Развитие самоуправления учащихся.
Органы самоуправления класса самостоятельно решают задачи при минимальном участии учителя. Представлено участие класса в реализации социального проекта. Представлено участие класса в жизни образовательного учреждения, социума.
Развитие самодеятельных и самоуправленческих начал в школе и в классе – процесс необратимый, если школа стремится создать условия для личностного роста и развития самостоятельности школьников. МОУ «Якуньельская СОШ» - Государство «Веселые ребята» - определила именно такие цели и задачи развития, которые напрямую и косвенно связаны с самоуправлением. Проблемой самоуправления школа занимается давно, и на этом пути есть уже определенные положительные результаты.

Школьная организация имеет свой пакет документов: Конституцию, Устав, Положение о школьном ученическом самоуправлении, Закон «О выборах президента ШГ», Обязанности министерств ШГ, обязанности должностных лиц ШГ. В течение года идет работа по методике КТД и «Портфолио классного коллектива». Жители государства «Веселых ребят» участвуют в мероприятиях школы («Осенний бал», «День Матери», Новый год и т. д.).
Именно поэтому МОУ «Якуньёльская СОШ» приказом №239 от 7.09.10 МР «Прилузский» была выбрана в качестве районной методической площадки по теме «Самоуправление в школе». Модель школьного самоуправления: «классы – города». 
Каждый «класс – город» выбирает себе мэра, администрацию, название, гимн, герб, оформляет уголок. Ребята моих классов придумывали название своему «классу - городу» -

«Дельфины»,выбирали мэра, администрацию, рисовали герб, подбирали гимн, оформляли уголок. И все это при минимальной поддержке учителя («классом – городом» мои ученики были на протяжении трех лет).

В течение года регулярно проводились и проводятся собрания жителей ШГ по развитию самоуправления: первое – «Здравствуйте, это мы!» (начало года); второе «Аукцион коллективного планирования дел» (начало года); третье - деловая игра «Выборы президента ШГ» (начало года); встречи организатора и актива (в течение года); четвертое – «Колесо обозрения» (конец года).
-«Здравствуйте, это мы!» все классы – города выступают с приветственным словом на общешкольном ученическом собрании и рассказывают о себе: представляют президента, органы власти, показывают герб и флаг, поют гимн, делятся секретами о фирменных делах «класса – города», участии в социальных проектах, реализации проектов в классе, и т. д

«Класс – город» «Дельфины» представлял свой проект выступления:
- Мы - «Дельфины!!! Дельфин – доброе животное. Мы несем доброту»
- Наш девиз: «Дельфин всегда плывет вперед и никогда не отстает!!!».
- Наш президент – Румянцев Петя.
- Министерство образования – Коснырева Настя.
- Министерство спорта – Костромин Артур.
- Министерство культуры – Коснырева Настя.
- Министерство здравоохранения – Абасова Ира.
- Министерство печати и информации – Абасова Саша.
- Министерство правопорядка – Русских Таисия.
- Наш флаг – три полоски: красный – патриотизм, любовь к Родине; синий – свобода выбора, чистота помыслов; желтый – наши дела несут свет и радость.

-Наш герб – Солнце. На фоне солнца – дельфин. Солнце – символ света, тепла, мира, роста, энергии. Солнце дает «Дельфинам» энергию, рост, мир, тепло, свет.

-Наша песня «Дельфины» (звучит песня).
-Наши фирменные дела: «Звездный дождь», проект «Зеленый Друг», социальные проекты «Чистая улица», «Детский сад».
«Звездный дождь» - в конце каждой четверти проходили отчетные классные собрания. Министерства класса отчитывались о проделанной работе за четверть (год), получая за это баллы – «звезды». «Звезды» можно было получить и за участие в проектах, КТД класса и школы, за любую полезную деятельность. По итогам набранных баллов распределялись места. Призы, грамоты получали все. Каждого было за что наградить.


Проект «Зеленый друг». Цель – определить, может ли растение стать другом. Весной дети сеяли семена огурцов, помидоров, цветов, овощей в баночки. Ухаживали за ними. Рассаду уносили домой и высаживали дома на огороде. А осенью мы слушали рассказы о выращенном урожае. По ходу проекта заполнялась таблица о выполнении этапов проекта.
1