СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель организации работы с молодыми учителями в школе

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю.

Просмотр содержимого документа
«модель организации работы с молодыми учителями»

Модель организации работы с молодыми специалистами в МБОУ «Гимназия №25» города Курска


Сапожник починяет вам ботинки,

А плотник – табуретку и крыльцо,

Но только у волшебника в починке

Светлеет ваше сердце и лицо.

Какая тонкая работа –

счастливым сделать хоть кого-то,

Цветок удачи принести,

От одиночества спасти,

А самому потом тихонечко уйти …


Такова судьба классного руководителя, учителя-предметника. Не один год жить с учениками одной семьей: радоваться общим успехам, переживать неудачи, разрешать конфликты, влюбляться и мечтать, творить и созидать. А потом отпустить их в большую жизнь и чувствовать себя счастливым, видя результат своего труда. Если задуматься, то эти же слова можно отнести и к молодым специалистам.

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтобы стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.

Первое место работы… Возможно, чувствуется неуверенность, дискомфорт. Всё новое: социальная роль, новые взаимоотношения с людьми. Новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают учителя, ученики, родители. Сегодня школе нужны молодые, инициативные, творческие учителя, готовые работать по-новому. Подобная мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь  каждого учителя. Но понимает ли это молодой педагог, вчерашний студент? Как сложно включится ему в ритм современной школы!   

Педагоги, которые не получили в первый период   своей  работы  помощи и внимания  могут  оказаться брошенными и испытывают  шок  при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать. Работа с молодыми специалистами традиционно  является для нашего ОУ  одной из самых важных составляющих методической работы.

Первым шагом в адаптации является организация в гимназии предметного наставничества. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с молодым специалистом.

Каждый молодой учитель с первых дней своей педагогической деятельности все вместе со своим наставником готовит «Портфолио молодого учителя». Эта папка – «настольная книга», в которой собраны самые необходимые советы, рекомендации и материалы, нужные в становлении учителя.

Портфолио постоянно пополняется необходимыми материалами. Постепенно это становится «центром самообразования» учителя. Это даёт возможность увидеть динамику профессионального роста молодого учителя, свидетельствует о его способностях, самоорганизации, коммуникативных навыках, отвечает его потребности в практической самореализации. Кроме того, всё это можно использовать и как форму полного и разностороннего представления молодого специалиста к аттестации.

Организация наставничества носит поэтапный характер и включает в себя  формирование и развитие функциональных и личностных компонентов деятельности  начинающего педагога ( проектировочного, организационного, конструктивного, аналитического). Поэтому можно выстроить деятельность с молодыми специалистами в 3 этапа:

1-й этап – адаптационный.

Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2-й этап – основной, проектировочный.

Наставник разрабатывает и организует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает ему выстроить собственную программу самосовершенствования.

3-й этап – контрольно-оценочный.

Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.



Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и ОУ.

Вместе с тем современные молодые педагоги, приходя в школу, испытывают ряд затруднений, которые не всегда могут быть преодолены даже хорошо налаженной системой наставничества. И образовательные запросы молодых специалистов не могут быть, как нам кажется, удовлетворены только усилиями опытных учителей-наставников.

В 2016-2017 учебном году в гимназии работает 7 молодых специалистов:

1. Шилова Анжелика Степановна, учитель английского языка

Наставник – учитель высшей категории Цыбина Наталья Александровна

2. Тимченко Наталья Геннадьевна, учитель английского языка

Наставник – учитель высшей категории Тихонова Наталья Николаевна

3. Дубасова Ольга Владимировна, учитель начальных классов

Наставник - учитель высшей категории Алифанова Ирина Михайловна

4. Хохлова Анастасия Евгеньевна, учитель русского языка и литературы

Наставник – учитель 1 категории Спицына Ирина Альбертовна

5. Лужецкая Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы

Наставник – учитель высшей категории Булгакова Надежда Ивановна

6. Ярощук Алексей Александрович, учитель физической культуры

Наставник – учитель высшей категории Панфилова Г.М.

7. Маркова Ольга Борисовна, учитель физики.

