СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульная технология обучения как условие развития активности и самостоятельности учащихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Обучение ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» - эти слова Анатоля Франса подчёркивают суть технологии модульного обучения, которую я применяю в своей работе.«Обучение ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» - эти слова Анатоля Франса подчёркивают суть технологии модульного обучения, которую я применяю в своей работе.

Просмотр содержимого документа
«Модульная технология обучения как условие развития активности и самостоятельности учащихся»


МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


Бояринцева Анджелика Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №8 г. Юрги»

Кемеровская область, город Юрга


«Обучение ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» - эти слова Анатоля Франса подчёркивают суть технологии модульного обучения, которую я применяю в своей работе.

Так чем же меня привлекла данная технология? Остановлюсь на положительных моментах, которые являются основополагающим фактором того, что модульная технология прижилась в нашей школе.

В нашей школе учатся дети разного уровня подготовки, а цель этой технологии дать всем ученикам «засверкать».

Процесс обучения затрудняет:

  • большая накопляемость классов (20-25 человек);

  • оптимально устанавливающий контакт возможен с 5-7-9 учащимися;

  • ученики имеют разный интеллект, неодинаковую скорость мышления;

  • 60% учащихся не выходят на уровень «5».

Диагностика показывает, что

  • 80% учащихся не учат домашнее задание;

  • 98% детей больные (от мини-стрессов);

  • 75 % школьной тревожности.

Основой педагогической технологии модульного обучения является методика полного усвоения знаний Андерсена, Блума и других дидактов. Одной из особенностей технологии является ориентация не на усвоение знаний, а на развитие познавательных способностей и процессов личности посредством специально созданных учебных познавательных ситуаций. А также удовлетворения потребностей личности в безопасности, в уважении, в любви, в самоактуализации, в самоутверждении, в общении, игре, творчестве, способствует также развитию активного словарного запаса и мотивации учащихся.

Модульная технология обучения будет выступать средством развития ученика:

  • если деятельность по его развитию будет выстраиваться как субъектная деятельность «учитель-ученик»;

  • если будет организовываться не только через внутри, а и межпредметные связи;

  • если каждый ученик на каждом уроке будет иметь возможность слушать, записывать, видеть и проговаривать учебный материал на трех уровнях сложности.

Показателями критериев оценки ожидаемого результата являются:

1. Уровень сформированности учебных навыков:

  • умение работать самостоятельно;

  • успешность выполнения творческих заданий;

  • перенос умений в новую учебную ситуацию.

2. Достижение максимально возможных положительных результатов в соответствии с направленностью школы:

  • участие в научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся.

3. Удовлетворённость в потребности:

  • отсутствие страха;

  • самоутверждение;

  • уважение;

  • воспитанность;

  • лидерство.

4. Развитие познавательных процессов:

  • заинтересованность учащихся;

  • концентрация внимания;

  • гибкость мышления;

  • зрительная и слуховая память.

5. Стойкая положительная учебная мотивация:

  • желание учиться;

  • интерес к предмету.

Модульная технология положительно влияет на ученика, позволяет ему постоянно развиваться. Ученик, обучающийся в данной технологии, является активным участником, помощником, партнёром, консультантом, исследователем, творцом, личностью. У учащихся наблюдается отсутствие страха, тревожности. Как положительный момент можно отметить постоянное общение, взаимопомощь, самоконтроль, получение права хорошей отметки, помощи, видение своих результатов, появляется интерес к предмету. В связи с эти можно сделать вывод, что модульная технология ориентирована на:

  • учёт своеобразия личности учащегося, его неповторимости;

  • развитие учащимися своей индивидуальности;

  • работу учителя с каждым учеником в рамках одновременной работы со всем классом;

  • интеграцию индивидуальной работы с формами коллективной учебной деятельности;

  • учёт и реализацию индивидуальных особенностей учащихся;

  • активное включение ученика в совместную с другими деятельность.

Стержень модульной технологии - общая установка учителя на достижение цели всеми учениками.

Учебный модуль состоит из трёх частей: вводной, диалогической и итоговой части.

Технология подготовки учебного модуля:

  1. Проработать весь учебный материал, разделить его на учебные единицы

  2. Составить перечень конкретных результатов обучения (т.е., что должен знать и уметь каждый ученик).

  3. Продумать оптимальную форму изложения всей темы модуля.

  4. Составить опорную схему-конспект, включающую ключевые понятия темы.

  5. Составить тесты для проверки ЗУНов – диагностические (проверочные) и контрольные (итоговые) работы.

  6. Подготовить задания, корректирующие ЗУНы.

В вводной части учитель знакомит учащихся со всей структурой учебного модуля, его целями и задачами, кратко объясняет содержание всего материала при помощи схем - конспектов кратко, доступным языком:

  • 5-7 минут – в младших классах;

  • 10-15 минут – в среднем звене;

  • 20-25 минут – в старшем звене.

Например, вводная часть темы «Деепричастие», 7 класс.

    1. Знакомство со структурой модуля.

    2. Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником.

    3. Лекция-диалог. Содержание темы подаётся через серию вопросов, на которые учащиеся отвечают непосредственно в ходе лекции.

Составляется таблица.

причастие

деепричастие


    1. Закрепление.

