Модуль
«Технологии обработки
материалов и пищевых продуктов» 5класс
Учитель: Пивоваров В.Л.
Тема урока: НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПО ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ
ЦЕЛИ УРОКА:
- ознакомить учащихся с одной из форм народного творчества – народными промыслами по обработке древесины, с этапами развития и усовершенствования декоративной обработки древесины, с разнообразием видов изделий;
- формировать представление о способах художественной обработка древесины;
- развивать навыки учащихся различать различные виды народных промыслов по обработкедревесины;
- воспитывать уважение к труду народных умельцев, чтить традиции своих предков.
Народные промыслы — форма народного творчества,
в которой отчётливо прослеживаются традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.
Традиции народного искусства являются одной из важных составляющих культурного наследия народов России и представляют собой уникальное выражение национальной идентичности и таланта мастеров, передаваемого из поколения в поколение.
Дымковские игрушки
Вологодское кружево
Гжельская
майолика
Тульские
самовары
Классификация традиционных народных ремёсел
и промыслов
изделия из твёрдых материалов (дерево, береста, лоза)
керамика, фаянс, фарфор, стекло
изделия из меха и кожи животных
изделия из мягких материалов — пряденого льна, шерсти
металл, камень, кость
Художественная обработка древесины относится к декоративно- прикладному искусству, которое играет особую роль в жизни людей т.к. наиболее прочно связано с жизнью и бытом человека. В той или иной форме мы сталкиваемся с ним ежедневно, ощущая на себе силу его воздействия. Декоративно-прикладное искусство участвовало в формировании материально духовной среды, отражало мировоззрение людей, особенности их религии, мифологии, эстетические идеалы.
Особой формой существования декоративно-прикладного искусства являются народные - художественные промыслы. Возникновение их связано с производством различных изделий не для собственных нужд, а на продажу.
Слово промысел произошло от «промыслить» то есть подумать, как добыть средства для жизни. Существовали промыслы до тех пор, пока приносили доход, кормили.
Крестьянская смекалка всегда помогала мастеру находить ту меру выразительных средств, достаточных, чтобы и украсить предмет, и продать его не в ущерб себе.
История развития художественной обработки дерева
Самые ранние упоминания о художественной обработке дерева датируются IX–X вв. Россия всегда была богата лесами, искусством обработки этого материала издавна славились народные умельцы районов Севера, Верхнего и Среднего Поволжья, а также мастера лесных районов Архангельской, Вологодской, Вятской, Тверской, Нижегородской, Владимирской губерний.
Древесина была основным материалом для жителей Руси. Из нее строили все самое важное для жизни — дома и бытовые постройки, городские оборонные стены, церкви, мосты.
Без изделий из дерева невозможно было вести хозяйство. Ложки, кубки, чаши, ведра, кадки были сделаны из того же материала. Люди умело использовали все части дерева. Из бересты шили чехлы для инструментов, укрывали крышу, делали туески для продуктов, на ней писали грамоты. Из ивового прута плели люльки и корзины. Разумеется, все эти изделия требовали особой обработки и украшения.
Исторически промыслы имели свое начало из крестьянских домашних производств. Это были небольшие мастерские, где трудилась семья, и производили они один определенный вид изделий. Секреты мастерства передавались из поколения в поколение, многие технологии держались в строжайшей тайне.
резьба
по дереву
промыслы по дереву
деревянная игрушка
плетение
из лозы
роспись
по дереву
изделия
из бересты
Богородская игрушка
Сергиев Посад недаром называли «столицей игрушечного царства», здесь, в селе Богородское, в XVII веке зародился деревянный игрушечный промысел. Мягкая и податливая древесина ольхи, липы и осины, растущих в этих краях, - идеальный материал для вырезания. Причём до того, как стать игрушкой, дерево высушивается целых 4 года. Поначалу игрушки были одинарными, с узорной резьбой, но со временем стали усложняться по сюжету, собираясь в целые скульптурные группы. Позже богородские умельцы научились «оживлять» свои игрушки.