Наставник - учитель высшей категории Новикова Е.И.

Поэтому, вторым шагом, была организация в 1995 году Школы молодого учителя. Это своего рода методическое объединение молодых учителей. Целью его работы стало профессиональное сопровождение педагогов, создание широкого поля образовательных возможностей для преодоления профессиональных затруднений, возникающих у учителей в ежедневной практике. В отличие от наставничества ШМУ позволяет:

• расширить круг форм повышения квалификации за счет таких мероприятий, как круглые столы, семинары, читательские конференции, тренинги, имитационные игры и др.;

• привлечь опытных учителей ОУ не только к индивидуальному, но и к групповому наставничеству, что, в свою очередь, позволяет молодым учителям ознакомиться с опытом большего количества педагогов-мастеров;

• организовать профессиональное взаимодействие внутри объединения с целью обмена опытом (в том числе через взаимопосещение уроков), совместной разработки инновационных проектов, соруководства учебно-исследовательской деятельностью школьников;

• активно использовать образовательную среду города (библиотеки, культурно-досуговые центры, научно-исследовательские центры) для организации работы с молодыми учителями, а также привлекать ведущих специалистов в области образования для консультирования педагогов.

В рамках работы Школы творчества молодых педагогов 1 раз в месяц проводятся по наиболее актуальным темам современного образования различные занятия, семинары, психологические практикумы, мастер-классы. Молодые учителя посещают уроки коллег, учителей гимназии, тем самым формируя личную профессиональную компетентность.

Активное включение в работу школы специалистов психолого-педагогического службы гимназии обеспечивает психологическую поддержку учителей, дает возможность оперативно решать возникающие проблемы. Психологи, осуществляющие сопровождение учителей в гимназии, отмечают, что объединение молодых педагогов в профессиональную группу способствует созданию комфортных условий для выявления профессиональных затруднений, профессиональной рефлексии в среде ровесников, повышает мотивацию к преодолению профессиональных затруднений, снижает риск профессиональной замкнутости молодых учителей, ощущающих острую нехватку теоретических и практических навыков работы.



Используя в своей практике такой опыт работы, можно говорить о таких результатах:

1) организация знакомства молодых учителей с работой всех подразделений и служб гимназии позволила сформировать у педагогов целостную картину деятельности школы, определить возможности интеграции в те или иные общешкольные проекты;

2) открытый диалог с представителями администрации, методической, воспитательной, психологической служб дал возможность озвучить те задачи, которые ставит школа перед молодыми учителями, надежды, которые на них возлагает, а также те проблемы, которые выявляются в процессе профессиональной деятельности этих учителей;

3) организованное посещение и профессиональный многоплановый анализ открытых уроков ведущих учителей позволили учителям-мастерам продемонстрировать сочетание инновационных и традиционных подходов к организации современного урока и его анализу, а молодым учителям — овладеть навыками анализа урока в единстве его формы и содержания, а также под углом основных требований ФГОС;

4) организация разнопланового (индивидуального и группового) консультирования молодых педагогов (на основе их профессиональных запросов) руководителем службы научного сопровождения, психологами, логопедами, социальным педагогом дала возможность оперативно снять возникающие в практической деятельности затруднения или составить программу преодоления этих затруднений совместными усилиями молодого учителя и опытного специалиста ОУ;

5) значительную роль для развития навыков профессиональной рефлексии сыграло введение Единого методического дня молодого учителя. Традиционно в марте ежегодно проводим методический день «Будем знакомы, молодой коллега! Твори! Дерзай!»;

6) организация командного взаимодействия молодых специалистов в процессе решения возникающих в практической деятельности проблем, взаимопомощь и обмен опытом мотивировали их на создание первых совместных проектов, участие в профессиональных педагогических конкурсах (очных и дистанционных), а также участие в школьном конкурсе «Педагогический дебют».

Важную роль в работе ШМУ (планировании, составлении индивидуальных планов, планов работы наставников, участии в работе методических объединений, творческих микро-групп) играет диагностика молодых учителей. Через 4 месяца работы молодого учителя администрация гимназии проводит анкетирование.

