Тема
«Разработка модели
индивидуального обучения (ИОМ)
обучающегося»
На современном этапе развития актуальной задачей стало построение учебно-воспитательного процесса, который в полной мере учитывал индивидуальные образовательные запросы и потребности обучающихся, предоставлял оптимальные условия для получения качественного образования, реализации творческих и исследовательских запросов, ответственного выбора индивидуальной образовательной траектории.
Ценность индивидуального образовательного маршрута состоит в том, что он позволяет каждому, на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию обеспечить выявление и формирование творческой индивидуальности, формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности.
Цель работы:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках осуществления педагогической поддержки школьников.
Задачи:
1.Раскрыть сущность понятия: индивидуальный образовательный маршрут. 2.Охарактеризовать алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута, его структуру, основные этапы.
3. Составить варианты индивидуальных образовательных маршрутов в зависимости от модели индивидуальной образовательной деятельности.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.)
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)– это образовательная программа одного конкретного обучающегося, направленная на развитие его способностей и преодоления трудностей в обучении.
Необходимость разработки индивидуального образовательного маршрута определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося, а также существующими стандартами образования. Он направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей.
Обучение школьников по индивидуальным траекториям образовательного маршрута позволяет:
усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения в рамках образовательных областей;
создать условия для профилизации обучения, формировать Портфолио учащегося;
сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы;
перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся.
ИОМ могут быть разрабатаны для:
-отстающих учеников — восполнить пробелы в знаниях по определенной теме;
помочь в обучении детям с ослабленным здоровьем (быстрой утомляемостью, сниженной работоспособностью);
-слабоуспевающих — предусмотрены для детей с низкой мотивацией, для тех, у кого нет интереса к учебе, кто не может правильно сформировать свою учебную деятельность и т.д.);
-одаренных учащихся с индивидуальными особенностями характера (гиперактивность, повышенная эмоциональность, трудности в общении и пр.);
- детей, опережающих развитие.
В этих случаях главная цель ИОМ — коррекция несоответствия между уровнем, который задают нормы образовательной программы, и личностными особенностями ребенка.
Алгоритм проектирования ИОМ следующий:
1. Выявление и анализ проблем развития ребенка, испытывающего трудности в обучении, психологом и педагогами. Определение возможности создания специальных образовательных условий для конкретного ребенка, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения.
2. Предварительное определение вида и объема необходимой помощи (образовательной, психолого-педагогической), исходя из имеющихся или привлеченных ресурсов.
3. Проектирование или адаптация рабочих программ, программ дополнительного образования, коррекционно-развивающих программ и плана организации внеурочной деятельности и мероприятий, направленных на социализацию ребенка.
4. Коллегиальное обсуждение, согласование деятельности специалистов. Проектирование и заполнение формы ИОМ.
5. Реализация ИОМ (систематическое сопровождение образовательного процесса; отслеживание динамики развития ребенка, оценка результатов обучения, коррекционно-развивающей работы и социализации).
Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью ИОМ в следующем:
открытость обязательных результатов обучения;
возможность выбора учащимися уровня сложности;
целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;
организация дифференцированной помощи со стороны учителя;
обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;
создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.
В технологических подходах к проектированию ИОМ уделяется особое значение психолого-педагогической диагностике:
-методики И.П. Павлова – исследование психофизиологических особенностей учащихся по осуществлению индивидуального подхода к обучению при подготовке к ЕГЭ;
-профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова;
-методики «Карта одаренности» (Хаан и Кафф);
-карте интересов младших школьников (позволяет объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка);
-группового интеллектуального теста (ГИТ);
-по анкетированию «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч;
-по тестированию «Интеллектуальная лабильность»
-по тесту эффективного интеллекта 2010 «Форма А» (для диагностики уровня развития «эффективного интеллекта»);
-по тесту «необычное использование (исследование творческой одаренности детей);
- по оценке уровня развития технического мышления (вариант т. Беннета);
-«карта интересов» (Е.Г. Голомшток) для изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности.
По итогам диагностики психологом готовятся рекомендации для педагогов и родителей, организуются консультативные и коррекционно - развивающие занятия и встречи со всеми участниками образовательного процесса.
