СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлена разработка модели организации внеурочной деятельности обучающихся в рамках ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Модель организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС»


Модель организации внеурочной деятельности обучающихся

в рамках ФГОС


Пояснительная записка


Необходимость обращения к внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования.

В ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях:

- расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

- плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;

- резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы;

- ограниченности общения со сверстниками;

- неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;

- разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

- экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

- разреженности систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;

- нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.


Требования стандарта к организации ВУД школьников


- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится до10 часов в неделю (исходя из возможностей учебного заведения).

- Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.

- Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся.

- Аудиторных занятий не должно быть более 50%

- Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.



Учебный план для начальной школы включает для каждого класса внеурочную деятельность, позволяющую осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов.

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается:

- мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

- необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей;

- спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.


Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.


Задачи внеурочной деятельности:

- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов;

-отработать механизм, обеспечивающий выбор обучающимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями;

- проанализировать научные подходы организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности;

- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

Нормативно правовая основа программы


1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2.Федеральный государственный стандарт общего образования (начальное общее образование).

3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников (проект).

4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).

5. Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования.

6. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования)

7.Потребности семьи, общества и государства в начальном образовании.

8.Согласование запросов участников образовательного процесса в начальном общем образовании как основание общественного договора (рекомендации).

9. Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.

10. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (проект).

12.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;


Ресурсы проекта


Педагогическое обеспечение.

Административно-координационная:

Координирует деятельность всех участников образовательного процесса, участвующих во введении ФГОС второго поколения, обеспечивает своевременную отчетность о результатах, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов введения, вырабатывает рекомендации на основании результатов введения ФГОС.

Консультативно-методическая:

Обеспечивает: предоставление всех необходимых для введения ФГОС содержательных материалов, изучение всеми участниками введения документов ФГОС второго поколения, распространение опыта участников введения на районном уровне, оказание консультативной и методической помощи учителям, апробирующим ФГОС второго поколения. Педагогический совет, школьное методическое объединение учителей начальных классов

Педагоги школы:

Изучают документы ФГОС НОО нового поколения, используют новые технологии в учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающие результаты обозначенные в стандарте нового поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, обеспечивают взаимодействие с родителями

Задействованные педагоги:

Организация внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное

- учителя физической культуры школы

- медицинский работник школы

Художественно-эстетическое

- учитель музыки, изобразительного искусства.

Гражданско-патриотическое

- учителя начальных классов

Научно-познавательное

- учителя начальных классов

Общественно-полезная деятельность

- учителя начальных классов

Проектная и исследовательская деятельность проводится по всем направлениям внеурочной деятельности

Педагогические ресурсы: педагоги школы, педагоги дополнительного образования, ДЮСШ, психолог, логопед, социальный педагог школы.

Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность будет осуществляться через посещение кружков школы.


Научно-методическое обеспечение проекта


Научно-методическую поддержку при реализации проекта будут оказывать

,преподаватели, специалисты МОИПКРОиК, методисты ГМЦРО г. Мурманска..

Материально-техническое обеспечение.

Для реализации апробации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену, все кабинеты начальных классов располагаются на двух этажах, имеется столовая, в которой будет организовано двухразовое питание, имеется медицинский кабинет, кабинет психолога,логопеда.

Для организации внеурочной деятельности школа располагает 2 спортивными залами со спортивным инвентарем для младших школьников, музыкальной аудио- видео- техникой, библиотекой, актовым залом.

Школа располагает кабинетом, оборудованным компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет. В кабинетах начальных классах имеются компьютеры, мультимедийные проекторы, телевизоры, двд-проиграватели.


Содержание внеурочной деятельности на ступени начального общего образования


Цели и задачи внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Основное предназначение внеурочной деятельности – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.

Предполагаемые формы работы внеурочной деятельности.



Направление


Спортивно-оздоровительное

«Здоровьесберегающие пятиминутки», «За здоровьем в школу», «ОФП»

Занятия в спортзале, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры.

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Художественно-эстетическое

«Умелые руки», «Русские народные песни», экскурсии, посещение концертов, создание творческих проектов, посещение выставок, театров, кинотеатров.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Гражданско – патриотическое, экологическое

«Мои права и обязанности», «Гражданином я быть обязан», «Символы (флаг, герб, гимн) России.

Беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, знакомство с историей и бытом народов, которые проживают на территории Мурманской области.

Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества

Научно-познавательное

«В мире интересного», «Прекрасное рядом с нами», «Что из чего?»

Занятия в компьютерном классе, беседы, проектирование, исследовательская деятельность, экскурсии по родному краю, в краеведческий музей и другие музеи г. Мурманска

Обогащение запаса обучающихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности

Общественно - полезная

«Умелые руки»», «Терпенье и труд – всё перетрут», «Пословицы и поговорки о труде»

Беседы, встречи с людьми труда, участие в школьных трудовых десантах, проектирование, фотосъемки, выпуск школьной газеты

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности

Проектная деятельность

Будет реализована через все направления внеурочной деятельности.

Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки

Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов


Риски, трудности и проблемы в реализации программы


Среди основных факторов, способных повлиять на результаты введения ФГОС НОО можно выделить следующие факторы риска и возможные пути их разрешения:


- отсутствие достаточного финансирования

- привлечение средств из дополнительного фонда


- отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов

- привлечение специалистов дополнительного образования


- дефицит учебно-методических пособий

- использование Интернет-ресурсов


- недостаточная методическая подготовка педагогов

- участие в работе методических объединений учителей начальных классов, творческих групп, связь с другими участниками введения ФГОС НОО, прохождение курсовой подготовки.


Внешние связи и партнерство


Методическую поддержку будут оказывать специалисты ГМЦРО г. Мурманска. К работе в рамках апробации механизма реализации внеурочной деятельности будут привлекаться родители, преподаватели ДЮСШ, детской библиотеки,



Принципы реализации Программы:


-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную позицию;


На содержание Программы повлияли следующие факторы: Особенности и традиции школы, функционирование кружков и секций по интересам обучающихся и их родителей.

Основными видами внеурочной деятельности нашей школы являются: познавательная, досуговая (развлекательная), оздоровительно – спортивная, творческая, трудовая.

Программа организации внеурочной деятельности нашей школы состоит из 5 направлений деятельности: спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, художественно-эстетическое, экологическое и природоохранное, общественно - полезное, военно - патриотическое.



Результаты внеурочной деятельности

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.


Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень - школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень - школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы)

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Третий уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.


Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.

Все результаты, успехи, итоги заносятся в портфолио ученика.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности


Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.

Цели и задачи: создавать условия для формирования детского коллектива как средства развития личности.

Ожидаемые результаты:

•Сформированность детского коллектива (благоприятный психологический микроклимат, сплоченность коллектива, высокий уровень развития коллективных взаимоотношений, развитость самоуправления, наличие традиций и т.п.)

•Сформированность мотивации воспитанников к участию в общественно полезной деятельности коллектива.

•Сформированность коммуникативной культуры учащихся.


Методы и методики мониторинга:

• Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину)

• Методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной)

• Методика «Мы - коллектив? Мы - коллектив... Мы - коллектив!» (стадии развития коллектива)

• Методика «Какой у нас коллектив?» (по А.Н. Лутошкину)

• Методика «Наши отношения»

• Методика «Творческие задания»

• Игра «Лидер»

• Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общественного коллективов»

. Социометрия

• Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»

• Методика «Сочинения учащихся»

• Игровая методика «Мишень»

• Методика определения лидера

• Методики: «Психологический климат коллектива», «Индекс групповой сплоченности»

• Методика «Эмоционально-психологический климат»

• Характеристика психологического климата коллектива

. Методика изучения мотивации межличностных выборов

• Методика «Лесенка»

• Методика диагностики организованности коллектива

• Игровая методика «Лидер»

• Методика «Творческий коллектив»

• Методика определения уровня развития самоуправления

• Методика «Определение уровня развития классной группы» (по А.Н. Лутошкину)

• Методика «Ребячья мозаика»

• Комплекс методик и методов диагностирования воспитанности детей




Мониторинг деятельности классных руководителей


1.1 Результаты промежуточной аттестации обучающихся (итоги 1 полугодия учебного года)

1.2Результаты итоговой аттестации. Май

1.3. Проектная деятельность обучающихся

1.4.Сотрудничество с другими учреждениями ДО, культуры

1.5 Участие обучающихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы

1.6. Количество обучающихся, участвующих в выставках, конкурсах, проектах и т.п. вне школы

1.7 Количество обучающихся, задействованных в общешкольных мероприятиях

1.8. Проведение различных мероприятий

1.9 Проведение экскурсий, походов

1.10 Кол-во обучающихся, принимающих участие в экскурсиях, походах.

1.11 Посещаемость кружков и секций

2. Организация ученического самоуправления

Количество детей, задействованных в ученическом самоуправлении


Анализ состояния работы с родителями

3.1. Проведение родительских собраний

3.2 Посещение родителями обучающихся родительских собраний

3.4 Участие родителей в классных мероприятиях

4. Удовлетворенность организацией образовательного и воспитательного процесса

4.1. Удовлетворенность обучающихся жизнью в творческом объединении

4.2. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога

4.3.Наличие благодарностей, грамот

5.2.Планирование воспитательной работы на год

5.3.Ведение аналитической деятельности своей работы (отслеживание результатов, коррекция своей деятельности)

5.4.Ведение журнала

6. Использование новых воспитательных технологий

6.1.Применение современных технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения

Профессиональный рост педагога

7.1.Прохождение курсов повышения квалификации

7.2.Участие в работе конференций, семинаров и т.д.

7.3. Работа над методической темой

Обобщение и распространение опыта

8.1.Презентация опыта на различных уровнях

8.2.Наличие научно-педагогических и методических публикаций









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!