СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульные уроки по теме "Африка"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения ими. 

Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены:

Цель усвоения модуля.

Где найти учебный материал.

Как овладевать ими (выучить, составить конспект, решить задачу..)

Как проверить правильность выполненной работы и уровень усвоения.

Просмотр содержимого документа
«модульные уроки по теме "Африка"»

Тематический модуль по курсу

географии материков и океанов 7 класс. Тема: «Африка» (9 ч.) Технологическая программа для учащихся.



1-й уровень «Знаю, понимаю»

2-й уровень «Знаю, применяю в знакомой ситуации»

3-й уровень «Знаю, применяю в нестан дартной ситуации»


Номенклатура

1.

Южные материки.

Общие особеннос-

ти ГП.

Введение в техноло-гию обучения, выявление разноу-ровневых групп учащихся.

Значение изучения

ГП.


2.

ГП и история ис-

следования материка. ПР № 2

Описание ГП Африки по плану.

Зная особеннос- ти ГП Африки, предположить, каков будет кли-мат и природа материка.

Моря: Средизем-

ное, Красное, зал. Гвинейский, пр.Мозамбикский Гибралтарс-

кий, п-в Сомали, о. Мадагаскар.

3.

Рельеф и полез-

ные ископаемые

Африки.

Формирование форм рельефа Африки на основе теории движения литосфер-ных плит.

Прогноз будущего развития рельефа Африки. Тектоническое

прошлое материка.

Горы: Атлас, Капские,Драконо-вы.Эфиопское нагорье,Восточно-Африканское плоскогорье, Великие Восточ-

но-Африканские

разломы.

4.

Климат и климатические пояса Африки.

Влияние климато- образующих факто- ров на формирова- нии климата.

Отличия между климатическими поясами.


5.

Внутренние воды.

Влияние рельефа и климата на режим и

характер течения рек.


Определение режима рек Африки по

климатическим диаграммам.

Реки: Нил, Конго,

Замбези, Нигер, вдп. Виктория;

Озёра: Виктория,

Ньяса, Танганьика.



6.

Природные зоны.

Причины формирования природных зон.



7.

Население Африки

обобщение

Выявление влияния климата на природу и жизнь человека.


8.

Страны Африки

Характеристика

страны по плану.





9.

Итоговый контроль

Тест.



Планируемые результаты






1 уровень


2 уровень


3 уровень

Знания

Элементарное представление о ГП

рельефе, климате и климатических поясах, внутренних водах, природных зонах и населении Африки.

Роль Д.Ливингстона и русских учёных в исследовании Африки, состав приёма определения географических координат и протяжённости материка;

размещение климатических поясов на материке, основных речных систем и озёр; основные черты природных зон, основные народы Африки.

Объяснение различий в тектоническом строении и рельефе Африки, причин формирования климатических поясов и природных зон, влияния

Природных условий на хозяйственную деятельность и быт населения.

Умения

Показ на карте маршрутов Д. Ливингстона,

крайних точек и номенклатуры, определение по карте высоты рельефа, температур, количество осадков, климатического пояса и природную зону; простейшее описание географического объекта по плану.

Выбирать карты нужного содержания; на основе карт составлять характеристику ГП, рельефа, внутренних вод, климата, природных зон материка.

Сопоставляя карты, объяснять закономернос-ти, анализировать причины, устанавливать связь между природными

явлениями. Самостоятельное составление кроссвордов, тестов, рисунков по теме.















Технологическая карта № 1

Тема: «Южные материки. Введение в технологию обучения».

УЭ

Учебный

материал

Содержание занятия

Рекомендации

Баллы

УЭ
0


Интегрирующая цель:

По завершению работы над учебными элементами учащийся должен:

Знать: понятие «географическое положение», влияние ГП

на формирование климата и природы материка.

Уметь: находить карты, необходимые для изучения ГП,

раскрывать причинно-следственные связи между

компо компонентами природы, соотносить результаты своей работ работы с поставленной целью, работать в паре.

Увидеть: многообразие природы.

