Приложение 1. Модель психологического сопровождения
образовательного процесса
в МБОУ гимназия №7 г.Хабаровска
пояснительная записка
Социально-психологическая служба функционирует уже более 10 лет. За это время определены основные задачи, направления и содержание социально-психологического сопровождения на каждой ступени обучения, формы взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Сотрудниками службы собран и разработан методический, диагностический и практический материал, достаточный для его структурирования.
Учащиеся гимназических классов занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в научно-практических конференциях, городских и областных конкурсах и олимпиадах.
Медицинское и психологическое обследование здоровья учащихся гимназии выявило проблемы, связанные с ухудшением зрения, увеличением числа респираторных заболеваний, нарушения осанки и т.п., в связи с чем, было увеличивается количество и содержание мероприятий по физическому развитию, вводятся здоровьесберегающие технологии
Современные социально-экономические условия предъявляют к выпускнику высокие требования интеллектуального, личностного и социального плана.
Модель социально-психологического сопровождения отражает особенности образовательного процесса гимназии, в соответствии с которыми и выстраивает структуру совместной деятельности психолога с педагогическим коллективом, учащимися и их родителями. В модель вошли уже отработанные формы работы и внедряемые (проходящие апробацию).
Цель:
Систематизация и методическое обеспечение мероприятий социально-психологического сопровождения развития и личностного становления учащихся.
Задачи:
Оптимизация условий адаптации учащихся в ситуациях изменения образовательного пространства.
Сопровождение самоопределения и саморазвития учащихся в процессе профильного и предпрофильного образования.
Формирование личностно-инициативного отношения учащихся к своему образованию.
Развитие семейных взаимоотношений как необходимое условие личностного становления учащихся.
Формирование самостоятельности учащихся как основа саморазвития, самоопределения, самореализации.
ОСНОВНЫЕ Направления
Обучение
всестороннее изучение личностных и индивидуальных особенностей, интересов, склонностей;
внутренняя дифференциация обучения;
учебный профиль школьника как субъекта образовательного процесса, его субъектный опыт;
мотивация учебной деятельности.
Одаренные дети
разработка индивидуальных маршрутов;
формирование адекватной самооценки;
охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
профилактика неврозов;
предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
Воспитание
активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания;
поиск и апробация форм эффективного взаимодействия классных руководителей, учителей предметников, социальных педагогов и педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов;
использование в воспитательном процессе методов работы с ценностно-смысловыми ориентациями учащихся:
тренингов личностного роста, межличностных отношений, бесконфликтного взаимодействия, ассертивности, самостоятельности;
методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама), групповому давлению и манипуляциям;
методы работы с малыми группами и коллективами;
методов формирования лидерских способностей и качеств, процедур инициации и т.д.
Сохранение и укрепление здоровья детей
формирование установок на здоровый образ жизни;
развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
профилактика табакокурения, алкоголизма, наркозависимости, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма;
Отношения ребенка с сообществом сверстников
Формирование способностей к принятию, толерантности (в группе);
Формирование самопринятия, уверенности в своих силах;
Решение проблем стигматизации (клички, прозвища), насмешек, изоляции.
Работа с педагогами и родителями, как участниками учебно-воспитательного процесса
развитие психологической компетентности педагогов, оснащение их антро- и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребенка, его обучения в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.
в работе с родителями использовать не только консультирование и просвещение, но и совместные (родители и дети) семинары-тренинги по развития навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов.
Задачи ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
на разных ступенях образования
Начальная ступень образования
определение готовности к обучению в школе;
обеспечение адаптации к школе;
повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности;
развитие самостоятельности и самоорганизации;
поддержка в формировании желания и «умения учиться»;
развитие творческих способностей.
Основная школа
сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения;
поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
помощь в решении личностных проблем и проблем социализации;
формирование жизненных навыков;
профилактика неврозов;
помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа
помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределением;
поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознания, поиск смысла, достижение личной идентичности);
развитие временной перспективы, способности к целеполаганию;
развитие психосоциальной компетентности;
профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
основные направления и Формы взаимодействия Службы с субъектами образовательной деятельности
|
Субъект образовательного процесса | Направления и формы взаимодействия | Причина проведения |
Диагностика |
Учащихся | Групповая | мониторинг |
| Индивидуальная | по запросу |
Педагогов | Психолого-диагностический практикум | по плану |
| Самодиагностика | по запросу |
Родители | Тематическая самодиагностика (анонимная статистика) | по запросу |
Коррекционно развивающая работа |
Учащиеся | Тренинг развития | по плану |
| Коррекционный тренинг | по решению ППК |
Педагоги | Тренинг педагогических способностей | по плану |
| Психолого-педагогический консилиум | по плану, по запросу |
Родители | Тренинг семейной компетентности | по запросу |
Психологическое просвещение |
Учащиеся | Факультативы по психологии | по учебному плану |
| Тематические классные часы | по запросу |
Педагоги | Психолого-педагогический семинар | по плану |
Родители | Тематические родительские собрания | по плану, по запросу |
ДИАГНОСТИКА психологического развития
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Задачи:
Определение соответствия психологического развития учащихся возрастным нормативам.
