Проект
Модель образовательного пространства «ШКОЛА – СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР СЕЛА»
Составил: директор МОУ «Кадамская основная
общеобразовательная школа» Воронцова Н.В.
Д. Средний Кадам, 2017 год
Аннотация проекта
В сельской местности школа находится в центре событий, в центре изменений взглядов общества на мировые тенденции. Единственный инструмент, реализующий нововведения во благо создания новых условий развития ребенка. Так же одной из немаловажных задач сельской школы должна быть поддержка молодежи, которая нуждается в их активном социальном сопровождении.
Создание социокультурного центра позволит содействовать жизнедеятельности сельского социума через активную внешкольную общественную деятельность совместно со всеми социальными институтами, во взаимодействии с другими организациями и учреждениями в социальной сфере. Суть данного проекта заключается в объединении усилий школы и различных институтов сельского социума, создание системы их эффективного взаимодействия по воспитанию детей и молодежи, обладающих качествами жизнеспособной личности, готовых трудиться на благо своего села, умеющих жить счастливой, полноценной жизнью села.
Цель проекта: создание модели образовательного пространства, формирующей качества жизнеспособности личности через интеграцию ресурсов школы и сельского социума на основе сотрудничества.
Ожидаемые результаты:
Эффективно функционирующая социальная модель, созданная на основе интеграции ресурсов школы и социальных институтов села в воспитании и обучении детей и молодежи. Создание площадки поисковой и исследовательской деятельности с целью приобщения учащихся к национальной культуре, ее традициям через изучение особенностей народного творчества. Практическое участие в краеведческой, экологической деятельности.
Актуальность темы проекта
Современная школа в условиях модернизации Российского образования, реализации поставленных задач национальной инициативы «Наша новая школа», в условиях внедрения ФГОС НОО, введения ФГОС ООО должна создать все условия для формирования единства образовательного пространства, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, доступности получения качественного основного общего образования, преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования, духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья, развития органов государственно-общественного управления, формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности, функционирования системы образования в целом.
Современная школа должна работать в режиме новаций и инноваций, а именно создать новую модель образовательного пространства, отдельные модели обучения и воспитания, модели пространства проб и т.д.
Педагогический коллектив должен поставить перед собой задачи, способствующие достижению учащимися высоких результатов обучения и воспитания, должен беспрепятственно поддерживать детские инициативы, направлять детей по их интересам и возможностям, давать возможность самостоятельно определять положительные ориентиры, сделать правильный выбор и самоутверждаться как личность, давать оценку собственным действиям. То есть, это человек с высокой самоорганизованностью, с высокой осознанностью, с высоким творческим потенциалом, с твердым самоуверенным шагом, с честной самооценкой, с высоким потенциалом жизнеспособности.
В сельской местности школа действительно находится в центре событий, в центре изменений взглядов общества на мировые тенденции, в центре социальной инфраструктуры как фундамент развития будущего общества, как единственный инструмент, реализующий нововведения во благо создания новых условий развития ребенка, как гибкая веточка, имеющая свои ростки, которые обязательно должны расцвести.
Одной из немаловажных задач сельской школы должна быть поддержка молодежи, которая нуждается в их активном социальном сопровождении, так как многие из них оказываются в трудной жизненной ситуации после окончания школы, теряются в ритме современного общества, молодые семьи требуют особого внимания со стороны социума.
Поэтому реализация данного проекта необходима, чтобы содействовать жизнедеятельности сельского социума через активную внешкольную общественную деятельность совместно со всеми социальными институтами, во взаимодействии с другими организациями и учреждениями в социальной сфере.
Суть данного проекта заключается в объединении усилий школы и различных институтов сельского социума, создании системы их эффективного взаимодействия по воспитанию детей и молодежи, обладающих качествами жизнеспособной личности, готовых трудиться на благо своего села, умеющих жить счастливой, полноценной жизнью на селе.
В деревне Средний Кадам Советского района школа и детский сад являются центром развития ребенка.
Таким образом, школа на селе с малочисленным населением должна стать центром развития детей и поддержки сельской молодежи, центром формирования жизнеспособной личности сельского школьника.
Новизна
заключается в том, что создание СКЦ способствует новой модели сельского образования. Сегодня школа на селе становится не только образовательным, но и культурным и социальным центром села. Школоцентризм – это самый альтернативный вариант. В хорошо образованном и воспитанном выпускнике будут заинтересованы все члены местного сообщества, т.к. они тоже будут принимать непосредственное участие в жизни школы. А раз в школе повысится внимание со стороны общественности, тогда и весь коллектив школы будет стараться повышать свой профессиональный уровень. Организация нового способа образовательного общения, эффективности социокультурной деятельности в условиях современной школы и сотрудничестве с сельским социумом, способствующей успешному развитию социальной и культурной активности обучающихся.
