Модель организации образовательного пространства в
современных условиях.
В современном российском обществе происходят кардинальные преобразования в социально-экономической и культурной жизни, требующие изменения функционирования всех его социальных институтов, в том числе и дошкольного образования. Современное дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Новые потребности общества, изменение ценностных ориентиров нашли отражение в содержании соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе в сфере образования, которые регулируют отношения в сфере образования при реализации образовательной программы дошкольного образования.
Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Семья ребенка с ОВЗ сталкивается с проблемой доступности образовательных услуг, возможности полноправного участия в жизни общества. Создание инклюзивных детских садов гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей. Данный проект рассчитан на внедрение инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями. Он способствует формированию толерантной позиции участников инклюзивного пространства.
В основу данной модели положены следующие принципы:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Организация отношений между участниками образовательного процесса
Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.
Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.
Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.
Эффективно работают как единая профессиональная команда
Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.
Психолого-педагогическое сопровождение воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
–это система профессиональной деятельности специалистов, работающих с детьми (воспитателей, педагогов, психологов и др.) и родителей, направленных на создание благоприятных социально-психологических условий для детей с проблемами в развитии, от которых зависит улучшение их психофизического состояния и успешность адаптации в обществе.
Главные преимущества инклюзивного образования:
Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ОВЗ в условиях
образовательной организации.
Основные блоки модели:
Блок 1 Административно – управленческий
Содержание данного блока включает в себя:
- моделирование системы работы ДОУ (определение тенденций и
перспектив развития – разработка концепции, модели выпускника, целевой
комплексной программы развития ДОУ);
- кадровое обеспечение, координирование и регулирование деятельности
субъектов управления (распределение учебной нагрузки, расстановка кадров,
определение в соответствии с нормативными документами должностных
обязанностей: руководство кружков, младшего обслуживающего персонала,
разработка и система стимулирования);
- создание системы органов управления, руководство их деятельностью в
соответствии с разграничениями функций между ними (проведение заседаний
Родительского комитета, административных совещаний, Совет педагогов,
общего собрания трудового коллектива);
- обеспечение мер по сохранению, укреплению здоровья, социальной
защите работников ДОУ (обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических
норм, техники безопасности; организация полноценного, сбалансированного
питания;
контроль за выполнением Коллективного договора, соглашения по охране
труда);
- материально-техническое, финансовое обеспечение деятельности ДОУ (сохранение и укрепление материально-технической базы; рациональность
использования финансовых средств; разработка перспективного плана развития
материально-технической базы; в ДОУ созданы благоприятные условия для
профессиональной деятельности – у педагогов имеется свободный доступ к
компьютерной техники);
- проведение инструктивно-методических совещаний с педагогическими
работниками по вопросам совершенствования образовательного процесса
(создание организационных, научно-методических условий для реализации
новых педагогических технологий, внедрения парциальных программ
адекватных целям и задачам ДОУ);
- управление методической работой с педагогическими кадрами (создание
условий для профессионального становления педагогических кадров).
Блок 2 Кадровый потенциал
Содержание данного блока включает в себя:
Современный педагог – это развивающийся педагог, поэтому педагоги
нашего дошкольного учреждения повышают уровень образования.
- повышают квалификацию
- планирование работы (осуществление годового планирования,
разработка в соответствии с нормативными документами, Уставом, годовым
планом: режима и графика работы, расписание непосредственно
образовательной деятельности и кружковой работы, правил внутреннего
трудового распорядка, календарного планирования, взаимодействия с семьями
воспитанников, физкультурно-оздоровительной работы и т.д.);
- информационное обеспечение управления ДОУ (сбор, обработка,
организация выхода на различные уровни: родители, воспитанники,
администрация, внешняя информация и сохранение информации с
действующими потоками)
Блок 3 Научно-методическая служба – это часть целостной системы
непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию
профессиональных знаний, умений и навыков основанных на достижениях
науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению
профессионального мастерства каждого педагога, влияющих на формирование
коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала,
необходимого для качественного выполнения воспитательно-образовательной
работы в ДОУ
Содержание данного блока включает в себя:
- взаимодействие с наукой
- оказание помощи в поисках эффективных методов работы с детьми
(проведение индивидуальных, подгрупповых и групповых методических
мероприятий – консультации, семинары, мастер-класс и т.п.);
- совершенствование педагогического мастерства (требование учиться на
протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы.
Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только
отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в
профессиональной отрасли, но и владеть новыми современными
педагогическими технологиями);
- обобщение, распространение передового опыта;
- профессиональную самореализацию, самовыражение личности педагога
(создание профессиональных объединений в форме творческих и проблемных
групп, которые занимаются исследованием определенной проблемы.
