Ханты – Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа»
Модульный курс
Сибирь – родина моя
по истории
программа для образовательных организаций
уровень основного общего образования (в рамках ФГОС с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей)
ФИО автора: Максимова Елена Владимировна
учитель истории и обществознания, высшая категория
Пояснительная записка.
Современная концепция исторического и краеведческого образования обосновывает организацию системы классной и внеклассной деятельности по краеведению на разных ступенях образования. Гуманизация, инновационные технологии, компетентностный подход дают возможность ориентироваться на интересы ученика, реализовывать эти компетенции через взаимодействие человека и конкретной культурно-образовательной среды. Модернизация российского образования позволяет формировать региональную образовательную политику и создавать региональные программы образования. Учёт национальных, региональных и этнокультурных особенностей, открыло возможности образовательной системе переходить от общего образования гражданина вообще, независимо от его места жительства, к образованию представителя конкретного территориального социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Образование сегодня призвано помочь конкретному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях. Именно в этом главная и ведущая роль истории и исторического краеведения. Закон РФ об образовании, Закон Ханты-Мансийского автономного округа «Об основах системы образования Ханты-Мансийского автономного округа», а также нормативно-правовые документы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи с переходом на стандарты нового поколения ставят задачу учёта национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательных программах общеобразовательных учреждений.
Модульный курс «Сибирь – Родина моя» создан с учётом ФГОС ООО и входит в Базисный учебный план. Содержательной основой опыта является изучение родного края, Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Октябрьского района, сельского поселения Перегрёбное, деревни Нижние Нарыкары.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Нижне – Нарыкарская средняя общеобразовательная школа» расположена в Октябрьском районе Ханты – Мансийского автономного округа – Югры, на территории деревни Нижние Нарыкары в месте компактного проживания малочисленного народа Севера – манси. Соответственно, учащимся необходимо знать не только язык этого народа, но и свой край, в котором они живут, его историю
Цель модульного курса «Сибирь – Родина моя»:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок; развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов малой истории в контексте с мировой историей, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
задачи программы модульного курса «Сибирь – Родина моя»:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, её особенностями;
- показать наиболее яркие личности, их роль в истории и культуре Октябрьского района и ХМАО - Югры;
- раскрыть на конкретных примерах уникальность и достижения народов ханты и манси и их вклад в историю России.
- формировать историческое мышление, широту мировоззрения, чувство национальной сопричастности каждого ученика;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы в экспозициях школьного музея;
- познакомить с устоявшимся укладом жизни местного населения для формирования уважительного отношения к национальной культуре.
Предполагаемые формы и методы работы
Данная программа рассчитана на 13 учебных часов и является интегративным дополнением к рабочей учебной программе по истории для изучения на уровне основного общего образования. Организация учебного процесса строится с учётом основного учебно - методического комплекса федерального перечня учебных пособий и учебников. Предлагаемая программа составлена на основе авторской программы А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной для общеобразовательных учреждений и УМК этих же авторов. Для учащихся 5 класса темы модульного курса соотносятся с программой А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой «История Древнего мира».
В основном модульный курс «Сибирь – Родина моя» предполагает проведение комбинированных уроков, практических и лабораторных работ, ролевых игр, конференций, защиты учебных проектов, встречи со знаменитыми людьми, старожилами деревни, знаменитыми краеведами. Активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет использование цифровых образовательных ресурсов, разрабатываемых учителем совместно со школьниками в качестве учебных и исследовательских проектов.
Внеурочная деятельность предполагает самостоятельность учащихся при посещении школьного краеведческого музея – студии «Нявремыт». На уроках проводятся практические и лабораторные работы по вполне доступным текстам краеведческой литературы. Уроки и мероприятия состоят из совокупности постоянно чередующихся форм (игра, диалог, мастер-класс, виртуальное путешествие и др.) и методов:
метод наглядности, метод погружения в историческое пространство, метод ситуационно-ролевой игры, метод творческого командного состязания, метод постановки проблемы и метод игровой деятельности.
метод наглядности помогает достоверно воссоздать атмосферу конкретного исторического периода;
метод погружения в историческое пространство более эмоционально воздействует на восприятие исторических событий и фактов и позволяет ощутить аромат эпохи, включить в работу разум, органы чувств, фантазию;
метод ситуационно-ролевой игры позволяет познать действительность, в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными знаниями фактов конкретного исторического события;
метод постановки проблемы помогает адаптироваться в реальной жизненной ситуации, принять правильное решение;
метод игровой деятельности позволяет легко усвоить предлагаемую информацию.
Возможности применения данной программы краеведения.