Результаты анкеты свидетельствуют о том, каких успехов, достижений достиг учитель, какие проблемы возникли в процессе работы, какую методическую помощь ему необходимо дать. На основании этих результатов составляется план самообразования, изучения основных направлений его деятельности.

Кроме этого, занятия ШМУ проводятся в третью среду каждого месяца. Например, в прошлом учебном году в рамках работы ШМУ были проведены:

Семинар-практикум «Введение и оформление школьной документации»: календарно-тематическое планирования, составление плана-конспекта урока, требования к ведению ученических тетрадей, дневников,  заполнение личных дел учащихся, ведение журнала успеваемости, составление и написание характеристик учеников.

Обучающий тренинг «Требования к современному уроку».

Научно-практическая конференция «Использование элементов инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе».

Коллективное творческое дело.

  • Педагогическая выставка состоит из планов-конспектов уроков, внеклассных мероприятий, материалов самообразования, раздаточный материал: карточки с разными заданиями, иллюстраций, рисунков, табличек-опор. Кроме того, из дидактического материала (таблицы, карты, картины, гербарии, муляжи, коллекции), образцов лучших ученических работ  (стихотворения, рассказы, сочинения, сказки, ребусы, оригинальные варианты решения задач). Также представлена аудиотека, видеотека.

  • Видео презентация уроков, воспитательных мероприятий, родительских собраний, отдельных их фрагментов.

  • Коллективное обсуждение материалов.

Психологом проведено коррекционно-развивающее занятие. Программа занятия «Учитель в начале пути».

Практически все наши молодые специалисты являются классными руководителями, поэтому заместителем директора по воспитательной работе были проведены следующие занятия: «Проектировочная деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы», «Как подготовить и провести классный час».

Мы понимаем, что может возникнуть закономерный вопрос об организации подобного рода Школы молодых учителей в образовательном учреждении, которое гораздо меньше, чем наше образовательное учреждение. Очевидно, что проблема эта может быть решена через сетевое взаимодействие нескольких школ, молодые специалисты которых испытывают сходные профессиональные затруднения. Такое взаимодействие позволит, на наш взгляд, не только получить описанные выше эффекты, но и даст возможность опытным учителям обмениваться опытом друг с другом по проблеме развития наставничества.

В прошедшем учебном году на базе гимназии было проведено одно из занятий с молодыми учителями области (видео).

Были и такие периоды в образовательной деятельности гимназии как отсутствие молодых специалистов (2010-2014). В этом случае методическая служба в гимназии продолжает свою работу в качестве сервисной службы, что, с нашей точки зрения, более корректно отражает ее назначение: работать на запрос и поддержку учителя, быть клиентоориентированной.
Как показывают наблюдения, собеседования, а также наш опыт наставничества и организации повышения квалификации молодых учителей, сегодня эти специалисты, так же как и опытные педагоги, испытывающие проблемы профессионального выгорания, нуждаются в комплексной профессиональной поддержке и непрерывном повышении квалификации. При этом стоит отметить, что оперативное преодоление профессиональных затруднений молодых специалистов не должно отменять работу в «зоне ближайшего развития», то есть программы поддержки и профессионального развития учителей должны опираться и на их профессиональные запросы, интересы, и на те новые задачи, которые ставит государство перед современной школой.

Хотелось бы закончить свое выступление словами А.С. Макаренко:

"Со мной работали десятки молодых педагогов

Я убедился, что как бы человек успешно

не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив,

а если не будет учиться на опыте,

никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов…"


С опытом работы перед вами выступил зам. директора по УВР Жиленкова Н.Н., которая в свое время прошла 5-и летний курс Школы молодого учителя в МБОУ «Гимназия №25» г. Курска.



Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

Просмотр содержимого презентации
«Модель организации работы с молодыми специалистами в МБОУ»

Модель организации работы с молодыми специалистами в МБОУ «Гимназия №25» г . Курска   Жиленкова Н.Н., заместитель директора по УВР МБОУ «Гимназия №25»

Модель организации работы с молодыми специалистами в МБОУ «Гимназия №25» г . Курска

Жиленкова Н.Н., заместитель директора

по УВР МБОУ «Гимназия №25»

Сапожник починяет вам ботинки,  А плотник – табуретку и крыльцо,  Но только у волшебника в починке  Светлеет ваше сердце и лицо.  Какая тонкая работа –  счастливым сделать хоть кого-то,  Цветок удачи принести,  От одиночества спасти,  А самому потом тихонечко уйти …

Сапожник починяет вам ботинки, А плотник – табуретку и крыльцо, Но только у волшебника в починке Светлеет ваше сердце и лицо. Какая тонкая работа – счастливым сделать хоть кого-то, Цветок удачи принести, От одиночества спасти, А самому потом тихонечко уйти …

В гимназии сложилась система работы с молодыми педагогическими кадрами Появление молодежи в гимназии – позитивное явление

В гимназии сложилась система работы с молодыми педагогическими кадрами

Появление молодежи в гимназии – позитивное явление

Первый шаг в адаптации

Первый шаг в адаптации

  • Организация наставничества. Работу учителей-наставников рассматриваем как одно из ответственейших общественных поручений. Это опытные, творчески работающие учителя. Они составляют индивидуальный план работы с молодым специалистом
«Портфолио молодого учителя»

«Портфолио молодого учителя»

  • Общие сведения об учителе;
  • Диагностика успешности;
  • Нормативные документы;
  • Открытые уроки;
  • Доклады, публикации, творческие наработки;
  • Памятки начинающему учителю;
  • Работы учащихся;
  • Дидактические материалы.
Деятельность с молодыми специалистами

Деятельность с молодыми специалистами

Развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения Приобщает молодых специалистов к корпоративной культуре гимназии, объединяет вокруг традиций ОУ. Получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником

Развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень в процессе взаимообучения

Приобщает молодых специалистов к корпоративной культуре гимназии, объединяет вокруг традиций ОУ.

Получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности;

развивает собственную профессиональную карьеру;

учится выстраивать конструктивные отношения с наставником

Второй шаг в адаптации  «Школа молодого учителя» Реализация программы «Школы молодого специалиста» помогает:

Второй шаг в адаптации

«Школа молодого учителя»

Реализация программы «Школы молодого специалиста» помогает:

2 1 3 4

2

1

3

4

Результаты работы Школы молодого учителя 1)  организация знакомства молодых учителей с работой всех подразделений и служб гимназии  

Результаты работы Школы молодого учителя

1)  организация знакомства молодых учителей с работой всех подразделений и служб гимназии  

2)  открытый диалог с представителями администрации, методической, воспитательной, психологической служб гимназии

2)  открытый диалог с представителями администрации, методической, воспитательной, психологической служб гимназии

3)  организованное посещение и профессиональный многоплановый анализ открытых уроков ведущих учителей  

3)  организованное посещение и профессиональный многоплановый анализ открытых уроков ведущих учителей  

4)  организация разнопланового (индивидуального и группового) консультирования молодых педагогов (на основе их профессиональных запросов)

4)  организация разнопланового (индивидуального и группового) консультирования молодых педагогов (на основе их профессиональных запросов)

5) Единый методический день молодого учителя

5) Единый методический день молодого учителя

6)  организация командного взаимодействия молодых специалистов  

6)  организация командного взаимодействия

молодых специалистов  

На каждую третью среду месяца запланирован определенный вид деятельности Научно-практическая конференция «Использование элементов инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Семинар-практикум «Введение и оформление школьной документации» Коллективное творческое дело  Обучающий тренинг «Требования к современному уроку» Коррекционно-развивающее занятие

На каждую третью среду месяца запланирован определенный вид деятельности

Научно-практическая конференция «Использование элементов инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе»

Семинар-практикум «Введение и оформление школьной документации»

Коллективное творческое дело

Обучающий тренинг «Требования к современному уроку»

Коррекционно-развивающее занятие

Семинар-практикум  молодых учителей Курской области  по теме  «Современный урок как основа качественного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

Семинар-практикум молодых учителей Курской области по теме «Современный урок как основа качественного образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»