Модель самоуправления в классе.
Классный руководитель: Кочеткова О.А.
Детский коллектив – это особая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал свою необходимость и потребности других. Нужно также научить детей уважать одноклассников, создать дружескую, доброжелательную атмосферу в классе.
Цель: Содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника
Задачи детского самоуправления:
1. Раскрытие интересов, склонностей и творческих способностей учащихся.
2. Развитие уважительного и заботливого отношения друг к другу, к школе, взаимоуважения детей и взрослых.
3.Воспитание активной гражданской позиции, высоких нравственных качеств и духовной культуры.4.Способствовать развитию социально ценных устремлений детей.
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:
Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.
Ответственность. Необходимость регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед общим собранием.
Программа самоуправления "Дорогою открытий и добра" рассчитана на 4 года для учащихся начальных классов.
Наш девиз: Если ты не можешь быть солнцем,
Будь звездой на небе,
Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим.
Дуглас Меллох
Реализую программу поэтапно:
1класс - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.
2 класс - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого "Делай как я!" - основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать.
3 класс - развитие самоуправленческих начал. Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.
4 класс - лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива.
Самоуправление младших школьников начинается с простых детских форм организации деятельности, учитываются желания и интересы самих ребят, каждый должен чувствовать себя значимым, нужным и ощущать необходимость и нужность другого. Ребята придумали название нашей команде, определили поручения, которые они могут выполнять, проявляя свои возможности и способности. Поручения были распределены в игровой форме по желанию ребят.
1.Командир – организует работу всех центров.
2.Староста класса - заместитель командира
Командир и староста входят в школьное самоуправление «Мы-вместе»
3.Центр «Чистота и порядок» представляют ребята, которые организуют дежурство по классу, по школе, по столовой, а также изучают отношение одноклассников к выполнению своих обязанностей. Пишут заметки в классный уголок по результатам дежурства.
4.Центр «Айболит» - ребята помогают оказывать первую медицинскую помощь, организуют посещения больных одноклассников, собирают интересную информацию под рубрикой «Это знать важно».
5.Центр «Затейники» – ребята участвуют в разработке всех мероприятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты и праздники, анализируют участие в них.
6.Центр «Зелёный патруль» – ребята заботятся о зелёных насаждениях в классе и школе, помощь в организации и проведении экскурсий в природу.
6.Центр «Знайка» – ребята помогают в учебной работе отстающим одноклассникам, классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.
Центр «Спорт» – ребята проводят минутки отдыха на уроках, помогают в организации и проведении спортивных мероприятий.
Каждый ребенок имеет постоянное или временное поручение. Основу группы составляет классный актив. Руководят активом классный руководитель, помогают родители. Вся деятельность ученического самоуправления осуществляется под руководством классного руководителя и родителей.
Высшим органом самоуправления в классном коллективе является классное собрание. Оно проводится 1-2 раза в месяц. На классном собрании мы решаем вопросы жизни в нашем коллективе, проблемы и конфликтные ситуации, возникающие в классе, анализируем работу и выбираем новый актив. Классное собрание учит ребят общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности, учит понимать значение коллектива в жизни человека. Результатом собрания являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе.
Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляю постепенно, в несколько этапов:
1.Диагностирование классного пространства.
2. Проектирование классного самоуправления.
3. Становление самоуправления как основного принципа жизни
класса.
4. Функционирование в оптимальном режиме.
5.Рефлексия, коррекция, перестройка.