PЕКOMЕНДАЦИИ
по организации методической работы с классными руководителями
в 2020-2021 учебном году
Проблемы профессиональной деятельности классного руководителя.
В ходе изучения уровня профессиональной компетентности классных руководителей «Анкета «Самооценка уровня профессиональной компетентности в организации воспитательного процесса в классе»
выявились следующие проблемы:
1.Планирование воспитательной работы в классе
2. Умение поставить цель и задачи воспитательной работы
3. Введение инновационных форм работы в практику
4. Использование современных воспитательных технологий в практической деятельности
5. Работа с «трудными» учащимися
6.Проведение родительских собраний (информационное обеспечение)
7. Методика и система воспитательной работы в классе
8. Составление авторской воспитательной программы, моделирование воспитательной системы класса
9. Нормативно-правовая база в деятельности классного руководителя
10 Изучение эффективности воспитательного процесса в классе (школе)
На основании выявленных проблем работу МО классных руководителей следует выстраивать по следующим направлениям деятельности:
Направления профессиональной деятельности | Темы, рассматриваемые на курсах в ВИРО | Темы, предлагаемые для рассмотрения на МО |
1. Нормативно-правовая база в деятельности классного руководителя | Лекции на КПК: 1.Приоритеты государственной политики в области воспитания в контексте нацпроекта «Образование» 2.Миссия классного руководителя в реализации нацпроекта «Образование» 3.Формирование гражданской идентичности - ответ воспитания на вызовы современности 4.Духовно-нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС 5.Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. ФГОСы нового поколения, определяющие портрет выпускника. Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений в контексте национального проекта «Образование» . 6. Формирование позитивной этнической идентичности школьников в поликультурном социуме | Создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей подрастающих поколений в познании, творчестве, труде и спорте, формирование активной гражданской позиции, культуры здорового образа жизни. (Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497); Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений (Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.) Обновление деятельности классного руководителя в современных условиях. (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 г. № ВБ-1011\08 «О методических рекомендациях» Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ “О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74131509/ Разработка программы воспитания. (Примерная программа воспитания и Методические рекомендации к разработке программы воспитания [Электронный ресурс»] http://form.instrao.ru ) |
Нормативно-правовые документы Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 164-ФЗ “О внесении изменений в статьи 71.1 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» . [Электронный ресурс»] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74131509/ Письмо Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 "Об утверждении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях". Национальный проект Образование. Указ Президента РФ №204 от 7 мая 2018 года Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России (2012-2016 годы)». Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года №2403-р; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. [Электронный ресурс»] . http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 Указ Президента России от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. Утверждена Президентом РФ - Пр-827 от 03.04.2012 г.; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 г. № ВБ-1011\08 «О методических рекомендациях» Методические рекомендации по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. № 448 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования" СБОРНИК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕКОМЕНДАЦИЙ И РАЗЪЯСНЕНИЙ по классному руководству [Электронный ресурс»] https://www.eseur.ru/Files/Klassnoe_rukovodstvo_v_obrazov49556.pdf 15. Разработка программы воспитания. (Примерная программа воспитания и Методические рекомендации к разработке программы воспитания [Электронный ресурс»] http://form.instrao.ru ) 16 Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» |
Нормативно-правовые документы Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. Ф. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков). Государственная программа Владимирской области "Патриотическое воспитание граждан Владимирской области" от 25.03.2019 N 211 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 января 2014 г. N 2-р Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" Письмо Минздравсоцразвития РФ от 17 сентября 2008 г. N 01/10237-8-32 "О мерах, направленных на нераспространение информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и подростков". Федеральный закон РФ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред от 27 июня 2018 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Письмо Минобрнауки РФ от 01 марта 2002 г. № 30-51-131/16 "Рекомендации "Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации". Письмо Минобрнауки РФ от 10 мая 2001 г. № 22-06-626 "Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации". Приказ Минобразования России от 25 февраля 2000 г. № 619 "Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде". Постановление администрации Владимирской области от 20.02.2017 №17 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Обеспечение безопасности населения и территорий Владимирской области» Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ (в ред. от: 22.02.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму». Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года №2403-р; Методические рекомендации по внедрению в осстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций(письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки от 26.12.2017 г. № 07-7657) Указ Президента России от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 209-р Федеральная целевая программа “Культура России (2012 - 2018 годы)" «О мерах по защите нравственности и здоровья детей во Владимирской области» в ред. Закон Владимирской области от 06 октября 2015 года N 122-ОЗО Подпрограмма 4 "Вовлечение молодежи в социальную практику" ГП РФ "Развития образования" Распоряжение администрация Владимирской области от 15 декабря 2017 г. N 780-р "Об утверждении Комплекса мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на период до 2020 года во Владимирской области" Государственная программа Владимирской области «Развитие культуры и туризма на 2014 -2020 годы» (Постановление Губернатора области от 29.11.2013 N 1348) ФЗ от 05.10.2015 N 285-ФЗ « О противодействии коррупции» Комплекс мер по развитию системы профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и интересов на период до 2020 года во Владимирской области. (Распоряжение администрации Владимирской области от 15 декабря 2017 года № 780-р) Распоряжение Администрации Владимирской области от 06.05.2020 г. №357-р «Об утверждении комплекса мер на 2020 год по совершенствованию системы профилактики суицида среди несовершеннолетних во Владимирской области» |
2. Современные воспитательные технологии как условие достижения личностных результатов освоения ФГОС второго поколения | Лекции на КПК: Современные технологии воспитания и социализации учащихся Социальное проектирование как эффективное средство достижения личностных результатов освоения ФГОС второго поколения. Современные технологии достижения личностного роста Коммуникативный тренинг в деятельности классного руководителя Изучение эффективности деятельности классного руководителя. Интерактивные технологии в деятельности классного руководителя. | Мониторинг личностного развития обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования ("Портрет выпускника школы") (Приказы Минобрнауки РФ об утверждении ФГОС НОО, ООО, С(П)ОО). Современные технологии воспитания и социализации обучающихся и их применение в работе классного руководителя. Технологии формирования социальной активности школьников (социальные пробы, социальные практики, социальные проекты, профессионально- коммуникативные пробы) Тимбилдинг как технология формирования детского коллектива. |
Нормативно-правовые документы Распоряжение от 14 марта 2018 г. № 420-р Национальная стратегия в интересах детей Приложение к письму Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию от 03 марта 2005 г. № 14-11-3/01 "Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях". Письмо Министерства РФ от 12.03.2003 № 1 28-51-181/16 "О деятельности музеев образовательных учреждений". (Постановление губернатора от 09.12.2013 № 1372 «Об утверждении государственной программы Владимирской области «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2014 - 2020 годы» Распоряжение администрация Владимирской области от 15 декабря 2017 г. N 780-р "Об утверждении Комплекса мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на период до 2020 года во Владимирской области" Закон Владимирской области от 27.02.2002 N 15-ОЗ (с изменениями от 26.04.2014г.) "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Владимирской области" Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» |
3. Организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями учащихся | Лекции на КПК: Включение семьи в воспитательное пространство школы Формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников на основе принципа дифференциации. Интерактивные формы работы с семьей. Современные подходы к организации взаимодействия ОУ (ДОУ) с семьями социального риска. Права ребенка в семье и образовательной организации. Программа индивидуального сопровождения неблагополучной семьи Социальная реабилитация учащихся и семей группы риска как фактор профилактики экстремизма Воспитание дисциплины и ответственности в семье Социальный тренинг в работе с родителями Повышение воспитательного потенциала семьи как требование ФГОС | Семейная политика детствосбережения (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.07.2018 № 1375 «О Плане мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках десятилетия детства) Распоряжение администрации Владимирской области от 30.10.2018 № 752 «О Плане мероприятий до 2020 года, проводимых во Владимирской области в рамках десятилетия детства Постановление губернатора Владимирской обл. от 09.10.2012 № 1146 Диссеминация инновационного опыта педагогов по организации взаимодействия образовательного учреждения с семьями учащихся (Приказ Департамента образования администрации Владимирской области от 28.01.2016 № 48 «Об утверждении региональной Программы формирования и развития партнерских отношений образовательного учреждения и семьи на период 2016 – 2020 гг.»). Взаимодействие с семьями обучающихся в профилактике употребления подростками ПАВ, алкоголя, наркотических веществ .( Письмо департамента образования администрации Владимирской обл. от 01.10.2015 № ДО-6582-02-07 Методические рекомендации по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений, наркомании, алкоголизма несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций. |
Нормативно-правовые документы Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ (ред. от 31.01.2014) Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Приложение к письму Минобрнауки РФ в Правительство РФ от 31 января 2001 г. № 90/30-16 "Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей". Письмо Минобрнауки РФ от 22 июля 2002 г. № 30-51-547/16 "Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях". Письмо Минобрнауки РФ от 12 июля 2003г. № 28-51-565/16 «Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации». Приказ Минобразования РФ от 12 августа 2003 г. № 3271 "Об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи". Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995г. № 223-ФЗ (ред. от 31.01.2014) Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Приказ Департамента образования администрации Владимирской области от 28.01.2016 № 48 «Об утверждении региональной программы формирования и развития партнерских отношений образовательной организации и семьи на 2016-2020 г.г.»). Письмо департамента образования администрации Владимирской обл. от 04 февраля 2016 г. № ДО-674-02-07 "О методических рекомендациях по организации круглогодичного цикла родительского всеобуча профилактической направленности". Письмо департамента образования администрации Владимирской обл. от 04 февраля 2016 г. № ДО-674-02-07 "О методических рекомендациях по организации круглогодичного цикла родительского всеобуча профилактической направленности". Письмо департамента образования администрации Владимирской обл. от 29.12.2015 № ДО-8990-02-07 Методические рекомендации для педагогических работников общеобразовательных организаций «Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся». |
4. Оценка результативности профессиональной деятельности классного руководителя | Лекции на КПК: Классный руководитель в воспитательной системе школы Изучение эффективности деятельности классного руководителя. | Создание электронного портфолио классного руководителя (Всероссийский бесплатный конструктор электронных портфолио http://www.uchportfolio.ru). Районный (окружной, городской) фестиваль педагогических идей как эффективная форма обобщения опыта работы классных руководителей. Профессиональный стандарт педагога в области воспитания Мониторинг деятельности классного руководителя (Концептуальная модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса [Электронный ресурс] https://infourok.ru/konceptualnaya_model_monitoringa_effektivnosti_deyatelnosti_klassnogo_rukovoditelya__po-297232.htm |
Нормативно-правовые документы Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06 декабря 2013 г. № 30550 с изменениями от 5 августа 2016 г. № 422). Приказ Минобрнауки РФ от 03 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 № 276 "Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность" Методические рекомендации по организации работы методического объединения классных руководителей в образовательных организациях https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/vospitatelnaya-rabota/klassnaya-rabota/metodicheskie-materialy/metodicheskoe-ob-edinenie-klassnykh-rukovoditelej.html Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 г. № ВБ-1011\08 «О методических рекомендациях Мониторинг деятельности классного руководителя (Концептуальная модель мониторинга эффективности деятельности классного руководителя по организации воспитательного процесса [Электронный ресурс] https://infourok.ru/konceptualnaya_model_monitoringa_effektivnosti_deyatelnosti_klassnogo_rukovoditelya__po-297232.htm Региональная программа формирования и развития партнерских отношений образовательной организации и семьи на 2016-2020 г.г. (ДО № 48 от 28.01.2016) |
Понятийно-терминологический аппарат
по основным видам деятельности классного руководителя
Вебинар происходит от двух слов: web – «сеть» и «семинар». Иначе говоря, это семинар, который проходит по сети. Вебинары делят на собственно вебинары, которые предполагают двустороннее участие преподавателя и учеников, и веб-касты, веб-конференции, где взаимодействие одностороннее: один человек делает доклад, остальные его слушают (смотрят, читают).
Деловое общение – «целенаправленное взаимодействие субъектов профессиональной деятельности по непосредственному или опосредованному созданию продукта этой деятельности и продвижению его по рынку товаров и услуг» (В. В. Монжиевская).
Исследовательская компетентность – знания, опыт в области педагогического исследования.
Конкурентоспособность (как личностное качество) – потребность и возможность быть выбранным из множества возможных претендентов в качестве наилучшего (имеющего высокий уровень готовности к работе классного руководителя).
Контроль – проверка, а также наблюдение с целью проверки.
Медиа-образованность – совокупность систематизированных медиа-знаний, умений и определяемый ими уровень мастерства по реализации медиа-образования школьников в педагогическом процессе.
Метод – это основной способ взаимодействия учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника), направленный на решение конкретной задачи педагогического процесса.
Мобильность – способность к быстрому реагированию на происходящие изменения в социуме, в педагогической науке и практике.
Организаторская деятельность – это деятельность по обеспечению условий протекания педагогического процесса; функционирования и развития воспитательной системы класса.
Оценка – мнение о ценности, уровне или значении кого(чего)-либо.
Педагогическая диагностика (от греч. diagnostikos – способность распознавать) – процесс постановки диагноза, установление уровня воспитанности, развития и образования школьников.
Педагогическая направленность – это мотивация к профессии учителя, главное в которой – действенная ориентация на развитие личности ученика.
Педагогический мониторинг – диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса (отслеживание его хода, результатов, перспектив развития).
Педагогическое прогнозирование – предвидение будущих изменений в развитии, образовании, формировании личности; определение путей совершенствования личности; проектирование хода развития педагогического процесса.
Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности – это особенности личности, а педагогические умения – это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:
- педагогический такт;
- наблюдательность;
- любовь к детям;
- потребность в передаче знаний.
Педагогическая справедливость – своеобразное мерило объективности учителя, уровень его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, честности), проявляющейся в его оценках поступков учащихся, их отношения к учёбе, социально полезной деятельности и т.п.
Педагогический такт – это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
Приём – это дополнительный способ, направленный на повышение эффективности метода.
Профессионализм деятельности – качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью.
Профессионализм личности рассматривается как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие.
Система педагогических методов – это единство методов обучения и воспитания, реализуемых в целостном педагогическом процессе.
Средство педагогического процесса – всё то, через что осуществляется педагогический процесс.
Форма педагогического процесса – это внешний вид, устройство педагогического процесса.