СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Модульный курс по истории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модульный курс «Сибирь – Родина моя» создан с учётом  ФГОС ООО и входит в Базисный учебный план. Содержательной основой опыта является изучение родного края, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Октябрьского района, сельского поселения Перегрёбное,  деревни Нижние Нарыкары.

        Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа» расположена в Октябрьском районе Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, на территории деревни Нижние Нарыкары в месте компактного проживания малочисленного народа Севера – манси. Соответственно,  учащимся необходимо знать не только язык  этого народа, но и свой край, в котором они живут,  его историю

Просмотр содержимого документа
«Модульный курс по истории»

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Октябрьский район

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»








Модульный курс

Сибирь – родина моя

по истории

программа для образовательных организаций



уровень основного общего образования (в рамках ФГОС с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)















ФИО автора: Максимова Елена Владимировна

учитель истории и обществознания, высшая категория











Пояснительная записка.



Современная концепция исторического и краеведческого образования обосновывает организацию системы классной и внеклассной деятельности по краеведению на разных ступенях образования. Гуманизация, инновационные технологии, компетентностный подход дают возможность ориентироваться на интересы ученика, реализовывать эти компетенции через взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды. Модернизация российского образования позволяет формировать региональную образовательную политику и создавать региональные программы образования. Учёт национальных, региональных и этнокультурных особенностей, открыло возможности образовательной системе переходить от общего образования гражданина вообще, независимо от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом главная и ведущая роль истории и исторического краеведения. Закон РФ об образовании, Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об основах системы образования Ханты-Мансийского автономного округа», а также нормативно-правовые документы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи с переходом на стандарты нового поколения ставят задачу учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательных программах общеобразовательных учреждений.

Модульный курс «Сибирь – Родина моя» создан с учётом ФГОС ООО и входит в Базисный учебный план. Содержательной основой опыта является изучение родного края, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Октябрьского района, сельского поселения Перегрёбное, деревни Нижние Нарыкары.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа» расположена в Октябрьском районе Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, на территории деревни Нижние Нарыкары в месте компактного проживания малочисленного народа Севера – манси. Соответственно, учащимся необходимо знать не только язык этого народа, но и свой край, в котором они живут, его историю

Цель модульного курса «Сибирь – Родина моя»:

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений  обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов малой истории в контексте с мировой историей, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

задачи программы модульного курса «Сибирь – Родина моя»:

- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, её особенностями;

- показать наиболее яркие личности, их роль в истории и культуре Октябрьского района и ХМАО - Югры;

- раскрыть на конкретных примерах уникальность и достижения народов ханты и манси и их вклад в историю России.

- формировать историческое мышление, широту мировоззрения, чувство национальной сопричастности каждого ученика;

- способствовать развитию навыков самостоятельной работы в экспозициях школьного музея;

- познакомить с устоявшимся укладом жизни местного населения для формирования уважительного отношения к национальной культуре.



Предполагаемые формы и методы работы

Данная программа рассчитана на 13 учебных часов и является интегративным дополнением к рабочей учебной программе по истории для изучения на уровне основного общего образования. Организация учебного процесса строится с учётом основного учебно - методического комплекса федерального перечня учебных пособий и учебников. Предлагаемая программа составлена на основе авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной для общеобразовательных учреждений и УМК этих же авторов. Для учащихся 5 класса темы модульного курса соотносятся с программой А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира».

В основном модульный курс «Сибирь – Родина моя» предполагает проведение комбинированных уроков, практических и лабораторных работ, ролевых игр, конференций, защиты учебных проектов, встречи со знаменитыми людьми, старожилами деревни, знаменитыми краеведами. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов, разрабатываемых учителем совместно со школьниками в качестве учебных и исследовательских проектов.  

Внеурочная деятельность предполагает самостоятельность учащихся при посещении школьного краеведческого музея – студии «Нявремыт». На уроках проводятся практические и лабораторные работы по вполне доступным текстам краеведческой литературы. Уроки и мероприятия состоят из совокупности постоянно чередующихся форм (игра, диалог, мастер-класс, виртуальное путешествие и др.) и методов:

  • метод наглядности, метод погружения в историческое пространство, метод ситуационно-ролевой игры, метод творческого командного состязания, метод постановки проблемы и метод игровой деятельности.

  • метод наглядности помогает достоверно воссоздать атмосферу конкретного исторического периода;

  • метод погружения в историческое пространство более эмоционально воздействует на восприятие исторических событий и фактов и позволяет ощутить аромат эпохи, включить в работу разум, органы чувств, фантазию;

  • метод ситуационно-ролевой игры позволяет познать действительность, в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными знаниями фактов конкретного исторического события;

  • метод постановки проблемы помогает адаптироваться в реальной жизненной ситуации, принять правильное решение;

  • метод игровой деятельности позволяет легко усвоить предлагаемую информацию.

Возможности применения данной программы краеведения.

