СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Модель системы оценки качества образования в МОУ Артюшкинская СОШ»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Модель системы оценки качества образования МОУ Артюшкинская СОШ»

Просмотр содержимого документа
««Модель системы оценки качества образования в МОУ Артюшкинская СОШ»»

Семинар директоров школ Сенгилеевского района

«Проектирование  внутришкольной  системы оценки качества образования»

28 октября 2014 г.


Тема доклада: Модель системы оценки качества образования МОУ Артюшкинская СОШ

Заместитель директора по УВР Хамова А.В.


Одной из стратегических задач модернизации российского образования наряду с обновлением содержания и технологий обучения обозначена задача повышения качества образования.

Необходимость создания внутренней системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего, введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению системы ВСОКО.

Модель системы оценки качества образования МОУ Артюшкинская СОШ разработана на основе:

  • Закона об образовании

  • Федерального государственного стандарта

  • Устава школы

  • Образовательной программы НОО и ООО

  • Программы развития ОУ

  • Положение о внутренней системе оценки качества образования в ОУ

  • Положение о внутришкольном контроле

  • Положение об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательных программ в ОУ

  • Положение о портфолио достижений обучающихся ОУ

  • Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ОУ

  • Положение о порядке и формах проведения итоговой аттестации в ОУ

  • Положение о получении общего образования в форме домашнего образования

  • Положение о промежуточной аттестации учащихся


Цели ВСОКО:

- формирование единой системы  диагностики и контроля  состояния  образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное  выявление изменений, влияющих на  качество образования  в МОУ Артюшкинская СОШ;

- получение объективной информации  о функционировании и развитии системы  образования в МОУ Артюшкинская СОШ, тенденциях ее изменения и причинах, влияющих на качество образования;

- предоставление всем участникам  образовательных отношений  и общественности достоверной информации;

- принятие обоснованных  и своевременных управленческих  решений  по  совершенствованию образования и повышению уровня  информированности потребителей образовательных услуг при принятий  таких решений;

- прогнозирование  развития  образовательной системы школы.

Задачи  ВСОКО:

- формирование  единого понимания критериев качества образования и подходов к его измерению;

- формирование системы аналитических показателей, позволяющей  эффективно реализовать основные цели ОКО;

- формирование  ресурсной базы и  обеспечение функционирования школьной статистики;

- изучение и самооценка  состояния развития и эффективности деятельности ОУ;

- определение степени соответствия  условий осуществления образовательного процесса государственным требованиям;

- определение степени соответствия  Образовательной программы с учетом запросов  основных потребителей образовательных услуг нормативным требованиям;

-обеспечение доступности качественного образования;

- оценка уровня  индивидуальных образовательных достижений   учащихся;

- выявление факторов, влияющих на качество образования;

- содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;

- определение направлений  повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся  требований к аттестации педагогов, индивидуальных достижений учащихся.

Основные функции ВСОКО:

- обеспечение нового стандарта качества образования и удовлетворение потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов школьного образования;

-    аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников;

-  экспертиза, диагностика, оценка и прогноз основных тенденций развития школы;

-  информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования;

-   обеспечение внешних пользователей информацией о развитии образования в школе.

Организационная  и функциональная структура системы оценки качества образования

Организационная структура, занимающаяся внутришкольной оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию школы, педагогический совет, методический совет, школьные методические объединения. (МО кл. руководителей, МО учителей нач. классов).


Внешняя информационная среда ОУ состоит из представителей учащихся и их родителей, Отдела образования Администрации МО «Сенгилеевский район».


Объектами  оценки качества  образования  в  ОУ являются:


Качество индивидуальных образовательных достижений оценивается по следующим показателям:

• результаты:

  • государственной (итоговой) аттестации выпускников 11-го и 9-го классов;

  • промежуточной и текущей аттестации обучающихся (мониторинг и диагностика обученности);

• результаты мониторинговых исследований:

  • качества знаний обучающихся 4-го класса по русскому языку, математике и чтению;

  • готовности и адаптации к обучению обучающихся 1 класса;

  • обученности и адаптации обучающихся 5, 10 классов;

  • участие и результативность работы в школьных, районных, областных предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях и пр.;

  • доля учащихся 9-го и 11-го классов, получивших:

  • документ об образовании;

  • документ об образовании особого образца.

