Класс 9 | № урока Раздел 4 урок № 6 | Дата | Примечания __________ |
Тема урока: Модификационная (фенотипическая) изменчивость Тип урока: открытия нового знания, лабораторная работа Место урока: Раздел урок № |
Планируемые результаты: Личностные - соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества. |
Метапредметные -умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения, корректировать работу на уроке в случае необходимости. - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
Предметные - развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире - сформировать представление о биогенетическом законе и закономерностях индивидуального и исторического развития живых организмов. |
УУД: |
личностные: соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки зрения, применять правила делового сотрудничества. |
познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; сформировать представление о модификационной изменчивости, ее причинах, научиться определять норму реакции. |
регулятивные: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. |
коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу. |
Цель: продолжить формирование знаний об изменчивости, изучить явление фенотипической изменчивости, её свойства. |
Задачи урока: Образовательные: -Обеспечить закрепление основных биологических понятий: фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая. -Рассмотреть примеры фенотипической изменчивости. -Выявить свойства фенотипической изменчивости и её значение в эволюционном процессе. Воспитательная: -Обратить внимание учащихся на необходимость здорового образа жизни, т. к. причиной большинства заболеваний является неправильный образ жизни человека. Развивающие: -Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, сравнивать и обобщать накопленные знания, анализировать и устанавливать причинно-следственную связь. |
ИОР, проект «Вся биология». Режим доступа: http://www.sbio.info/materials/obbiology/obbevolut/44; Журнал «Биология» Режим доступа: http://bio.1september.ru/view_article.php?ID=200502403 ЭОР, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.scool-collection.edu.ru ЦОР, Единая коллекция ЦОР. Режим доступа: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ba537218-1ff4-b536-5bac-d696ac951bd8/1000308A.htm ТСО компьютер |
Предыдущее домашнее задание: параграф 33 с. 162-166; в рабочей тетради № 3, №7 (по выбору). |
Что проверить: понимание учебного материала, умение лаконично и четко формулировать ответ на вопрос в письменной форме, анализировать изученный материал. |
Не забыть:? |
Ход урока |
Деятельность учителя | Время от начала урока | Деятельность учащихся | Время, затраченное обучающимися | Ожидаемые результаты |
Организационный момент |
-приветствие; -проверка отсутствующих; -проверка готовности класса к уроку. | со звонком на урок | - приветствуют учителя -готовятся к уроку -занимают свои рабочие места | | Метапредметные: Коммуникативные УУД 1. слушают и понимают речь учителя. Регулятивные УУД: 1. оценивают правильность поведения на уроке. Личностные УУД: 1. правильно идентифицируют себя с позицией учащегося. |
Актуализация опорных знаний, формулирование темы и задач урока, мотивация к изучению новой темы (работа с презентацией) |
-демонстрирует слайд 1 -задает вопросы -направляет ход мысли обучающихся -конкретизирует тему и задачи урока -мотивирует к открытию нового знания | мин | -рассуждают, отвечают на вопросы -заносят схему в тетрадь -формулируют тему и задачи урока -настраиваются на открытие нового знания | мин | Предметные: 1. умеют сравнивать и обобщать признаки живых организмов, выделять главные, классифицировать на группы. 2. умеют рассматривать биологические объекты и понятия с разных точек зрения. Метапредметные: Познавательные УУД: 1.осознанно строят речевое высказывание в устной форме; Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя и одноклассников; Регулятивные УУД: 1.определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; Личностные: 1. руководствуются значимыми учебными мотивами; |
Этап открытия новых знаний (работа с презентацией) |
-демонстрирует, комментирует презентацию -задает вопросы -формулирует новые понятия | мин | -отвечают на вопросы -сравнивают, строят предположения -записывают термины в тетрадь | мин | Предметные: 1. работают с презентацией и текстом с пониманием основного содержания. Метапредметные: Познавательные УУД: 1.осознанно строят речевое высказывание в устной форме; 2.сравнивают, строят предположения, аргументируют свое мнение. Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя и одноклассников; 2.воспирнимают мнения одноклассников в соответствии с нормами общения, правилами поведения и этикета. Регулятивные УУД: 1. самостоятельно регулируют свою активность и поведение на уроке избегая конфликтов. Личностные: 1.правильно идентифицируют себя с позицией учащегося; руководствуются значимыми учебными мотивами. |
Первичная проверка понимания (привести пример, совместные выводы) |
