужом блюде. (О зависти).


Фронтальная работа.

Учащиеся читают

Проверяют свои ответы.

Называют слова.

Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.






3











4

Этап

выявление причины затруднения.

(2 мин.)



Цель этапа:

определить тему, цель и задачи урока,мотивировать учащихся к продуктивной деятельности

Целеполагание.

Построение проекта выхода из затруднения

Учитель корректирует формулировку цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме.

Мы с вами познакомились с героем, который поборол в себе очень плохое качество? Злобу. Равнодушие к людям. Но он раскаялся. И пришёл к нам

на открытие сегодняшней темы. Как вы думаете, с чем? С Хлебом. Хлеб всему голова, как и имя существительное.


Создание проблемы.

Задание: Образуйте форму множественного числа от существительных:

Хлеб - хлебы? хлеба?

Есть много слов , от которых трудно образовать множественное число. Сегодня мы будем говорить об этих существительных.

Что мы сегодня должны знать и уметь.?

Знать особенности образования множественного числа у существитель- ных

Уметь образовывать от этих существительных форму мн. числа.

3. Просклоняйте: хлебы хлеба

Учащиеся формулируют тему урока:


«Множественное число имён существительных».






Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель и задачи урока.





4















5

6






7








8.








Этап формирования новых знаний и умений.

(10 мин.)

Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных.







Физкультминут-ка









Первичное закрепление













Самостоятельная работа с самопроверкой.

Знакомтство учащихся с морфологическими нормами образования мн числа имён существительных

4.. Понаблюдаем, как образуется множественное число им. п. у сущ-ых ж. рода, м. и ср. рода

Книга- словарь- слово

буква- алфавит- предложение

мысль- директор- училище

подпись- профессор-

Какие окончания имеют существительные в им. п мн.числа? См. теорию

стр. 74

- «Хорошо у вас!» – сказал Филька, но у него теперь много друзей. Ему пора домой.





Любопытная Варвара И смотрит вниз

Смотрит влево, Чуть присела на карниз,

Смотрит вправо, И с него скатилась вниз!

Смотрит вверх Потянулась,улыбнулась.



Вовка из тридевятого царства, путешествуя по сказочной стране заглянул к нам,

вместе с юными Василисами. Он наконец-то понял, нужно сначала научиться, чтобы что-либо сделать.

И мы будем учиться образовывать множественное число имён существительных:

5.. Выполнение упр 550 (по рядам)


6.Образуем мн. ч. от некоторых наиболее сложных существительных

Таблица-памятка 1Висилиса


Множественное число


Именительный падеж

Родительный падеж

апельсин

апельсины

апельсинов

помидор

помидоры

помидоров

торт

торты

тортов

договор

договоры

договоров

солдат

солдаты

солдат

тренер

тренеры

тренеров

доктор

доктора

докторов

инженер

инженеры

инженеров




7. Образование родительного падежа

Упр 554 2 Василиса

Запомни! Пара чулок, носков; нет простынь, полотенец, кедов и кед, кружев, блюдец, дел.



Слушают учителя. Выполняют учебные действия




Отвечают на вопросы учителя












Выполняют физические упражнения.






Слушают учителя. Выполняют учебные действия








Выполняют самостоятельно разноуровневые задания. Результаты работы записывают в таблицу-памятку№1.










Учитель поясняет дом. задание. Ученики отвечают на вопросы, выполняют устно упр.554 в учебнике, делают выводы..

Предполагаемые письменные ответы учеников






6




7












8












Этап включения в систему знаний и повторение



Рефлексия























Домашнее задание


8. Повторим правописание ь после шипящих Упр 553


Что нового узнали на уроке?



Упр 554. Рт стр63 Сделайте карточку-информатор поьтеме.



Выполняют учебные действия

















Оценивают свою деятельность по предложенным критериям.

Анализируют работу на уроке через самооценку.











-









21


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!