СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель психологического сопровождения образовательного процесса

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка структурирует работу психологической службы в образовательном учреждении, формы сотрудничества субъектов образовательного процесса, раскрывает содержание по основным направлениям

Просмотр содержимого документа
«Модель психологического сопровождения образовательного процесса»

Приложение 1. Модель психологического сопровождения

образовательного процесса

в МБОУ гимназия №7 г.Хабаровска

пояснительная записка


Социально-психологическая служба функционирует уже более 10 лет. За это время определены основные задачи, направления и содержание социально-психологического сопровождения на каждой ступени обучения, формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Сотрудниками службы собран и разработан методический, диагностический и практический материал, достаточный для его структурирования.

Учащиеся гимназических классов занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в научно-практических конференциях, городских и областных конкурсах и олимпиадах.

Медицинское и психологическое обследование здоровья учащихся гимназии выявило проблемы, связанные с ухудшением зрения, увеличением числа респираторных заболеваний, нарушения осанки и т.п., в связи с чем, было увеличивается количество и содержание мероприятий по физическому развитию, вводятся здоровьесберегающие технологии

Современные социально-экономические условия предъявляют к выпускнику высокие требования интеллектуального, личностного и социального плана.

Модель социально-психологического сопровождения отражает особенности образовательного процесса гимназии, в соответствии с которыми и выстраивает структуру совместной деятельности психолога с педагогическим коллективом, учащимися и их родителями. В модель вошли уже отработанные формы работы и внедряемые (проходящие апробацию).


Цель:

Систематизация и методическое обеспечение мероприятий социально-психологического сопровождения развития и личностного становления учащихся.


Задачи:

  1. Оптимизация условий адаптации учащихся в ситуациях изменения образовательного пространства.

  2. Сопровождение самоопределения и саморазвития учащихся в процессе профильного и предпрофильного образования.

  3. Формирование личностно-инициативного отношения учащихся к своему образованию.

  4. Развитие семейных взаимоотношений как необходимое условие личностного становления учащихся.

  5. Формирование самостоятельности учащихся как основа саморазвития, самоопределения, самореализации.

ОСНОВНЫЕ Направления


  1. Обучение


  • всестороннее изучение личностных и индивидуальных особенностей, интересов, склонностей;

  • внутренняя дифференциация обучения;

  • учебный профиль школьника как субъекта образовательного процесса, его субъектный опыт;

  • мотивация учебной деятельности.

  1. Одаренные дети


  • разработка индивидуальных маршрутов;

  • формирование адекватной самооценки;

  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;

  • профилактика неврозов;

  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;

развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.

  1. Воспитание


  • активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания;

  • поиск и апробация форм эффективного взаимодействия классных руководителей, учителей предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов;

  • использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся:

  • тренингов личностного роста, межличностных отношений, бесконфликтного взаимодействия, ассертивности, самостоятельности;

  • методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям;

  • создание и поддержка детских и молодежных объединений:

  • методы работы с малыми группами и коллективами;

  • методов формирования лидерских способностей и качеств, процедур инициации и т.д.


  1. Сохранение и укрепление здоровья детей


  • формирование установок на здоровый образ жизни;

  • развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;

  • профилактика табакокурения, алкоголизма, наркозависимости, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма;


  1. Отношения ребенка с сообществом сверстников


  • Формирование способностей к принятию, толерантности (в группе);

  • Формирование самопринятия, уверенности в своих силах;

  • Решение проблем стигматизации (клички, прозвища), насмешек, изоляции.



  1. Работа с педагогами и родителями, как участниками учебно-воспитательного процесса


  • развитие психологической компетентности педагогов, оснащение их антро- и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.

  • в работе с родителями использовать не только консультирование и просвещение, но и совместные (родители и дети) семинары-тренинги по развития навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.


Задачи ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

на разных ступенях образования


Начальная ступень образования

  • определение готовности к обучению в школе;

  • обеспечение адаптации к школе;

  • повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности;

  • развитие самостоятельности и самоорганизации;

  • поддержка в формировании желания и «умения учиться»;

  • развитие творческих способностей.


Основная школа

  • сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения;

  • поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;

  • помощь в решении личностных проблем и проблем социализации;

  • формирование жизненных навыков;

  • профилактика неврозов;

  • помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;

  • профилактика девиантного поведения, наркозависимости.


Старшая школа

  • помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределением;

  • поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознания, поиск смысла, достижение личной идентичности);

  • развитие временной перспективы, способности к целеполаганию;

  • развитие психосоциальной компетентности;

  • профилактика девиантного поведения, наркозависимости.