-зачитывает биологические утверждения | мин | -отвечают, объясняют свою точку зрения | мин | Предметные: 1. работают с презентацией и текстом с пониманием основного содержания. Метапредметные: Познавательные УУД: 1.осознанно строят речевое высказывание в устной форме; 2.осознанно доказывают свою точку зрения. Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя и одноклассников; 2. умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: 1. прогнозируют результат и уровень усвоения знаний. Личностные: 1. самостоятельно оценивают качество усваивания изучаемого материала. |
Динамическая пауза |
-ведет динамическую паузу | мин | -выполняют необходимые упражнения | мин | Метапредметные: Регулятивные УУД 1.саморегулирую свою деятельность для мобилизации сил и энергии. |
Первичное закрепление нового знания (работа в парах или микрогруппах, лабораторная работа) |
-ставит проблему -координирует работу обучающихся | мин | - работают в парах - формулируют вопросы -разрабатывают рекомендации | мин | Предметные: 1. осознанно работают раздаточным материалом по заданному алгоритму 2.умеют анализировать информацию и делать выводы. Метапредметные: Познавательные УУД: 1.осознанно строят речевое высказывание в устной форме и письменной , задают вопросы. 2.осознанно доказывают свою точку зрения. 3. самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя и одноклассников; 2. умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: 1. само регулируют поведение для избегания конфликтных ситуаций. |
Применения новых понятий (индивидуальная работа по разно уровневым карточкам) |
-объясняет, направляет | | - работают с карточками | мин | Предметные: 1. осознанно работают с текстом с пониманием основного содержания. 2.умеют анализировать информацию и делать выводы. Метапредметные: Познавательные УУД: 1. самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем. 2. структурируют знания. Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя. Регулятивные УУД: 1. само регулируют способ деятельности при работе. |
Сообщение домашнего задания. |
-поясняет, дает рекомендации | мин | -записывают в дневник, уточняют | мин | Метапредметные Коммуникативные УУД: 1.слушают и понимают речь учителя. |
Рефлексия |
- слушает, делает выводы | мин | - рефлексируют | мин | Метапредметные: Познавательные УУД 1. выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. |
Подведение итогов урока. Выставление оценок. |
-подводит итоги урока -выставляет оценки | мин | -слушают, делают выводы | мин | Метапредметные Познавательные УУД 1.адекватно оцениваю результаты своей работы. |
Если осталось время: Новости науки. Краткая информация о последних открытиях или интересных фактах в области биологии. |
Домашнее задание: |
Первый уровень: 1. Параграф 34, с 166-169 – обязательное для всех |
Второй уровень: 2. Составьте 5 тестовых заданий по теме «Индивидуальное и историческое развитие организмов». |
Третий уровень: 3. По желанию: Нарисуйте комикс (серию рисунков с пояснениями) на тему «Онтогенез лягушки». |
Заметки: |
Тема урока: | Модификационная (фенотипическая) изменчивость |
Тип урока | ОНЗ, лабораторная работа |
Цель: | продолжить формирование знаний об изменчивости, изучить явление фенотипической изменчивости, её свойства. |
Педагогические задачи | Образовательные: -Обеспечить закрепление основных биологических понятий: фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая. -Рассмотреть примеры фенотипической изменчивости. -Выявить свойства фенотипической изменчивости и её значение в эволюционном процессе. Воспитательная: -Обратить внимание учащихся на необходимость здорового образа жизни, т. к. причиной большинства заболеваний является неправильный образ жизни человека. Развивающие: -Продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, выделять главное, сравнивать и обобщать накопленные знания, анализировать и устанавливать причинно-следственную связь. |
Коррекционные задачи | 1.Развивать умение логично и аргументированно высказывать свою точку зрения и задавать вопросы через беседу с учителем и одноклассниками во время выполнения работы в микро группах, выполнение групповой работы (лабораторная работа); 2. Развивать умение выделять главное в характеристике предметов и объединять их в группы при работе с натуральными объектами; 3.Развивать умение анализировать и делать выводы. |
Планируемые результаты: |
Личностные | - формирование уважительного отношения к иному мнению. - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. |
Метапредметные результаты / УУД | познавательные: умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; регулятивные: умение ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, корректировать деятельность в процессе урока, анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной или неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, высказывать и аргументировать свою точку зрения по вопросу, умение строить речевое устное и письменное высказывание. |
Предметные результаты | Знать: понятие модификационная изменчивость, причины и следствия модификаций, фенотипическая изменчивость, норма реакции, фенотип, модификация, вариационная кривая |