СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель урока "Водные богатства России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Модель урока "Водные богатства России"»

Модель урока

по УМК «Школа России» (2 класс)

предмет окружающий мир

тема урока «Водные богатства России»

Выполнила:

Лежапекова Я.А. учитель начальных классов

МОУ ООШ №13 х. Всадник

Цели: - способствовать формированию знаний о географическом положении водоемов; знакомству с видами водоемов, встречающихся на территории России; определению значения водоемов для человека

- создавать условия для развития речи учащихся посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений; способствовать творческому развитию и познавательной активности учащихся;

- способствовать воспитанию бережного отношения к природе, формированию у учащихся представлений о красоте и многообразии природы своей страны.

Предметные результаты

  • находить и показывать на физической карте России

изучаемые водоемы;

  • рассказывать о географических объектах по карте,

характеризовать их особенности.

Личностные результаты (личностные УУД)

  • Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

  • проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию

  • проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности

Метапредметные результаты:

  1. Познавательные УУД:

  • Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления

  1. Регулятивные УУД:

  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  1. Коммуникативные УУД:

  • Слушать и понимать речь других

  • Оформлять свои мысли в устной форме

  • Уметь работать в парах, в группе

Материально-техническое обеспечение.

Доска, карточки, символы для рефлексии.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

- Ребята, возьмемся за руки и настроимся на урок. 

Наш девиз:

(Учитель говорит по одной строчке, а ребята повторяют хором).

Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

  1. Проверка д/з

- Молодцы. Садитесь. А сейчас мы посмотрим, какие вы старательные, и как отлично вы подготовили домашнее задание.

- Я буду задавать вопросы, а вы выбирайте правильные ответы, которые видите на карточках (на доске – карточки с терминами). Итак, начнем:

Фронтальный опрос

- Ровные или почти ровные участки земной поверхности. Равнины

- Равнины, которые имеют ровную поверхность, это…. Плоские равнины

- Возвышенности на равнинах называются… Холмами

- Назовите части холма … Вершина, склон, подошва

- Равнины, имеющие на поверхности возвышенности (холмы)…. Холмистые равнины

- Эти чудо – великаны

Носят каменные кафтаны.

Белые шапки на макушках,

До облаков достают верхушкой. Горы

- У горы, у холма он бывает крутой или пологий. Склон

- Место, где начинается холм или гора, называют подошвой или … Подножие

- Горы, расположенные рядами, называют … Горные хребты.

- Самая высокая часть холма или горы. Вершина

- Углубления на земной поверхности с крутыми, осыпающимися склонами. Овраг

-Что делают люди для того, чтобы овраги не увеличивались? Сажают на склонах деревья, кустарники

- Спасибо вам, ребята. Проверили д/р.

III. Изучение нового материала

А теперь начинаем изучение новой темы. Послушайте стихотворение, потом ответите на вопросы.

-Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Странный вопрос возникает тогда:

“Планета должна называться …“Вода?”

-Почему поэт предложил переименовать планету? Потому что на карте мы видим много воды.

-Правильно, ребята. Земля богата водными ресурсами. А какими, вы узнаете, отгадав загадки:

1.Не проедешь, не пройдешь –

Обойдешь сторонкой.

И водицы не попьёшь

С синеватой плёнкой. Болото

2. Шириною широко,

Глубиною глубоко,

День и ночь о берег бьётся.

Из него воды не пьётся,

Потому что не вкусна –

И горька, и солона. Море

3. Молодые берёзки свои перед ним

Поправляют причёски.

И месяц, и звёзды –

В нём всё отражается…

Как это зеркало называется? Озеро 

4Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. Река 

- Болото, море, озеро, река - как можно назвать одним словом? Водоёмы

- Правильно, тема сегодняшнего урока - «Водные богатства России»

IV. Целеполагание.

-Ребята, как вы думаете, что вы сегодня на уроке сможете узнать нового? Ответы детей.

- Да, правильно. Мы познакомимся с некоторыми водоемами России и нашего края. Выясним их значение в природе и жизни человека. Узнаем, как нужно их охранять. Повторим, как себя вести во время отдыха на водоемах.

V. Изучение новой темы.

- Как вы думаете, что такое водоемы? Хранилища воды, местообитание живых организмов

Мы назвали реку, озеро, море, болото, ручей.

-Вы знаете, как они появились? Их создала природа

-Правильно. Эти водоемы созданы природой и называются естественными.

-Ребята, посмотрите в учебник стр.82

«О каких водоемах идет речь?» (читают ученики)

1. Когда-то здесь был овраг, по дну которого протекал ручей. Люди утроили запруду, и на этом месте появился? … Пруд. Теперь в нем разводят рыбу.

2.Люди перегородили реку большой плотиной. Вода выше плотины разлилась, и образовалось… Водохранилище. Сейчас из него берут воду для города.

-Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появилсяКанал

Теперь из одной реки на теплоходе можно поплыть в другую.

- Как появились пруд, канал, водохранилище? Их создал человек

- Какие это водоемы по способу образования? Искусственные водоемы. Верно, ребята.

VI. Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

- Ребята, сейчас мы совершим небольшое путешествие по нашей стране.

Россия - это единственное государство, у берегов которого располагается 12 морей.

Рассказ учителя. Черное море. Омывает берега России, Украины, Турции и других стран. Наибольшая глубина Чёрного моря — 2210 м, средняя — 1240 м. Почему море назвали Черным? Существовало несколько гипотез. Наиболее вероятная заключается в том, что металлические предметы, опущенные на большую глубину, чернеют под действием содержащегося там сероводорода. Животный и растительный мир Черного моря богат и разнообразен: водятся в нем бычки, морские коньки и иглы, морской черт (с большой зубастой пастью), морской кот, встречается и меч-рыба.

-А что же такое исток и какие еще есть части реки, мы прочитаем в учебнике на с.83. Дети читают текст учебника и рассматривают схему реки. Молодцы, ребята. 

Рассказ учителя. Сенгилеевское водохранилище — расположено в 18 км от города Ставрополя на высоте 230 метров над уровнем моря. Водохранилище создано на месте озера Рыбное и введено в эксплуатацию в 1958 году. С 1975 года оно обеспечивает Ставрополь водой. Площадь: 42 км². Средняя глубина: 19 м. Наибольшая глубина: 32 м.

- А кто может сказать, какое российское озеро является самым глубоким в мире? Байкал

- Правильно, ребята. Озеро Байкал находится в Сибири. Его максимальная глубина в отдельных местах – 1642м. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы видны на глубине 40 м. Интересный обитатель озера - морское млекопитающее - тюлень, или байкальская нерпа.

VII. Закрепление изученного материала. (Тест, взаимопроверка). Приложение 1

- А сейчас проверим, как вы запомнили материал. Если вы внимательно слушали, то легко справитесь с заданиями. Затем, поменяйтесь работами с соседом, проверьте ответы. Каждый правильный ответ – 1 балл. Выставьте оценки. Молодцы, ребята.

VIII.  Инсценировка

Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в сказку, которая называется «Жила – была Река».

Жила – была Река. Сначала она была маленьким, весёлым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоснежных берёз. И все говорили:

- Какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую реку. Вода в ней была прозрачной и чистой. Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Они обрадовались Реке.

- Оставайся, Река с нами в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки. Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. В Реку бросали разные ненужные вещи.

- Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, защищала в жаркие дни от зноя. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой, стали её жители – растения, животные – задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река.

- Нет, не могу больше оставаться с людьми. Надо от них уходить, иначе я совсем погибну. Помогите мне, жители мои, выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей. Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и лягушки, - очистили свой дом от грязи, вылечили Реку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы.

- А где же Река? – удивились жители города.

- Я знаю, почему от нас ушла Река! Мы обидели её, загрязняли. Я предлагаю отправиться в дальние страны и извиниться перед Рекой. Отправились горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали её, ведь она стала чистой и прозрачной.

- Извини нас, Река, обещаем, что не будем тебя загрязнять, возвращайся к нам в город.

- Хорошо, я вернусь в город. Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных учёных - следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

Ребята, опишите реку, какой она была до того, как встретилась с людьми.

- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли они себя вели или нет?

-Да, ребята, вода – одно из главных природных богатств человека. Без нее не выживут ни звери, ни птицы, ни растения, ни человек. Вода нужна для утоления жажды, для умывания, вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы. К сожалению, некоторые люди нарушают правила поведения в природе. От загрязнения воды страдает всё живое.

- Быстро очистить реку можно только в сказке, а в реальной жизни как это сделать?

Не засорять, ставить очистительные сооружения

- Действительно, на водоемах нужно ставить очистные сооружения, фильтры, чтобы очищать воду.

X. Работа в парах

- Каждая пара должна придумать свой знак на тему «Правила поведения на водоёмах». Поворачивайтесь друг к другу и принимайтесь за работу.

- Молодцы, вы творчески подошли к своим заданиям, все принимали активное участие в работе.

XI. Итоги урока Рефлексия.

- Скажите, ребята, для чего же на Земле водоемы? Ответы детей

-Молодцы, спасибо, ребята, за активную работу.

- Кому понравился урок, кто запомнил новый материал, понял его, поднимите веселые капельки. А кому не понравилось, кто что-то не понял – поднимите грустные.

XII. Домашнее задание.

- Если вы больше хотите узнать о любом водоёме, можете приготовить доклад (по желанию).

Рабочая тетрадь стр. 34 – 35.

-Урок окончен. Спасибо всем за урок.