СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модели освоения и способы развития творческой деятельности детей.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В художественно-творческой деятельности дети вступают в диалог с миром различных искусств и воспроизводят ценности в творческом продукте: песне, рисунке, танце,импровизации, стихотворении и т.д. А педагог решает различные задачи...

Просмотр содержимого документа
«Модели освоения и способы развития творческой деятельности детей.»

МОДЕЛИ ОСВОЕНИЯ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ.

МОДЕЛИ ОСВОЕНИЯ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

В педагогическом аспекте творчество – это повышенная активность школьника, в результате которой он открывает много нового для себя – в своих возможностях, познании мира. Педагог влияет на творческий процесс обучаемого и указывает ему перспективу его развития.

В педагогическом аспекте творчество – это повышенная активность школьника, в результате которой он открывает много нового для себя – в своих возможностях, познании мира. Педагог влияет на творческий процесс обучаемого и указывает ему перспективу его развития.

В художественно-творческой деятельности дети вступают в диалог с миром искусств и воспроизводят ценности в материализованном творческом продукте (рисунок, импровизация, стихотворение), а педагог решает следующие задачи :  1. Развить потребность детей в активном эмоционально-эстетическом самовыражении через процесс и продукт художественно-творческой деятельности.   2. Научить каждого отображать в различных видах деятельности не только содержание, сюжет и способы художественной деятельности, но и ценности, отражённые в произведении искусств.

В художественно-творческой деятельности дети вступают в диалог с миром искусств и воспроизводят ценности в материализованном творческом продукте (рисунок, импровизация, стихотворение), а педагог решает следующие задачи : 1. Развить потребность детей в активном эмоционально-эстетическом самовыражении через процесс и продукт художественно-творческой деятельности. 2. Научить каждого отображать в различных видах деятельности не только содержание, сюжет и способы художественной деятельности, но и ценности, отражённые в произведении искусств.

3.Создать условия выбора обучаемым художественно-выразительных средств, усвоенных в процессе познания произведений, и переноса в собственную творческую деятельность знаков и символов искусств.  4. Стимулировать детей к созданию художественного образа на основе синтеза выразительных средств различных видов искусств.  5. Способствовать формированию опыта эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства, собственной художественной деятельности.  6. Формировать способы и средства речевой и художественной коммуникаций со взрослыми и сверстниками.

3.Создать условия выбора обучаемым художественно-выразительных средств, усвоенных в процессе познания произведений, и переноса в собственную творческую деятельность знаков и символов искусств. 4. Стимулировать детей к созданию художественного образа на основе синтеза выразительных средств различных видов искусств. 5. Способствовать формированию опыта эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства, собственной художественной деятельности. 6. Формировать способы и средства речевой и художественной коммуникаций со взрослыми и сверстниками.

Задачи художественного образования:  1) приоритет эмоционально-чувственного развития;  2) полихудожественное развитие;  3) «Сотворчество».    Исследователи показали, что реализация данных принципов предполагает активное постижение культурного наследия на основе произведений искусства, фольклора, сказок, которые вызывают у детей интерес, симпатию и основаны на преображении действительности в художественную при помощи приёмов персонификации образов.

Задачи художественного образования: 1) приоритет эмоционально-чувственного развития; 2) полихудожественное развитие; 3) «Сотворчество». Исследователи показали, что реализация данных принципов предполагает активное постижение культурного наследия на основе произведений искусства, фольклора, сказок, которые вызывают у детей интерес, симпатию и основаны на преображении действительности в художественную при помощи приёмов персонификации образов.