Ствол пилят на части, которые потом разрубают вдоль волокон на треугольные поленья в зависимости от необходимого размера игрушки. Потом игрушку "зарубают", т.е. придают ей самые общие очертания будущего произведения.
Острейшим прямым богородским ножом («щучкой») снимают всю лишнюю древесину и моделируют форму. Окончательная отделка игрушки связана с работой мелкими полукруглыми стамесками (описка), с помощью которых изображаются все детали изделия.
Подвижные игрушки
«Кузнецы»
«Барабанщик»
«Курочки»
«Акробаты»
«Игрушки-дергуны»
В более сложных композиционных богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.
Композиция "Крестьянский двор" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".
Резьба по дереву
Традиции резьбы по дереву берут начало с языческой Руси. Тогда этот вид промысла использовали для ритуального украшения идолов. Затем резьбой украшали терема (ставни, створки, фасады) и большинство предметов быта. Свои реалистичные и тонкие работы мастера традиционно исполняли топором, ножом и стамеской.
Абрамцево-кудринская резьба
- художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Е. Д. Поленова организовала в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 году столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сёл: Хотьково, Ахтырка, Кудрино, Мутовки. В 1890 году один из учеников, В. П. Ворносков, основал собственное производство в родном селе Кудрине. Современный ассортимент изделий включает в себя предметы утилитарного назначения (шкатулки, сухарницы, конфетницы, солонки, курительные наборы), декоративного характера — (панно, тарелки и др.)
Сергиевская маховая резьба
Монахи Свято-Троицкой лавры вырезали из дерева кресты, иконы и иконостасы, и старейшие деревянные изделия относятся к XIV–XV векам. Резчики по дереву работали без эскизов, высекая форму богородским ножом - острым ножом особой формы, «с маху», отчего резьбу и назвали «маховой». Деревянные фигурки, как и иконы, «левкасили», покрывали левкасом — мелом, размешанным на рыбьем клею и льняном масле. Среди популярных сергиевских фигурок были монахи, а также композиция «барышня и гусар»
Глухая домовая резьба
Глухая резьба, распространённая в Нижегородском, Балахнинском и Городецком уездах с середины XVIII до начала XX века, берёт своё начало с украшения судов. Ремесленники работали на судах зимой, а в остальное время украшали оконные наличники, ставни и ворота. Рисунок наносился иглой на сосновую, гладко обструганную доску, затем пудрился с помощью мешочка с истолчённым углем и обводился карандашом. После, с помощью набора долот, мастер вырезал рельеф и детально прорабатывал рисунок, который покрывал олифой. Глухой эту резьбу называют за «глухой», без прорезей, фон.
Шемогодская резьба по бересте
Самый известный берестяной промысел зародился в конце XVIII — начале XIX века в Шемогодской волости Великоустюгского уезда Вологодской губернии. Шемогодские мастера делают туески, шкатулки, перчаточницы, табачницы, пеналы и др. Ажурные узоры, названные «берестяным кружевом», состоят из растительных орнаментов, изображений животных, городских пейзажей, бытовых сценок. На бересту, мягкую и податливую от природы, тупым шилом наносится рисунок, который вырезается потом острым ножом.
Способы декорирования изделий из бересты
Тиснение
Резьба
Аппликация
Гравировка выжиганием
Выскабливание или процарапывание
Лазерная резка и гравировка
Ложкарный промысел
Центр ложкарных ремёсел - Нижегородская земля. Ложкари появились в то самое время, когда появилась и первая деревянная посуда. Вырезание ложки — особое искусство, требующее специальных навыков и секретов, которые ложкари передавали из поколения в поколение. Так как каждый человек имел свою ложку, которую часто носил с собой, к ней всегда относились как к нечто большему, чем просто столовому прибору. Традиционно ложки делались из берёзы, осины и ольхи, но также и из груши, яблони, рябины, ивы и клёна.