основные направления и Формы взаимодействия Службы с субъектами образовательной деятельности


Субъект образовательного процесса

Направления и формы взаимодействия

Причина проведения

Диагностика

Учащихся

Групповая

мониторинг


Индивидуальная

по запросу

Педагогов

Психолого-диагностический практикум

по плану


Самодиагностика

по запросу

Родители

Тематическая самодиагностика

(анонимная статистика)

по запросу

Коррекционно развивающая работа

Учащиеся

Тренинг развития

по плану


Коррекционный тренинг

по решению ППК

Педагоги

Тренинг педагогических способностей

по плану


Психолого-педагогический консилиум

по плану, по запросу

Родители

Тренинг семейной компетентности

по запросу

Психологическое просвещение

Учащиеся

Факультативы по психологии

по учебному плану


Тематические классные часы

по запросу

Педагоги

Психолого-педагогический семинар

по плану

Родители

Тематические родительские собрания

по плану,

по запросу

































ДИАГНОСТИКА психологического развития


Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.


Задачи:

  1. Определение соответствия психологического развития учащихся возрастным нормативам.

  2. Выявление одаренных детей.

  3. Выявление детей, отстающих в развитии.

  4. Оказание помощи учащимся при выборе профиля и будущей профессии.

  5. Оценка комфортности обучения.


Направления:

  1. Определение возрастных периодов и психологических свойств, подлежащих обследованию, в соответствии с особенностями образовательной деятельности гимназии.

  2. Методическое (комплекс наиболее эффективных психодиагностических методик) и материальное (стимульный материал, индивидуальные бланки, сводные ведомости и т.п.) обеспечение мониторинга.

  3. Проведение обследования в соответствии с требованиями психодиагностики.

  4. Количественные, качественный, сравнительный анализ результатов обследования.

  5. Определение проблем и рекомендаций по их коррекции.


Уровни:
  1. Психологическое – педагог-психолог отслеживает влияние образовательного пространства на развитие учащихся

  2. Воспитательное – классный руководитель отслеживает эффективность воспитательной работы в классе

  3. Научно-методическое – учитель-предметник отслеживает эффективность образовательной программы.


Условия проведения диагностики:

  1. Форма – групповая, индивидуальная

  2. Ведущий – педагог-психолог, классный руководитель, учителя – предметники

  3. Сроки – 1 раз в полугодие, в год

Параметры мониторинга развития личности учащихся в гимназии


Направление

Группа

Цель

Объем1

1. Эмоциональное состояние учащихся

  • Адаптированность

1, 5, 10

Изучение степени адаптированности учащихся на новой ступени образования


  • Комфортность

1 - 11

Изучение качества образовательного пространства


2. Интеллектуальное развитие

  • Интеллект

6, 9 , 11

Определение уровня актуального развития, выявление одаренных


  • Способности

6, 9


  • Креативность

6, 9, 11


  • Познавательные процессы

1, 3, 6, 10

Определение эффективности образовательного процесса


3. Личностное развитие

  • Мотивационная сфера

1 – 11

Предупреждение спада познавательной активности


  • Личностные качества

3, 9, 11

Определение актуальных направлений воспитания


4. Социально-психологический климат

  • Межличностные отношения

1 – 11

Формирование классных коллективов, групповых норм


  • Коммуникативные способности

3, 7, 9, 11

Регуляция мероприятий, формирующих навыки общения


5. Психофизиологические особенности

1, 5, 10

Организация индивидуального подхода во время учебной деятельности


6. Профессиональная ориентация

  • При выборе профиля

6

Формирование профильных групп


  • При выборе вуза

9 – 11

Помощь в выборе будущей профессии и вуза




КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА


Цель: активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов; развитие способностей и наклонностей детей по специальным развивающим программам.


Задачи:

  1. Развитие мышления и познавательных процессов учащихся.

  2. Коррекция внутриличностных и межличностных проблем.

  3. Создание благоприятного социально-психологического климата в гимназии.

  4. Предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.


I уровень

Работа с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие, учебные расстройства и забота о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.

1 этап – Общая диагностика класса, параллели, общегимназический мониторинг с целью выявления общих проблем.

2 этап – Выбор направления по результатам диагностики и разработка коррекционно-развивающих занятий.

3 этап – Психологическое просвещение педагогического коллектива и родителей по выявленным проблемам через семинары, консультации и др.

4 этап – Коррекционно-развивающая работа с учащимися.

5 этап – Отслеживание результатов по тем же методикам и данным социометрии.


II уровень

Работа направлена на «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Основная задача – преодоление имеющихся трудностей до того, как дети станут социально и эмоционально неуправляемы.