Этапы реализации | Формы и способы деятельности педагога | Практический выход |
Диагностический | Проведение мониторинга, анкетирования, наблюдение, контрольные мероприятия. | Материал для исследования и планирования дальнейшей работы |
Аналитико-исследовательский | Анализ диагностических работ, анкетирования, наблюдения. Выявление успешности обучения учащихся, по конкретным темам | Информация об индивидуальных особенностях учащихся, сопоставление с реальными учебными возможностями |
Организационно – проектировочный | Поиск путей педагогической поддержки. Определение темы, компетентностей учащихся. Выбор форм и способов работы. Сроки. Составление ИОМ учащегося. | ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут учащегося) |
Деятельностный | Работа по ИОМ учащегося с целью его развития и поддержки. | Развитие и поддержка творческой одаренности учащегося. |
Итоговый | Анализ работы по ИОМ. Выявление положительных и отрицательных моментов. Определение перспектив для дальнейшей работы. |
Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты:
- целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
- организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей). Достигается это через:
структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута);
регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности);
- результативный (формулируются ожидаемые результаты).
- коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально-образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.
Схема построения
индивидуального образовательного маршрута
для одаренных детей
ДИАГНОСТИКА
уровня развития способностей обучающегося и степени его одаренности
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ
индивидуального образовательного маршрута
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ,
необходимого на освоение дополнительной образовательной программы
и работы по индивидуальному образовательному маршруту
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ
обучающегося в реализации индивидуального образовательного маршрута
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
(почасового)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ,
учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов,
формы подведения итогов
ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБОВ ОЦЕНКИ
И САМООЦЕНКИ УСПЕХОВ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
на каждом этапе освоения индивидуального образовательного маршрута
Примерная схема
индивидуального образовательного маршрута
Титульный лист включает: наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения индивидуального образовательного маршрута (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения);
- название учебного курса вида деятельности;
- Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего индивидуальный образовательный маршрут; год обучения;
- фамилию и имя, возраст обучающегося, для которого разработан индивидуальный образовательный маршрут;
- год составления индивидуального образовательного маршрута.
2. Пояснительная записка включает:
- актуальность и педагогическую целесообразность (диагностика, цели и задачи)
название, вид, уровень и направленность образовательной программы, автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработан индивидуальный образовательный маршрут;
цели и задачи индивидуального образовательного маршрута в области формирования системы знаний, умений на текущий учебный год;
особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий), а также режим учебных занятий;
ожидаемые результаты;
Элемент структуры индивидуального образовательного маршрута «Требования к уровню подготовки обучающихся» представляет собой описание требований к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе занятий; качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений; возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся. Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает образовательная программа, на базе которой разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
«Учебный план» включает название разделов (тем), количество часов по разделам и ожидаемые результаты.
«Календарно-тематический план» индивидуального образовательного маршрута самый объемный раздел, отражает реализацию учебного плана в течение учебного года. Составляется календарно-тематический план на текущий срок обучения, т.е. на один учебный год.
В разделе «Учебно-методические средства» указываются используемые учебные и методические пособия для педагога и обучающегося; список литературы составляется отдельно для педагога и обучающегося, а также для родителей
Образец составления индивидуального маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО, класс, школа
год
В 7 а классе МОАУ «СОШ №10» обучается 27 человек. Это учащиеся с разным уровнем учебных возможностей. Из них с высокими учебными возможностями Прищепина Александра.
Для нее характерен высокий темп овладения новыми знаниями и самостоятельность в их применении. Она легко усваивает материал, отличается способностью к обобщению материала, свободно переключаться с одной умственной операции на другую. В работе с такой ученицей важна организация обучения в соответствующем темпе, ориентация на самостоятельность ученицы, и возможна разработка индивидуальной стратегии обучения и развития.
На уроках русского языка Саша выстраивает свой образовательный маршрут в рамках темы и находится в ситуации выбора. Важную роль в таком случае играют уроки целеполагания, которые являются вводными уроками темы.
Александра вырабатывает личное отношение к освоению темы, самоопределяется по отношению к сформулированным проблемам, устанавливает, что они для нее значат, какую роль могут играть в ее жизни, прогнозирует результаты своей деятельности. На таких уроках она выстраивает свою образовательную программу: формулирует цели, определяет конкретные задачи, составляет план работы по теме, знакомится с видами работ в рамках темы, требованиями к уровню усвоения знаний, умений, навыков, а также с нормами оценивания.
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и развитие ученицы 7а класса, направлен на личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня подготовленности и направлений интересов по русскому языку.
Рассчитан на 2016-2017 учебный год.
Цель: создание условий для формирования у обучающегося интеллектуальных и практических знаний и умений, развития умения самостоятельно приобретать и применять знания; повышение функциональной грамотности по предмету.