Внима-тельно прочитайте цели урока


УЭ

1

§ 21

стр.100

ГМиО

Цель: освоить понятие географического положения.

Задания: ответить на вопрос: «что такое ГП?»

Контроль: проверяют друг друга в паре.

устно

1 б



стр. 311

ГМиО

Задания: познакомиться с планом описания ГП материка,

подобрать карты необходимые для описания ГП

Работа с картами

1 б

УЭ

2

стр. 100

ГМиО

Цель: определить значение ГП.

Задания: Выяснить, как влияет на природу:

  1. широта крайних северной и южной точек;

  2. долгота крайних восточной и западной точек;

  3. протяжённость материка с севера на юг;

  4. протяжённость с запада на восток;

  5. близость или удалённость от океанов;

  6. близость других материков.

Контроль: оценивает учитель.



Работа в тетради

1 б за каждый вопрос

УЭ3


Цель: познакомиться с модульной технологией.

Технология – способ обучения.

Модуль – часть учебного материала, включающая в себя технологическую программу, технологические карты и «измерители».

Внимательно прослушайте объяснения учителя, который предлагает вам интересный и довольно лёгкий способ обучения.

Что поможет вам в обучении?

1.Изучите технологическую карту для учащихся, определите, каким требованиям отвечают 1,2,3 уровни,

познакомьтесь с объёмом предлагаемого материала и планируемыми результатами для каждого уровня.

Помните! Выбор высокого уровня ещё не означает хорошей оценки, хорошая оценка должна соответствовать вашим знаниям и умениям.

2. Измерить ваши знания на контрольном уроке поможет «измеритель». Учитель объяснит вам, как подобраны вопросы разных уровней.

3. На каждом уроке с вами «Технологическая карта урока»,

подобная этой. Найдите в ней цели урока, задачи урока, этапы урока.

устно


Блок 3. Входной контроль (определение уровня обучаемости по курсу

«География материков и океанов»)


УЭ4

Согласитесь, учитель должен знать, с каким багажом знаний о природе вы начинаете обучение. Выберите правильный ответ для каждого вопроса.


1.Кто совершил первое кругосветное плавание?

а) Х. Колумб, б) Ф. Магеллан, в) Дж. Кук.

2.Горы на материках возникли в результате:

а) столкновения плит, б) землетрясений.

3.Южные материки возникли в результате раскола:

а) Пангеи, б) Гондваны, в) Лавразии.

4. Продолжите предложение: « Землетрясения и извержения вулканов возникают на границе…»

5.Высокое атмосферное давление формируется в широтах:

а) 00, б) 300, в) 600, г) 900.

6. Постоянные ветры, дующие от тропиков к экватору называются:

а) западные, б) муссоны, в) пассаты.

7.Поверхностные течения в Мировом океане зависят от:

а) постоянных ветров, б) приливов и отливов, в) температуры воздуха.

8. В основных климатических поясах господствует в течение года:

а) две воздушные массы, б) одна воздушная масса.

9. К климатообразующим факторам не относится:

а) высота Солнца над горизонтом;

б) циркуляция воздушных масс;

в) подстилающая поверхность;

г) солёность морской воды.

10. Планктон – это:

а) обитатели дна, б) толщи воды, в) поверхности воды.

Сделайте сверку с правильными ответами учителя и за каждое правильно выполненное задание поставьте себе столько баллов, сколько указано в технологической карте.

Контроль: за каждый правильный ответ 1 балл, правильность проверить у учителя.


Самооценка:

Если у вас получилось 16 – 18 баллов, то вы можете сразу ориентироваться на 3 уровня.

Если у вас 10 – 15 баллов, то вам лучше начать со 2-го уровня.

Если у вас меньше 10 баллов, то начните с самого простого 1-го уровня.

Помните! Вы всегда можете подняться на более высокий уровень, надо только постараться!

Резюме: Сделайте вывод: достигли ли вы учебной цели?


Домашнее задание. Изучить § 21, стр. 100.




Удачи в обучении!

Технологическая карта № 2.

Тема: «Географическое положение и история исследования Африки».


