СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование в экологическом образовании

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование в экологическом образовании»

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.


 Таким образом, знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное отношение к действительности.

В процессе работы с детьми, учитывая специфику нашего учреждения, большое внимание уделяется формированию у учащихся экологической культуры, важнейшей части общей культуры современного человека, проявляющуюся во всей его духовной жизни и поступках, как особое свойство личности, направленную на понимание ценности природы.

Исходя из этого, цель воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста мы видим в формировании у них чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.

В рамках патриотического воспитания параллельно с другими решаются следующие задачи:

  • формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;

  • формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.


Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка.

Процесс реализации непосредственно дополнительной общеразвивающей программы «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста подразумевает различные методы обучения: наглядные (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов); практические (игра, исследования, опыты, моделирование и проектирование, труд учащихся в природе); словесные (чтение художественных и природоведческих произведений о природе, беседы, рассказы). При ознакомлении учащихся с природой своего региона или в целом страны используются разные методы.

Особо хотелось бы остановиться на таком методе, как метод моделирования.


Использование метода моделирования на занятиях объединения

Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.

Модель – это некий заменитель объекта, процесса или явления, который в определенных условиях может замещать оригинал, воспроизводя интересующие исследователя свойства и характеристики оригинала.

В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• силуэтные и предметные картинки.

Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством педагога образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.

Выделим четыре этапа моделирования: 

  • Вычленение существенных признаков объекта.

  • Построение модели.

  • Исследование модели.

  • Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект.


Цель моделирования в экологическом воспитании – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними. В дошкольном обучении можно применять разные виды моделей, например:

  1. Предметные – в них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например: с детьми старшего возраста можно сделать глобус (из папье-маше на мече или воздушном шаре, либо другим способом). Такой глобус позволяет давать информацию о Земле постепенно и небольшими порциями: в течение учебного года приклеивать материки, обозначать государства, города, моря, которые так или иначе оказались в поле зрения детей, наносить печатными буквами их названия.


Рисунок 1. Этапы изготовления модели Земли

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при определении цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при определении формы листьев; полоски бумаги разной фигуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при определении характера поверхности частей растений – листьев, стеблей и т. д. (Показать разного цвета полоски, структура бумаги – гладкая, шероховатая и т.д.).

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщённо (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.

Рисунок 2. Графические модели

Например: (Моделирование «Рыба»). При формировании понятия «рыбы» используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники), форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, в которых проявляется приспособление рыб к водной среде обитания.


Рисунок 3. Графическая модель "Рыба"

Процесс графического моделирования наиболее эффективный и простой метод познания в воспитании и обучении  дошкольников:

-сокращает время обучения, развивает речь;

-развивает психические процессы (память, мышление, внимание);

-превращает абстрактные символы в образы;

-развивает творческие и способности.

Поэтому процесс графического  моделирования является наиболее доступным и эффективным способом в сфере учебно-познавательной деятельности дошкольника.