СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование фартука

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока в 6 классе на тему: "Моделирование фартука"

Просмотр содержимого документа
«Моделирование фартука»

Разработка открытого урока в 6 классе на тему:

"Моделирование фартука"

Учителя технологии Калашниковой Галины Александровны

Цель урокаДать представление о моделировании швейных изделий, ознакомить с различными видами отделки, познакомить учащихся с профессией “художник-модельер”, обучить приемам моделирования на примере фартука.

Задачи:

образовательные:

  • ознакомить с видами фартуков различного назначения и их отделкой;

  • с применение приемов моделирования при изготовлении новых моделей фартуков;

  • закрепить материал предыдущего урока;

  • применять полученные на предыдущих уроках знания;

  • работать с инструкционными картами или карточками-заданиями.

развивающие:

  • приобретать навыки самоконтроля в процессе её выполнения;

  • развивать понимание необходимости технологической последовательности обработки изделия;

  • развивать стремление к анализу и оценки своей работы;

  • формировать знания и умения об основных приемах моделирования;

  • развивать способность применять полученные знания в творческой деятельности;

  • развивать умения логически мыслить;

  • развивать общеучебные умения, наглядно-образное мышление, память, самостоятельность, навыки правильной организации рабочего места.

воспитательные:

  • воспитывать требовательность к качеству выполнения своей работы;

  • творческое отношение к труду;

  • культуру труда;

  • коллективизм, чувство взаимопомощи;

  • усидчивость;

  • художественный вкус;

  • стремление доводить свою работу до конца.

профориентационные:

  • формировать знания о профессии художника – модельера.

Тип урокакомбинированный представляет собой соединение элементов теоретических знаний и практических навыков.

Перечень изделий: карточки “Модели фартуков”, цветовой круг, эскизы моделей фартуков, эскизы карманов и нагрудников, карточки-задания.

Технические сведения:

  • получить знания о том, как создаются новые модели одежды;

  • познакомиться с профессией модельера;

  • научиться моделировать фартук и самим выступить в роли художника-модельера;

  • соблюдать правила безопасности труда при работе с ножницами;

  • правильно организовать своё рабочее место.

Наглядность, оборудование урока:

  • телевизор; нетбук, презентация

  • плакат «Букет настроения» и смайлики для рефлексии

  • флажки для упражнения «ДА-НЕТ»

  • образцы моделей фартуков;

  • линейки, цветные карандаши, бумага, ластик, шаблоны основы чертежа фартука, модели кукол, аппликации, ножницы, клей;

Практическая работа

  • разработка различных моделей фартуков с применением различного вида отделок.

Методы и формы обучения:

  • игра и беседа для повторения пройденного материала;

  • объяснительно-иллюстрированный инструктаж;

  • демонстрация презентации.

Межпредметные связи:

  • рисование, математика, черчение, история

Словарная работа:

  • “моделирование”, «фасон».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Задача данного этапа: подготовить учащихся к активной учебно-игровой

деятельности.

– Здравствуйте, девочки! На прошлом уроке Вы работали как конструкторы, создавая выкройку для фартука, а сегодня будете работать модельерами.

Для этого, я заранее попросила вас разделиться на бригады, выбрать название своего ателье, бригадира и нарисовать логотип. Вот что у вас получилось.

1 бригада будет работать в ателье под названием «Иголочка». В состав бригады входят: Татьяна, Ариана, Дарья и Ясмин. Бригадир - Татьяна.

2 бригада в составе Ангелины, Татьяны, Лизы и Карины будут работать в ателье «Маленькая фея». Бригадир - Ангелина.

3 бригада назвала свое ателье «ФаSON». И трудиться в нем будут: Варвара, Яна, Даяна и Дильназ. Бригадир - Яна.

Я прошу бригадиров подойти и получить таблички с названием своего ателье, а так же бланки для подсчета количества баллов, полученных на уроке и выставления оценок. Оценки бригадиры выставят самостоятельно в конце урока, с учетом набранных баллов.

Бланк подсчета результатов опроса.