1 этап – индивидуальная диагностика личных проблем учащихся, входящих в «группу риска» с использованием проективных и специальных методик.

2 этап – разработка программы коррекционно-развивающих занятий.

3 этап – коррекционно-развивающая работа в небольших группах (3-5 человек) или индивидуально.

4 этап - обучение родителей и учителей стратегиям преодоления имеющихся трудностей.

5 этап - отслеживание результатов по тем же методикам, посредством наблюдения, собеседования с родителями, учителями.


III уровень

Внимание требуется детям с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Такие учащиеся направляются к специалистам.



Коррекционно-развивающие мероприятия


I уровень


Форма

Группы

Цель

Объем

Адаптивный тренинг

1 и 5, 10в классы

Снижение школьной тревожности, коррекция межличностных отношений.

5

Тренинг познавательных процессов

3-7 классы

Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи.

10

Тренинг сотрудничества

6, 7 классы

Формирование навыков эффективного взаимодействия.

10

Тренинг личностного роста

8 классы

Формирование направленности на личностное саморазвитие.

5

Тренинг делового общения

9-11 классы

Развитие профессионально значимых качеств.

5

Тренинг семейной компетентности

родители

Обучение стратегиям семейного воспитания.

8

Тренинг эффективного взаимодействия с трудными детьми

учителя

Обучение стратегиям преодоления различного рода трудностей.

6

Подготовка к школе

будущие

1-классники

Развитие познавательных процессов и навыков сотрудничества

12



II уровень


  1. Коррекционно-развивающие занятия

Цель занятий: выработка навыков общения и саморегуляции.

Состав группы не более 5 человек.

Количество занятий – 5 или в зависимости от ситуации.

  • Тренинг с агрессивными детьми.

  • Тренинг с гиперактивными детьми.

  • Тренинг с тревожными детьми.

  • Тренинг с аутичными детьми.


  1. Психолого педагогический консилиум

Цель: выработка общей стратегии взаимодействия всех взрослых, работающих с данными детьми.












просветительская деятельность


Цель: формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей гимназии потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения учащихся, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Задачи:

  1. Знакомиться учителей, воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития.

  2. Популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований.

  3. Формировать потребность в психологических знаниях, делание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности.

  4. Знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания.

  5. Подготавливать детей к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельности, профессий, которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.

  6. Создание комфортного психологического климата в образовательном пространстве гимназии.

Уровни:

  1. Ученический – психологическое сопровождение развития личности учащихся, их становления в социуме, профессиональной ориентации

  2. Педагогический – формирование личностно-ориентированной профессиональной позиции педагогов посредством знаний психологии развития, возрастных особенностей, педагогических процессов

  3. Родительский – ознакомление с психологией семьи и воспитания; формирования семейной компетентности родителей и детей


Виды и формы просветительской деятельности

Форма

Группы

Цель

Объем

Лекторий «Познай себя»

Учащиеся

Ознакомление с механизмами развития и становления личности


Семинар «Психологические аспекты педагогической деятельности»

Педагоги

Обсуждение стратегии внедрения психологических знаний в образовательный процесс


Психологический практикум

Педагоги

Обучению использованию психодиагностических методик


Психологический практикум

Учащиеся

Использование психодиагностических методов в целях самопознания


Тренинг-семинар

Педагоги

Ознакомление с причинами девиантности и методами педагогического взаимодействия с такими учащимися


Тренинг-семинар

Родители

Ознакомление с причинами семейных конфликтов и способами их решения



Организационно-методическая деятельность


Цель:

оказание методической помощи педагогическим работникам (участие в семинарах, конференциях, совещаниях, консилиумах и других мероприятиях различного уровня), повышение профессионального уровня через курсы повышения квалификации и изучение передового опыта педагогов-психологов, изучение новейшей психологической литературы.


Задачи:

  1. Разрабатывание и осуществление развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.

  2. Выявление таких психологических особенностей детей, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.

  3. Наблюдение за соблюдением в гимназии психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе.

  4. Разработка рекомендаций, программ психокоррекционной работы с детьми, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Уровни:

  1. Организационный – организация подготовки, проведения, анализа и реализации рекомендаций сотрудниками социально-психологической службы.

  2. Аналитический – анализ результатов обследования учащихся, изучения образовательных программ; определение тенденций развития, соответствия возрастным нормативам; составление рекомендаций.

  3. Методический – изучение психологической литература; подбор материала и проведение семинаров; составление развивающих и коррекционных программ.