Логическим завершением и результатом работы таких групп является
разработка практического материала, например – Модель приобщения
дошкольников к здоровому образу жизни; участие в профессиональных
конкурсах);
- повышение уровня адаптации начинающих педагогов к ДОУ (как
показывает практика, в адаптации к дошкольному учреждению, новому
коллективу и выработке собственной стратегии педагогической деятельности
воспитатели испытывают на двух этапах профессионального становления: 1 – в
период подготовки и 2 – вхождения в профессию. На втором этапе когда
педагоги приходят в наше дошкольное учреждение они получают поддержку от
коллег и администрации, с ними проводятся индивидуальные беседы, молодого
педагога представляют коллективу, проводиться анкетирование, тренинги,
организуется наставничество и стажировка)
Блок 4 Нормативно-программно-методическое обеспечение
Содержание данного блока заключается в:
- создание базы нормативно-правовых актов обеспечивающих
реализацию единого образовательного процесса ДОУ-семья, ДОУ-социум;
- разработке перспективно-тематического и календарного планирования,
в основе которого лежит содержание приоритетных задач ДОУ, реализуемая
программа, направленность группы, профессиональные интересы педагога);
- создание «пакетов» методических разработок, оформление картотеки
игр, прогулок и т.д.;
- осуществление подписки профессионально-педагогических
периодических изданий;
- сопровождение реализуемых программ и оснащение необходимыми
наглядно-дидактическими пособиями
Блок 5 Организация и содержание образования
Содержание данного блока включает в себя:
- качественную реализацию программ согласно направленностям групп
Общеобразовательной программы дошкольного образования.
- взаимоотношения между детьми и взрослыми, т.е. стиля
педагогического общения, и предоставление ребенку возможности широкого и
разнообразного круга общения
- режим пребывания ребенка в ДОУ;
- график работы педагогов, обеспечение связи между ними;
- обеспечение развития личности, мотивации и способностей в различных
видах деятельности и охватывающих структурные единицы, представляющие
определенные направления развития и образования детей:
* социально-коммуникативное
* познавательное
* речевое
* художественно-эстетическое
* физическое
Блок 6 Материально-техническое оснащение
Содержание данного блока включает в себя:
- обеспечение предметно-развивающей среды
- максимальное использование возможностей здания ДОУ для
расширения образовательной среды дошкольников (наличие спортивного и
музыкального залов, психологического и логопедического кабинетов, мини-
музей «Изба», библиотека для педагогов, детей, семей воспитанников и т.д.);
- проектирование детского пространства с учетом гендорных, возрастных,
социально-психологических особенностей детей, требований СанПиНа,
пожнадзора
Блок 7 Медико-психолого-педагогическая служба
Содержание данного блока включает в себя:
- установление контактов с правовыми, медицинскими, социальными
организациями для оказания помощи воспитанникам с ОВЗ;
- обеспечение психолго-педагогического просвещения, помощи
родителям (законным представителям) воспитанников (работа консультативной
психолого-педагогической службы);
- совместная деятельность с родителями воспитанников, требующими
усиленного внимания (гиперактивные, «трудные», одаренные);
- функционирование медико-психолого-педагогического консилиума
Блок 8 Взаимодействие с семьями воспитанников
Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по
крайней мере, неполноценен.
Принципы:
*активности и сознательности (участие всего коллектива ДОУ и
родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей);
*открытости и доверия (предоставление каждому родителю возможности
знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду);
*сотрудничества (общение «на равных»; совместная деятельность,
которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью
общения);
*согласованного взаимодействия (возможность высказать друг другу свои
соображения о тех или иных проблемах воспитания, взаимодополнение);
*воздействия на семью через ребенка (если жизнь в группе, ДОУ
эмоционально насыщенна, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно
поделиться впечатлениями с родителями).
Основные направления:
*организационно-посредническое (вовлечение в образовательный
процесс, участи в работе Педагогического совета, родительских комитетах
групп и ДОУ);
*информационно-просветительское (обеспечение информацией,_ обеспечение информацией,
индивидуально-педагогическая помощь)
*организационно-педагогическое (вовлечение в совместную деятельность
с детьми)
Формы взаимодействия:
* информационно-аналитические – опрос, анкетирование, беседы;
* наглядно-информационные – мини-библиотека, информационные
листы, буклеты;
* познавательные – нетрадиционные формы организации и проведения
родительских собрания, круглые столы, практикумы, обучающие
индивидуальные консультации;
* досуговые – праздники, развлечения, выставки, конкурсы
Этапы привлечения родителей воспитанников к деятельности ДОУ:
I этап – актуализация потребностей родителей в области образования
собственного ребенка
II этап – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на
образовательные услуги ДОУ
III этап – партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в
основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет
общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход