СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование как метод познания на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Моделирование как метод познания на уроках истории и обществознания»

Рябинин Кирилл Дмитриевич, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа № 47» Советского района г.Нижнего Новгорода педагогический стаж: 3 года «Совершенствуй себя, уважай других, будь искренен, старайся изо всех сил, воспитывай самообладание» Гитин Фунакоси (1868-1957)

Рябинин

Кирилл Дмитриевич,

учитель истории и обществознания

МБОУ

«Школа № 47»

Советского района г.Нижнего Новгорода

педагогический

стаж: 3 года

«Совершенствуй себя, уважай других, будь искренен, старайся изо всех сил, воспитывай самообладание»

Гитин Фунакоси (1868-1957)

Тема:«Моделирование как метод познания на уроках истории и обществознания»

Тема:«Моделирование

как метод познания на уроках истории и обществознания»

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования Самообразование, поиск путей повышения качества , углубления знаний и умений, приобщения к социальной практике, подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ Научно- исследовательские Поиск педагогических технологий в рамках лаборатории актуального опыта. Методическая разработка уроков, занятий, учебных проектов и исследований Методические условия Олимпиады, предметные недели, внеурочная деятельность Организационно педагогические Выступления на педагогических советах Выступление на заседаниях РМО, ШМО Публикация в интернете Мастер - классы Тиражирование опыта

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования

Самообразование, поиск путей повышения качества , углубления знаний и умений, приобщения к социальной

практике, подготовка к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ

Научно- исследовательские

Поиск педагогических технологий в рамках лаборатории актуального опыта. Методическая разработка уроков, занятий, учебных проектов и исследований

Методические условия

Олимпиады, предметные недели, внеурочная деятельность

Организационно педагогические

Выступления на педагогических советах

Выступление на заседаниях РМО, ШМО

Публикация в интернете

Мастер - классы

Тиражирование опыта

Актуальность личного вклада педагога в развитие образования. Работа с моделями на уроках истории и обществознания Чтение модели, её интерпретация и извлечение полезной информации Решение проблемных задач Развитие ассоциативного мышления Развитие оценочных навыков Развитие образного Синтез накопленной информации Формирование познавательных, мышления регулятивных, коммуникативных, личностных УУД

Актуальность личного вклада

педагога в развитие образования.

Работа с моделями на уроках истории и обществознания

Чтение модели, её интерпретация и извлечение полезной информации

Решение проблемных задач

Развитие ассоциативного мышления

Развитие оценочных навыков

Развитие образного

Синтез накопленной информации

Формирование познавательных,

мышления

регулятивных,

коммуникативных,

личностных УУД

Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования В.В.Давыдов: «Концепция двух типов мышления человека рассудочно- эмпирическом  и разумно теоретическом решение учебных задач выполнение системы учебных действий моделирование ,контроль, оценка…..» П.Я.Гальперин: Принципы закономерности поэтапного формирования деятельности ребёнка один из- создание материальной и материализованной формы изучаемого действия  Приоритетная цель современного школьного образования развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели, практиковать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения умение учиться.

Теоретическое обоснование личного вклада

в развитие образования

В.В.Давыдов:

«Концепция двух типов мышления человека рассудочно- эмпирическом

и разумно теоретическом решение учебных задач выполнение системы учебных действий

моделирование ,контроль, оценка…..»

П.Я.Гальперин:

Принципы закономерности поэтапного формирования деятельности ребёнка один из- создание материальной и материализованной формы изучаемого действия

Приоритетная цель современного школьного образования развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебные цели, практиковать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения умение учиться.

Цель и задачи педагогической деятельности Цель – определение эффективности использования метода моделирования на уроках истории . Задачи: *определить критерии оценки эффективности метода моделирования к урокам истории у обучающихся *проверить эффективность использования метода моделирования на уроках истории и обществознания *диагностировать познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия *подвести итоги и проанализировать результаты.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цельопределение эффективности использования метода моделирования на уроках истории .

Задачи:

*определить критерии оценки эффективности метода моделирования к урокам истории у обучающихся

*проверить эффективность использования метода моделирования на уроках истории и обществознания

*диагностировать познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные универсальные учебные действия

*подвести итоги и проанализировать результаты.

Ведущая педагогическая идея Системно –деятельностный подход на уроках истории и обществознания Включение учащихся в собственный исследовательский поиск на уроках истории и обществознания ,а также во внеурочной и внеклассной работе через: Вовлечение учащихся в игровую, оценочно – дискуссионную, рефлексивную, проектную – исследовательскую деятельность. Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях. Использование активных и интерактивных методик. Участие в проектно - исследовательской деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.

Ведущая педагогическая идея

Системно –деятельностный подход на уроках истории и обществознания

Включение учащихся в собственный исследовательский поиск на уроках истории и обществознания ,а также во внеурочной и внеклассной работе через:

Вовлечение учащихся в игровую, оценочно – дискуссионную, рефлексивную, проектную – исследовательскую деятельность.

Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях.

Использование активных и интерактивных методик.

Участие в проектно - исследовательской деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования Учебная деятельность на уроке истории с применением моделирования Внеурочная и Краеведческая работа социально значимая исследовательская деятельность - Работа в школьном краеведческом музее Экскурсии Поисково – краеведческая работа Разработка новых тематических экспозиций 1. Чтение модели, ее интерпретация (работа с картой) Предметные недели.  -Разработка и защита социально значимых исследовательских работ Исторические экскурсии Олимпиады Интеллектуальное соревнование по истории и обществознанию «Своя игра»  Кружок «Я - гражданин»  Факультатив «Ты-нижегородец» 2. решение проблемных ситуаций 3.Развитие образного мышления (напишите протокол суда Синедриона) 4.развитие ассоциативного мышления

Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

Учебная деятельность на уроке истории с применением моделирования

Внеурочная и

Краеведческая работа

социально значимая исследовательская деятельность

-

  • Работа в школьном краеведческом музее
  • Экскурсии
  • Поисково – краеведческая работа
  • Разработка новых тематических экспозиций

1. Чтение модели, ее интерпретация (работа с картой)

Предметные недели.

