СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МО классных руководителей 2020-2021

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«МО классных руководителей 2020-2021»

PЕКOMЕНДАЦИИ

по организации методической работы с классными руководителями

в 2020-2021 учебном году


Проблемы профессиональной деятельности классного руководителя.


В ходе изучения уровня профессиональной компетентности классных руководителей «Анкета «Самооценка уровня профессиональной компетентности в организации воспитательного процесса в классе»

выявились следующие проблемы:


1.Планирование воспитательной работы в классе

2. Умение поставить цель и задачи воспитательной работы

3. Введение инновационных форм работы в практику

4. Использование современных воспитательных технологий в практической деятельности

5. Работа с «трудными» учащимися

6.Проведение родительских собраний (информационное обеспечение)

7. Методика и система воспитательной работы в классе

8. Составление авторской воспитательной программы, моделирование воспитательной системы класса

9. Нормативно-правовая база в деятельности классного руководителя

10 Изучение эффективности воспитательного процесса в классе (школе)


На основании выявленных проблем работу МО классных руководителей следует выстраивать по следующим направлениям деятельности:


Направления профессиональной деятельности

Темы, рассматриваемые на курсах в ВИРО

Темы, предлагаемые для рассмотрения на МО


1. Нормативно-правовая база в деятельности классного руководителя



Лекции на КПК:

1.Приоритеты государственной политики в области воспитания в контексте нацпроекта «Образование»

2.Миссия классного руководителя в реализации нацпроекта «Образование»

3.Формирование гражданской идентичности - ответ воспитания на вызовы современности

4.Духовно-нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС

5.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. ФГОСы нового поколения, определяющие портрет выпускника. Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений в контексте национального проекта «Образование» .

6. Формирование позитивной этнической идентичности школьников в поликультурном социуме



  • Создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни. (Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497);

  • Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений (Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.)

  • Обновление деятельности классного руководителя в современных условиях. (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 г. № ВБ-1011\08 «О методических рекомендациях»

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ “О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74131509/

  • Разработка программы воспитания. (Примерная программа воспитания и Методические рекомендации к разработке программы воспитания [Электронный ресурс»] http://form.instrao.ru )


Нормативно-правовые документы


  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ “О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» . [Электронный ресурс»] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74131509/

  3. Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 "Об утверждении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях".

  4. Национальный проект Образование. Указ Президента РФ №204 от 7 мая 2018 года Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России (2012-2016 годы)».

  5. Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года №2403-р;

  6. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.

  7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. [Электронный ресурс»] . http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582

  8. Указ Президента России от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»

  9. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом РФ - Пр-827 от 03.04.2012 г.;

  10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»

  11. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 г. № ВБ-1011\08 «О методических рекомендациях»

  12. Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях

  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. № 448 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования"

  14. СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕКОМЕНДАЦИЙ И РАЗЪЯСНЕНИЙ по классному руководству

[Электронный ресурс»] https://www.eseur.ru/Files/Klassnoe_rukovodstvo_v_obrazov49556.pdf

15. Разработка программы воспитания. (Примерная программа воспитания и Методические рекомендации к разработке программы воспитания [Электронный ресурс»] http://form.instrao.ru )

16 Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»


Нормативно-правовые документы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. Ф. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков).
  2. Государственная программа Владимирской области "Патриотическое воспитание граждан Владимирской области" от 25.03.2019 N 211
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 января 2014 г. N 2-р Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
  4. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 17 сентября 2008 г. N 01/10237-8-32 "О мерах, направленных на нераспространение информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и подростков".

  5. Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред от 27 июня 2018 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

  6. Письмо Минобрнауки РФ от 01 марта 2002 г. № 30-51-131/16 "Рекомендации "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации".

  7. Письмо Минобрнауки РФ от 10 мая 2001 г. № 22-06-626 "Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации".

  8. Приказ Минобразования России от 25 февраля 2000 г. № 619 "Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде".

  9. Постановление администрации Владимирской области от 20.02.2017 №17 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Обеспечение безопасности населения и территорий Владимирской области»

  10. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ (в ред. от: 22.02.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму».

