СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель организации воспитательной работы в условиях ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье расмотрен вариант модели организации воспитательной работы в условиях реализации стандартов второго поколения.

Просмотр содержимого документа
«Модель организации воспитательной работы в условиях ФГОС»

Модель организации воспитательной работы в условиях введения стандартов второго поколения.

Аксёнова О.С., зам. дир. по УВР,

МБОУ Хапчерангинская ООШ.

Учитель полвека проработал в школе и теперь его провожали на заслуженный отдых. В актовом зале собралось множество его учеников. Среди них были учителя и учёные, врачи и спортсмены, руководители и рабочие, военные и священники, милиционеры и уголовники, художники, артисты и люди без особых талантов, заслуженные и простые люди. Многих учил за свою жизнь учитель. Перед напутственным словом его спросили: — Вы, наверное, кем-то из своих учеников гордитесь, а за кого-то вам и стыдно? Учитель ответил: — Нет, не горжусь и не стыжусь, а лишь радуюсь за вас — ведь каждый научился тому, чему учился.

 

Максим Максимов

         Требования новых стандартов образования заставляют пересмотреть

не только традиционный подход к обучению, но и организацию воспитательной деятельности в образовательной организации. Воспитательная система школы рассматривает образование учащихся как полноценную жизнь, открытую к окружающему ее социуму, поддерживает активность детей и подростков, наполняет пространство школьной жизни воспитывающим содержанием. Модель воспитательной системы нашей образовательной организации может оптимально решать проблему становления социально ориентированной личности учащихся, заявленной в Федеральных государственных стандартах.

         Основой уклада школьной жизни является реализация Основных образовательных программ начальной и основной школы. В данных программах нами выделено четыре раздела, в которых задействован воспитательный потенциал образовательной организации: образовательная деятельность, программа духовно – нравственного воспитания учащихся начальной школы, программа воспитания и социализации учащихся основной школы, программы внеурочной деятельности начальной и основной школы.          Реализация программы воспитания и социализации для учащихся при получении основного общего образования позволяет создать условия для формирования нравственного уклада школьной жизни – т.е. целостного пространства духовно – нравственного развития и воспитания школьников, в основе которого лежат базовые национальные ценности. Для организации такого пространства в воспитательную работу школы включены урочная,

внеурочная и общественно значимая деятельность с целью обеспечения

духовно – нравственного развития, воспитания и социализации личности

учащегося, его профессиональной ориентации, формирования экологической культуры и культуры здорового и безопасного образа жизни.   Воспитательные возможности основной школы достаточно

широкие. Созданы условия для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания им помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через участие:

ü  в деятельности творческих и профильных объединений на базе образовательной организации;

ü  в деятельности воспитательных центров, классных коллективов;

ü  внеурочной деятельности в рамках ФГОС;

ü  в общественно полезной социально значимой и здоровье-сберегающей деятельности (в разработке и реализации социальных проектов, участие в добровольческих, гражданских акциях);

ü  в творческих проектах, традиционных делах школы.

         В воспитательной деятельности школы используются такие

программы, как:

ü Школьная программа «Отечество»;

ü Школьная программа развития физической культуры, спорта и олимпийского образования « В здоровом теле – здоровый дух»;

ü Программа развития самоуправления школьников «Созвездие» и «Взаимодействие»;

ü Классные воспитательные программы:

ü Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних "Мы вместе".

ü  «Одаренные дети»

ü Программа по профориентации школьников «Выбор будущего»

ü Программа по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

ü Школьного научного общества «Эврика» и профильных объединений.

        Учебная деятельность. В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся: изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов школы; связи школы с социальными партнерами. Осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные стенды, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии; ценности здорового образа жизни (спортивный зал.); демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность, в соответствии со Стандартом определена следующими направлениями развития личности:

Спортивно – оздоровительное, духовно - нравственное, интеллектуальное. Основные формы внеурочной деятельности: экскурсии, олимпиады, соревнования, общественно - полезные практические занятия, кружки. Внеурочная деятельность осуществляется, как во время учебной деятельности, так и в каникулярное время.

         Она реализуется, например, по таким программам, как: «Я – исследователь», «В гостях у книги», «Живое слово», «В гостях у королевы Британии», «Юный натуралист», «Умелые ручки»,  «Кукольный театр «Веселый Буратино» и другие.

         Учитывая интересы школьников и запросы родителей, в нашей образовательной организации нашли возможность расширить сферу дополнительного образования через создание профильных объединений.

         Деятельность данных объединений позволяет учащимся получать теоретические знания и практические навыки в определенных профессиональных сферах, участвовать в социально значимых проектах и акциях, быть требовательными к себе, развивать ответственность за порученное дело, а значит формировать активную жизненную позицию. Содержание деятельности профильных объединений позволяет развивать коммуникативные навыки, адаптировать обучающихся в социуме, осуществлять профессиональную ориентацию и т.д. Примеры таких объединений в нашей школе:

ü Клуб  «Факел».

ü Клуб «Юный спасатель».

ü Волонтерский отряд «Одуванчик», занимается пропагандой здорового образа жизни, а также оказывает помощь пожилым людям, ветеранам, труженикам тыла.

         Важной составляющей воспитательной системы являются и традиционные дела школы: день здоровья, школьная спартакиада, день Матери. На протяжении последних лет традиционной стала научно-практическая конференция «Эврика», результаты работы которой можно было увидеть на муниципальной конференции, посвященной «90 – летию образования Кыринского района».

      Внеклассная деятельность определена в соответствии со школьной программой воспитания школьников, которая реализует направления духовно-нравственного воспитания через разделы: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни; формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде, ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях.

Взаимодействие с семьей  осуществляется через следующие виды и формы работы с семьей: день открытых дверей для родителей, общешкольные и классные родительские собрания (лекции, беседы, диспуты, круглые столы); индивидуальные консультации, оказываемые классными руководителями по вопросам воспитания; общешкольная родительская конференция,  родительский всеобуч в  форме    родительских собраний, направленных на обсуждение  с родителями актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, тренинг для родителей и другие.  Просвещение родителей через создание информационных стендов, книжных выставок. Участие родителей в управлении школой учебно-воспитательным процессом, в организации деятельности общественных родительских  формирований через: работу Совета Школы, классные родительские комитеты; деятельность инициативных родителей;

Взаимодействие со службами и организациями. Совместная деятельность с ГИБДД, КДН (комиссия по делам несовершеннолетних), Забайкалпожспас (пожарная часть села). Встречи с инспекторами ГИБДД по вопросам профилактики ДТП с участием детей; беседы с работниками комиссии по делам несовершеннолетних  по профилактике правонарушений, встречи и экскурсии с работниками пожарной части по вопросам профориентационной работы и защиты жизни в чрезвычайных ситуациях.

         В результате реализации программы духовно-нравственного развития и программы социализации и воспитания обучающихся на ступени начального и основного общего образования должно обеспечиваться достижение:

ü воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности.

ü эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.    

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

 

         При таких возможностях воспитательной деятельности в школе:

ü обучающиеся включены в процесс преобразования социальной среды школы, района, у них формируются лидерские качества, они приобретают опыт социальной деятельности в реализации социальных проектов и программ;

ü у учащихся формируется опыт самостоятельной образовательной, проектно – исследовательской, общественной и художественной деятельности;

ü у учащихся формируются экологическая грамотность, навыки здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!