СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры  проблемных ситуаций, которые можно взять за основу при разработке урока

Просмотр содержимого документа
«Моделирование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе»

Прием 3. «Неожиданная ошибка». Урок окружающего мира.

4 класс. Тема «Пустыня»



Учитель

Обучающиеся

– Какую природную зону мы начали изучать?

– От какого слова происходит название зоны «пустыня»?

– Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

– Послушайте фрагмент из научно-популярной статьи. (Зачитывает.)


– Вы что сначала сказали?


– А как на самом деле? Что вы узнали из текста?




– Какая же возникает проблема? В чем мы должны разобраться? (побуждение к формулированию учебной проблемы)


– Пустыню.

– Пусто.


– Мало. Почти нет.


Слушают о пышном цветении

растений пустыни в апреле.

(Проблемная ситуация.)

– Здесь пусто, нет растений

или очень мало.

– Растительности в пустыне

много. (Осознание противо-

речия.)


– Как растения приспособи-

лись к жизни в пустыне? (формулирование проблемы)







Прием 3 «Неожиданная ошибка». Урок окружающего мира. 4 класс. «Зона арктических пустынь»

Учитель

Обучающиеся

– Мы выяснили, что условия жизни в Арктике очень суровые. А что

вы можете сказать о животном мире Арктики? Много ли животных сможет там обитать?



– Предлагаю вам посмотреть видеосюжет.



– Что вы думали сначала?


И как оказывается на самом

деле?


– Какая будет наша задача? В чем мы должны разобраться? (побуждение к формулированию учебной проблемы)



– Животных здесь почти нет

или очень мало, потому что

слишком суровые условия.

(Житейское представление.)




Смотрят сюжет о многообразии животного мира Арктики.

(Проблемная ситуация.)

– Мы думали, что животных

в Арктике почти нет.

- А на самом деле их много, и они

очень разные. (Осознание

противоречия.)

– Как животные приспосабливаются к таким суровым условиям? (формулирование проблемы)




Прием 1. «Конфликт». Урок окружающего мира. 2 класс. Как изучали Землю.



Учитель

Обучающиеся

– Внимательно рассмотрите два рисунка.

Прочитайте подписи к ним.


– Что вас удивило? Что интересного заметили?

(Побуждение к осознанию противоречия)




-Какой возникает вопрос? ( побуждение к формулированию учебной проблемы)


Рассматривают иллюстрации: «Мир по Птолемею», «Мир по Копернику».

(Проблемная ситуация.)

– Птолемей считает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник считает, что Земля вращается вокруг

Солнца. (Осознание противоречия.)


– Кто из ученых прав? ((формулирование проблемы)



Прием 4. « Не могу». Урок «Окружающий мир». 3 класс.Тема урока: «План и карта».

Учитель

Обучающиеся

Предлагает изобразить в тетради ластик, ручку в натуральную величину.

-Предлагаю изобразить в натуральную величину машину.

- Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? (побуждение к осознанию противоречия)


- Но вы все видели на рисунках машины. Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию учебной проблемы)


Ппод руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.




Выполняют задание.


Дети не могут справиться.


- Задание не можем выполнить. Такой большой предмет не получится изобразить в натуральную величину. ( осознают противоречие)