Художественная деятельность детей приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления и уточнения образов – представлений и овладение способами изображения, создания художественного образа. Каждый вид художественной деятельности имеет определённую технику, овладеть которой школьнику необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных художественных задач.
  • Художественная деятельность детей приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления и уточнения образов – представлений и овладение способами изображения, создания художественного образа.
  • Каждый вид художественной деятельности имеет определённую технику, овладеть которой школьнику необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных художественных задач.
В основе развития навыков художественно-творческой деятельности в области искусства лежит триада : познание – вдохновение – прогресс.
  • В основе развития навыков художественно-творческой деятельности в области искусства лежит триада : познание – вдохновение – прогресс.
 Словесные методы ( рассказ, объяснение, беседа и др.);  Наглядные (исполнение художественных произведений, рассматривание произведений ИЗО искусства, фотографий, предметов, музыкальных инструментов и т.д.);  Практические (упражнения в выполнении тех или иных действий, применяемых в разных видах художественной деятельности.  Эти методы направлены на передачу педагогом учебной информации и её активное восприятие учащимися. Педагог создаёт атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в художественных произведениях.

Словесные методы ( рассказ, объяснение, беседа и др.); Наглядные (исполнение художественных произведений, рассматривание произведений ИЗО искусства, фотографий, предметов, музыкальных инструментов и т.д.); Практические (упражнения в выполнении тех или иных действий, применяемых в разных видах художественной деятельности. Эти методы направлены на передачу педагогом учебной информации и её активное восприятие учащимися. Педагог создаёт атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в художественных произведениях.

Широко используется разнообразная зрительная наглядность: дидактические пособия, карточки, рисунки, показ способа действия ( в ИЗО – в способах построения художественного образа, в музыке – исполнение песни, пляски и др.), применение игровых ситуаций, ситуаций успеха с помощью открытой и скрытой помощью взрослого.
  • Широко используется разнообразная зрительная наглядность: дидактические пособия, карточки, рисунки, показ способа действия

( в ИЗО – в способах построения художественного образа, в музыке – исполнение песни, пляски и др.), применение игровых ситуаций, ситуаций успеха с помощью открытой и скрытой помощью взрослого.

Особое место занимают приёмы : поощрение, совет, напоминание, косвенное или прямое указание, анализ творческих работ.
  • Особое место занимают приёмы : поощрение, совет, напоминание, косвенное или прямое указание, анализ творческих работ.
Модель развития художественных навыков детей :   определение навыка; поиск информации о нём; выявление неизвестного; поиск способов художественного языка; создание художественного образа; эмоционально-выразительная оценка самостоятельности, правильности, оригинальности, выразительности.

Модель развития художественных навыков детей :

  • определение навыка;
  • поиск информации о нём;
  • выявление неизвестного;
  • поиск способов художественного языка;
  • создание художественного образа;
  • эмоционально-выразительная оценка самостоятельности, правильности, оригинальности, выразительности.
Тест « Как звучит картина».  Цель – определить способность к сложной синестезии .    Выполнение. Детям предлагается три репродукции пейзажа, различные по колориту и настроению (насыщенный, тёмный цвет картины; лёгкая, светлая гамма; цветовая контрастность; настроение – мрачное, светлой грусти, быстро сменяющееся).   Инструкция : а)расскажи, какую мелодию ты слышишь, глядя на картину; б) прочти стихотворение, какое ты вспомнишь, глядя на картину; в) покажи, где в картине наблюдается покой, а где – движение; г) назови средства выразительности, которые использовал художник для передачи настроения. Высший балл оценки – 12. верный ответ – 3 балла, неточный – 2, неверный – 1балл.

Тест « Как звучит картина». Цель – определить способность к сложной синестезии . Выполнение. Детям предлагается три репродукции пейзажа, различные по колориту и настроению (насыщенный, тёмный цвет картины; лёгкая, светлая гамма; цветовая контрастность; настроение – мрачное, светлой грусти, быстро сменяющееся). Инструкция : а)расскажи, какую мелодию ты слышишь, глядя на картину; б) прочти стихотворение, какое ты вспомнишь, глядя на картину; в) покажи, где в картине наблюдается покой, а где – движение; г) назови средства выразительности, которые использовал художник для передачи настроения. Высший балл оценки – 12. верный ответ – 3 балла, неточный – 2, неверный – 1балл.

