СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модель Воспитательной системы в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приоритетными аспектами процесса воспитания являются общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, которые развивают в ребенке положительные качества, высоконравственные потребности и желание совершать добрые поступки. В основу моей воспитательной системы взят принцип сотрудничества, сотворчества, самоуправления, взаимопонимания, взаимоответственности и развития социальной активности. 

Просмотр содержимого документа
«Модель Воспитательной системы в 8 классе»


АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

"Школа №16 города Благовещенска"




























«Воспитание – великое дело:

им решается участь человека»

(В.Г. Ушинский)














Начался новый учебный год. Год, в который мои ребята вошли уже восьмиклассниками.

У любого педагога рано или поздно вырисовывается своя система общения с ребенком и детским коллективом. Из опыта работы у меня сложилась своя определенная система воспитательной работы с классом. Система достаточно динамична, легко меняется и дополняется с учетом возрастных особенностей детей на разных ступенях обучения и воспитания.

На основе своего опыта работы с учениками я пришла к выводу, что план воспитательной работы, ежегодно составляемый, в средней школе целесообразно заменить несколько расширенным аналогом, охватывая сразу пять лет обучения.

Естественно, конкретные мероприятия будут и должны меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, но основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей воспитательной работы.

Цель моей работы заключается в воспитании нравственно и физически здоровой, интеллектуальной личности, разносторонне подготовленной к успешной социализации.


























По моему мнению, личность – это многогранный феномен, включающий в себя различные структурные компоненты целостной системы:


- интеллектуальная личность – личность, усвоившая школьный объем знаний, способная к творческому самообразованию и саморазвитию;


- нравственная личность – личность, способная ответственно выбирать духовно-нравственные формы самореализации и самовыражения, т.е. внутренне готова к самосозидательной деятельности;


- личность, готовая к успешной социализации, по моему убеждению, должна:


  • иметь активную жизненную позицию;

  • уметь ставить цель и определять вариативные пути её достижения;

  • видеть варианты развития событий и быть готовой к преодолению трудностей;

  • уметь максимально объективно анализировать достигнутые результаты;

  • владеть коммуникативными навыками ведения диалога, корректного поведения в ситуации конфликта;


  • быть готовой к профессиональному самоопределению в непрерывно меняющихся условиях;

  • стремиться к достижению жизненного успеха;

  • иметь адекватную самооценку, сохранять уверенность в своих силах при возникновении трудностей в достижении поставленной цели.

Реализация такой многогранно поставленной цели воспитательной работы ставит передо мной, как педагогом-воспитателем главную задачу:


Смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на раскрытие и развитие индивидуальности подростка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Приоритетными аспектами процесса воспитания являются общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, которые развивают в ребенке положительные качества, высоконравственные потребности и желание совершать добрые поступки. В основу моей воспитательной системы взят принцип сотрудничества, сотворчества, самоуправления, взаимопонимания, взаимоответственности и развития социальной активности.

Я стремлюсь создать максимальную вариативность возможностей для постепенного расширения освоенного ребенком социального пространства, обогащения его индивидуального опыта.

Уровни социального пространства, которые осваивает человек можно систематизировать следующим образом:

  1. "Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).

  2. "Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).

  3. "Я и школа" (традиции в лицее, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).

  4. "Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).


В систему работы включены следующие программы:

  1. "Здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).

  2. "Учение" (определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).

  3. "Общение" (формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта).

  4. "Досуг" (создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга).

Через разнообразные формы работы я определяю для себя содержание воспитательной работы в классе, с учетом индивидуальных и психологических особенностей своих ребят и коллектива в целом.


Формы работы

Направления воспитательной работы

Экскурсии в помощь учебным программам, предметные недели,

Библиотечные часы, конкурсы «Копилка пятерок», «Самый, самый…»



Познавательная деятельность

Организация дежурства (по классу, школе), трудовые десанты, субботники, работа бригады хозяйственников


Трудовая деятельность


Час общения «Спорт - ты жизнь…», соревнование по баскетболу, волейболу, Осенний кросс


Спортивная деятельность

Уроки мужества, проведение правовых бесед, беседы по ПДД и ОБЖ, часы общения «Устав школы – это закон нашей жизни», «Что такое порядочность?», «Моя семья», музыкальные вечера



Ценностно-ориентированная деятельность

Классные вечера: «Знаем ли мы друг друга», «Женские истории…», «А если это любовь?», «С днем рождения!»