Ателье № 1 “Иголочка”

№ Игрока

№ Ателье

Имя

работника

№ задания

Сумма баллов

Оценка за урок

1

2

3

4

5



1

1


 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 













- А сейчас откройте, пожалуйста, тетради и запишите число и тему урока: МОДЕЛИРОВАНИЕ ФАРТУКА. (слайд 2)

-ПОПРОБУЙТЕ, ИСХОДЯ ИЗ ТЕМЫ УРОКА, СФОРМУЛИРОВАТЬ ЦЕЛЬ. (ответы учащихся)

-Цель: НАУЧИТЬСЯ МОДЕЛИРОВАТЬ ФАРТУК.(слайд 3)

2. Повторение пройденного материала: 

Задача данного этапа: повторение опорных знаний по конструированию

фартука с нагрудником, формирование познавательных мотивов к усвоению

новых знаний.

- Прежде чем перейти к новой теме – повторим пройденный материал.

Для этого я прошу от каждого ателье выйти по одному человеку для работы у доски по индивидуальным заданиям. Задания разной сложности, следовательно, и количество баллов, полученных за правильный ответ, будет разным. А кому какое задание выполнять - определим жеребьевкой. (вытаскивают карточки с номерами №1. №2. №3.)

Задание №1 Собери шв. машину (на доске картинка швейной машины, отдельно напечатаны слова - обозначения основных узлов, надо магнитами прикрепить рядом). В случае правильного ответа за это задание, отвечающий получает 5 баллов.

Задание № 2 Определить по чертежу какая мерка соответствует отрезкам ВТ, ТН. За правильный ответ-4 балла.

Задание № 3 . Запиши названия мерок согласно обозначениям:

а)ДН ____________ в) СТ_________________

б) ДИ ______________ г) СБ _________________

За правильный ответ-3 балла.



















Устный опрос  (Слайд 4)

ВОПРОС-ОТВЕТ



1

2

3

4

5

6



Перед вами 6 цифр, за которыми спрятаны вопросы. За каждый правильный ответ вы получаете баллы от 1до 5, взавиимости от сложности вопроса, в случае все же незнания правильного ответа или неполного ответа, право ответа передается другой команде. Под двумя цифрами спрятаны вопросы-сюрпризы. Итак, начинаем. 1 ателье «Иголочка», выбирайте номер вопроса.

Вопросы- сюрпризы: Кот в мешке (2 вопроса, за правильный ответы можно получить 4 балла), Блиц-турнир (3 вопроса, отвечает 1 человек из команды, за правльные ответы 5 баллов).

      1. Какие мерки нам понадобились для построения чертежа фартука?

      2. Как называется процесс построения фартука?

      3. Из каких деталей состоит фартук?

      4. КОТ В МЕШКЕ: 2 вопроса из категории машиноведение:

Какая деталь швейной машины продвигает ткань?

На швейной машине с ручным приводом лишнее…(выбрать )

      1. БЛИЦ-ТУРНИР: 3 вопроса, отвечает только один из бригады.

Какие величины при снятии мерок не делят пополам?

По какой стороне фигуры снимают мерки?

Расшифруй обозначение масштаба: 1:1, 1:4

      1. Почему чертеж фартука можно сделать на половину фигуры?



Сейчас, мы вспомнили то, что изучали на предыдущих уроках, можно сделать вывод – чтобы сшить фартук – сначала измеряют фигуру человека, согласно мерок, по специальным расчетам – строим чертёж выкройки и этот процесс называется – конструирование.

3 Объяснение нового материала.

Задача данного этапа: формирование у учащихся представлений о

моделировании фартука с нагрудником.

Чтобы дать определение и понять, что такое моделирование – давайте обратимся к истории возникновения фартука.(слайд с 14-20)

Фартук – широко распространённая и почти не меняющаяся часть одежды с древних времён и до наших дней. Его история начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу из кожи или сплетённых тростниковых стеблей. Назывался он передником.

С течением времени передник стал повсеместно распространённым видом одежды. Начиная с эпохи средневековья передник стал постоянной принадлежностью рабочей одежды. Его носили повара, сапожники, кузнецы и представители других профессий.

Было время, когда передник был модным аксессуаром. В XIV в. француженки носили его и дома и на прогулке. Европейская мода изобрела несколько видов передников для разных случаев жизни.

Со временем передник стал частью народного костюма. Такой передник надевали по особо торжественным случаям. После Первой мировой войны передник перестал существовать как декоративный элемент и стал принадлежностью бытовой рабочей и производственной одежды.

На сегодняшний день фартук является разновидностью рабочей и производственной одежды, а так же могут быть как мужскими, так и женскими.

Незаменим фартук и как элемент школьной одежды. (слайд 19)

А посмотрите какое количество любимых нами героев сказок и мультфильмов носили разнообразные фартуки. (слайд 20)

Слайд 21-24 – объяснение какие виды фартуков бывают, из какого материала следует шить.

Показ карточек с разными фасонами фартуков. Обсуждение: в чем сходство и различие.



























Подвожу учащихся к выводу, что модели фартуков отличаются друг от друга формой, цветом и отделкой. То, чем одна модель отличается от другой, называется фасоном, (записать в тетрадь)

Слайд 25 - Запишите, пожалуйста, что по покрою фартуки бывают: на поясе, с нагрудником и цельнокроеные.

.Вы рассмотрели разные виды фартуков, а сейчас скажите, готовы ли вы самостоятельно выполнить моделирование фартука на данном этапе урока?

- Нет.

-Почему?

- Недостаточно знаний.

Мы не знаем, как выполнить моделирование фартука?

- Правильно! Вы сами сформулировали проблему. Давайте попробуем ее решить на сегодняшнем уроке.

(На экране высвечивается проблема «Как выполнить моделирование фартука?»)- слайд 26.

Моделирование – это изменение формы деталей одежды и подбор различных видов отделки (запись в тетрадь) – слайд 27

Слайд 28 - Моделирование бывает художественным и техническим. Художественное моделирование выполняет художник- модельер, в его обязанности входит разработка эскиза будущей модели с подробным описанием. Создавая модель одежды художник- модельер прежде всего, руководствуется формулой:

ДЛЯ КОГО+ДЛЯ ЧЕГО+ИЗ ЧЕГО=МОДЕЛЬ ОДЕЖДЫ

(формулу составляю на доске из заготовленных модулей)



Техническим моделированием занимается художник-конструктор, который разрабатывает чертеж основы и изготавливает выкройку.

Можно выделить несколько способов моделирования фартука:

(запись в тетрадь) (сопровождается слайдом №29-33)

- изменение геометрических размеров и формы отдельных деталей фартука.

- применение художественной отделки.

- изменение длины изделия.

Естественно, что при разработке новой модели можно применять сразу несколько способов моделирования.

И чуть подробнее о каждом разделе:

Самый простой способ моделирования фартука – изменение геометрической формы деталей, но надо помнить, если мы уже изменили форму какой - либо детали, надо обязательно применить эту форму для другой, хотя бы одной детали фартука

Мода на цветовые сочетания меняется гораздо чаще, чем на формы и детали костюма. Это говорит о том, что цвет занимает очень важное место в общей композиции. То же самое можно сказать и о декоративной отделке. Современные модельеры используют разнообразные её виды: ткань другого цвета или фактуры, вышивку, декоративные строчки, тесьму, кружевааппликацию. Правило здесь одно: соблюдение чувства меры.

Как подобрать гармоничный цвет отделки? Проще всего сделать это с помощью цветового круга, который строится на четырех основных цветах: красный – зеленый, желтый – синий. Они в круге расположены на протии друг друга и называются контрастными. Цвета, которые расположены рядом с ними, имеют название родственных цветов. Добиться гармоничного цветового сочетания можно, если использовать в отделке тот же цвет, что присутствует в основной ткани изделия (ткань с рисунком) или же цвет отделки контрастный основному фону.

4 Закрепление нового материала

Задача данного этапа: проверка усвоения учащимися новых знаний.

Упражнение ДА-НЕТ

У вас на столах лежат красные и зеленые флажки. Я буду зачитывать утверждения, и если вы согласны со мной, то поднимайте зелёный флажок, если нет – то красный. Правила понятны? Тогда начнем.