В качестве индивидуальных образовательных достижений рассматриваются:

  • образовательные достижения по отдельным предметам и их динамика;

  • отношение к учебным предметам;

  • удовлетворенность образованием;

  • степень участия в образовательном процессе (активность на уроке, участие во внеурочной работе и т. д.).


Профессиональная компетентность педагогов оценивается по следующим показателям:

• отношение педагога к инновационной работе;

  • готовность учителя к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов повышения квалификации, участие в работе МО, методических мероприятиях разного уровня, педагогических конференциях различных уровней, и т. д.);

  • знание и использование педагогом современных педагогических методик и технологий;

  • образовательные достижения обучающихся (успевающие на "4" и "5", отличники, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, смотров, фестивалей

и т. д.);

  • участие педагога в качестве эксперта ЕГЭ, аттестационной комиссии, жюри и т. д.;

• личные достижения в профессиональных конкурсах разных уровней.


Качество образовательного процесса оценивается по следующим показателям:

  • результативность деятельности ОУ согласно Программе развития;

  • продуктивность и результативность образовательных программ;

  • результаты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации ОУ;

  • достижения в конкурсах разного уровня и т. д.;

  • эффективность механизмов самооценки, оценки достоинств и недостатков в учебной, научно-методической, административной и хозяйственной деятельности, принятие стратегически значимых решений, представленных в ежегодном публичном докладе.

Качество материально-технического обеспечения образовательного процесса оценивается по следующим показателям:

  • наличие и в перспективе расширение, а также обновление парка мультимедийной техники;

  • программно-информационное обеспечение, наличие и эффективность использования интернет-ресурсов в учебном процессе;

  • оснащенность учебных кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью;

• обеспеченность методической и учебной литературой.

Комфортность обучения оценивается по следующим показателям:

  • соответствие техники безопасности, охраны труда, противопожарной безопасности, антитеррористической защищенности) требованиям нормативных документов;

  • соответствие условий обучения (размещение ОУ, земельный участок, здание, оборудование помещений, воздушно-тепловой режим, искусственное и естественное освещение, водоснабжение и канализация, режим общеобразовательного процесса, организация медицинского обслуживания, организация питания) требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10;

  • соответствующий морально-психологический климат.


Доступность образования оценивается по следующим показателям:

  • система приема обучающихся в школу;

  • отсев обучающихся на всех ступенях обучения (количество, причины, динамика, законность);

  • открытость деятельности ОУ для родителей и общественных организаций.


Работа по сохранению контингента учащихся оценивается по следующим показателям:

  • расширение образовательных услуг, организация внеурочного времени обучающихся.


Система дополнительного образования оценивается по следующим показателям:

  • количество предоставляемых дополнительных образовательных услуг и охват ими обучающихся;

  • заинтересованность родителей и обучающихся в дополнительных образовательных услугах;

  • степень соответствия количества и качества дополнительных образовательных услуг запросам родителей и обучающихся;

  • результативность предоставляемых образовательных услуг (наличие победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и т. д.);

  • применимость полученных в результате дополнительного образования знаний и умений на практике.


Организации питания оценивается по следующим показателям:

  • количество детей, обеспечиваемых бесплатным питанием;

  • количество обучающихся, получающих горячее питание за счет бюджетных средств и средств родителей;

  • результаты мониторинга организации питания (положительные и отрицательные отзывы о качестве и ассортименте питания);

• соблюдение нормативов и требований СанПиН 2.4.2.2821-10.

Состояние здоровья обучающихся оценивается по следующим показателям:

  • регулярность и качество проведения санитарно-эпидемиологических и гигиенических профилактических мероприятий, медицинских осмотров;

  • частота заболеваемости обучающихся, педагогических и других работников;

  • эффективность оздоровительной работы (оздоровительный компонент содержания учебных предметов, здоровьесберегающие программы, режим дня, организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время и т. д.);

  • состояние физкультурно-оздоровительной работы (распределение школьников по уровню физического развития, группам здоровья, группам физической культуры).



Качество воспитательной работы оценивается по следующим показателям:

  • степень вовлеченности педагогического коллектива и родителей в воспитательный процесс;

  • демократичность характера планирования воспитательной работы (участие в составлении планов тех, кто планирует, и тех, для кого планируют);

• охват обучающихся деятельностью, соответствующей их интересам
и потребностям;

  • наличие детского самоуправления, его соответствие различным направлениям детской самодеятельности;

  • удовлетворенность обучающихся и родителей воспитательным процессом и наличие положительной динамики результатов воспитания;

  • положительная динамика в оценке обучающимися образовательной среды (удовлетворенность школой, классом, обучением, организацией досуга, отношениями с родителями, сверстниками и педагогами);

  • наличие системы стимулирования участников воспитательного процесса;

• участие классов в школьных мероприятиях;

  • участие ОУ в мероприятиях разного уровня.

Открытость деятельности ОУ оценивается по следующим показателям:

• эффективность взаимодействия ОУ с родителями, выпускниками и
профессиональным сообществом;

• рейтинг ОУ на муниципальном, региональном уровнях;

• качество публичных докладов и их доступность широкой общественности.


Модель ВСОКО разработана по пяти направлениям:

1. Контрольно-оценочная деятельность включает в себя:

1.1 Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации).

1.2. Оценку личностных результатов. Включает в себя: 1) сформированность основ гражданской идентичности личности; 2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе – готовность к выбору направления профильного образования; 3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

1.3. Оценку метапредметных результатов. Основным объектом оценки метапредметных результатов является: способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

1.4. Оценку предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам. Формирование этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов.

1.5. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию. Итоговая оценка выпускника формируется на основе:

  • результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе;

  • оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам;

  • оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта;

оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА).

1.6. Оценку результатов деятельности образовательного учреждения

Оценка результатов деятельности образовательного учреждения осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров.



2. Система внутришкольного мониторинга.

Для успешной оценки качества образования в ОУ разрабатываются мониторинги в следующих направлениях:

  1. Мониторинг качества обученности

  2. Мониторинг уровня социализации личности

  3. Мониторинг образовательных потребностей обучающихся

  4. Мониторинг интересов обучающихся

  5. Мониторинг готовности к введению ФГОС ООО

  6. Мониторинг профессионального уровня педагогических кадров

  7. Мониторинг состояния здоровья учащихся


3. Внутришкольные социологические опросы. В соцопросах задействованы все участники образовательного процесса школы: учащиеся; родители (законные представители) обучающихся; педагоги. В качестве проблем и признаков выносятся:

1) степень соответствия образовательных услуг запросам и ожиданиям родителей. В ходе исследования необходимо получить целостное представление о школе на основании сравнительного анализа мнений учителей, учеников, родителей.

2) уровень социализации детей. Исследуется уровень мотивации детей на учебу, наличие у них интереса к отдельным предметам и уровень его реализации.

3) оценка общего социально – психологического климата в школе. Определяет состояние взаимоотношений между педагогами, между учителями и детьми, между учениками, школой и родителями. Сформированность классных коллективов.

4) оценка социокультурной ситуации в школе. Оценка деятельности школы по развитию общекультурного кругозора учащихся.

5) состояние инновационной деятельности. Влияние руководства школы на инновационную деятельность.

6) профессиональная деятельность учителей. Представление учителей о системе школьного образования и значимости своей профессии. Социально – профессиональная мотивация.


4. Общественно – профессиональная экспертиза.

Неотъемлемой частью оценки качества образования является общественно – профессиональная экспертиза, которая осуществляется по четырем направлениям: оценка школы на основе всеобщего менеджмента качества (рабочие программы, программы развития, образовательные программы), ресурсное обеспечение, аттестация, лицензирование, инновационная деятельность.


  1. Публичные отчеты. Одной из задач модернизации образования является доступность и эффективность, рост его открытости для общественности, родителей и всех участников образовательного процесса. Открытость образовательного процесса можно проследить в публичных отчетах педагогов (в ходе аттестации), классных руководителей (в конце года), руководителей методических объединений, публичный отчет на родительских собраниях и на школьном сайте.


Проблема качества образования не имеет окончательного решения. На каждом этапе развития образования, которое определяется тенденциями социально-экономического развития страны, появляются новые условия, возможности и потребности. Изменяются критерии качества, обостряется проблема управления качеством и снова возникает необходимость исследовать и решать эту проблему.

Качество образования находится в постоянной динамике. Нет предела его повышению. Поэтому сегодня очень важно прогнозировать возможное изменение качества, исследовать причины и характер этого изменения.