СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моделирование методической темы как инновационного проекта

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как внедретить инновационные проекты, созадать новые инновационные продукты в дополнительном образовании.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование методической темы как инновационного проекта»

Моделирование методической темы как инновационного проекта Белкина Л.Э. методист МКУДО «ДДЮТ»

Моделирование методической темы как инновационного проекта

Белкина Л.Э.

методист МКУДО «ДДЮТ»

Методическая тема  как инновационный проект Что такое инновация? Делаем выбор.  Как соотносятся инновации и новации?  Что такое инновационный проект?

Методическая тема как инновационный проект

  • Что такое инновация? Делаем выбор.
  • Как соотносятся инновации и новации?
  • Что такое инновационный проект?
Подходы  к определению инноваций А.И.Субетто определяет инноватику как комплексную дисциплину, включающую прогностику, креатологию и интеллектику А.В.Хуторской считает инноватику новой отраслью научно-педагогического знания, изучающей технологии, процессы развития школы, новую практику образования

Подходы к определению инноваций

  • А.И.Субетто определяет инноватику как комплексную дисциплину, включающую прогностику, креатологию и интеллектику
  • А.В.Хуторской считает инноватику новой отраслью научно-педагогического знания, изучающей технологии, процессы развития школы, новую практику образования
Подходы  к определению инноваций  Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. (Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832).

Подходы к определению инноваций

  • Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. (Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832).
 Инновационное обучение Целенаправленно проектируемый, осознанно организуемый процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культурологических знаний. Целенаправленно организованная социальная ситуация развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее (смысло- и целеполагание), так и процесс достижения готовности к участию в его осуществлении.

Инновационное обучение

  • Целенаправленно проектируемый, осознанно организуемый процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культурологических знаний. Целенаправленно организованная социальная ситуация развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее (смысло- и целеполагание), так и процесс достижения готовности к участию в его осуществлении.
Свойства  инновационного обучения Инновационное обучение — это исторически новый тип социальной организации учения, соответствующий особенностям общественного развития и типу культуры новейшего времени.  В рамках инновационного обучения создаются условия развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития. В структуре инновационного обучения по-новому разрешаются противоречия между традицией и инновацией, между репродуктивными и творческими компонентами учения. Ведущую роль в этих взаимосвязях играет инновационное, творческое начало, определяющее отбор традиций и содержание репродуктивных актов. Основой реализации инновационного, творческого характера учения служит новый тип социальных отношений между старшим и младшим поколениями, между учителем и учениками. Это демократические отношения, предлагающие взаимную помощь, сотрудничество и сотворчество.

Свойства инновационного обучения

  • Инновационное обучение — это исторически новый тип социальной организации учения, соответствующий особенностям общественного развития и типу культуры новейшего времени.
  • В рамках инновационного обучения создаются условия развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития.
  • В структуре инновационного обучения по-новому разрешаются противоречия между традицией и инновацией, между репродуктивными и творческими компонентами учения. Ведущую роль в этих взаимосвязях играет инновационное, творческое начало, определяющее отбор традиций и содержание репродуктивных актов. Основой реализации инновационного, творческого характера учения служит новый тип социальных отношений между старшим и младшим поколениями, между учителем и учениками. Это демократические отношения, предлагающие взаимную помощь, сотрудничество и сотворчество.
Различение понятий «новация» и «инновация» / по  Слободчикову В.И/ Критерии  Новация  Масштаб целей и задач  Инновация  Частный  Методологическое обеспечение  В рамках существующих теорий  Системный Научный контекст  Выходит за рамки существующих теорий  Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения  Характер действий (качество)  Экспериментальный (апробирование частных нововведений)  Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки  Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Различение понятий «новация» и «инновация» / по Слободчикову В.И/

Критерии

Новация

Масштаб целей и задач

Инновация

Частный

Методологическое обеспечение

В рамках существующих теорий

Системный

Научный контекст

Выходит за рамки существующих теорий

Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения

Характер действий (качество)

Экспериментальный (апробирование частных нововведений)

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Критерии  Новация  Характер действий (количество)  Инновация  Ограниченный по масштабу и времени  Тип действий Целостный, продолжительный  Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Реализация  Результат, продукт  Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией Проектирование новой системы деятельности в данной практике Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности Изменение отдельных элементов в существующей системе Новизна  Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Последствия  Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Критерии

Новация

Характер действий (количество)

Инновация

Ограниченный по масштабу и времени

Тип действий

Целостный, продолжительный

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Реализация

Результат, продукт

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией

Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Изменение отдельных элементов в существующей системе

Новизна

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики

Последствия

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Классификация инноваций Способ возникновения: планомерный стихийный Глубина преобразования:  - модификационные - комбинаторные - радикальные, авторские Основание для классификации  Сфера осуществления: -содержание образования -технологии -формы организации и обучения -апробация новых учебно-  методических комплектов  -система управления Признак масштабности : локальный модульный системный

Классификация инноваций

Способ возникновения:

  • планомерный
  • стихийный

Глубина преобразования:

- модификационные

- комбинаторные

- радикальные, авторские

  • Основание для классификации

Сфера осуществления:

-содержание образования

-технологии

-формы организации и обучения

-апробация новых учебно-

методических комплектов

-система управления

Признак масштабности :

  • локальный
  • модульный
  • системный
Инновации в системе управления Структурные инновации – деятельность кафедр, методических объединений, творческих и проблемных групп, создание научных обществ и др. Функциональные инновации – разработка локальных актов, методических рекомендаций, программ развития и др.