Обратимся к стандарту раздела.

  • Что вы знали о теме на начало урока?

  • Что нового о деепричастии узнали, прослушав лекцию?

Работа в паре.

Просмотрите записи. Задайте друг другу вопросы.

    1. Рефлексия. Заполнение матрицы.

  • Деепричастие – это_________________________________

  • Деепричастие имеет признаки ____________ и ___________

  • Деепричастие отличается от причастия:

    1. не имеют____

    2. не__________

    3. в предложении зависит от _______

    4. в предложении является_________

    5. имеет суффиксы ___________________

    6. ДО в отличие от ПО ________________

    7. Не с деепричастиями пишется _________


Деятельность в вводной части

В диалогической части учитель

● Отбирает активные формы обучения, обеспечивающие диалогическое общение учащихся и позволяющие вначале изучить, закрепить учебный материал, а затем перейти к формированию умений навыков, анализу и синтезу полученных знаний.

● Подготавливает трёхуровневые задания разной степени сложности (с опорой на таксономию Блума) и ответов-эталонов к ним.

● Распечатывает раздаточный материал для каждого ученика или группы.

Именно в диалогической части происходит многократная проработка учебного материала учащимися на уровнях воспроизведения элементарных умений и навыков, переноса знаний. Чтобы усвоить знания, человек должен возвращаться к изучаемому 7 раз. Американские исследователи советуют вернуться 13 раз, 24 раза возвращаются по данной технологии. Учёные доказали, что ученик воспринимает информацию:

  • на 30% - если только слышит ее;

  • на 50% - если и слышит, и пишет;

  • на 70% - если и видит, и слышит, и пишет;

  • на 100% - если сам проговаривает, видит, слышит и пишет.

В диалогической части происходит неоднократное возвращение к содержанию по всей теме или разделу по «нарастающей» - от простого к сложному, от репродуктивных заданий к заданиям творческого характера, к элементам исследовательской деятельности. Деятельность организуется так, чтобы на каждом уроке каждый ученик, слушая, записывал, видел, проговаривал. Система оценки знаний учащихся девятибалльная, позволяющая каждому ученику безболезненно переходить от одного уровня заданий к другому, так как в рамках каждого уровня можно получить отметку «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно». Каждый ученик знает, как и чем ему надо заниматься, что делать в течение урока.

Например, диалогическая часть темы «Деепричастие», 7 класс, 1 урок.

  1. Аукцион знаний. Отработка теоретических знаний.

Предлагается лот, который вы имеете право выкупить. Побеждает самый точный и полный ответ.

Лот № 1.

Что такое деепричастие?

Лот № 2.

Что общего у деепричастия и глагола?

Лот № 3.

Что общего у деепричастия и наречия?

Лот № 4.

Чем отличаются деепричастия от причастия?

Лот № 5.

Как пишутся деепричастия с НЕ?

Лот № 6.

Что такое ДО.

Лот № 7.

Какие суффиксы имеют деепричастия совершенного вида?

Лот № 8.

Как образуются деепричастия несовершенного вида?


  1. Игра «Переводчик».

Перевести сказку «Монолог деепричастия» на язык науки.

Найти в тексте все деепричастия, выделить суффиксы и заполнить таблицу.

деепричастие

глагол, от

которого оно образовано

добавочное

действие по отношению к основному происходит

признаки глагола

признаки наречия


  1. Игра «Перевёртыш».

Замените предложение с причастием деепричастием. Запишите полученные предложения, применяя правила выделения ДО. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.

Волейболисты, выигравшие подачу, приободрились.

Игрок, ударивший по мячу, быстро отбежал от сетки.

Спортсмен, выставивший руки вперёд, ждал подачу.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание: нарисовать родословное древо деепричастия; эссе «Я – Деепричастие».


Итоговая часть учебного модуля – контрольная. Ученик должен показать знания, умения и навыки, приобретённые в диалогической части. Тестовые задания, контрольные работы, зачёт. Учащимся предлагаются задания, соответствующие требованиям государственного стандарта образования.

Например, итоговая часть темы «Деепричастие» - тестирование и контрольная работа.


Успех в любой деятельности зависит от двух условий: правильного установления конечной цели и использования соответствующих средств, которые ведут к этой цели.

Я пришла к выводу, что модульная технология

  • помогает раскрыться каждому ребёнку;

  • удовлетворяет потребности в самовыражении, в самоутверждении, в уважении друг другу;

  • развивает познавательные способности и потребности;

  • развивает самостоятельность и культуру общения.


Модульная технология способствует становлению самостоятельно мыслящей, духовной, конкурентно-способной личности, позволяет перейти к наиболее прогрессивному на сегодня уровню обученности учащихся на основе полного усвоения знаний.

Успех в любой деятельности зависит от двух условий: правильного установления конечной цели и использования соответствующих средств, которые ведут к этой цели – обучающих игр (деловых, дискуссионных, ролевых, творческих, коллективных, соревновательных…). На уроках использую игры: «снежный ком», «счастливый случай», «пойми меня», «брейн-ринг», «найди ошибку», «крестики-нолики», «самый умный», «колесо фортуны», «своя игра», «ступеньки интеллекта» и многие другие.



5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!