        1. Создание эскиза модели выполняет художник - модельер. Да

        2. Построение чертежа изделия это моделирование. Нет

    1. Рисунок, выполненный от руки, называется чертеж. Нет

4Изменение формы деталей одежды и подбор различных видов отделки – это моделирование. Да

5Фартук для приготовления пищи следует шить из ткани, переносящей частые стирки. Да

6 Фартук-это аксессуар модной одежды. Нет

7 Фартук- разновидность специальной одежды. Да



Всем спасибо! Вы хорошо усвоили новый материал и готовы к выполнению практической работы, но сначала немного отдохнем, приглашаю вас на веселую физминутку. (Слайд 35)





















5 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Задача данного этапа: на основе полученных знаний выработать умения по созданию эскиза и изменению конструкции чертежа в соответствии с эскизом; воспитывать умение работать самостоятельно.

Слайд 36 (на слайде при каждом щелчке мыши появляются инструменты, необходимые для работы, учащиеся должны назвать их на казахском языке)

Сегодня для выполнения практической работы нам понадобятся: ножницы, карандаш, линейка, ластик, цветные карандаши, лист бумаги.

И перед началом работы вспомним ТБ с ножницами. (слайд 37)

Время выполнения 10 мин.

Работа с технологической картой (карта прилагается).

п.п.

Последовательность операций

Чертеж

Инструменты и приспособления

ТБ

1.

Обведите лекало (шаблон-выкройку основы) фартука на альбомный лист.

Альбомный лист, лекало фартука, карандаш.

 

2

Нанесите фасонные линии изменения формы деталей, создайте эскиз задуманной модели.

Фигурное лекало, линейка, карандаш.

 

3.

Лист цветной бумаги перегните на ширину фартука, лицевой стороной вовнутрь, приложите лекало фартука вплотную к сгибу и обведите.

Цветная бумага, карандаш, лекало фартука.

 

4.

На цветной бумаге повторите фасонные линии создаваемой модели, вырежьте полученный чертёж, приклейте на альбомный лист рядом с эскизом.

Цветная бумага, фигурное лекало, карандаш, ножницы, клей, альбомный лист.

ТБ 
ножницы

5.

Для задуманной модели фартука подберите цветовое решение отделки.

Различные варианты отделок, аппликации, клей, ножницы.

ТБ 
ножницы



Раздаю листочки и лекало – в конструировании это готовые выкройки, как и чертеж, выполнены в половинном размере.

Сначала выполнить эскиз (сделанный от руки рисунок с соблюдением пропорций). Лист бумаги перегибаем лицевой стороной во внутрь на ширину фартука, обводим лекало, наносим фасонные линии, вырезаем (с соблюдением всех правил ТБ), п раскрашиваем, придумываем отделку, подбираем её по цвету, наклеиваем на придуманную модель.

Готовый вариант наклеиваем куклу.



Предлагаю: “Объясните свой выбор”. Для кого, для чего и из чего будет ваш фартук.

























6 Заключительный инструктаж.

Задача данного этапа: подведение итогов, рефлексия.

  • На завершающем этапе занятия демонстрирую наиболее удачные работы.

  • Предлагаю учащимся ответить, чему они научились и как полученные знания и умения могут быть ими использованы.

  • Проводим анализ допущенных ошибок.

  • Выставляю текущие оценки и вношу их в таблицу (помогают подвести итоги урока – бригадиры).

-Давайте вспомним, какая у нас была проблемная ситуация, которую надо было решить в течение урока? (слайд 39)

-Нам это удалось? - Как вы считаете, мы справились с этой проблемой? Научились моделировать фартук? (ответы детей)

- Тогда прошу вас высказаться. (слайд 40)

- Запишите домашнее задание.

Подсчитать расход количества ткани по формуле:

Дн + Днч + 10 см

Домашнее задание: принести выкройку, ткань, рабочую коробку.

























А СЕЙЧАС Я ПРЕДЛАГАЮ СОБРАТЬ БУКЕТ НАСТРОНИЯ. НА СТОЛАХ У ВАС ЕСТЬ СМАЙЛИКИ. ПРОШУ ВЫБРАТЬ ТОТ, КОТОРЫЙ СООТВЕТСТВУЮТ ВАШЕМУ НАСТРОЕНИЮ И ПРИКРЕПИТЬ К БУКЕТУ.

-Какой прекрасный букет мы с вами собрали! Я желаю вам. Чтобы вы сохранили хорошее настроение хотя бы до конца этой недели.

ВСЕМ СПАСИБО ЗА УРОК!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!