Инновации в системе управления

  • Структурные инновации – деятельность кафедр, методических объединений, творческих и проблемных групп, создание научных обществ и др.
  • Функциональные инновации – разработка локальных актов, методических рекомендаций, программ развития и др.
Аналитический отчет  Н а какие вопросы следует ответить: -проблема(определить потребности в изменениях); - сбор информации и анализ педагогической ситуации; - цель инновации или нововведения; - задачи; - ресурсы; - продукт; -критерии оценки эффективности методического проекта.

Аналитический отчет

Н а какие вопросы следует ответить:

  • -проблема(определить потребности в изменениях);
  • - сбор информации и анализ педагогической ситуации;
  • - цель инновации или нововведения;
  • - задачи;
  • - ресурсы;
  • - продукт;
  • -критерии оценки эффективности методического проекта.
Проблемно-ориентированный анализ Условия --- процесс --- результат Направление анализа( от результата к условиям)  Направление анализа( от результата к условиям)

Проблемно-ориентированный анализ

Условия --- процесс --- результат

Направление анализа( от результата к условиям)

  • Направление анализа( от результата к условиям)
Учебные достижения Уровни усвоения содержания образования Уровни учебных достижений I уровень Информированность II уровень III уровень Грамотность –способность решать стандартные задачи Компетентность Способность решать средствами предмета

Учебные достижения

Уровни усвоения содержания образования

Уровни учебных достижений

I уровень

Информированность

II уровень

III уровень

Грамотность –способность решать стандартные задачи

Компетентность

Способность решать средствами предмета

Мониторинг умений  Области деятельности Умения Познавательная Сравнение, анализ, классификация, обобщение Речевая Поиск и преобразование информации, построение письменного высказывания по заданному вопросу Учебный предмет Умения: лингвистические компетенции, коммуникативные компетенции

Мониторинг умений

Области деятельности

Умения

Познавательная

Сравнение, анализ, классификация, обобщение

Речевая

Поиск и преобразование информации, построение письменного высказывания по заданному вопросу

Учебный предмет

Умения: лингвистические компетенции, коммуникативные компетенции

Ключевые компетенции Совет Европы принял определение 5 ключевых компетенций:  - политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;  - компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков, религий;  - компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией. В этом контексте всё большую важность приобретает владение более, чем одним языком ;  - компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения. способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой.  - способность учиться на протяжении всей жизни в качестве непрерывного обучения в контексте как личной професссиональной, так и социальной жизни

Ключевые компетенции

  • Совет Европы принял определение 5 ключевых компетенций:

- политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

- компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков, религий;

- компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией. В этом контексте всё большую важность приобретает владение более, чем одним языком ;

- компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения. способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой.

- способность учиться на протяжении всей жизни в качестве непрерывного обучения в контексте как личной професссиональной, так и социальной жизни

Основные дефициты в учебных умениях отечественных школьников по тестам PISA Невнимательность к деталям При решении задач по математике или естествознанию возникают трудности, если требуется дать качественный, а не точный ответ Затруднение при работе с составными текстами Не сформированы различные типы чтения ( просмотровое, поисковое, с ориентацией на отбор нужной информации и т.п.) Отсутствие опыта работы с текстами разных типов (бытовых, научно-популярных., публицистических) Неумение самим устанавливать тот уровень сложности, точности, детализации, который обеспечит успешное решение задачи Анализ содержания задания подменяется поиском внешних( часто ложных) указаний на способ решения Неумение привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условиях задачи

Основные дефициты в учебных умениях отечественных школьников по тестам PISA

  • Невнимательность к деталям
  • При решении задач по математике или естествознанию возникают трудности, если требуется дать качественный, а не точный ответ
  • Затруднение при работе с составными текстами
  • Не сформированы различные типы чтения ( просмотровое, поисковое, с ориентацией на отбор нужной информации и т.п.)
  • Отсутствие опыта работы с текстами разных типов (бытовых, научно-популярных., публицистических)
  • Неумение самим устанавливать тот уровень сложности, точности, детализации, который обеспечит успешное решение задачи
  • Анализ содержания задания подменяется поиском внешних( часто ложных) указаний на способ решения
  • Неумение привлекать информацию, которая не содержится непосредственно в условиях задачи
Современная трактовка образовательных достижений Новые цели и ценности образования: освоение предметных знаний, умение применять знания, овладение междисциплинарными умениями, коммуникативными умениями, умениями работать с информацией, умениями учиться и совершенствоваться, умениями решать проблемы

Современная трактовка образовательных достижений

Новые цели и ценности образования:

  • освоение предметных знаний,
  • умение применять знания,
  • овладение

междисциплинарными умениями,

коммуникативными умениями,

умениями работать с информацией,

умениями учиться и совершенствоваться,

умениями решать проблемы

Методика С.Френе Я критикую Я хвалю Я ХОТЕЛ БЫЛ Я СДЕЛАЛ

Методика С.Френе

  • Я критикую
  • Я хвалю
  • Я ХОТЕЛ БЫЛ
  • Я СДЕЛАЛ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!