Традиционные общешкольные вечера;

Самоуправление в классе


Классные часы, беседы, встречи в рамках программы «Дороги, которые мы выбираем»


Свободное общение




Профориентационная деятельность


Развитие личности происходит в тесном взаимодействии:






Считаю что, классному руководителю необходимо определить и знать всех участников воспитательного процесса:


















Ц ЭВ



АмГУ

Б ГПУ



БИБЛИОТЕКА



«Русь»







ОТДЕЛ

СОЦИАЛЬНОЙ

З АЩИТЫ























Участники воспитательного процесса позволяют реализовать потребность в свободе выбора, развивать свои способности, расширить круг общения, реализовать «новые роли».




Воспитывающая деятельность на учебные годы.


  1. Участие класса в общешкольных мероприятиях:

Основной составляющей воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является участие класса во всех общешкольных мероприятиях согласно плану работы школы.

В воспитательной системе школы выделилась системообразующая деятельность – это совместная коллективная деятельность. Включение детей в жизнь общества происходит через программы воспитания «Я расту» (1-4кл.), «Я учусь быть человеком» (5-8кл.), «Примите в человечество меня» (9-11кл.). Формирование и развитие общественной активности детей происходит через участие в школьном самоуправлении. Учащиеся старшего звена являются членами Совета старшеклассников и организаторами внутришкольных дел.


Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе и способствует:

  • повышению уровня общительности каждого в отдельности;

  • развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом;

  • рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и весёлой семьи, название которой – школа;

  • формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.



  1. Связь с правоохранительными и досуговыми центрами села:

Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность в общении со сверстниками у них очень велика. Целесообразно сделать это общение позитивным и максимально интересным. Поэтому, на мой взгляд, нужно в максимальной степени использовать в воспитательной работе взаимодействие класса с правоохранительными и досуговыми центрами (ЦЭВ, библиотеками), активно откликаться на поступающие от них предложения и проявлять инициативу самим, тем более что возможность выхода коллектива за рамки школы, представляя свои достижения и делясь опытом, повышает уровень значимости каждого учащегося для коллектива, способствует формированию чувства собственного достоинства.


  1. Планируемые внутриклассные мероприятия:

  • систематическая еженедельная работа внутриклассных структур (учебный сектор, организаторы-затейники, цветоводы, художники и др.) – как звеньев слаженно работающего механизма по организации жизни класса;

  • проведение ежедневных пятиминуток – планерок «Планы – итоги»;

  • проведение правовых бесед; беседы по ОБЖ и ПДД – через взаимодействие с РОВД, библиотекой;

  • проведение тематических классных часов – Час Общения – темы выбираются самими учащимися или диктуются ситуацией в школе, стране, мире, а также могут быть предложены кл. руководителем;

  • проведение музыкальных, литературных и других вечеров, способствующих эстетическому развитию личности;

  • большое внимание уделяю работе по созданию традиций класса.


Традиция – это раз и навсегда найденная форма поведения, которая несёт в себе огромный потенциал.

Традиция – это ещё и лицо формирующегося коллектива. Традиции, если они добрые, обеспечивают уверенность и защищенность каждому ребенку. Рождается имидж класса и каждого ребенка теперь воспринимают через призму данного имиджа.

Традиционны классные часы «Поздравляем с днем рождения!», «Знаем ли мы друг друга?», «День Святого Валентина», «День мамы», организация самоуправления, совместная работа с учащимися и родителями и др.

При работе с детьми ориентируюсь на принцип живого общения: «Делай как я! Давай делать вместе! Делай сам, но если надо я помогу!».


  1. Примерная тематика классных часов:

  • «Устав школы – закон нашей жизни»;

  • «Давайте познакомимся!» или «Знаем ли мы друг друга?»;

  • «Последние годы детства… Что впереди?» (профессиональная и личностная ориентация подростков);

  • «Что такое порядочность?»;

  • «Защищать Отечество – твоя святая обязанность или вынужденная необходимость»;

  • «Женские истории…»;

  • «Спорт – ты жизнь!» (актуальным ли остается вопрос о ведении здорового образа жизни);

  • «Моя семья» и др.

  1. Работа с родителями учащихся:

Очень часто приходится слышать мнение, что все идет из семьи. Это действительно так – основные черты характера либо заложены генетически, либо сформированы под влиянием родителей в младенческие годы.

Идеальным вариантом воспитательной работы и самым продуктивным, на мой взгляд, является равноправное дружеское взаимодействие родителей, ребенка и классного руководителя, основанное на позитиве.