Цели и задачи проекта
Цель: Создание модели образовательного пространства, формирующей качества жизнеспособной личности через интеграцию ресурсов школы и сельского социума на основе сотрудничества (взаимодействия).
Задачи:
- Выявить и сформировать актуальные качества жизнеспособной личности современного сельского школьника в конкретных условиях модели образовательного пространства.
- Изучить, описать и реализовать направления и содержания интеграции ресурсов школы и институтов сельского социума в контексте формирования качеств жизнеспособной личности сельских школьников.
- Систематизировать, разработать и апробировать современные традиционные и инновационные формы взаимодействия качеств жизнеспособности личности учащихся.
- Разработать и описать педагогические приемы, средства, технологии формирования жизнеспособности личности сельского школьника.
- Апробировать инновационные социальные проекты, программы воспитательной деятельности.
- Организовать в условиях новой модели образовательного пространства деятельность общественных детских и взрослых инициатив.
Основные этапы реализации проекта
Этапы | Содержание | Основные мероприятия |
Подготовительный, мотивационно-организационный этап. Сентябрь 2017 г.-апрель 2018г. Подтема года «Интеграция ресурсов школы и сельского социума в формировании жизнеспособной личности сельского школьника» | -Мотивирование педагогического коллектива школы на исследовательскую деятельность по заявленной теме. -Мотивирование институтов сельского социума на практическую деятельность по исследуемой проблеме. -Разработка инструментария пилотного исследования (анкета): изучение ресурсов школы и социума. | - Заседание творческой группы учителей по формированию стратегии и тактики школы. - с руководителями Создание детских и взрослых общественных инициатив; - Разработка инновационного проекта, социальных проектов. -Методическое объединение, установочные семинары разных категорий педагогов. -Информирование о проекте. -Пилотное исследование: выявление и анализ ресурсов школы и социума. -Совещания, встречи социальных институтов. |
Диагностический, организационный этап. Апрель 2018 г-август 2018 г. Подтема года «Теоретические и организационные основы создания модели образовательного пространства» | Объект: -Разработка диагностического инструментария мониторинга изменяемых переменных, измерителей качеств жизнеспособной личности. -Выявление актуальных качеств жизнеспособной личности сельского школьника: выпускника МОУ «Кадамская основная общеобразовательная школа. -Моделирование жизнеспособной личности выпускника. | Анкетирование, анализ результатов |
| Предмет (интеграция): -разработка диагностического инструментария изучения ресурсов школы и социума; -анализ ресурсов школы; -анализ ресурсов сельского социума; -разработка подпроектов и подпрограмм модели. | -Проблемные семинары разных категорий педагогов. -Организация и проведение стартового диагностического исследования на разных уровнях. -Педагогические советы школы. -Проблемные методические семинары. -Педагогические чтения. -Психолого-педагогические семинары. -Заседания научно-методического совета школы. -Семинары, консультации с руководителями сельского социума. -Оформление договорных отношений с институтами сельского социума. -Публикация материалов диагностического этапа в СМИ. |
Формирующий этап. Сентябрь 2018 г.- март 2019 г. Подтемы: «Реализация ресурсов школы, детского сада, СДК, сельской библиотеки, ФАПа, церкви, сельхозпредприятие в формировании духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма, толерантности, умений и навыков сельскохозяйственно-го труда, социально-адаптивной личности учащихся в контексте формирования жизнеспособности». | -Систематизация направлений, форм и способов воспитания качеств жизнеспособной личности в виде модели интеграции ресурсов школы и сельского социума. -Разработка и апробация традиционных и инновационных форм взаимодействия (сотрудничества) школы и сельского социума, нацеленных на социализацию личности и формирование качеств жизнеспособности учащихся. -Разработка и апробация педагогических приемов, средств, технологий формирования жизнеспособности личности сельского школьника. | -Деятельность структур общественного управления школы. -Презентация и утверждение модели интеграции ресурсов школы и институтов сельского социума на уровне структур самоуправления школой. Традиционные мероприятия: педагогические советы, методические семинары, совещания учителей, заседания научно-методического совета школы о ходе и промежуточных результатах проекта. Инновационные мероприятия: совместные совещания с институтами сельского социума о ходе и промежуточных результатах проекта. -Мониторинг обследования качества жизнеспособной личности сельского школьника и оценки эффективности модели образовательного пространства. -Публикация материалов формирующего этапа в СМИ. |
Завершающий этап. апрель 2019г.- апрель 2020 гг. Подтема «Анализ и оценка эффективности модели формировании качеств жизнеспособной личности сельского школьника». | Анализ, обобщение и популяризация результатов проекта. | -Итоговый мониторинг качеств жизнеспособной личности сельского школьника; - Отчет по проекту в форме республиканской научно-практической конференции; -Традиционные мероприятия: педагогические советы, педагогические чтения, психолого-методические семинары, заседания научно-методического совета школы по итогам проекта. -Инновационные мероприятия совместные с институтами сельского социума по итогам реализации проекта. -Подготовка и издание сборника методических материалов, пособий, буклетов, школьной и молодежной газет. |
Условия реализации проекта
Материально-техническая база
Учебные кабинеты, в том числе кабинет информатики на 14рабочих мест, автобус для подвоза учащихся школ образовательной сети; Internet; методическая и учебная литература школьной и районной библиотек, медиотека, локальная сеть, школы;, музыкальный центр, проекторы, интерактивная доска, актовый зал, спортзал, спортивный стадион.