Виды организационно-методических работ


Содержание работы

Планируемый результат

Перспективное планирование на год

Анализ работы за год

Регистрация видов деятельность

Статистическая справка

Посещение уроков

Психологический анализ урока

Анализ образовательной программы

Выводы о соответствии возрастным нормативам

Подготовка к диагностике: выбор методик, обоснование, подготовка стимульного материала, индивидуальных бланков, сводных ведомостей

Проведение диагностики в соответствии с нормами и требованиями психодиагностики

Анализ результатов диагностики

Выводы о выявленных тенденциях и рекомендации по коррекции негативных проявлений

Подбор материала, разработка, проведение психолого-педагогического семинара

Повышение психологической культуры педагогов

Подбор материала, разработка, апробация развивающей программы

Повышение способностей учащихся

Подбор материала, разработка, апробация коррекционной программы

Улучшение психического или психологического состояния учащихся

Подбор материала, разработка, апробация программы факультативных занятий, спецкурсов, элективных курсов

Повышение психологической культуры учащихся

Участие в работе курсов ИПКРО, городских и областных семинаров, научно-практических конференций

Повышение квалификации


совместная деятельность субъектов

образовательного процесса

по приоритетным направлениям развития гимназии


Адаптация учащихся 1 и 5 классов


Социальный педагог

Социальный паспорт класса

Сентябрь

Классный руководитель

Регистрация дезадаптивных проявлений учащихся в процессе учебной деятельности

Октябрь

Педагог-психолог

Диагностика эмоционального состояния

Октябрь


Диагностика межличностных отношений

Октябрь


Адаптивный тренинг

Сентябрь


Родительское собрание «Уровень адаптации учащихся на новой ступени образования»

Сентябрь

Зам.дир. по УВР

ППК по адаптации

Ноябрь


Профильное обучение

  • выбор профиля

Классный руководитель

Определение способностей учащихся через анкетирование родителей



Определение склонностей учащихся через анкетирование


Учителя-предметники

Построение индивидуального профиля интеллектуальной деятельности учащихся


Педагог-психолог

Диагностика интеллекта учащихся



Диагностика способностей



Диагностика социотипа учащихся



Диагностика профессиональной направленности



Родительское собрание «Способности – профессия – карьера»


Зам.директора по УВР

Организация и проведение ППК



  • профильное обучение

Учителя-предметники

Диагностика влияния профильных спецкурсов на развитие учащихся


Педагог-психолог

Диагностика интеллекта, комфортности, мотивации



Тренинги по развитию интеллекта, креативности, исследовательской деятельности


Зам.дир. по УВР

ППК по профильному обучению



Одаренные дети


Зам.дир. по УВР

ППК по одаренным детям


Классный руководитель

Регистрация данных об учебной и внеурочной успешности учащихся


Учителя-предметники

Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности


Педагог-психолог

Интеллектуальные и личностные особенности учащихся



Тренинг личностного роста



Воспитание


Зам.дир. по ВР

Семинар классных руководителей


Зам.дир. по УВР

ППК по девиантным


Классный руководитель

Диагностика эффективности воспитательной работы в классе по выбранному направлению



Формирование коллектива, групповых норм


Педагог-психолог

Экспертиза воспитательных программ



Диагностика межличностных отношений



Тренинг коммуникативных способностей



Родительское собрание «Возрастные особенности»


Здоровье


Зам.дир. по ВР



Классный руководитель

Формирование установок на здоровый образ жизни


Учителя-предметники

Соблюдение санитарно-гигиенических норм


Педагог-психолог

Диагностика психологического здоровья



Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом



Родит. собрание «Психологическое здоровье»


Социальный педагог

Профилактика вредных привычек





КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ


Объект сопровождения

Объект развития

Группа

Периодичность

Гуманитарный профиль

Речь, память образная

10 -11 классы

1 раз в год

Психолого-лингвистический профиль

Память логическая, речь

10 -11 классы

1 раз в год

Социально-экологический профиль

Технический интеллект

10 -11 классы

1 раз в год

Физико-математический профиль

Аналитические способности

10 -11 классы

1 раз в год

Военно-патриотический профиль

Вербальный интеллект

10-11 классы

1 раз в год

КЦП «Здоровье»

Психическое состояние: работоспособность, комфортность, тревожность, агрессивность

5-11 классы

1 раз в год

КЦП «Досуг»

Личностные качества: инициативность, ответственность и пр.

6, 9, 11 кл.

1 раз в год

КЦП «Лидер»

Коммуникативно-организаторские способности

6, 9, 11 кл.

1 раз в год

КЦП «Интеллект»

Общий интеллект, креативность

7, 8, 10 кл.

1 раз в год

Учебная деятельность

Учебная мотивация

5 – 11 классы

1 раз в год


1 Количество времени, требуемое на проведение диагностики (в часах) во всех указанных группах





Скачать

© 2016, 2426 29

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!