Модель взаимодействия субъектов
в инклюзивной образовательной среде
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на «формирование компетентности», т.е. происходит переориентация образования на личностно-ориентированный подход.
Мы идем к тому, что качество образования выпускников завтра будет определяться не объемом знаний, а количеством умений.
Преподаватель кафедры ООГД Канищева Л.И.
2017
Инклюзивное образование – это совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений.
Задачи инклюзивного образования
Адаптация и интеграция в общество
Общение со сверстниками
Уверенность в себе
Деятельность педагога сегодня должна быть направлена на формирование, так называемых, основных умений XXI века. К ним относятся:
В связи с этим педагог все чаще в своей работе вынужден задумываться над тем, как организовать творческую работу студентов на своем уроке.
Воспитание отзывчивости и толерантности у детей без ОВЗ
Полноценное образование
Понимание обществом проблем инвалидности
Восемь принципов инклюзивного образования
Инклюзивное образование
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек имеет право на общение и быть услышанным
Каждый человек способен думать и чувствовать
Реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.
Описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике.
Подлинное образование осуществляется только в контексте реальных взаимоотно- шений
Для обучающихся достижение прогресса в том, что они могут делать, а не в том, что не могут
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Все люди нуждаются друг в друге
Инклюзивная образовательная среда – вид образовательной среды, обеспечивающей всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного саморазвития.
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на «формирование компетентности», т.е. происходит переориентация образования на личностно-ориентированный подход.
Мы идем к тому, что качество образования выпускников завтра будет определяться не объемом знаний, а количеством умений.
Основные принципы организации взаимодействия субъектов инклюзивной образовательной среды
- признание инклюзии как эффективного пути реабилитации ребенка с ОВЗ;
- использование личностно-ориентированных методов взаимодействия с детьми;
- равноправное участие всех членов команды во время коррекции УВП, ответственность за результаты общей работы;
- четкое распределение ролей всех членов команды;
- стремление педагога к овладению знаниями и методиками смежных наук.
Субъекты инклюзивной образовательной среды
- обучающийся с ОВЗ, который по результатам обследования ПМПК, нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы во всех ее компонентах;
- остальные обучающиеся коллектива, в который включен ребенок с ОВЗ;
- родители ребенка с ОВЗ и других детей;
- педагогический коллектив ОУ.
Не следует забывать, что в творческой работе важно не только содержание, но и умение достойно представить ее. Что сегодня совершенно немыслимо без использования возможностей информационных технологий.
Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ
?
Специализированное ОУ для детей с ОВЗ
ОУ
Выбор родителями образовательной программы, формы обучения и специальных условий получения образования ребенком.
Рекомендации специалиста о выборе образовательной программы, формы обучения и специальных условий получения образования.
Реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.
Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.
Описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике.
Выводы ПМПК о наличии (отсутствии) у ребенка особенностей в развитии и отклонений в поведении.
Обследование ребенка ПМПК для выбора условий обучения.
Желание родителей и ребенка с ОВЗ.
Типы субъект–субъектного
взаимодействия:
- субъект-обособленный;
- совместно-субъектный;
- субъект – порождающий.
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на «формирование компетентности», т.е. происходит переориентация образования на личностно-ориентированный подход.
Мы идем к тому, что качество образования выпускников завтра будет определяться не объемом знаний, а количеством умений.
Модель организации инклюзивной образовательной среды
1. Планирование учебно-воспитательного процесса
2. Учебный процесс
Индивидуальная коррекционная траектория
5. Коррекция
Не следует забывать, что в творческой работе важно не только содержание, но и умение достойно представить ее. Что сегодня совершенно немыслимо без использования возможностей информационных технологий.
3. Контроль
4. Анализ
Модель взаимодействия субъектов инклюзивной образовательной среды
Ребенок с ОВЗ
- администрация ОУ;
- преподаватели;
- психолог;
- социальный педагог;
- педагоги дополни-тельного образования.
Развитие
Адаптация
Забота и поддержка семьи
Социализация
Педагоги- ческий коллектив
Дети без
ОВЗ
Родители
Контроль и забота семьи
Функции педагогического коллектива в инклюзивной образовательной среде
- создание единой психологически комфортной образова-тельной среды для детей с разными стартовыми возможностями;
- разработка системы психолого-педагогического сопро-вождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
- методическое обеспечение (разработка и реализация практико-ориентированных программ и технологий по обучению и воспитанию детей с ОВЗ);
- разработка индивидуальных коррекционных маршрутов;
- обеспечение ОУ необходимым оборудованием для создания безбарьерной среды;
- повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ.
Благодарим за внимание!
Преподаватели кафедры ООГД Канищева Л.И. Карташова Э.А.