МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Хафизова Гульсина Сильманфаризовна, учитель биологии и химии
МБОУ «Тат.Янтыковская основная общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района Республики Татарстан»
https://multiurok.ru/bios-60/files - адрес сайта мультиурок в интернете
Модульные технологии, дидактические системы, отдельные курсы на основе принципов модульного обучения получают распространение и в России: в общеобразовательной школе, в системах начального, среднего и высшего профессионального образования, внедряются в образовательные системы обучения взрослых – при подготовке и переподготовке специалистов и при повышении квалификации.
Модульная технология обучения обретает статус самостоятельной дидактической системы постепенно, опираясь на ряд сущностных моментов программированного обучения: индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности, постоянное подкрепление обучающимися собственных действий по самоконтролю, последовательность и логичность этих действий.
В модульном обучении интегрированы теоретико-практические наработки и обобщения проблемного обучения, принципов индивидуализации и дифференциации обучения. Особенности рефлексивного подхода во многом способствовали созданию основ модульного обучения, определения принципов и правил его построения, методов и форм его реализации.
Модуль – это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание, технология овладения им система контроля и коррекции объединены в систему высокого уровня целостности. Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуализированную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель. Ей должна соответствовать достаточная полнота учебного материала. Это означает, что в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации; дается разъяснение к этой информации; определяются условия погружения в информацию (с помощью средств ТСО, конкретных литературных источников, методов добывания информации); приводятся теоретические задания и рекомендации к ним; указываются практические задания; дается система самостоятельного и внешнего контроля.
В теории и практике модульного обучения приводится такое соотношение практического материала к теоретическому: 80% к 20%.
В соответствии с принципом целевого назначения выделяют познавательные (для изучения основ науки), операционные (для формирования навыков, умений и способов деятельности) и смешанные модули.
Учебную дисциплину рекомендуется разделить минимум на 5-6 модулей. Исходя из того, что модуль, его оптимальный объем логически соответствует завершенному разделу учебной дисциплины, на изучение которого отводится, как правило, от 10-12 до 18-20 часов. При этом рекомендуется избегать таких крайностей, как слишком большой или слишком мелкий модуль. Иначе затрудняется усвоение и систематичность знаний.
Модульную технологию можно использовать в любой системе обучения, в том числе в экстернате: четкое дозирование учебного материала, информационно-методическое обеспечение с программой логически последовательных действий для обучающегося, возможность осваивать материал в удобное для него время, – все это помогает улучшить качество и эффективность образовательного процесса в целом.
Основным средством модульной технологии, кроме модуля как части программного материала учебной дисциплины, является сформированная на основе модулей модульная программа.
Модульная программа – это система средств, приемов, с помощью и посредством которых достигается интегрирующая дидактическая цель в совокупности всех модулей конкретной учебной дисциплины. Она разрабатывается учителем на основе определения основных идей курса. Каждой такой идее соответствует разработанный учителем модуль. Их совокупность обеспечивает реализацию основной цели изучения всей учебной дисциплины.
Хорошо начинать каждый модуль: 1) с входного контроля знаний и умений (для определения уровня готовности обучаемых к предстоящей самостоятельной работе); 2) с выдачи индивидуального задания, основанного на таком анализе. Заданием может быть: например, реферат по результатам анализа знаний, контрольная работа, тесты, письменные опросы и т.п. Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний. Контролем промежуточным и выходным проверяется уровень усвоения знаний и выработки умений в рамках одного модуля или нескольких модулей. Затем идёт соответствующая доработка, корректировка, установка на следующий «виток», т.е. последующий модуль.
Важный критерий построения модуля – структурирование деятельности обучаемых в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, систематизация. И здесь существуют большие возможности для осуществления проблемного обучения.
Таким образом принципами модульного обучения являются:
1.Принцип развития обучающимся своей познавательной деятельности (модуль как часть стержневой учебной информации, осознаваемой им как необходимой);
2.Принцип соответствия возможностям и способностям обучающихся;
3.Принцип психологической комфортности: создаются благоприятные условия для обучащегося в образовательном процессе за счет ритмичности обучения, дифференциации обучаемых по уровню знаний, с другой стороны – реально возможна максимальная самостоятельность в учебе, в создании условий для реализации временных, физических, физиологических и других конкретных возможностей для работы над учебными материалами по усмотрению самого обучающегося – все это минимизирует его стрессовые состояния (или исключает их).
Новый технологический подход требует и новой технологической направленности:
центр внимания – учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности);
диагностичность целесообразности и объективного контроля результатов;
целостность учебного процесса как педагогической системы.
При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий обучающихся.
Отличия модульной системы от других дидактических систем:
содержание обучения должно быть представлено в законченных самостоятельных информационных блоках. Дидактическая цель формируется для обучающихся и содержит в себе указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;
модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу;
обучающийся большую часть времени работает самостоятельно и учится планированию, организации, самоконтролю и оценке (адекватной самооценке) своих действий и деятельности в целом;
наличие модулей позволяет учителю индивидуализировать работу с конкретным обучаемым, используя консультирование.
Индивидуализация как вид дифференцированного обучения наиболее полно воплощается в модульном обучении. Важнейшая черта модульного подхода увязана с актуальнейшей задачей – готовить людей, способных, быстро подстраиваясь к изменениям производства, адаптируясь в новых условиях, принимать адекватные решения и решать задачи.
Ценность модульной системы обучения в том, что она, воспитывая умение самостоятельно учиться, развивает рефлексивные способности, самооценку.
Достоинствами модульного обучения являются следующие моменты: повышается качество обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков; компетенция определяет необходимые личностные качества; сокращение сроков обучения; реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения; быстрая адаптация учебно-методического материала к изменяющимся условиям, гибкое реагирование.
А в качестве сложностей для учителя можно отметить:
длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование;
необходимость иметь современно оборудованные, оснащенные учебные места;
Но преодоление сложностей зависит в основном от способностей учителя как организатора учебного процесса.
И мы с уверенностью можем сказать, что в старших классах использование модульной технологии даёт хорошие результаты в обучении, особенно при подготовке к ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. Конечно, если в классе много слабых учащихся, эту технологию использовать сложнее, дети идут разными темпами. Но если смотреть с другой стороны развивается самостоятельность даже у обучающихся с низкими способностями к освоению знаний. В своей практике мы используем модульную технологию, планируя, уроки физики, химии и биологии.