СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модуль. Одномембранные и немембранные органоиды клетки.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

За основу взято пособие О.А. Пепеляевой и И.В. Сунцовой. Универсальные поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. - М.: ВАКО, 2011. - 464с. Один из ключевых уроков "Главы 2. Клеточный уровень". Самостоятельная работа учащихся с учебно-тематической картой по данной теме развивает логическое мышление,устойчивое внимание, различные виды памяти, информационную компетентность.

Просмотр содержимого документа
«Модуль. Одномембранные и немембранные органоиды клетки.»

Клеточный уровень. Строение клетки. Функции органоидов. Клеточная мембрана.

Модуль. Одномембранные и немембранные органоиды клетки

Цель: формирование умений самостоятельно добывать знания, навыков работы с учебной и дополнительной литературой через усвоение знаний о вакуолярной системе клетки и ее органоидами как одномембранными (ЭПС, АГ, лизосомы), их функциями; ознакомление с немембранными компонентами клетки и их функциями.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Самостоятельная работа с учебно-тематической картой (и приложением А)

  3. Рефлексия в группах, обсуждение заданий учебных элементов

  4. Подведение итогов модульного урока, определение индивидуального домашнего задания

Тема урока. Одномембранные и немембранные органоиды клетки

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала

УЭ-0

Интегрирующая цель: в ходе работы с учебно-тематической картой вы должны охарактеризовать клеточный уровень живого как начальный; узнать, что такое одномембранные и немембранные органоиды клетки какова их роль в клетке.

Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1

Цель: познакомится с строением и функциями единой вакуолярной системой клетки – одномембранными органоидами.

  1. Ответьте на поставленные вопросы.

  1. Какие органоиды клетки относятся к одномембранныи структурам?

А –

Б –

В –

Г –

Смотри приложение А Работайте индивидуально в тетради. Правильный ответ – 4 балла.





  1. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла изображена на нем?

Что располагается на поверхности указанной органеллы? Каковы ее функции?

Смотри учебник §2.4, с. 49 – 50; рис. 22

Правильный ответ – 6 баллов

.

  1. Рассмотрите рисунок и определите, каковы функции данного органоида?


  1. Установите соответствие

Строение и функции органоидов

Органоиды

1. Состоит из группы полостей с пузырьками на концах.

А) Эндоплазматическая сеть

2. Состоит из системы связанных между собой канальцев.

Б) Аппарат Гольджи

3.Участвует в биосинтезе белка.


4.Участвует в образовании клеточной мембраны.

5.Участвует в образовании лизосом.

6.Осуществляет транспорт органических веществ в разные части клетки.


1

2

3

4

5

6








Смотри учебник §2.4, с.51; рис.24 Правильный ответ – 2 балла

















Смотри учебник §2.4, с.49 – 50 Правильный ответ – 6 баллов.

Проверьте работу в парах.




  1. Какая органелла является самой мелкой их одномембранных компонентов клетки? Укажите их функции.

Смотри учебник §2.4, с.52 – 53 Правильный ответ – 2 балла


  1. Каково значение вакуолей для растительных клеток? 1) 2)

Смотри приложение А


  1. Обсудите результаты своей работы.



  1. Оцените свою работу

Максимальное число баллов за работу по УЭ-1 – 22 бала.

УЭ-2

Цель: познакомится с немембранными органоидами клетки – клеточным центром, рибосомами, цитоскелетом, а также органоидами движения клеточными включениями.



Вставьте пропущенные слова в предложения:

  1. «В цитоплазме живых клеток имеется опорно-двигательная система (внутренний скелет клетки), которую называют …»

  2. «Цитоскелет состоит из …, полых цилиндрических структур, образованных белковыми молекулами».

  3. Микротрубочки служат для:

А – Б –

  1. Из микротрубочек состоят:

а) … б) …

в) …

Смотри учебник §2.6, с.56

Правильный ответ – 7 баллов


  1. Ответьте на вопросы:

  1. Какой органоид изображен на рисунке? Каковы его функции?


Смотри учебник §2.6, с.56; рис.28

Правильный ответ – 4 балла


  1. Рассмотрите рисунок и определите, какая органелла клетки на нем представлена? Из каких органических веществ построено ее тело? Где в клетке встречается эта органелла? С какими клеточными структурами связана ее деятельность? Каковы ее функции?

  1. ? 2-?

Смотри учебник §2.4, с.50, рис. 23

Правильный ответ – 4 балла






  1. Вставьте в текст пропущенные слова:

«Помимо постоянных органел, в клетках могут быть клеточные включения, представляющие собой временные образования. Основное место их локализации … Они могут быть представлены …, … в виде капедь, гранул или зерен различной величины».

Смотри учебник §2.6, с.57-58

Правильный ответ – 4 балла


  1. Обсудите результаты работы.

Оцениите свою работу.


Максимальное количество баллов по УЭ-2 – 20 баллов.

УЭ-3

  1. Подвидение итогов урока

Индивидуально


  1. Достигли ли вы цели урока? В какой степени?

  2. Оцените свою работу на уроке: если по итогам урока вы набрали 37 – 42 балла, то получаете оценку «5»;

30 – 36 баллов – оценку «4»;

23 – 29 баллов – оценку – «3»;

Менее 23 баллов – оценку «2».



Домашнее задание. Если вы испытывали затруднения, допускали ошибки, но выполнили все задания, повторите §2.4; 2.5 («Лизосомы»); §2.6, вопросы в конце параграфов.




Приложение А

Единую вакуолярную систему клетки, отдельные элементы которой могут переходить друг друга при перестройке и изменении функции мембран, образуют эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы и вакуоли.

Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – это система соединенных между собой канальцев, полостей различной формы и величины. Их стенки представляют собой мембраны, контактирующие со всеми органоидами клетки. Так называемая шероховатая ЭПС выглядит как система плоских слоев, наружная сторона которых покрыта рибосомами.

Рибосомы – это немембранные органеллы, на которых осуществляется синтез белков. Белки, синтезируясь на связанных с ЭПС рибосомах, проходят через мембрану внутрь полостей и по каналам ЭПС транспортируются к различным клеточным органеллам. Часть ЭПС, не содержащая прикрепленных рибосом, называется гладкой эндоплазматической сетью. В мембранах гладкой ЭПС находятся ферменты синтеза и расщепления углеводов и липидов. Таким образом, ЭПС представляет собой структурно – функциональную систему , осуществляющую обмен и перемещение веществ внутри клетки.

Часть образуемых белков, углеводов и липидов по каналам ЭПС поступают в специализированную органеллу, называемую аппаратом Гольджи (АГ). АГ состоит из окруженных мембранами полостей, уложенных в стопку, в которых происходит сортировка и упаковка поступивших молекул. Вещества, необходимые клетке для внутреннего потребления, накапливаются в мелких мембранных пузырьках (50нм), отпочковывающихся от полостей АГ, и разносятся по цитоплазме. Вещества, произведенные клеткой на «экспорт», получают в АГ «удостоверение» в виде присоединенных к ним полисахаридов и в таком виде выводятся из клетки. Еще одна функция АГ – участие в образование лизосом, самых мелких мембранных органоидов клетки.

В растительных клетках на долю вакуолей приходится до 90%. Они представляют собой пузырьки диаметром 0,5 мкм, содержащие ферменты, способные расщеплять белки, углеводы, жиры и нуклеиновые кислоты. Лизосомы участвуют в расщеплении «старых» частей клетки, целых клеток и отдельных органов. В лизосомах существуют системы защиты их от самопереваривания.

При фагоцитозе лизосомы сливаются с мембраной фагоцитарного пузырька, и ферменты переваривают поступившую в клетку пищу.

Пиноцитарные пузырьки доставляют капли жидкости к вакуолям – мембранным органеллам, которые являются резервуарами воды и растворенных в ней соединений 90% объема. Они поддерживают тургорное давление и поставляют молекулы воды, необходимые для фотосинтеза. Животные клетки имеют временные вакуоли, занимающие не более 55% их объема.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!