С этой целью планируется провести следующие мероприятия:

  • традиционные разговоры с родителями учащихся по телефону, причем о каких-либо достижениях их ребенка следует сообщать с той же частотой, что и о неудачах;

  • родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости, посещаемости учащихся, обсуждению хозяйственных вопросов;

  • заседания родительского комитета;

  • тематические родительские собрания, направленные на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей, например:

    • «Какие мы родители?»

    • «Знаем ли мы друг друга?»

    • «Кто они – взрослые или дети?»

    • «Давайте дружить…»

    • «Даете крылья или обрезаете?»


  1. Индивидуальная работа:

Роль индивидуальной работы очень велика, причем в равной степени и с детьми и с их родителями. В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно оценить создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом, на мой взгляд, важно помнить о том, что хвалить ребенка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине.


  1. Работа с педагогами:

  • систематическая организация встреч родителей с работающими в классе педагогами;

  • осведомление учителей предметников о состоянии здоровья учащихся;

  • знакомство учителей с условиями жизни и с взаимоотношениями в семье;

  • индивидуальные беседы ученика и классного руководителя при необходимости решения возникающих проблем;

  • выяснение у учителей-предметников причин снижения результативности работы того или иного ребенка, если таковое имеет место;

  • тесное сотрудничество с психологом школы.

Считаю, что данная система способствует решению поставленной задачи.

Зерна, посеянные в такой комплексной системе, дают свои всходы: формируется личность, готовая к самоутверждению, сплоченный коллектив.


Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы. Считаю, что необходимо знать ответы на вопросы:

  • Как работает моя система на практике?

  • Какова суть произошедших изменений?

  • В чем заключаются возможные недочеты?

Пытаясь найти ответы на поставленные вопросы, я пришла к выводу: необходимо проводить диагностику качества воспитательной работы в классном коллективе.



Цель диагностики

Методика

Время проведения

Выявление межличностных отношений, определение статуса личности в коллективе.



Анализ уровня развития коллектива, степени удовлетворенности учащихся коллективом.



Выявление типичных затруднений учащихся в учебной деятельности.


Выявление степени удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.


Изучение эффективности воспитательной работы.



Динамика развития личности и коллектива, эффективность воспитательной работы.

Социометрия, ранжирование.



Какой у нас коллектив?

(Лутошкин А.Н.)



Учебная мотивация



Наши отношения

(Фридман Л.М.)



Работа с родителями – анкетирование.



Анализ воспитательной работы.


Сентябрь



Октябрь





Декабрь



Январь




Март




Май





В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии гармоничной личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: "Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!".

Философской основой, объединяющей участников образовательного процесса, стала формирующаяся система ценностей и идей коллектива, которая развивает в личности социально значимые качества. Все эти качества я объединяю в понятие "социальная компетентность". Социальная компетентность, на мой взгляд, включает в себя следующие аспекты:

  • умение принимать решение, делать ответственный выбор;

  • готовность нести ответственность за свои поступки;

  • умение анализировать ситуацию;

  • умение понимать себя, свои потребности и устремления, относиться к себе с уважением, хранить чувство личного достоинства;

  • способность быть успешным в выбранном виде деятельности;

  • умение быть независимым, смело отстаивать свою позицию конструктивными, корректными способами;

  • осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности.

Все эти качества свойственны людям, имеющим чувство собственного достоинства и объединенным идеей личностного роста. Именно такими я и вижу в будущем своих воспитанников: умеющими отстаивать свои права, раскрывать свои способности, ориентироваться в мире жизненных ценностей и развивать общечеловеческие достижения во всех сферах жизни.


При оценке качества своей деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на определенные критерии:

  • Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся;

  • Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом;

  • Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива;

  • Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе;

  • Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;

  • Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность;

  • Степень вовлечения родителей в дела класса;

  • Осознанный выбор учащимися приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.


Я могу с уверенностью сказать, что данная система работает, т.к. все ребята из моего первого выпуска соответствуют современным требованиям общества, стремятся к самопознанию, самоопределению и саморегуляции.


Эффективность работы системы с данным классом подтверждается следующими результатами:

  • все обучающиеся успевают, из них большинство учатся на “4” и “5”;

  • все обучающиеся занимаются в кружках, спортивных секциях, факультативах;

  • нет детей, стоящих на учете в школе и ПДН;

  • класс занимает призовые места в спортивных соревнованиях, конкурсах, научно-исследовательских конференциях;

  • ребята являются участниками и организаторами общешкольных дел; в классе есть хороший актив;

  • целенаправленная работа по профориентации с детьми и родителями, способствует правильному самоопределению по окончанию основной школы;

  • найден тесный контакт с родителями; родительские собрания посещают все родители.