  11. Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года №2403-р;

  12. Методические рекомендации по внедрению в осстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций(письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки от 26.12.2017 г. № 07-7657)

  13. Указ Президента России от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»

  14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 209-р Федеральная целевая программа “Культура России (2012 - 2018 годы)"

  15. «О мерах по защите нравственности и здоровья детей во Владимирской области» в ред. Закон Владимирской области от 06 октября 2015 года N 122-ОЗО

  16. Подпрограмма 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику" ГП РФ "Развития образования"

  17. Распоряжение администрация Владимирской области от 15 декабря 2017 г. N 780-р "Об утверждении Комплекса мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на период до 2020 года во Владимирской области"

  18. Государственная программа Владимирской области «Развитие культуры и туризма на 2014 -2020 годы» (Постановление Губернатора области от 29.11.2013 N 1348)

  19. ФЗ от 05.10.2015 N 285-ФЗ « О противодействии коррупции»

  20. Комплекс мер по развитию системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и интересов на период до 2020 года во Владимирской области. (Распоряжение администрации Владимирской области от 15 декабря 2017 года № 780-р)

  21. Распоряжение Администрации Владимирской области от 06.05.2020 г. №357-р «Об утверждении комплекса мер на 2020 год по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних во Владимирской области»

2. Современные воспитательные технологии как условие достижения личностных результатов освоения ФГОС второго поколения

Лекции на КПК:

  1. Современные технологии воспитания и социализации учащихся

  2. Социальное проектирование как эффективное средство достижения личностных результатов освоения ФГОС второго поколения.

  3. Современные технологии достижения личностного роста

  4. Коммуникативный тренинг в деятельности классного руководителя

  5. Изучение эффективности деятельности классного руководителя.

  6. Интерактивные технологии в деятельности классного руководителя.


  • Мониторинг личностного развития обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования ("Портрет выпускника школы") (Приказы Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС НОО, ООО, С(П)ОО).

  • Современные технологии воспитания и социализации обучающихся и их применение в работе классного руководителя.

  • Технологии формирования социальной активности школьников (социальные пробы, социальные практики, социальные проекты, профессионально- коммуникативные пробы)

  • Тимбилдинг как технология формирования детского коллектива.

Нормативно-правовые документы

  1. Распоряжение от 14 марта 2018 г. № 420-р Национальная стратегия в интересах детей

  2. Приложение к письму Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 03 марта 2005 г. № 14-11-3/01 "Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях".

  3. Письмо Министерства РФ от 12.03.2003 № 1 28-51-181/16 "О деятельности музеев образовательных учреждений".

  4. (Постановление губернатора от 09.12.2013 № 1372 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2014 - 2020 годы»

  5. Распоряжение администрация Владимирской области от 15 декабря 2017 г. N 780-р "Об утверждении Комплекса мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на период до 2020 года во Владимирской области"

  6. Закон Владимирской области от 27.02.2002 N 15-ОЗ (с изменениями от 26.04.2014г.) "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Владимирской области"

  7. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»


3. Организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями учащихся

Лекции на КПК:

  1. Включение семьи в воспитательное пространство школы

  2. Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников на основе принципа дифференциации.

  3. Интерактивные формы работы с семьей.

  4. Современные подходы к организации взаимодействия ОУ (ДОУ) с семьями социального риска.

  5. Права ребенка в семье и образовательной организации.

  6. Программа индивидуального сопровождения неблагополучной семьи

  7. Социальная реабилитация учащихся и семей группы риска как фактор профилактики экстремизма

  8. Воспитание дисциплины и ответственности в семье

  9. Социальный тренинг в работе с родителями

  10. Повышение воспитательного потенциала семьи как требование ФГОС


  • Семейная политика детствосбережения (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.07.2018 № 1375 «О Плане мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках десятилетия детства)

  • Распоряжение администрации Владимирской области от 30.10.2018 № 752 «О Плане мероприятий до 2020 года, проводимых во Владимирской области в рамках десятилетия детства Постановление губернатора Владимирской обл. от 09.10.2012 № 1146

  • Диссеминация инновационного опыта педагогов по организации взаимодействия образовательного учреждения с семьями учащихся (Приказ Департамента образования администрации Владимирской области от 28.01.2016 № 48 «Об утверждении региональной Программы формирования и развития партнерских отношений образовательного учреждения и семьи на период 2016 – 2020 гг.»).

  • Взаимодействие с семьями обучающихся в профилактике употребления подростками ПАВ, алкоголя, наркотических веществ .( Письмо департамента образования администрации Владимирской обл. от 01.10.2015 № ДО-6582-02-07 Методические рекомендации по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, алкоголизма несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций.

Нормативно-правовые документы

  1. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ (ред. от 31.01.2014) Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

  2. Приложение к письму Минобрнауки РФ в Правительство РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16 "Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей".

  3. Письмо Минобрнауки РФ от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16 "Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях".

  4. Письмо Минобрнауки РФ от 12 июля 2003г. № 28-51-565/16 «Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации».

  5. Приказ Минобразования РФ от 12 августа 2003 г. № 3271 "Об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи".

  6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ (ред. от 31.01.2014) Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

  7. Приказ Департамента образования администрации Владимирской области от 28.01.2016 № 48 «Об утверждении региональной программы формирования и развития партнерских отношений образовательной организации и семьи на 2016-2020 г.г.»).

  8. Письмо департамента образования администрации Владимирской обл. от 04 февраля 2016 г. № ДО-674-02-07 "О методических рекомендациях по организации круглогодичного цикла родительского всеобуча профилактической направленности".

  9. Письмо департамента образования администрации Владимирской обл. от 04 февраля 2016 г. № ДО-674-02-07 "О методических рекомендациях по организации круглогодичного цикла родительского всеобуча профилактической направленности".

  10. Письмо департамента образования администрации Владимирской обл. от 29.12.2015 № ДО-8990-02-07 Методические рекомендации для педагогических работников общеобразовательных организаций «Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся».


4. Оценка результативности профессиональной деятельности классного руководителя

Лекции на КПК:


  1. Классный руководитель в воспитательной системе школы

  2. Изучение эффективности деятельности классного руководителя.


  • Создание электронного портфолио классного руководителя (Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио http://www.uchportfolio.ru).

  • Районный (окружной, городской) фестиваль педагогических идей как эффективная форма обобщения опыта работы классных руководителей.

  • Профессиональный стандарт педагога в области воспитания

  • Мониторинг деятельности классного руководителя (Концептуальная модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса [Электронный ресурс]

https://infourok.ru/konceptualnaya_model_monitoringa_effektivnosti_deyatelnosti_klassnogo_rukovoditelya__po-297232.htm


Нормативно-правовые документы

  1. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. № 30550 с изменениями от 5 августа 2016 г. № 422).

  2. Приказ Минобрнауки РФ от 03 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

  3. Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность"

  4. Методические рекомендации по организации работы методического объединения классных руководителей в образовательных организациях https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/vospitatelnaya-rabota/klassnaya-rabota/metodicheskie-materialy/metodicheskoe-ob-edinenie-klassnykh-rukovoditelej.html

  5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 г. № ВБ-1011\08 «О методических рекомендациях

  6. Мониторинг деятельности классного руководителя (Концептуальная модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса [Электронный ресурс]

https://infourok.ru/konceptualnaya_model_monitoringa_effektivnosti_deyatelnosti_klassnogo_rukovoditelya__po-297232.htm

  1. Региональная программа формирования и развития партнерских отношений образовательной организации и семьи на 2016-2020 г.г. (ДО № 48 от 28.01.2016)


Понятийно-терминологический аппарат

по основным видам деятельности классного руководителя


Вебинар происходит от двух слов: web – «сеть» и «семинар». Иначе говоря, это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).

Деловое общение – «целенаправленное взаимодействие субъектов профессиональной деятельности по непосредственному или опосредованному созданию продукта этой деятельности и продвижению его по рынку товаров и услуг» (В. В. Монжиевская).

Исследовательская компетентность – знания, опыт в области педагогического исследования.

Конкурентоспособность (как личностное качество) – потребность и возможность быть выбранным из множества возможных претендентов в качестве наилучшего (имеющего высокий уровень готовности к работе классного руководителя).

Контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки.

Медиа-образованность – совокупность систематизированных медиа-знаний, умений и определяемый ими уровень мастерства по реализации медиа-образования школьников в педагогическом процессе.

Метод – это основной способ взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника), направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.

Мобильность – способность к быстрому реагированию на происходящие изменения в социуме, в педагогической науке и практике.

Организаторская деятельность – это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса; функционирования и развития воспитательной системы класса.

Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого(чего)-либо.

Педагогическая диагностика (от греч. diagnostikos – способность распознавать) – процесс постановки диагноза, установление уровня воспитанности, развития и образования школьников.

Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, главное в которой – действенная ориентация на развитие личности ученика.

Педагогический мониторинг – диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).

Педагогическое прогнозирование – предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности; определение путей совершенствования личности; проектирование хода развития педагогического процесса.

Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.

Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:

- педагогический такт;

- наблюдательность;

- любовь к детям;

- потребность в передаче знаний.

Педагогическая справедливость – своеобразное мерило объективности учителя, уровень его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учёбе, социально полезной деятельности и т.п.

Педагогический такт – это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.

Приём – это дополнительный способ, направленный на по­вышение эффективности метода.

Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.

Профессионализм личности рассматривается как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие.

Система педагогических методов – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.

Средство педагогического процесса – всё то, через что осуществляется педагогический процесс.

Форма педагогического процесса – это внешний вид, устройство педагогического процесса.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!