Задачи: вооружить знаниями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения; сформировать способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; совершенствовать умения и навыки письменной речи; освоить компетенции– коммуникативные, языковедческие и культуроведческие.
Ожидаемые результаты: успешное освоение учебной дисциплины в объеме, предусмотренном общим учебным планом с выходом на участие в предметных олимпиадах школьного, муниципального и всероссийского этапов, а также участие в творческих конкурсах, исследовательских проектах. Овладение навыками самостоятельной работы. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Инвариантная часть (обязательные предметы) (заполняется педагогом).
| Инвариантная часть (обязательные предметы) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | … |
объём (колич. часов в неделю) | | | | | | | | |
уровень (базовый, повышенный, др.) | | | | | | | | |
форма изучения (традиционная, очно-дистанционная, дистанционная, экстернат и др.) | | | | | | | | |
форма отчёта (тестовая / творческая / исследовательская и т.п.. экзамен) | | | | | | | | |
сроки предъявления образовательного продукта | | | | | | | | |
3. Вариативная часть (элективные курсы, кружки и т.п.) (заполняется педагогом).
| Вариативная часть (элективные курсы, кружки, секции. курсы и т.п.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | … |
объём (колич. часов в неделю) | | | | | | | | |
уровень (базовый, повышенный, др.) | | | | | | | | |
форма изучения (традиционная, очно-дистанционная, дистанционная, экстернат и др.) | | | | | | | | |
форма отчёта (тестовая / творческая / исследовательская и т.п.. экзамен) | | | | | | | | |
сроки предъявления образовательного продукта | | | | | | | | |
4.Формы работы. (заполняется учеником).
деятельность | срок | Форма представления результата |
Самообразование (работа с учебной литературой) | | |
Самообразование (работа с дополнительной литературой) | | |
Посещение консультаций | | |
Олимпиады | | |
Конкурсы | | |
Конференции | | |
| | |
5. Расписание на месяц. (заполняется учеником).
Время | Деятельность |
Месяц – ноябрь 2016 | |
Пн – сб. | Обязательное посещение уроков. |
Вт. | Элективный курс 14.00.15.00. |
Ср | Самообразование (работа с учебной литературой) |
Чт. | Участие в олимпиаде |
ИОМ
(индивидуально-образовательный маршрут)
ученика (цы) __ класса (фамилия, имя ученика) учитель______________________
Цель: ликвидация пробелов по предмету _____________________
Тема | ЗУН | ОУУН | Задания, способы работы | Сроки | Форма контроля | Отметка о выполнении |
| | | | | | |
Родители (ознакомлены): _____________
Классный руководитель: ____________
Варианты ИОМ
(из опыта работы педагогов МОАУ «СОШ №10» г. Оренбурга)
Индивидуальный образовательный маршрут
ученика 8к класса МОАУ «СОШ №10»
ФИО
на 1 четверть 2016-2017 учебного года
Учитель: ФИО
Цель: ликвидация пробелов по алгебре
Диагностика:
Учащийся обладает высоким уровнем знаний, высоким уровнем мотивации, хорошими психологическими данными для успешного осуществления ИОМ (проведено обследование психолога, тестирование по математике учителем, проведены беседы с учащимся и его родителями).
При поступлении Леонида в 8 класс выяснилось, что при отличных и хороших знаниях по другим темам математики ребёнок не изучал тему "Алгебраические дроби" (нестыковка программ в разных учебных заведениях).
Учащийся и его родители заинтересованы в изучении математики и понимают необходимость устранения пробела в знаниях по вышеуказанной теме.
В связи с тем, что ученик вновь прибывший, он нуждается в ИОМ.
Тема | ЗУН | Задания, способы работы | Сроки | Форма контроля | Отметка о выполнении |
"Алгебраические дроби" | Понятие алгебраической дроби | Индивидуальные занятия | 1.09-6.09 | Выдача заданий | |
| Сокращение алгебраических дробей | Консультация | 8.09-13.09 | Тест | |
| Приведение дроби к общему знаменателю | Работа в группах | 15.09-20.09 | Отчёт по выполненному модулю | |
При подготовке к ЕГЭ учителю необходимо вести мониторинг готовности ученика к итоговой аттестации. Цель: целостное прогностическое отслеживание качества образовательной подготовки выпускника и его коррекция. Уровень усвоения знаний наблюдается с помощью диагностической карты ученика.