Учителям и педагогам дополнительного образования предоставляется возможность составления множества внеклассных мероприятий краеведческой направленности, чаще всего – викторин и конкурсов. Разработки уроков, слайдовых презентаций, информационных и других творческих проектов откроют возможности привлечения местного фольклора, произведений деревенских поэтов и писателей, материалы периодической печати. Учителям образовательной области «Искусство» при подготовке к урокам, проведению внеклассных мероприятий будет предоставлена возможность использования национальной музыки, произведений живописи местных художников, фотографов.

Структура программы модульного курса.



  1. Пояснительная записка

  2. Тематический план модульного курса по истории «Сибирь – родина моя» с распределением учебного времени

  3. Содержание изучаемого модульного курса

  4. Ожидаемые результаты

  5. Материально – техническое и информационное обеспечение

  6. Литература для учителя и учащихся




Тематический план модульного курса по истории «Сибирь – родина моя» 13 часов



Тема

Часы

Уроки

Практикум

Самостоятельная работа

Основное содержание

Виды деятельности

5 класс Сибирь – Родина моя (Введение в историю 3часа)

Символика ХМАО - Югры

1


ВИД – вспомогательные исторические дисциплины.


Герб, флаг, гимн Югры

Характеризовать ВИД. Уметь распознавать символы ХМАО - Югры

Моя родословная

1



Выучить определения. Составить трёхпоколенную родословную

Родословная история семьи. Имена, отчества, фамилии и прозвища.

Характеристика генеалогии, умение работать с документами семейного архива

Историческая карта Октябрьского района и ХМАО – Югры.

1



Древние названия поселений на карте Окябрьского района.

Историческая карта, стороны света, легенда карты.

Определять стороны света. читать легенду карты.

6 класс Восточные славяне и их соседи (2часа)

Восточные славяне и их соседи : финно – угорские племена

1


Личностно – ориентированый урок

Сочинение

Финно – угорские племена- ареал обитания

Работа с историческими источниками

Язычество – как форма первобытных верований.

0,5


Знакомство с обрядовыми традициями народов манси и ханты в сравнении с восточными славянами.


Обряды и традиции

Работа с учебным текстом и умение сравнивать

Занятия и жилище восточных славян и финноугорских племён.

0,5


Анализ рисунков и текстов.


Жилище и занятия

Сравнительная деятельность.

7 класс «Эпоха – дворцовых переворотов» (2 часа)

«Берёзов – место ссылки»

0,5


Видеосюжет «Долгоруковы»


Знакомство с историей п. Берёзово и его местом в истории России

Характеризовать сибирскую ссылку. Определять значение ссыльных для исторического развития Сибири

Секретные узники Берёзова

0,5



Сообщения об узниках Берёзова.

Биографии Меньшиковы Долгоруковы Остерман.

Представлять материал дополнительной литературы.

Культура и быт народов Сибири XVIII век

1



Заполнение таблицы «Быт и праздники коренных народов Севера»

Работа с текстами

Характеризовать праздники коренных народов Севера, уметь описывать быт, традиции

8 класс «Изменения, которые внёс XIX век» (3 часа)

Этнический состав Российской империи.

1




Работа с дополнительной литературой

Характеризовать этнический состав Российской империи, уметь определять процентное отношение к количеству населения

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

1


Устав об инородцах


Историческая терминология

Характеризовать категории народов Сибири по Уставу Сперанского

Развитие традиционных помыслов

1




Социально – экономическое развитие после 1861 года

Характеризовать основные виды традиционных промыслов

9 класс «Испытания и судьбы» (3 часа)

Приговорённые выжить

1



Учебные исследования

Сибирь и спецпереселенцы

Изучение семейных архивов, работа с дополнительными источниками.

Великая война в судьбе моего края

1



Учебные исследования, подготовка проекта «Книга воспоминаний»

История далёкая и близкая

Изучение семейных архивов, работа с дополнительными источниками.

Люди ХМАО - Югры




Проект «Твои люди – Югра!»

Знакомство со знаменитыми людьми округа, района, деревни

Подготовка презентаций



Содержание изучаемого модульного курса «Сибирь – родина моя»



Введение в историю 3часа

Символика ХМАО – Югры. ВИД – вспомогательные исторические дисциплины. Гербы как помощники в определении экономических, культурных, родственных связей. Совокупность правил и приёмов составления гербов. Геральдические фигуры и знаки. История флагов и гимнов.

Моя родословная. Источники знаний о прошлом ВИД – вспомогательные исторические дисциплины – наука генеалогия. Выяснение происхождения отдельных родов, семей и лиц с установлением основных биографических фактов. Генеалогические исследования. Родословная по схеме «Семь -Я»

Историческая карта Октябрьского района. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта – как исторический источник Историческая ономастика: топонимы – географические названия; этнонимика – личные имена.

Основные понятия: геральдика, глашатай, гимн, флаг, стяг, штандарт ономастика, топонимика, генеалогия, родословная этнонимика.

Восточные славяне и их соседи (2часа)

Восточные славяне и их соседи : финно – угорские племена. Финно – угорская языковая семья. Первое упоминание о фино – уграх и обских уграх в «Повести временных лет»

Язычество – как форма первобытных верований. Обряды умыкания восточных славян и коренных народов Севера. Верховные божества.

Как одевались сибиряки. Культура и быт Древней Руси. Описаней областей культуры: фольклор, летописание, «Повесть временных лет» как исторический источник. Мансийская одежда: сах, гусь.

Основные понятия: язычество, обряды, традиции, финно – угорские племена: вогулы, остяки, селькупы. «Повесть временных лет»

«Эпоха – дворцовых переворотов» (2 часа)

«Берёзов – место ссылки». Значение сибирского города Берёзов для политической ссылки Руси. Секретные узники Берёзова. Знаменитые узники Берёзова: Меншиковы, Долгоруковы, Остерман. Значение их деятельности для просвещения и жизни сибиряков.

Культура и быт народов Сибири XVIII век

Основные понятия: политическая ссылка.

Изменения, которые внёс XIX век (3 часа)

Изменения в структуре населения. Российская империя в начале XIX века. Сословная структура начала века. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского. Деятельность Сибирского комитета. Устав Сперанского. Развитие традиционных промыслов. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

Основные понятия темы: «Устав об инородцах», инородцы.

Испытания и судьбы XX век (3 часа)

Развитие экономики Сибири на новых основах. Индустриализация и коллективизация. Исследование «Приговорённые выжить..» Источники индустриализации. Особенности коллективизации и последствия для Сибири.

Великая война в судьбе Сибири. Борьба народов СССР в борьбе с фашизмом. Война в судьбе моей семьи. Сибирь как тыл. Роль югорских детей в деле достижения Великой Победы. Труженники тыла. Герои земли сибирской.

Россия на пороге XXI века. Современный облик ХМАО – Югры. Экономическое развитие. НГК, промышленное развитие округа. Современные города Югры. Перспективы этнотуризма.

Основные понятия: индустриализация, коллективизация, спецпереселенцы, этнотуризм.

Ожидаемые результаты

Предметными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания модульного курса «Сибирь – Родина моя» по истории, являются:


  • Заинтересованность историей Родного края в пространственном и временном измерениях;

  • Характеристика специфических особенностей региональной истории в разных аспектах;

  • Знание и последовательность следственно – причинных связей исторических событий;

  • Распознавать исторические личности, которые внесли существенный вклад в историю региона и малой Родины.

  • Знать хронологическую последовательность основных событий;

  • Метапредметные результаты:

  • использовать при поиске и систематизации информации средства электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, таблица, схема) и перевода информации из одной системы в другую;

  • различать в массиве изучаемой информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

  • систематизировать разнообразную информацию на основе своих представлений;

  • формировать собственный алгоритм решения исторических проблем, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных способов и методов решения задачи;

  • формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для аргументации обществоведческие сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи.

  • Личностные результаты:

  • понимания и критического осмысления социально-экономических и политических процессов и ситуаций;

  • определения и обоснования собственной позиции по отношению к реалиям современной социально-политической жизни;

  • формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологиями, теориями;

  • учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным статусом;

  • осознания себя представителем сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином своей малой Родины и России.


Материально – техническое и информационное обеспечение

п/п

Наименование

Количество

1

ПК

1

2

Принтер

1

3

Сканер

1

4

Экран

1

5

Проектор

1

6

Аудиоколонки

1



Литература для учителя и учащихся.

Для учителя:



  1. С.И. Алексеев Тесты по истории ХМАО – Югры с древности до наших дней. Ханты – Мансийск, РИО ИРО 2008.- 112с

  2. А.Алквист Среди хантов и манси Томск 1999, с122-123

  3. К.Ф. Карьялайнен Религия Югорских народов т II Томск1995с.133,147

  4. В.Т.Кузьмин Земля Кодская г. Ханты - Мансийск

  5. Е.П. Мартынова Очерки истории и культуры хантов М. 1998,с.51-70

  6. Очерки истории Коды «Волот »Екатеринбург 1995

  7. Е.Г. Фёдорова Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси Европейский дом С-П 2000

  8. История ХМАО с древности до конца XX века, хрестоматия Екатеринбург НПМП «Волот» 1999



Для учащихся

  1. Кравцов В, Соболев В., Шаповалов А. Тайны прошлого. – Новосибирск: ИНФОЛИО – пресс, 1999 – 64 с.: ил.(«Сибирь неизвестные миры»)

  2. Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII- начало XX в.),М. «Северные просторы»,2002;

  3. Очерки истории Югры НПМП «Волот»Екатеринбург, 2000;

  4. История ХМАО с древности до конца XX века, хрестоматия Екатеринбург НПМП «Волот» 1999;

  5. Тезисы открытой конференции юных историков и краеведов «Тимофеевские чтения»

  6. На самом Севере Югры. Берёзовский район – Екатерибург «Издательский дом «Сократ»», 1999 159с.

  7. Н.Ермакова Времена Коды. Юбилейное издание. – Пермь: «Феликс» 2006 – 352с.

Интернет – ресурсы:

http://www.hrono.ru – исторический портал


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!