СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модернизация дошкольного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье раскрывается значение методического сопровождения менеджмента как фактора обеспечения модернизации дошкольного образования в современном детском образовательном учреждении. В исследовании профессионально обосновывается сущность, описываются структура и содержание работы методических отделов в дошкольных учреждениях, анализируются и прогнозируются новые формы и методы профессиональной подготовки педагогов-воспитателей. Раскрывается современное содержание важнейших направлений методического сопровождения в ДОУ. Обосновывается целесообразность и необходимость такого сопровождения менеджмента в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: модернизация, предметно-развивающая среда, методическое сопровождение, менеджмент, методическая работа, социально-психологическое обеспечение, дошкольное образовательное учреждение.

Просмотр содержимого документа
«Модернизация дошкольного образования»

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Гусельникова Оксана Даниловна – магистрант,

Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет, г.Екатеринбург

Аннотация. В статье раскрывается значение методического сопровождения менеджмента как фактора обеспечения модернизации дошкольного образования в современном детском образовательном учреждении. В исследовании профессионально обосновывается сущность, описываются структура и содержание работы методических отделов в дошкольных учреждениях, анализируются и прогнозируются новые формы и методы профессиональной подготовки педагогов-воспитателей. Раскрывается современное содержание важнейших направлений методического сопровождения в ДОУ. Обосновывается целесообразность и необходимость такого сопровождения менеджмента в дошкольном учреждении.

Ключевые слова: модернизация, предметно-развивающая среда, методическое сопровождение, менеджмент, методическая работа, социально-психологическое обеспечение, дошкольное образовательное учреждение.

УДК 373.24

В работе дошкольного педагога, несомненно, важны и необходимы такие качества, как искреннее отношение к детям, любовь, доверие, взаимопонимание и терпение. Первоочередная задача дошкольного учреждения – охрана здоровья подрастающего поколения, следующая, не менее важная, - помощь в социализации ребёнка и воспитание всесторонне развитой личности.

Педагогический коллектив любого детского дошкольного учреждения состоит из профессионалов-специалистов начального образования. Развитие общества не стоит на месте, жизнь вносит свои коррективы. И, в первую очередь, в образовательно-воспитательный процесс юного поколения. Соответственно, претерпевают изменения требования, предъявляемые к педагогическому персоналу ДОУ.

Директор (заведующий) дошкольного учреждения, воспитатели, специалисты узкой направленности (психологи, логопеды, социальные педагоги) по причине постоянной занятости с детьми, не всегда имеют возможность самостоятельно проследить и контролировать нововведения педагогической науки и Министерства образования.

Именно здесь, на данном этапе работы приходит на помощь квалифицированное методическое сопровождение. Будь то метод отдел, объединение или самостоятельный методист учреждения, но подобное сопровождение с консультациями и дельными рекомендациями просто необходимо каждому работнику дошкольного учреждения.

Согласно определению, обозначенному Дубровой В.И. и Милошевич Е.П., «методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей; последовательная система способов теоретического познания и практического применения в какой-либо деятельности» [4].

Одним из основополагающих факторов качественного развития современного детского сада на современном этапе выступает организация инновационной деятельности. Если понятие инновационная деятельность рассматривать в масштабе всей нашей страны, то ФГОС дошкольного образования на полном основании необходимо рассматривать, как глобальную инновацию.

В области методического сопровождения инновационной деятельности учреждения эффективными методами работы, как показывает практика, являются:

• мониторинг состояния и результативность инновационной работы в дошкольном учреждении на постоянной основе;

• организация лекций, факультативов, семинаров и консультаций по вопросам инноваций;

• методическая координация работы педагогического коллектива ДОУ с воспитанниками и их семьями;

• обобщение, систематизация и представление результатов инновационной деятельности на рассмотрение всего коллектива учреждения, педсоветы.

Однако, подобные, несколько консервативные методы работы, в настоящее время дополняются более новыми, на наш взгляд, передовыми формами методического сопровождения менеджмента. К ним следует отнести: «групповые формы - взаимопосещения, консультации, семинары и практикумы, творческие и рабочие группы, деловые игры, выставки, участие педагогов в методических объединениях района, организация теоретических и научно-практических конференций и педсоветы»[9, c.111]. А также, индивидуальные методы. В их числе следует назвать – «стажировку, собеседование, самообразование, наставничество, индивидуальные консультации, беседы»[9, c.111].

Важное направление работы с педагогическими кадрами - организация повышения уровня их профессиональной квалификации. В ДОУ составляется перспективный план на следующий учебный год, в котором предусматриваются сроки и формы повышения квалификации педагогов и курсовой подготовки. Цель аттестации - установить соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалификации и квалификационной категории.

Как показывает опыт работы с педагогическими кадрами в ДОУ, на квалификационные курсы следует выносить вопросы, которые чаще всего вызывают затруднение в работе педагога начального образования. А именно:

- профессиональная разработка основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с последними требованиями;

- реализация требований к кадровым условиям реализации Программы, специальная подготовка педагогов ДОУ к введению ФГОС дошкольного образования;

- организация воспитательно-образовательного процесса, как в совместной, так и самостоятельной деятельности;

- разработка текущих рабочих программ воспитателей, узких специалистов дошкольных учреждений.

Подобная работа развивает понимание у руководителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений того, с какой целью введён стандарт дошкольного образования, каковы его функции, особенности, принципы.

Успех работы дошкольного учреждения, несомненно, во многом зависит от качества методической работы с кадрами. «Методическое сопровождение занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением, так как способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности. Все ее формы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя»[8, c.15].

В итоге следует подчеркнуть, что качественному, соответствующему современным стандартам образовательно-воспитательному процессу в дошкольном учреждении способствует инициативная, профессиональная деятельность методиста. Именно он, как высококлассный специалист, показывает педагогу пути получения новых знаний, использование нестандартных приемов в работе с детьми и педагогами. «Методист должен хорошо узнать каждого педагога и выбрать те формы и методы работы, которые, в итоге, будут содействовать созданию коллектива единомышленников, главная цель которого - забота о благополучии и развитии самых маленьких членов общества»[9, c.112].

Список литературы/ References

1. Белая К. Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом. М., 2013.

2. Буйлова Л. Н., Кочнева С. В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. М., 2013.

3. Голубков, Е.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Е.П. Голубков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 184 c.

4. Дуброва В. П., Милошевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 2005.

5. Курлыкова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / А.В. Курлыкова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 176 c.

6. Концепция организации методической работы в системе образования Грязовецкого муниципального района

7. Теория менеджмента: учебник для бакалавров; допущено МО и науки РФ / ред. Л. С. Леонтьева. - М.: Юрайт, 2013. - 287 с. - (Серия: Бакалавр. Базовый курс)

8. Седых Н.И. «Модель методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС». //Информационный вестник «Педагогическое обозрение» № 1-2 (164-165), с. 15-16, 2016.

9. Ставцева Ю. Г. «Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ».//Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2, с.109-114, 2016.

10. Чернобылец Н.В., Павленок И.Н. «Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов Кировского района в условиях введения и реализации ФГОС». //Информационный вестник «Педагогическое обозрение» № 1-2 (164-165), с. 13-14, 2016.

2