Выявление одаренных детей.
Выявление детей, отстающих в развитии.
Оказание помощи учащимся при выборе профиля и будущей профессии.
Оценка комфортности обучения.
Направления:
Определение возрастных периодов и психологических свойств, подлежащих обследованию, в соответствии с особенностями образовательной деятельности гимназии.
Методическое (комплекс наиболее эффективных психодиагностических методик) и материальное (стимульный материал, индивидуальные бланки, сводные ведомости и т.п.) обеспечение мониторинга.
Проведение обследования в соответствии с требованиями психодиагностики.
Количественные, качественный, сравнительный анализ результатов обследования.
Определение проблем и рекомендаций по их коррекции.
Уровни:
Психологическое – педагог-психолог отслеживает влияние образовательного пространства на развитие учащихся
Воспитательное – классный руководитель отслеживает эффективность воспитательной работы в классе
Научно-методическое – учитель-предметник отслеживает эффективность образовательной программы.
Условия проведения диагностики:
Форма – групповая, индивидуальная
Ведущий – педагог-психолог, классный руководитель, учителя – предметники
Сроки – 1 раз в полугодие, в год
Параметры мониторинга развития личности учащихся в гимназии
Направление | Группа | Цель | Объем1 |
1. Эмоциональное состояние учащихся |
| 1, 5, 10 | Изучение степени адаптированности учащихся на новой ступени образования | |
| 1 - 11 | Изучение качества образовательного пространства | |
2. Интеллектуальное развитие |
| 6, 9 , 11 | Определение уровня актуального развития, выявление одаренных | |
| 6, 9 | |
| 6, 9, 11 | |
| 1, 3, 6, 10 | Определение эффективности образовательного процесса | |
3. Личностное развитие |
| 1 – 11 | Предупреждение спада познавательной активности | |
| 3, 9, 11 | Определение актуальных направлений воспитания | |
4. Социально-психологический климат |
| 1 – 11 | Формирование классных коллективов, групповых норм | |
| 3, 7, 9, 11 | Регуляция мероприятий, формирующих навыки общения | |
5. Психофизиологические особенности | 1, 5, 10 | Организация индивидуального подхода во время учебной деятельности | |
6. Профессиональная ориентация |
| 6 | Формирование профильных групп | |
| 9 – 11 | Помощь в выборе будущей профессии и вуза | |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
Цель: активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов-психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов; развитие способностей и наклонностей детей по специальным развивающим программам.
Задачи:
Развитие мышления и познавательных процессов учащихся.
Коррекция внутриличностных и межличностных проблем.
Создание благоприятного социально-психологического климата в гимназии.
Предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
I уровень
Работа с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие, учебные расстройства и забота о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей.
1 этап – Общая диагностика класса, параллели, общегимназический мониторинг с целью выявления общих проблем.
2 этап – Выбор направления по результатам диагностики и разработка коррекционно-развивающих занятий.
3 этап – Психологическое просвещение педагогического коллектива и родителей по выявленным проблемам через семинары, консультации и др.
4 этап – Коррекционно-развивающая работа с учащимися.
5 этап – Отслеживание результатов по тем же методикам и данным социометрии.
II уровень
Работа направлена на «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Основная задача – преодоление имеющихся трудностей до того, как дети станут социально и эмоционально неуправляемы.
1 этап – индивидуальная диагностика личных проблем учащихся, входящих в «группу риска» с использованием проективных и специальных методик.
2 этап – разработка программы коррекционно-развивающих занятий.
3 этап – коррекционно-развивающая работа в небольших группах (3-5 человек) или индивидуально.
4 этап - обучение родителей и учителей стратегиям преодоления имеющихся трудностей.
5 этап - отслеживание результатов по тем же методикам, посредством наблюдения, собеседования с родителями, учителями.
III уровень
Внимание требуется детям с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Такие учащиеся направляются к специалистам.