| КОРРЕКЦИЯ |
Проверяемые требования(умения) | В паре | Индивидуальн. занятия | Практи- кум | Оцени работу |
1 | а) процентные вычисления; | | | | |
б) округление; | | | |
в) перевод единиц Зачет | | | |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ |
по итогам диагностических работ |
ФИО |
учащегося 10 класса |
МОАУ "СОШ №10" |
математика |
№ контрольной работы | Проверяемое умение | Результат выполнения кодификатора | Формы организации занятий по коррекции выявленных недостатков | диагностическая работа по итогам 1 полугодия | Итоговая диагоностическая работа |
Групповые занятия (дата) | Индивидуальные консультации (дата) | Самостоятельная работа (дата) | Практикум по решению задач повышенного и высокого уровня (дата) | Работа на уроке (дата) | | |
| |
1 | Умение выполнять вычисления и преобразование | 1 | 17.09. | | | | | | |
Умение извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках | 1 | | | | | | | |
Умение решать уравнения | 1 | | | | 18.09. | | | |
Умение решать планеметрические задачи | 1 | | | | | | | |
Умение решать систему неравенств | 1 | | | | | | | |
Умение составлять уравнение по условию задачи | 0 | 25.09. | 16.09. | 27.09. | | 14.09. | | |
Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку выпускницы 9 класса ФИО Входная контрольная работа
| | Результат решения | Формы организации занятий по коррекции выявленных недостатков |
Задание | Проверяемое умение | Групповые занятия | Индивидуальные консультации | Самостоятельная работа | Практикум по решению задач высокого и повышенного уровня | Отметка об отработке |
1 | Инфорационная обработка текста | 1 | | 23.09 | | | |
2 | Соблюдение грамматических норм | 1 | | 23.09 | | | |
3 | Синтаксические нормы | 1 | | 23.09 | | | |
4 | Лексическое значение слова | 1 | | | | | |
5 | Лингвистические термины | 0 | 18.09 | 26.09 | 2.10 | | зачтено |
6 | Речевые ошибки | 0 | 18.09 | 26.09 | 2.10 | | зачтено |
7 | Соблюдение орфографических норм (правописание НЕ с разными частями речи). | 1 | | | | | |
8 | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 0 | 18.09 | 26.09 | 2.10 | | зачтено |
9 | Характеристика предложения | 1 | | | | | |
Ожидаемые результаты от реализации ИОМ:
Для старшеклассников:
Формирование позитивной мотивации к образовательной деятельности;
Развитие индивидуальных способностей старшеклассников;
Удовлетворенность образовательными услугами;
Потребность в дальнейшем самообразовании.
Для родителей:
Для педагогического коллектива:
Овладение образовательными технологиями, которые можно использовать для организации индивидуальной образовательной деятельности;
Разработка общих подходов в работе с учеником и его родителями;
Расширение возможностей для творческого развития личности педагога, реализации его идей,
Развитие профессиональной мотивации.
Таким образом, обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это решение проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования.
Литература
1. Гавриленко С.С. Индивидуально-образовательный маршрут. Математика в школе. 2007. №3. С.51-56.
2. Галацкова И.А. Моделирование вариативных образовательных маршрутов учащихся как средство обеспечения адаптивности школьной среды. Автореферат. Ульяновск 2010. 29с.
3. Гущина Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут как средство сопровождения развития субъективности обучающихся. Воспитание школьников. 2011. №9.С.32-38.
4. Декина Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения. Завуч. 2004. №6. С.46-47.
5. Давыдова М.В. Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов. Новокузнецк. 2004. 188с.
6. Крылова Н.Б. Организация индивидуального образования в школе: теория и практика. М. Сентябрь. 2005.
7. Кунаш М.А. Индивидуальные образовательные маршруты как средство формирования познавательной компетентности на уроках. М. Изд-во МГУ, 2011.
8. Кунаш М.А. Современные подходы к разработке индивидуальных образовательных маршрутов школьников. Мурманск . МГТУ. 2011.
9. Куприянова Г.В. Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуализация в современном образовании. Ярославль. 2001.
10.Лукъянова М.И. Вариативный образовательный маршрут. Учитель 2007. №1.
11. Маркова С.В. Педагогическое сопровождение одаренного подростка при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута. Автореферат. Киров.2011. 24с.
12. Михайлова Н.Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. М. Академия, 2006.
13. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. Классный руководитель. 2000. №3 С.34.
14. Остренко М.Г. Моделирование и реализация индивидуальных маршрутов в образовательном процессе школы. Псков. 2004, 242с.
15. Рейндольф Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения. Директор сельской школы. 2007. №3. С.35-39.
16. Цыбенов Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту. Практика административной работы в школе. 2009. №4. С.48-52.
17. Ямшинина С.Н. Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении. М. 2009. 223с.