СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель применения технологии критического мышления на уроках геометрии

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модель применения технологии критического мышления на уроках геометрии»

Модель применения технологии критического мышления на уроках геометрии


Учебная задача существенно отличается от многочисленных частных задач, входящих в программу того или иного класса при традиционном обучении. При решении учебной задачи учащийся первоначально овладевает общим методом решения частных задач на уровне теоретического обобщения. Задача решается для всех однородных случаев одновременно. Решение учебной задачи всегда заканчивается построением программы, рецепта, алгоритма – получением ориентировочной основы для решения подобных задач. Эта ориентировочная основа является основой для анализа условий, планирования, осуществляемого учащимся при решении задач, для рефлексивных действий, для развития соответствующих особенностей мышления, являющихся показателем развитого мышления.

При этом критериями сформированности критического мышления у учащихся могут быть: допущение различных интерпретаций информации; умение строить гипотезы; умение создавать классификации предметов, фактов, явлений; владение аргументированной речью; умение формулировать логические выводы; умение проводить критический анализ фактов и явлений [6].

Формами развития критического мышления учащихся в процессе устной работы могут быть: сбор необходимых для решения задач данных; анализ геометрических построений, текстов задач; сопоставление альтернативных точек зрения; групповое обсуждение предлагаемого утверждения, факта, ситуации, явления; дебаты, дискуссии (см. рис. 1).






Рисунок 1. Трехфазная структура урока

В процессе прохождения первого этапа фазы 1 можно использовать прием «мозговой штурм» в создаваемых мини-группах количеством в 5-7 человек. Данный этап предполагает создание банка новых идей, обсуждение различных способов решения предлагаемых ситуаций (задач), принятие и фиксацию любых предложений, даже спорных с точки зрения логики. Следующий этап – совместное обсуждение с учителем представленных идей и предложений. Основная цель второго этапа – поиск наиболее оптимальных решений и, при необходимости, их комбинирование. Последний этап урока направлен на выбор наиболее рациональных решений в соответствии с имеющимися на данный момент ресурсами. При этом учащиеся могут громко аргументировать свою точку зрения на предложенную ситуацию (задачу), не опасаясь ошибиться или быть поправленными учителем [7].

На этом этапе очень важно фиксировать высказывания учащихся, так как каждое из них может быть полезно для дальнейшей работы. На данном этапе целесообразно сочетать индивидуальную и групповую деятельность учащихся: индивидуальная деятельность позволяет ученикам актуализировать собственные знания и опыт; группа – дает возможность услышать мнение других учащихся, изложить свою точку зрения с учетом мнения других. Этот обмен мнениями, в свою очередь, приводит к поиску новых идей, которые часто бывают неординарными и продуктивными.

Фаза 2 характеризуется тем, что в процессе стадии осмысления необходимо прежде всего поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию коммуникативной деятельности, сформированные в период фазы вызова. Важным условием эффективности данного этапа является качество отобранного для осмысления предметного материала. Основная задача этого этапа состоит в том, чтобы учащиеся отследили свое понимание работы с изучаемым материалом, что выражается в сопоставлении новой информации с уже закрепленными знаниями и практическим опытом; концентрация мышления на разрешении возникших ранее трудностей; акцентирование внимания на неясностях с уточняющими вопросами; стремление осмыслить сам процесс принятия новой информации с точки зрения понимания менее интересных аспектов; подготовка обобщения, анализа и обсуждения услышанного или увиденного.

Фаза 3 включает этапы рефлексии и творческой интерпретации полученных знаний [9].

Рассмотрим несколько конкретных методических приемов при изучении темы «Объем прямоугольного параллелепипеда»: «Кластер» (графический способ организации учебного материала для наглядности мыслительных процессов при изучении той или иной темы [18]), «Инсерт» (прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом) (таблица 1).

Таблица 1

Этапы работы с учебным текстом по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда»

+

Ранее известное

Новое

?

Вызывает затруднение

1. Геометрические тела.

Объемы тел.

Перевод единиц измерения: см3; м3…

2. Название, расположение

Вычисление объема по трем измерениям.

Вычисление объемов через другие величины


Применяется стратегия: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали новое» (см. рис. 2).


Узнали новое

Хотим узнать

Знаем




Рисунок 2. Стратегия «Знаем, хотим узнать, узнали новое»

Технология критического мышления наиболее эффективна в геометрическом содержании, т.к. содержит больше теоретического и практического материала, что в свою очередь облегчает усвоение нового материала у учащихся.

Фаза 1: На данном этапе учитель вызывает уже имеющиеся знания у учащихся по конкретной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей. Учащиеся, в свою очередь, вспоминают, что им известно по изученной теме, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, например, демонстрацией неожиданных свойств параллельных прямых или нахождением плоских фигур в природе и архитектуре; в тесте – на стадии вызова работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры». Можно бесконечно перечислять применяемые здесь приемы, но, очевидно, в педагогической копилке каждого учителя имеются собственные методы, предназначенные для решения главной задачи – мотивировать учащихся к работе, включать их в активную деятельность. Графическое изображение фигур и определённых действий с ними намного упрощают восприятие нового материала и размышления у учащихся.

Фаза 2: На этой фазе деятельность учителя заключается в сохранении интереса учащихся к изучаемой теме при непосредственной работе с новой информацией и подведении учащихся от «старых» знаний к «новым». Учащиеся читают текст, или изображают необходимые геометрические фигуры, используя предложенные учителем методы чтения или построения, делают пометки на полях по мере осмысления новой информации. Обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирования собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов учитель помогает обучающимся самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Всё это позволяет сохранить интерес у учащихся на определённой теме.

Фаза 3: Главное здесь в деятельности педагога – вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям, а также организовать работу по изучению, дополнению пройденного. Учителю необходимо также постараться дать творческие, исследовательские и практические задания на основе изученной информации, например, изобразить геометрическую фигуру, или решить задание, связанное с ней. Эта фаза характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

Решение задач различными способами открывает большие возможности для улучшения обучения математике. Решая задачи только одним способом, единственная цель учащихся – найти правильный ответ. Если необходимо применить несколько способов, стараются найти наиболее оригинальное, красивое и экономичное решение [3].

В современном мире в международных документах по развитию образования освещается проблема обеспечения высокого уровня естественнонаучной и математической грамотности учащихся. Развитие (как общее развитие интеллекта, так и специальное математическое развитие) включает развитие познавательных способностей, усвоение методов и приемов творческой познавательной деятельности, овладение методами математического исследования. Поэтому развивающая функция всех видов курсов математики требует выбора содержания, форм и методов обучения, максимально способствующих развитию творческой инициативы, логического мышления, пространственного воображения и других математических умений учащихся.

Изучение математики формирует и развивает не только логичность мышления, понимаемую как способность делать правильные (истинные) выводы, на основе правильных (истинных) рассуждений и использовании изначально верной информации [11].

Таким образом, психологические исследования показали, а анализ практики проведения занятий по геометрии подтвердил, что планомерное, целенаправленное воспитание подвижности, гибкости мышления, упорное обучение процессам перестройки, переключения, использование различных методов обучения дает положительные результаты и помогает развивать гибкость, логику и критическое мышление, а также воображение и его образность.

2