-Разработка и защита социально значимых исследовательских работ

  • Исторические экскурсии
  • Олимпиады
  • Интеллектуальное соревнование по истории и обществознанию «Своя игра»
  • Кружок «Я - гражданин»
  • Факультатив «Ты-нижегородец»

2. решение проблемных ситуаций

3.Развитие образного мышления (напишите протокол суда Синедриона)

4.развитие ассоциативного мышления

Использование ситуации моделирования в учебной деятельности Тема урока Ситуации моделирования Устройство Римской империи Схема управления Римской империей (отразить изменения (сравнение с «царским» Римом)) Афинская демократия при Перикле Схема управления Афинским государством (отразить изменения (по сравнению с реформами Солона)) Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика Государственное устройство (схема и сравнение их с друг с другом) Бюджет семьи Опора на определение «бюджет», «доходы», «расходы», практическое задание (составление бюджета своей семьи)

Использование ситуации моделирования в учебной деятельности

Тема урока

Ситуации моделирования

Устройство Римской империи

Схема управления Римской империей (отразить изменения (сравнение с «царским» Римом))

Афинская демократия при Перикле

Схема управления Афинским государством (отразить изменения (по сравнению с реформами Солона))

Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика

Государственное устройство (схема и сравнение их с друг с другом)

Бюджет семьи

Опора на определение «бюджет», «доходы», «расходы», практическое задание (составление бюджета своей семьи)

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны  диапазон новизна Применение моделирования на уроках истории и обществознания позволяет: · повысить мотивацию школьников к учебной деятельности; · сформировать познавательную самостоятельность школьников; · развивать системное мышление учащихся; · проявить индивидуальные способности каждого ребенка; · повысить эффективность урока. Это позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов в образовательной деятельности обучающихся. Учебная деятельность на уроках истории и обществознания Задания с применением моделирования (чтение модели, ее интерпретация (работа с картой); развитие образного и ассоциативного мышления); развитие системного мышления (работа со схемами) Современные педагогические приёмы (Приём- «Подумай- обсуди- поделись»,  Ошибкоопасные места, Кластер(таблица), эссе, проблемная ситуация) Фишбоун Внеурочная деятельность

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны

диапазон

новизна

Применение моделирования на уроках истории и обществознания позволяет:

· повысить мотивацию школьников к учебной деятельности;

· сформировать познавательную самостоятельность школьников;

· развивать системное мышление учащихся;

· проявить индивидуальные способности каждого ребенка;

· повысить эффективность урока.

Это позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов в образовательной деятельности обучающихся.

Учебная деятельность на уроках истории и обществознания

Задания с применением моделирования (чтение модели, ее интерпретация (работа с картой); развитие образного и ассоциативного мышления); развитие системного мышления (работа со схемами)

Современные педагогические приёмы (Приём- «Подумай- обсуди- поделись», 

Ошибкоопасные места,

Кластер(таблица),

эссе, проблемная ситуация)

Фишбоун

Внеурочная деятельность

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты История

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

История

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты   Обществознание

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Обществознание

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника Выступления на ТОМС школы, Совете молодых специалистов Выступления на педсоветах Выступления на РМО Мои практические достижения Открытые уроки Внеурочная деятельность Выступления на ШМО

Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника

Выступления на ТОМС школы, Совете молодых специалистов

Выступления на педсоветах

Выступления на РМО

Мои практические достижения

Открытые уроки

Внеурочная деятельность

Выступления на ШМО

Литература Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004. История: Инновационные формы уроков /Е.В. Тайкова и др. Волгоград: Учитель, 2008. Российская эффективная школа: цели и содержание образования / Бершадский М.Е., Гузеев В.В., Нестеренко А.А.; Под общ. ред. В.В. Гузеева. – М.: НИИ школьных технологий, 2012. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: ВЛАДОС, 2002. Умбрашко К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2000. Барабанов В В., Лазукова Н.Н. Некоторые размышления о концепции исторического образования // Преподавание истории в школе. 2000. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике: проблемы науки и образования  Интернет ресурсы: Сеть  творческих учителей, Фестиваль педагогических идей, Педсовет. http://school-collection.edu.ru/ https://infourok.ru/ http://www.proshkolu.ru/

Литература

Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: Академия, 2004.

История: Инновационные формы уроков /Е.В. Тайкова и др. Волгоград: Учитель, 2008.

Российская эффективная школа: цели и содержание образования / Бершадский М.Е., Гузеев В.В., Нестеренко А.А.; Под общ. ред. В.В. Гузеева. – М.: НИИ школьных технологий, 2012.

Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М.: ВЛАДОС, 2002.

Умбрашко К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории // Преподавание истории в школе. 2000.

Барабанов В В., Лазукова Н.Н. Некоторые размышления о концепции исторического образования // Преподавание истории в школе. 2000.

Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике: проблемы науки и образования 

Интернет ресурсы:

Сеть творческих учителей, Фестиваль педагогических идей, Педсовет.

http://school-collection.edu.ru/

https://infourok.ru/

http://www.proshkolu.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!