Кадровое обеспечение.
Школьный коллектив насчитывает 11 педагогов. Из них высшую категорию имеют 1, первую – 8. Все педагоги стремятся повысить свой образовательный уровень, профессиональную компетентность, идти в ногу со временем, осваивая новые технологии преподавания. Один учитель имеет звание «Заслуженный учитель Республики Марий Эл», 2 учитель – нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ», 1 – «Отличник физической культуры». Женщин-учителей – 9, мужчин – 2 человека.
Финансово-экономическое обоснование
Реализация проекта будет осуществляться за счет:
бюджетных средств, выделяемых по действующим нормативам финансирования общеобразовательных учреждений;
средств фонда доплат и надбавок к окладам работников школы.
Возможные риски и пути их минимизации
1 .Недостаточная ориентация школы на потребности участников проекта
Решение проблемы: Предварительный анализ потребностей участников проекта
Мониторинг потребностей и корректировка содержания работы проекта
Создание механизмов взаимодействия МОУ «Кадамская основная общеобразовательная школа» и их партнёрства с местными сообществами.
2. Нежелание партнеров участвовать в проекте
Решение проблемы : Поиск преимущества совместной деятельности для потенциальных партнеров (формирования позитивного имиджа и др.);
Поиск и привлечение партнеров, расширение перечня социальных проекта;
Подписание партнерских соглашений, где прописываются права, обязанности и ответственность каждого участника проекта
Научные и практические результаты проекта, оформление результатов исследования
Реализация социальных проектов «Здоровое питание», «Биолаборатория», «Туристическая тропа», «Мастерская знаний», «Моя малая родина».
Будут созданы условия для получения умений и навыков в приготовлении и выращивании собственного натурального продукта, а также собраны естественные природные ресурсы: ягоды, грибы, плоды, корни, листья и т.д. для фиточая и здорового питания.
Будут туристические пешие и конные маршруты.
У сельской молодежи будет сформирована правовая культура, компьютерная грамотность и знания английского языка, навыки по технологии переработки и приготовления сельскохозяйственной продукции.
Будет создана площадка поисковой и исследовательской деятельности с целью пополнения фонда школьного музея материалами по истории развития села, родословных односельчан и своих предков.
Эффективно функционирующая социальная модель, созданная на основе интеграции (объединения) ресурсов школы и социальных институтов села в воспитании и обучении детей и молодежи – будущих жителей сельской местности.
Оформление результатов:
-Открытый доклад школы перед сообществом села (ежегодно).
-Отчет о ходе и результатах проекта в рамках отчета школы (ежегодно).
-Представление материалов в высшие органы управлением образования.
-Сборники материалов исследования и практической разработки проекта (2017-2020гг.).
-Публикации материалов о ходе результатах проекта в средствах массовой информации районная газета «Вестник района», в сети интернет.
- Отчет по реализации проекта в форме проведения научно-практической конференции «Модель открытой школы «Школа - социокультурный центр села».
Критерии результативности:
Количественный и качественный показатели участия школьников в творческих и учебных конкурсах, спортивных соревнованиях, рост качества знаний, проявление инициативы, самостоятельности.
Укрепление кадрового потенциала, развитие содержания и методов образования
Уровень социальной и психологической адаптации обучающихся, снижение случаев девиантного поведения, самоопределение и готовность к непрерывному образованию.
Степень готовности обучающихся к проектной деятельности, устойчивые навыки работы с информацией.
Соответствие модели личности выпускника большинства обучающихся
Рост общественной активности, самореализация личности, как в учебных, так и в творческих делах.
Удовлетворение жизнедеятельностью всеми участниками образовательных отношений.
Расширение внешних связей