УЭ

Учеб-ный

Мате-риал

Содержание занятия

Рекомендации

Баллы

УЭ

0


Общая цель:

По завершении работы над учебными элементами учащийся должен:

Знать: особенности ГП Африки и его влияние на природу материка; роль Д.Ливингстона в исследовании Африки, вклад русских и советских учёных в современное изучение материка.

Уметь: на основе физической карты составлять характеристику ГП материка.

Увидеть: уникальность ГП Африки.


Внимательно прочитать цели урока


УЭ

1













ГМиО

§ 24 с.112-113

Цель: попытайтесь понять, чем, на протяжении веков, притягивала путешественников Африка.

Задание: прочитать слова В.Корочанского: «Африка-неизлечимая страсть: вдохнёшь пыль её красной земли – латерита, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров…мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира. Встретившись лицом к лицу с этим необычайным континентом, порой веришь в правдоподобие неправдоподобных легенд и сказаний, в подлинность сказок, с детства захвативших воображение…».

Ответить на вопрос: А чем интересна Африка вам?

Задание: Определите:

1. Кто из мореплавателей первым обогнул Африку и когда?

2. Что искали в Африке Д.Ливингстон, Н.И. Вавилов, В.В. Юнкер?


Читают и отвечают в тетради

4 б

УЭ

2














Атлас






























ГМиО

стр. 6





Цель: дать характеристику ГП Африки.

Задание: используя карты атласа, заполнить таблицу.

План

Состав приёма

I уровень

Значение

II уровень

1.по отно-шению к экватору

Укажите, пересекает ли экватор Африку?

В каких полушариях лежит материк?

Укажите, в каких широтах лежит Африка сделайте предположение о климате Африки.

2.по отно-шению к 00 меридиану

Пересекает ли 00 меридиан Африку?

В каких полушариях лежит материк?

3. по отно-шению к тропикам

Пересекают ли северный и южный тропик Африку?

4.крайние

точки.

1.Определить широту край-них северной и южной точек.

2.Определить протяжённость материка с севера на юг.


3.Определить долготу

западной и восточной точек.


4.Определить протяжённость материка с запада на восток.

Предположите, как «длина» материка и его «ширина» влияет на разнообразие

природы

5.По отно-шению к материкам



6.По отно-шению к океанам.

7.

Определите какой материк ближе всего расположен к Африке, чем они соединены?

Как расположены остальные материки?

Какие океаны омывают Африку?


Определить площадь материка.

Предположите, какие материки окажут большее влияние на Африку?




В тетради


До

16

б

УЭ

3


Выходной контроль.

Цель: сделайте выводы об уникальности ГП Африки:

  1. Есть ли на Земле материк лежащий в тех же полушариях, что и Африка?

  2. Какое место по площади занимает Африка?

  3. Какое прилагательное характеризует климат Африки: «Самый….».

  4. Родиной какого культурного растения является Африка?

  5. За что африканцы полюбили Д.Ливингстона?


5 б

УЭ

4


Рефлексия:

1.Прочитайте ещё раз цели урока, достигли ли вы их?

В какой степени? Что мешало достижению целей?

2.Оцените свою работу на уроке:

26 – 29 балла – «5»

19 – 25 баллов – «4»

14 – 17 баллов – «3»

3. Была ли тебе интересна такая форма работы на уроке

(интересно, не очень, совсем не интересно)?




УЭ

5


Домашнее задание:

1.На контурной карте обозначить острова, полуострова, моря, заливы, проливы, перешеек, океаны, материки.

2. Если вы часто ошибались при работе над модулем, повторите тему по учебнику § 24.


Рекомендуемая литература: 


Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан».



Спасибо за работу!





Технологическая карта № 3 « Рельеф и полезные ископаемые Африки»

УЭ

Учеб-ный ма

териал

Содержание занятия


Рекомендации

Бал-лы

УЭ

0


Общая цель:

По завершении работы над учебными элементами учащийся должен:

Знать: крупные формы рельефа, определять зависимость их происхождения и размещения от строения земной коры; закономерности размещения полезных ископаемых.

Уметь: устанавливать связь между современным рельефом и тектоническим строением, давать характеристику рельефа.

Увидеть: тектоническое прошлое и будущее Африки.

Внима-

тельно

прочи-тай

цели

урока


УЭ 1


1 вар.


2 вар.

Входной контроль. Цель: проверить уровень знаний:

1 уровень: опишите ГП Африки.

2 уровень: в чём уникальность ГП Африки?

1.уровень: расскажите о путешествиях Д.Ливингстона, В.В.Юнкера.

2 уровень: какой вклад в изучение Африки внесли Д.Ливингстон и Н.И.Вавилов?



2 -4

б

УЭ

1





































УЭ

2


ГМиО



Стр. 26

Рис. 11






Атлас

.

Макет







МГиО

Рис. 51

Стр. 113

Атлас



Атлас












Цель. Узнать: какой, как и почему сформировался рельеф Африки, какие процессы его сопровождали?

Задания: ответьте на вопросы.

1.1 уровень. Сколько материков существовало 200 млн. лет назад? А сколько их сейчас? Что же произошло?

2. Вспомните, какая теория объясняет расхождение материков?

3. Как называется плита, на которой находится Африка? Найдите её на тектонической карте.

4. 2 уровень. На карте строения земной коры, попробуйте найти «осколок» Гондваны, как он называется? Каков его возраст?.

5.На физической карте покажите этот «осколок», какой рельеф ему соответствует? Найдите крупные равнины Аф-рики: Восточно – Африканское плоскогорье, пустыню Са-хара. Какова их высота?

6.Внимательно присмотритесь к макету (На доске висит ма-кет на котором Аравийский п-ов и о. Мадагаскар соединены с Африкой, а гор Атлас, Драконовых и Капских нет), не кажутся ли вам странными очертания материка? Именно та-кой была Африка 135 млн. лет назад. Что могло произойти с материком? Если затрудняетесь, вспомните, какие движе-ния могут испытывать литосферные плиты?

7. По рис. 51 определите, существуют ли разломы в совре-менной Африке? Что возникло в этих разломах? По тексту учебника определите их глубину.

8. При помощи физической карты определите, какие части отсутствуют на макете. Как и когда они возникли в Африке?

9. Найдите горы Атлас, Драконовы горы, Капские горы, Эфиопское нагорье, определите, какие горы возникли раньше? Какова высота гор?

10. Вспомните, какие явления сопровождают движения литосферных плит? Будут ли они возникать в Африке?.Если да, то в каких горах?

11.Найдите на физической карте вулканы: Килиманджаро, Камерун, Маргерита, Карисимби.

Контроль учителем.

Цель: изучить разнообразие, размещение и происхождение полезных ископаемых Африки.

Задание:

1). Вспомните, как образуются: магматические, метаморфические и осадочные полезные ископаемые.

2). 2 уровень: По карте строения земной коры, внимательно изучите строение Африкано-Аравийской платформы, и ответьте на вопрос: какие, по происхождению, полезные ископаемые залегают в осадочном чехле, а какие на щитах – выступах кристаллического фундамента платформы.

3). 1 уровень: Приведите примеры осадочных, магматических и метаморфических полезных ископаемых, которыми богата Африка.

4).3 уровень: Как вы понимаете слова Л.Зоненштайна: «Несмотря на сложности, новая теория даёт в руки геологов верную нить: ищи границы плит, найдёшь и полезные иско-паемые...Это главным образом рудные месторождения». Подтвердите свою мысль примерами.

Взаимоконтроль по образцу.




В тетради




Устно,

работа с атласом




























Работа с атласом и в тетради

В слу-чае затруднения обратитесь к тексту

учебника

с. 116









до

16 б































1 б




2 б




1 б





4 б

УЭ

3




















УЭ

4


Атлас




















Выходной контроль. Цель: закрепить изученный материал:

1.Какой рельеф преобладает на материке Африка?

2.В какой части материка преобладают плоскогорья? А в какой части возвышенности?

3. Какой тектонической структуре соответствуют равнины?

4. Где в Африке расположены горы?

5. Как возникли горы в Африке?

6. Каков возраст гор Африки?

7. Как будет выглядеть Африка через млн. лет?

8. Что общего между Красным морем, о.Мадагаскаром, озёрами Ньяса и Танганьика?

8. Прослушайте рассказ и ответьте на вопрос: «В октябре 1980 г. газеты сообщили о трагедии в г. Эль–Аснама. «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд 3\4 зданий города лежала в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропало без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., 300 тыс. остались без крова». В какой части Африки следует искать этот город и чем объясняется трагедия.

Цель: Оцените свою работу:

32 – 36 баллов – «5», 25 – 31 балл –«4», 18 - 24 балла – «3»

Домашнее задание:

1. на к\к обозначить горы и равнины.

2. Если, часто ошибались при работе над модулем, читать

 § 25.


В тетра-ди











Конт-роль

учите-лем






12 б




















Технологическая карта № 4. Тема: «Климат и климатические пояса Африки».

№УЭ


Учеб-ный

мате-

риал


Содержание занятия

Реко-мен-

дации

Бал-

лы

УЭ

0


Общая цель: По завершении работы над учебными элементами

учащиеся должны:

Знать: особенности климата и размещение климатических поясов

на материке, примеры влияния морских течений, рельефа и господствующих ветров на формирование климатических условий отдельных территорий.

Уметь: на основе климатических карт давать характеристику кли

матических условий в различных поясах Африки.

Увидеть: уникальность климата Африки.

Внимательно прочитать цели


УЭ

1












Атлас

Входной контроль. Цель: проверить уровень знаний об особенностях рельефа Африки.

Задания:

1).2 уровень: На опорной схеме показать взаимосвязь между тектоническим строением и формами рельефа Африки:

Рельеф

Высокие равнины Горы


Восточно-Африканское Великие Эфиопское Атлас

Плоскогорье Африканские нагорье

разломы Капские

Драконовы

Африкано-Аравийская

Платформа Складчатый пояс

2).1 уровень: Опишите рельеф о.Мадагаскар:

Общий характер поверхности о.Мадагаскар………….Это можно

объяснить тем, что……… .Низменности располагаются …….,

а горы ……….и вытянуты с ………на………Наибольшая высота о.Мадагаскар……..преобладающая высота……………………... .

3. Работа в парах: проверка номенклатуры по теме «Рельеф».

Определите уровень знаний: 8 б – «5», 6-7 б – «4», 4-5 б – «3».




Идивидуаль-ная

работа








Отве-ты у

учите-ля







5 б







3 б




4 б

УЭ

2




Атлас

Цель: выяснить роль климатообразующих факторов на формирование климата Африки.

Задания:

Фактор: Высота Солнца над горизонтом.

1.В каких широтах лежит Африка? Какова высота Солнца в этих широтах? Как температура воздуха зависит от высоты Солнца?

По климатической карте определите t0 июля и января, найдите, где отмечена самая высокая температура.

Фактор: Циркуляция атмосферы.

2.Какие постоянные ветры господствуют над Африкой? Откуда, в каком направлении они дуют и что принесут на материк? Почему п-в Сомали – одно из самых сухих территорий Африки?

Фактор: Рельеф и океанические течения.

1.На каком склоне Драконовых гор и почему выпадает большее количество осадков? Почему пустыня Намиб образуется на побережье Атлантического океана? (Если возникнут затрудне-

ния, вспомните, какое атмосферное давление возникает над тёплыми и холодными течениями).

Контроль: Взаимооценка по контрольному образцу.


В тет-ради




Рабо-

та в

парах








5 б






3 б




3 б

УЭ

3





ГМиО

§ 26

стр.

117-

120.

Цель: Сформировать знания о погодных особенностях климатических поясов Африки.

Задание:

1.Прочитайте описание погоды климатических поясов Африки, заполните таблицу и определите, какие климатические пояса благоприятны для жизни человека, а какие нет.

Климатический

пояс

Неблагоприятные черты климата

Благоприятные

черты климата

экваториальный



субэкваториальный



тропический



субтропический



Если затрудняетесь, прочитайте описание путешествия через дождевой лес: «После восьми часов пути, на привале я посмотрел на свои ноги: обуви на них не было! Я даже не заметил, когда потерял её. С одеждой дело обстояло не лучше, от постоянного хождения по болоту, джинсы подсели и укоротились до колен, от рубашек остались одни клочья, а вокруг нас подкарауливали миллиарды мух и комаров. Фотоаппараты начали покрываться плесенью…видеокамера не действовала, плёнка отсырела».

2. Сделайте вывод: какой климатический пояс наиболее благо-приятен для жизни?

Контроль учителя.

В тет-ради





работа

в парах







4 б

УЭ

4


Выходной контроль. Цель: закрепить знания по теме «Климат Африки» уметь самостоятельно применять полученные знания.

  1. Объясните, почему Африку называют « континентом коротких теней»?

  2. Приведите не менее пяти подтверждений того, что Африка - самый жаркий материк.

Взаимоконтроль по образцу.

В тет-ради.

6 б

УЭ

5


Цель: подведение итогов.

1.Оцените свою работу на уроке:

30-32 балла – «5», 22-29 баллов – «4», 16-21 балл – «3».

2.Прочитайте ещё раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало достижению целей?

Выберите домашнее задание:

а) напишите памятку туристам, отправляющихся в путешествие по Сахаре (перечень вещей и одежды, которые могут пригодиться в пути), если вы набрали максимальное количество баллов.

б) повторите записи в тетради, если ваш уровень «4» и вы редко ошибались.

в) повторите тему по учебнику  § 26, поработайте дома с модулем,если вы получили «3» или «2».

Спасибо за работу!




Технологическая карта № 5

Тема «Внутренние воды Африки»

УЭ


Учеб-

ный

мате=риал


Содержание занятия

Реко

мен-дации

Баллы

УЭ

0


Общая цель: по завершении работы над учебными элементами учащиеся должны:

Знать: крупнейшие речные и озёрные системы; зависимость тече-ния рек от рельефа; особенности питания и режим рек;

Уметь: раскрывать причинно-следственные связи между природными компонентами; составлять характеристику реки.

Увидеть: загадочность и красоту африканских рек и озёр.

Внимательно прочитать цели


УЭ

1


Входной контроль. Цель: проверить уровень усвоения знаний по теме «Климат Африки».

Задания: ответьте на вопросы.

1.Какие самые холодные месяцы в Северной и южной Африке?

2.В каких поясах Солнце всегда бывает в зените?

3.В каких поясах больше всего выпадает осадков?

4.Какие виды осадков выпадают в пустыне Намиб?

5.Возникла бы пустыня Сахара, если бы на северо-востоке от Африки была не Евразия, а Индийский океан?

6.В каких поясах малая облачность и нисходящие воздушные потоки?

7.В каком поясе – зима влажная, а лето сухое?

8.В каком поясе – зима сухая, а лето влажное?

Взаимоконтроль по образцу. Помните, вы работаете на доверии!

Работа в тетра-ди


8 б

УЭ

2




Атлас








ГМиО

Стр.

121

Цель: составить общее представление о внутренних водах материка, установить их зависимость от рельефа.

Задания:

1 уровень.

1. Назовите крупные реки Африки. К бассейнам каких океанов они относятся?

2. Где начинаются реки Африки? Как это отражается на характере течения рек, почему на реках Африки много порогов и водопадов?

3.Какой путешественник посвятил свою жизнь изучению рек и озёр Африки? Какой водопад он открыл?

2 уровень.

4. Самая загадочная река Африки – Нил, древние египтяне обоже-ствляли реку за то, что она текла из пустыни и разливалась в самое жаркое время года, а европейцы, догадавшись, что причина кроется в истоках реки, на протяжении 8 лет не могли их найти. Попробуйте и вы обнаружить истоки Нила на физической карте, легко ли это сделать? По материалам учебника, ответьте: почему так трудно было обнаружить истоки Нила?

5. Внимательно рассмотрите озёра Ньяса и Танганьика, почему их называют «сёстрами» Байкала»? Чем можно объяснить их сходство?

6. Почему берега оз. Чад на карте обозначены пунктирной линией?

Чем это можно объяснить?

Контроль по образцу.






Рабо-та ин-

дивидуаль-ная







3 б






6 б

УЭ

3






атлас

Цель: Установить зависимость питания и режима рек от климата.

Задание: Используя климатические диаграммы и карты атласа, заполните таблицу по каждому поясу, слушая ответы товарищей у доски и помощь учителя.

план

Особенности климата


Питание и режим рек

Климатический пояс

Название пояса, основ-ной или переходный?

Назовите реки, которые здесь протекают.

t0 января

t0 июля

Амплитуда

Определить по климатограмме

Замерзают ли реки при такой температуре? В каком виде выпадают осадки?

Годовое количество

осадков

По климатограмме определить сколько осадков выпадает

При таком количестве осадков будет ли река полноводна ?

Режим выпадения

осадков

Если осадки выпадают неравномерно - опреде-лить, когда наступает сухой сезон, а когда – влажный.

Указать в какой сезон реки разливаются, а в какой мелеют.





Работа в паре










Делают записи в тетради




8 б

УЭ

4


Выходной контроль. Цель: закрепить знания по теме «Внутренние воды Африки»

Задание: ответьте на вопросы утверждений, если утверждение правильное – ставьте знак «+», если неверное – знак «_».

1. Нил – самая длинная река в мире.

2. Водопад Виктория находится на реке Конго.

3.Озеро Танганьика – самое глубокое в Африке.

4. Конго – самая полноводная река в Африке.

5. Все реки Африки имеют равнинный характер течения.

6. В сказках К.Чуковского упоминается река Лимпопо?

  1. 7. На севере Африки много крупных озёр.

  2. 8. В субтропическом поясе реки разливаются летом.

  3. 9. Высота водопада Виктория - 120 м.

10. Нил впадает в Средиземное море.

Проверьте правильность ответов по образцу, оцените работу по

следующей схеме: 10 правильных ответов – «5», 7-9 правильных

ответов – «4», 5-6 правильных ответов – «3».















Взаи-мопро

верка





10 б

УЭ

5


Цель: подведение итогов.

1. Прочитайте ещё раз цели. Достигли ли вы их? В какой степени?

2. Оцените свою работу на уроке: 33 – 35 баллов – «5», 23 – 32 балла – «4», 17 – 23 балла – «3».

3. Выберите домашнее задание:

а) 3 уровень: тем, кто набрал максимальное количество баллов, написать мини-сочинение, представив себя в древнем Египте. Попытайтесь объяснить египтянам, почему Нил разливается в самую жару и не иссякает, несмотря на высокое испарение.

б) 2 уровень: тем, кто редко ошибался, составить кроссворд по теме «Внутренние воды Африки»

в )1 уровень: тем, кто набрал минимальное количество баллов, повторить  § 27.

Спасибо за работу!



Технологическая карта № 6

По теме «Природные зоны Африки»

УЭ


Учеб-ный

мате-

риал


Содержание занятия

Рекомен

дации

Бал-лы

УЭ

0


Общая цель.

По завершении работы над учебными элементами учащиеся должны:

Знать: основные черты природных зон Африки, характерных представителей растительного и животного мира, характер изме-нений их человеком, возможные отрицательные последствия этих изменений.

Уметь: объяснять причинно-следственные связи между природными компонентами внутри природной зоны; составлять характеристику природной зоны.

Увидеть: внешний облик каждой зоны, её отличие от других.


Внимательно про-читать

цели


УЭ

1














Входной контроль. Цель: проверить уровень знаний по теме

«Внутренние воды».

Задание:

1 уровень: дайте описание реки Конго по плану.

2 уровень: дополните схему:

Значение рек и озёр

 

В жизни природы


В жизни человека

 ׀ ׀    ‌‌‌׀ ׀ 

Разрушение горных пород




Орошение



    












В тет-ради

инди-виду-ально






Контроль учителем




2 б




3 б

УЭ

2










атлас









ГМиО

§ 28


Цель: вспомнить материал, необходимый для изучения новой темы.

