СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель профессиональной компетентности учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знаменитый педагог Василий Александрович Сухомлинский  писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»

Просмотр содержимого документа
«Модель профессиональной компетентности учителя»


Модель профессиональной компетентности учителя


Рассмотрим несколько определений профессиональной компетентности учителя:

- осведомленный, авторитетный в какой-то области

                                                                             ( О. И. Ожегов)

- способность аналитически мыслить и осуществлять комплексный подход к выполнению своих обязанностей

                                                                             (В. Ю. Кричевский)

- совокупность профессионально-педагогических компетенций

                                                                              (Е. Н. Соловова)

- сложное образование, включающее комплекс знаний, умений и навыков, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения

учебно-воспитательного процесса

                                                                         (В. А. Адольф)

Анализируя представленные определения, можно сделать вывод,

профессиональная компетентность - интегральная профессионально-личностная  характеристика учителя, определяющая его готовность, способность выполнять профессионально-педагогические функции, в соответствии с принятыми в социуме в настоящий момент нормами и стандартами.

Проблема, над которой занимается школьная экспериментальная группа, обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе.

В целях совершенствования подготовки кадров для школы в обществе ведутся поиски новых форм, путей подготовки специалистов.

В российской науке исследуемая проблема рассматривается в ключе  формирования  профессиональных  требований к специалисту, а также нового подхода к конструированию образовательных стандартов.

Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.

Перед Вами схема Компетентностной модели современного учителя

Основание модели - социальная компетентность учителя, которая служит основой для предметной и педагогической компетентностей.

Верхняя граница предметной компетентности современного учителя определяется нормативно- правовыми  документами по данному предмету. В процессе поиска нестандартных задач происходит профессиональный рост учителя и формирование научно- исследовательской компетенции. В модели появляется творческий  уровень.

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметных компетенций учителя. Рассмотрим, что включает в себя каждая из составляющих.

Когнитивная составляющая:

- знание предмета;

- знание смежных наук;



- знание и обеспечение реализации содержания и структуры федерального базисного  учебного плана;

- знание учебных планов и программы по предмету;

- знание требований ЕГЭ, ГИА по данному предмету.

Операционно-технологическая:

- умение извлекать информацию и отбирать её по преподаваемой дисциплине;

-самостоятельная работа по накоплению научных материалов, проблем, решений;

- постоянная работа с периодикой;

- умение адаптировать научное знание для достижения учебных целей.

Аксиологическая составляющая:

- глубокое понимание и умение использовать на практике основные ценности, понятия, нормы, достоинства, решения;

- готовность и желание познавать, учиться.

Каковы Уровни проявления критериев профессиональной компетентности учителя?

Ценностно-смысловой (личностный) компонент

Показатели:

1. Ценностное отношение к профессии.

2. Ценностное отношение: к событиям, к людям, к себе – образ «Я – учитель-исследователь»

3. Готовность к проявлению личной инициативы и дальнейшему профессиональному росту.

Гносеологический компонент

Показатели:

1. Знания теоретических и методологических основ предметной области образования.

2. Знание психолого-педагогических основ современного образования (в том числе нормативных документов).

3. Знание требований, предъявляемых к современному учителю.

4. Широта и глубина дополнительных знаний.

Деятельностный компонент (умения)

Показатели:

- аналитические;

- проектировочные;

- коммуникативные;

- конструктивные;

- креативные;

- оценочные;

- информационные умения.

Знаменитый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!