Полхов-майданская роспись
Монахи Саровского монастыря владели токарным промыслом и сами изготавливали себе деревянную посуду. В конце XVIII века крестьяне Полохов-Майдана переняли у них это умение, а в середине XIX века, благодаря крестьянину-кустарю Павлу Полину, узнали о существовании выжигательного аппарата, работавшего на газовом топливе. Уже в ХХ веке выжженные обводки и узоры в Полохов-Майдане стали раскрашивать красками. В полхов-майдановской росписи используется четыре цвета: синий, зеленый, красный и желтый, а обязательный приём — обводка рисунка чёрным цветом, сменившая обжиг. Полхов-майданские токари создавали свистульки, пасхальные яйца, подставки, шкатулки и матрёшек.
Городецкая роспись
Деревянный промысел в Поволжье. Сначала резчики по дереву делали украшения для кораблей, а потом перешли на вырезание посуды и прялок. Изначально роспись служила только дополнительным украшением, но со временем развилась в особое искусство. Роспись, получившее название городецкой, окончательно оформилась только в XIX веке. Городецкий рисунок наносится на дерево без грунтовки и украшают таким образом мебель, ставни, двери. Основные композиции - это цветочный орнамент, композиция с конём или петухом и сложная сюжетная роспись, связанная с бытом городецких жителей - простых крестьян и купеческого сословия.
Хохлома
История хохломы насчитывает более трёх веков. Этот промысел появился в нижегородских сёлах, где жители исстари работали с деревом. Поначалу эту технологию применяли только в иконописи, но с появлением гораздо более дешевого олова, золотить начали и посуду. Таким образом хохлома соединила в себе крестьянские ремесленные традиции и староверческое иконописное мастерство.
Хохломская посуда славится не только красотой, но и долговечностью — у неё не трескается лак и не блекнут краски. Она несколько раз обрабатывается в печах, что сохраняет потом рисунок даже при воздействии горячих температур. Эту роспись с сочетанием золота, ярко-красной киновари и чёрного цвета, ни с чем не перепутать. В ней чаще всего можно увидеть огромные цветы, ягоды рябины и земляники, цветущие ветки и жар-птицу.
Семёновская роспись
В 1932 году, появилась на свет живая, добрая и яркая, с пышным букетом цветов на сарафане семёновская матрёшка. А с 1953 года, когда фабрика стала принимать участие в зарубежных выставках, семёновская матрёшка приобрела известность и за рубежом, став за долгие годы символом России.
В 2017 году в Семёнове открылся Музей матрёшки и традиционной игрушки, где собрана уникальная коллекция семёновских матрёшек.
Борецькая роспись
Борецкая роспись известна с XVIII века. Своё название получила от села Борок (Архангельская область), где располагался центр росписи. Один из главных образов промысла — Древо жизни, пышный цветок с прямым стеблем, вокруг которого размещаются звери, растения, ягоды и птицы. Борецкую роспись легко отличить от других, обратив внимание на палитру. Преобладают яркие простые цвета: жёлтый, красный, зелёный, коричневый. Все элементы изображения художники подчёркивают чёрным контуром, так что рисунки выглядят очень графично. Первоначально росписью украшали только прялки, позже мастера стали браться и за сундуки, короба и шкатулки, сделанные из бересты и фанеры.
Северные прялки
Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины — с юности и до глубокой старости. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению. Вот почему они еще встречаются в крестьянских домах Севера России. Для изготовления прялок на Севере нередко срубали целое дерево (ель или сосну): из ствола вырубали ножку с лопасткой, а из горизонтального ответвления — сиденье-донце. Изготовлялись прялки искусными плотниками Севера, поэтому в их форме отразилось своеобразие северной архитектуры.
Щепная птица
Щепная птица — резное деревянное изделие с тонким волнистым оперением крыльев. Изготовление птицы довольно трудоемко. Из корабельной сосны, из комлевой ее части (три метра от земли, где нет веток), вырезают бруски. На одну птицу идет два цельных кусочка влажного дерева (или в распаренном состоянии), способного к расщеплению. Из ели, осины вырезается туловище птицы; предварительно намоченные и распаренные хвост и крылья расщепляют ножом на тонкие пластины. Чем тоньше платины, тем ажурнее и воздушнее будет птица. Бруски соединяют друг с другом, перья «распускают». Щепная птица традиционно не окрашивается, не покрывается лаком.
Итог урока: