Задачи СПО :
Академики педагогических наук:
Основная идея модели воспитательной системы:
создание инновационно – образовательного центра.
Аспекты центра:
учебно-производственный, информационно- методический, координационно-методический отделы
и учебно-производственных лабораторий.
Моделирование личности будущего специалиста предполагает разработку критериев результатов деятельности на основе ФГОС среднего профессионального образования: личностных, межпредметных, предметных.
Конечным результатом является подготовка студентов к самореализации и культуре жизненного самоопределения, проектирование и осуществление целесообразной и результативной деятельности, овладение основами наук и универсальными способами действий.
При моделировании инновационной воспитательной системы
учитывают
организация совместной деятельности студентов, преподавателей, родителей, работодателей;
ориентация на общечеловеческие ценности;
гуманизация
отношений между людьми;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Компонентами инновационной воспитательной системы являются цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения между субъектами, воспитательное пространство, управление системой .
Этапы инновационной воспитательной системы:
Первый (прогностический) разработка теоретической концепции будущей инновационной воспитательной системы, моделирование структуры и связи между ее элементами. На данном этапе осуществляются информационный поиск, систематизация педагогических идей, методическое оснащение, разработка методических материалов, создание нормативной базы, формирование коллектива единомышленников, выбор педагогических технологий и приоритетных направлений, а также формируются стили отношения между всеми участниками образовательного процесса.
Второй этап (практико-ориентированный) внедрение инновационной воспитательной системы, реализация деятельности лабораторий, кружков, секций, учебно-производственных фирм. Подготовка студентов на уровне личностно-ориентированного, индивидуального, дифференцированного подходов, формирование самостоятельности, инициативности, коммуникативности, ответственности, организованности и рефлексивности, развитие студенческого и преподавательского коллектива, органов самоуправления, кооперация образовательных учреждений.
Третий этап (рефлексивный) выработка профессионально-значимых качеств будущих учителей, освоение конкретного набора компетенций в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования. Объединение общей целью, деятельностью, отношениями студентов и взрослых в сфере сотрудничества и творчества. В центре внимания воспитание духовной, гуманной, свободной, творческой личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Взаимодействие инновационной воспитательной системы колледжа, образовательной среды и социума.
Технология создания и развития инновационной воспитательной системы
среднего профессионального образования:
выявление ведущей идеи;
формулировка основных целей и задач;
разработка на основе целей и задач теоретической концепции;
конкретизация методов и приемов организации, механизмов их взаимодействия;
определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых отделов;
проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике;
продуктивное освоение среды.
Оценки для определения уровня сформированности инновационной воспитательной системы:
Критерии факта:
• упорядоченность жизнедеятельности образовательного учреждения (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям);
• наличие коллектива единомышленников;
• демократизация и гумманизация отношений субъектов образовательного пространства;
• интеграция воспитательных воздействий.
Критерии качества:
• степень приближенности системы к предлагаемой модели инновационной воспитательной системы, реализация педагогической концепции, идей и принципов;
• психологический климат, стиль взаимоотношений между субъектами педагогического взаимодействия;
• уровень личностных, когнитивных, культурологических и креативных характеристик студентов и преподавателей.
Инновационная воспитательная система имеет сложную многогранную структуру и состоит из следующих компонентов:
- цели, выраженные в исходной модели;
- деятельность, обеспечивающая ее реализацию;
- субъекты деятельности;
- отношения, возникающие в процессе деятельности и общения;
- среда системы, освоенная субъектом;
- управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему.
Таким образом, инновационная воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрирует образовательную и производственную деятельность студентов и преподавателей.
Данная система является открытой, посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации студентов в обществе и моделируется в соответствии с потребностями социума.