Задания:

1.Сопоставте карты климатических поясов, карту природных зон и климатическую карту, заполните таблицу:

Климатический

пояс

Характеристика

климата

природная зона





Цель: Изучить особенности природных зон, обратив особое внимание на внешний облик зоны.

Задание: используя учебник, и выступления одноклассников заполнить таблицу ( каждая группа описывает одну зону).

Природная

зона

Внешний облик

зоны

Черты приспособления к среде обитания расте-ний и животных

Экваториальный лес



Саванна



Тропическ-ие пустыни



Контроль: посмотрите контрольный лист и оцените себя.



В тет-ради






-Рабо-та в

тетра-

ди

тремя

груп-

пами





4 б








6 б

УЭ

3

ГМиО

§ 29

Цель: составить общее представление о проблемах рациона-льного природопользования и охране природы Африки.

Задание: каждой группе, используя текст учебника, сформулиро-вать наиболее узловые проблемы своей природной зоны, вызван-ные деятельностью человека; предложить меры по их урегулиро-ванию.

Контроль: устное выступление представителей группы; взаимо-контроль работы в тетради.

В тет-ради


УЭ

4


Выходной контроль. Цель: закрепить знания, полученные при изучении темы « Природные зоны».

Задания: напротив каждой природной зоны поставить номер соответствующих ей черт.

Влажные экваториальные леса –

Саванны и редколесья –

Пустыни и полупустыни –

Субтропики –

1.лето жаркое, сухое, зима – тёплая влажная.

2.лес вечнозелёный, многоярусный, растения плодоносят весь год

3.уменьшается количество осадков, появляется сухой сезон.

4.почвы примитивные, содержат мало органических веществ.

5.круглый год влажно и тепло.

6.преобладает травянистая злаковая растительность.

7.в оазисах выращивают финиковую пальму.

8.много лазающих и прыгающих животных.

9.климат благоприятен для выращивания винограда и фруктов.

10.наиболее распространены растения – зонтичные акации, пальмы.

11.основные обитатели – пресмыкающиеся, антилопы, газели.

12.самая большая по площади зона.

13.осадки выпадают очень редко.

14.животный мир богат и разнообразен, здесь больше всего заповедников.



В тет-ради



14 б

УЭ

5


Цель: подведение итогов.

  1. Прочитайте ещё раз цели урока, достигли ли вы их? В какой степени? Что мешало достижению целей?

  2. Оцените свою работу на уроке:

26 – 29 баллов – «5», 19 - 25 баллов – «4», 14 – 18 баллов –

«3».

  1. Выберите домашнее задание:

А) нарисовать рисунок любой природной зоны, показав её отличительные черты, если вы набрали максимальное количество баллов.

Б) повторить записи в тетради, если вы редко ошибались на уроке.

В).прочитать  § 28, если вы получили оценку «3» или «2».


Спасибо за работу!




Технологическая карта № 10.


«Измеритель» модуля «Африка».



задания

вопроса

вопросы

баллы

1.





1.

Объясните происхождение гор в Африке.

10 б


2.

Назовите основные формы рельефа Африки, объясните их различия.


8 б


3.

Назовите тектонические структуры в Африке.

5 б

2.





1.

Объясните, почему в тропиках формируется жаркий и сухой климат, а на экваторе – влажный и жаркий?


10 б


2.

Сравните климат субэкваториального пояса с субтропическим климатом.


8 б


3.

Опишите климат Эфиопского нагорья.

5 б

3.





1.

Докажите влияние природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.


10 б


2.

Сравните режим рек Конго и Нигер.

8 б


3.

Опишите природу - экваториального леса.

5 б



Задание: ответить на три вопроса из разных заданий, вопросы выбирать

Самостоятельно, с учётом уровня знаний.


Оценка: «5» - 30 б задания под № 1.

«4» - 24 б задания под № 2 + № 1 + № 3.

«3» - 15 б задания под № 3 + любые задания.


17




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!