Тест «Кто с кем дружит».  Цель – выявить способность к парной синестезии по определению адекватных средств выразительности.  Выполнение . Детям предлагают : а) два музыкальных произведения и одно литературное(изобразительное); б) два стихотворения и одно музыкальное произведение (изобразительное); в) поочерёдное изобразительное, музыкальное, литературное произведение.   Инструкция : «Послушай, посмотри и найди какие из произведений «дружат» друг с другом», высший балл – 9. Верный ответ – 3б., неточный – 2, неверный – 1 балл.

Тест «Кто с кем дружит». Цель – выявить способность к парной синестезии по определению адекватных средств выразительности. Выполнение . Детям предлагают : а) два музыкальных произведения и одно литературное(изобразительное); б) два стихотворения и одно музыкальное произведение (изобразительное); в) поочерёдное изобразительное, музыкальное, литературное произведение. Инструкция : «Послушай, посмотри и найди какие из произведений «дружат» друг с другом», высший балл – 9. Верный ответ – 3б., неточный – 2, неверный – 1 балл.

Задание «Замени фигурой».  Цель – определить особенности мыслительных операций при восприятии художественных произведений.   Выполнение. Выставить изображённый натюрморт из предметов разной формы. Показать, как закрыть один предмет геометрической фигурой. Предложить нарисовать точно такой натюрморт, заменив все изображённые предметы геометрическими фигурами разного цвета. Высший балл – 3. наполовину точно выполненное задание – 2, одна-две фигуры адекватно расположенные – 1.

Задание «Замени фигурой». Цель – определить особенности мыслительных операций при восприятии художественных произведений. Выполнение. Выставить изображённый натюрморт из предметов разной формы. Показать, как закрыть один предмет геометрической фигурой. Предложить нарисовать точно такой натюрморт, заменив все изображённые предметы геометрическими фигурами разного цвета. Высший балл – 3. наполовину точно выполненное задание – 2, одна-две фигуры адекватно расположенные – 1.

Тест «Разноцветное стихотворение».  Цель – определить степень эмоционально-эстетической отзывчивости на пейзажную лирику и умение соотносить интонацию, цветовую окраску.  Выполнение. Педагог выразительно читает лирическое пейзажное стихотворение, которое надо передать цветом.   Инструкция. «В стихотворении, которое я прочту, меняются состояния и настроения в природе. Цвет тоже говорит нам о настроении. Изобразите эти изменения цветом». Высший балл – 3. Верный ответ – изображают разнообразным цветом и адекватно стихотворению, вводят разнонаправленность линий, сопровождают речевой активностью.

Тест «Разноцветное стихотворение». Цель – определить степень эмоционально-эстетической отзывчивости на пейзажную лирику и умение соотносить интонацию, цветовую окраску. Выполнение. Педагог выразительно читает лирическое пейзажное стихотворение, которое надо передать цветом. Инструкция. «В стихотворении, которое я прочту, меняются состояния и настроения в природе. Цвет тоже говорит нам о настроении. Изобразите эти изменения цветом». Высший балл – 3. Верный ответ – изображают разнообразным цветом и адекватно стихотворению, вводят разнонаправленность линий, сопровождают речевой активностью.

Имитационная игра «Путешествие в мир произведения».  Цель – определять общее эмоциональное настроение произведения, применять средства выразительности.  Предложить детям мысленно попасть в произведение (литературное, музыкальное, изобразительное), выбрать место начала движения, определить ритм движений, который соответствует данному произведению, и способ путешествия в зависимости от содержания произведения: картина о лесе, путешествуем, пролетая виде птицы; стихотворение о зиме – принимаем образ снежинки; музыка о цветах – образ капельки-путешественницы. В ИЗО произведении ребёнок продвигает по картине плоскостное изображение своего образа в выбранное место. В музыкальном – импровизирует музыкальную фразу, предложение. В литературном – воспроизводит поэтические строки, меняя мимику соответственно текста. Остальные узнают, какие чувства испытывает показывающий.