Коррекционно-развивающие мероприятия
I уровень
Форма | Группы | Цель | Объем |
Адаптивный тренинг | 1 и 5, 10в классы | Снижение школьной тревожности, коррекция межличностных отношений. | 5 |
Тренинг познавательных процессов | 3-7 классы | Развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи. | 10 |
Тренинг сотрудничества | 6, 7 классы | Формирование навыков эффективного взаимодействия. | 10 |
Тренинг личностного роста | 8 классы | Формирование направленности на личностное саморазвитие. | 5 |
Тренинг делового общения | 9-11 классы | Развитие профессионально значимых качеств. | 5 |
Тренинг семейной компетентности | родители | Обучение стратегиям семейного воспитания. | 8 |
Тренинг эффективного взаимодействия с трудными детьми | учителя | Обучение стратегиям преодоления различного рода трудностей. | 6 |
Подготовка к школе | будущие 1-классники | Развитие познавательных процессов и навыков сотрудничества | 12 |
II уровень
Коррекционно-развивающие занятия
Цель занятий: выработка навыков общения и саморегуляции.
Состав группы не более 5 человек.
Количество занятий – 5 или в зависимости от ситуации.
Тренинг с агрессивными детьми.
Тренинг с гиперактивными детьми.
Тренинг с тревожными детьми.
Тренинг с аутичными детьми.
Психолого педагогический консилиум
Цель: выработка общей стратегии взаимодействия всех взрослых, работающих с данными детьми.
просветительская деятельность
Цель: формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей гимназии потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения учащихся, а также своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Задачи:
Знакомиться учителей, воспитателей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития.
Популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований.
Формировать потребность в психологических знаниях, делание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности.
Знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания.
Подготавливать детей к постепенному осознанию тех сфер жизни, деятельности, профессий, которые им интересны и в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания.
Создание комфортного психологического климата в образовательном пространстве гимназии.
Уровни:
Ученический – психологическое сопровождение развития личности учащихся, их становления в социуме, профессиональной ориентации
Педагогический – формирование личностно-ориентированной профессиональной позиции педагогов посредством знаний психологии развития, возрастных особенностей, педагогических процессов
Родительский – ознакомление с психологией семьи и воспитания; формирования семейной компетентности родителей и детей
Виды и формы просветительской деятельности
Форма | Группы | Цель | Объем |
Лекторий «Познай себя» | Учащиеся | Ознакомление с механизмами развития и становления личности | |
Семинар «Психологические аспекты педагогической деятельности» | Педагоги | Обсуждение стратегии внедрения психологических знаний в образовательный процесс | |
Психологический практикум | Педагоги | Обучению использованию психодиагностических методик | |
Психологический практикум | Учащиеся | Использование психодиагностических методов в целях самопознания | |
Тренинг-семинар | Педагоги | Ознакомление с причинами девиантности и методами педагогического взаимодействия с такими учащимися | |
Тренинг-семинар | Родители | Ознакомление с причинами семейных конфликтов и способами их решения | |
Организационно-методическая деятельность
Цель:
оказание методической помощи педагогическим работникам (участие в семинарах, конференциях, совещаниях, консилиумах и других мероприятиях различного уровня), повышение профессионального уровня через курсы повышения квалификации и изучение передового опыта педагогов-психологов, изучение новейшей психологической литературы.
Задачи:
Разрабатывание и осуществление развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа.
Выявление таких психологических особенностей детей, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.
Наблюдение за соблюдением в гимназии психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе.
Разработка рекомендаций, программ психокоррекционной работы с детьми, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
Уровни:
Организационный – организация подготовки, проведения, анализа и реализации рекомендаций сотрудниками социально-психологической службы.
Аналитический – анализ результатов обследования учащихся, изучения образовательных программ; определение тенденций развития, соответствия возрастным нормативам; составление рекомендаций.
Методический – изучение психологической литература; подбор материала и проведение семинаров; составление развивающих и коррекционных программ.