Имитационная игра «Путешествие в мир произведения». Цель – определять общее эмоциональное настроение произведения, применять средства выразительности. Предложить детям мысленно попасть в произведение (литературное, музыкальное, изобразительное), выбрать место начала движения, определить ритм движений, который соответствует данному произведению, и способ путешествия в зависимости от содержания произведения: картина о лесе, путешествуем, пролетая виде птицы; стихотворение о зиме – принимаем образ снежинки; музыка о цветах – образ капельки-путешественницы. В ИЗО произведении ребёнок продвигает по картине плоскостное изображение своего образа в выбранное место. В музыкальном – импровизирует музыкальную фразу, предложение. В литературном – воспроизводит поэтические строки, меняя мимику соответственно текста. Остальные узнают, какие чувства испытывает показывающий.

«Измени внутреннее настроение человеку».  Цель – передавать эмоциональное настроение человека деталями.  Предложить серию «дети в искусстве» (на фоне пейзажа или в интерьере комнаты), определить изображённое настроение, объяснить, чем оно вызвано. Проиграть музыкальное произведение адекватное состоянию изображённого человека. Затем придумать ситуацию, которая изменила бы настроение человека, и накладными деталями (губы, брови, глаза) показать это на портрете, сочинить свою музыку нового настроения.

«Измени внутреннее настроение человеку». Цель – передавать эмоциональное настроение человека деталями. Предложить серию «дети в искусстве» (на фоне пейзажа или в интерьере комнаты), определить изображённое настроение, объяснить, чем оно вызвано. Проиграть музыкальное произведение адекватное состоянию изображённого человека. Затем придумать ситуацию, которая изменила бы настроение человека, и накладными деталями (губы, брови, глаза) показать это на портрете, сочинить свою музыку нового настроения.

Ролевые игры . Цель – уметь высказывать своё отношение к произведению.   «Общее произведение». Объединить детей в пары (художник и музыкант). Обсудить замысел будущих произведений, последовательность их создания, способы и материала. Создать так, чтобы одновременно демонстрировали созданное произведение – один звуками, другой красками.

Ролевые игры . Цель – уметь высказывать своё отношение к произведению.

  • «Общее произведение».

Объединить детей в пары (художник и музыкант). Обсудить замысел будущих произведений, последовательность их создания, способы и материала. Создать так, чтобы одновременно демонстрировали созданное произведение – один звуками, другой красками.

«Как бы кто сказал». Дети стоят перед репродукцией (или прослушивают музыку, или стихотворение) и зеркалом. Каждый мысленно выбирает себе знакомый и любимый литературный образ. Стоя перед зеркалом, дети высказывают своё отношение к произведению художника музыканта, поэта) жестами, интонацией. Дети отгадывают, чей образ представлен. «Незнайка». Дети выбирают Незнайку, предлагают ему различные произведения, исполняя роли звуков, мелодии, темпа, ритма, цвета, линии и т.д., т.е. средств выразительности, отвечают на вопросы Незнайки о значении этих средств для произведения.

«Как бы кто сказал».

Дети стоят перед репродукцией (или прослушивают музыку, или стихотворение) и зеркалом. Каждый мысленно выбирает себе знакомый и любимый литературный образ. Стоя перед зеркалом, дети высказывают своё отношение к произведению художника музыканта, поэта) жестами, интонацией. Дети отгадывают, чей образ представлен.

«Незнайка».

Дети выбирают Незнайку, предлагают ему различные произведения, исполняя роли звуков, мелодии, темпа, ритма, цвета, линии и т.д., т.е. средств выразительности, отвечают на вопросы Незнайки о значении этих средств для произведения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!