Виды организационно-методических работ
Содержание работы | Планируемый результат |
Перспективное планирование на год | Анализ работы за год |
Регистрация видов деятельность | Статистическая справка |
Посещение уроков | Психологический анализ урока |
Анализ образовательной программы | Выводы о соответствии возрастным нормативам |
Подготовка к диагностике: выбор методик, обоснование, подготовка стимульного материала, индивидуальных бланков, сводных ведомостей | Проведение диагностики в соответствии с нормами и требованиями психодиагностики |
Анализ результатов диагностики | Выводы о выявленных тенденциях и рекомендации по коррекции негативных проявлений |
Подбор материала, разработка, проведение психолого-педагогического семинара | Повышение психологической культуры педагогов |
Подбор материала, разработка, апробация развивающей программы | Повышение способностей учащихся |
Подбор материала, разработка, апробация коррекционной программы | Улучшение психического или психологического состояния учащихся |
Подбор материала, разработка, апробация программы факультативных занятий, спецкурсов, элективных курсов | Повышение психологической культуры учащихся |
Участие в работе курсов ИПКРО, городских и областных семинаров, научно-практических конференций | Повышение квалификации |
совместная деятельность субъектов
образовательного процесса
по приоритетным направлениям развития гимназии
Адаптация учащихся 1 и 5 классов
Социальный педагог | Социальный паспорт класса | Сентябрь |
Классный руководитель | Регистрация дезадаптивных проявлений учащихся в процессе учебной деятельности | Октябрь |
Педагог-психолог | Диагностика эмоционального состояния | Октябрь |
| Диагностика межличностных отношений | Октябрь |
| Адаптивный тренинг | Сентябрь |
| Родительское собрание «Уровень адаптации учащихся на новой ступени образования» | Сентябрь |
Зам.дир. по УВР | ППК по адаптации | Ноябрь |
Профильное обучение
Классный руководитель | Определение способностей учащихся через анкетирование родителей | |
| Определение склонностей учащихся через анкетирование | |
Учителя-предметники | Построение индивидуального профиля интеллектуальной деятельности учащихся | |
Педагог-психолог | Диагностика интеллекта учащихся | |
| Диагностика способностей | |
| Диагностика социотипа учащихся | |
| Диагностика профессиональной направленности | |
| Родительское собрание «Способности – профессия – карьера» | |
Зам.директора по УВР | Организация и проведение ППК | |
Учителя-предметники | Диагностика влияния профильных спецкурсов на развитие учащихся | |
Педагог-психолог | Диагностика интеллекта, комфортности, мотивации | |
| Тренинги по развитию интеллекта, креативности, исследовательской деятельности | |
Зам.дир. по УВР | ППК по профильному обучению | |
Одаренные дети
Зам.дир. по УВР | ППК по одаренным детям | |
Классный руководитель | Регистрация данных об учебной и внеурочной успешности учащихся | |
Учителя-предметники | Индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности | |
Педагог-психолог | Интеллектуальные и личностные особенности учащихся | |
| Тренинг личностного роста | |
Воспитание
Зам.дир. по ВР | Семинар классных руководителей | |
Зам.дир. по УВР | ППК по девиантным | |
Классный руководитель | Диагностика эффективности воспитательной работы в классе по выбранному направлению | |
| Формирование коллектива, групповых норм | |
Педагог-психолог | Экспертиза воспитательных программ | |
| Диагностика межличностных отношений | |
| Тренинг коммуникативных способностей | |
| Родительское собрание «Возрастные особенности» | |
Здоровье
Зам.дир. по ВР | | |
Классный руководитель | Формирование установок на здоровый образ жизни | |
Учителя-предметники | Соблюдение санитарно-гигиенических норм | |
Педагог-психолог | Диагностика психологического здоровья | |
| Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом | |
| Родит. собрание «Психологическое здоровье» | |
Социальный педагог | Профилактика вредных привычек | |
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Объект сопровождения | Объект развития | Группа | Периодичность |
Гуманитарный профиль | Речь, память образная | 10 -11 классы | 1 раз в год |
Психолого-лингвистический профиль | Память логическая, речь | 10 -11 классы | 1 раз в год |
Социально-экологический профиль | Технический интеллект | 10 -11 классы | 1 раз в год |
Физико-математический профиль | Аналитические способности | 10 -11 классы | 1 раз в год |
Военно-патриотический профиль | Вербальный интеллект | 10-11 классы | 1 раз в год |
КЦП «Здоровье» | Психическое состояние: работоспособность, комфортность, тревожность, агрессивность | 5-11 классы | 1 раз в год |
КЦП «Досуг» | Личностные качества: инициативность, ответственность и пр. | 6, 9, 11 кл. | 1 раз в год |
КЦП «Лидер» | Коммуникативно-организаторские способности | 6, 9, 11 кл. | 1 раз в год |
КЦП «Интеллект» | Общий интеллект, креативность | 7, 8, 10 кл. | 1 раз в год |
Учебная деятельность | Учебная мотивация | 5 – 11 классы | 1 раз в год |
1 Количество времени, требуемое на проведение диагностики (в часах) во всех указанных группах