Учителям и педагогам дополнительного образования предоставляется возможность составления множества внеклассных мероприятий краеведческой направленности, чаще всего – викторин и конкурсов. Разработки уроков, слайдовых презентаций, информационных и других творческих проектов откроют возможности привлечения местного фольклора, произведений деревенских поэтов и писателей, материалы периодической печати. Учителям образовательной области «Искусство» при подготовке к урокам, проведению внеклассных мероприятий будет предоставлена возможность использования национальной музыки, произведений живописи местных художников, фотографов.
Структура программы модульного курса.
Пояснительная записка
Тематический план модульного курса по истории «Сибирь – родина моя» с распределением учебного времени
Содержание изучаемого модульного курса
Ожидаемые результаты
Материально – техническое и информационное обеспечение
Литература для учителя и учащихся
Тематический план модульного курса по истории «Сибирь – родина моя» 13 часов
Тема | Часы | Уроки | Практикум | Самостоятельная работа | Основное содержание | Виды деятельности |
5 класс Сибирь – Родина моя (Введение в историю 3часа) |
Символика ХМАО - Югры | 1 | | ВИД – вспомогательные исторические дисциплины. | | Герб, флаг, гимн Югры | Характеризовать ВИД. Уметь распознавать символы ХМАО - Югры |
Моя родословная | 1 | | | Выучить определения. Составить трёхпоколенную родословную | Родословная история семьи. Имена, отчества, фамилии и прозвища. | Характеристика генеалогии, умение работать с документами семейного архива |
Историческая карта Октябрьского района и ХМАО – Югры. | 1 | | | Древние названия поселений на карте Окябрьского района. | Историческая карта, стороны света, легенда карты. | Определять стороны света. читать легенду карты. |
6 класс Восточные славяне и их соседи (2часа) |
Восточные славяне и их соседи : финно – угорские племена | 1 | | Личностно – ориентированый урок | Сочинение | Финно – угорские племена- ареал обитания | Работа с историческими источниками |
Язычество – как форма первобытных верований. | 0,5 | | Знакомство с обрядовыми традициями народов манси и ханты в сравнении с восточными славянами. | | Обряды и традиции | Работа с учебным текстом и умение сравнивать |
Занятия и жилище восточных славян и финноугорских племён. | 0,5 | | Анализ рисунков и текстов. | | Жилище и занятия | Сравнительная деятельность. |
7 класс «Эпоха – дворцовых переворотов» (2 часа) |
«Берёзов – место ссылки» | 0,5 | | Видеосюжет «Долгоруковы» | | Знакомство с историей п. Берёзово и его местом в истории России | Характеризовать сибирскую ссылку. Определять значение ссыльных для исторического развития Сибири |
Секретные узники Берёзова | 0,5 | | | Сообщения об узниках Берёзова. | Биографии Меньшиковы Долгоруковы Остерман. | Представлять материал дополнительной литературы. |
Культура и быт народов Сибири XVIII век | 1 | | | Заполнение таблицы «Быт и праздники коренных народов Севера» | Работа с текстами | Характеризовать праздники коренных народов Севера, уметь описывать быт, традиции |
8 класс «Изменения, которые внёс XIX век» (3 часа) |
Этнический состав Российской империи. | 1 | | | | Работа с дополнительной литературой | Характеризовать этнический состав Российской империи, уметь определять процентное отношение к количеству населения |
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского | 1 | | Устав об инородцах | | Историческая терминология | Характеризовать категории народов Сибири по Уставу Сперанского |
Развитие традиционных помыслов | 1 | | | | Социально – экономическое развитие после 1861 года | Характеризовать основные виды традиционных промыслов |
9 класс «Испытания и судьбы» (3 часа) |
Приговорённые выжить | 1 | | | Учебные исследования | Сибирь и спецпереселенцы | Изучение семейных архивов, работа с дополнительными источниками. |
Великая война в судьбе моего края | 1 | | | Учебные исследования, подготовка проекта «Книга воспоминаний» | История далёкая и близкая | Изучение семейных архивов, работа с дополнительными источниками. |
Люди ХМАО - Югры | | | | Проект «Твои люди – Югра!» | Знакомство со знаменитыми людьми округа, района, деревни | Подготовка презентаций |
Содержание изучаемого модульного курса «Сибирь – родина моя»
Введение в историю 3часа
Символика ХМАО – Югры. ВИД – вспомогательные исторические дисциплины. Гербы как помощники в определении экономических, культурных, родственных связей. Совокупность правил и приёмов составления гербов. Геральдические фигуры и знаки. История флагов и гимнов.
Моя родословная. Источники знаний о прошлом ВИД – вспомогательные исторические дисциплины – наука генеалогия. Выяснение происхождения отдельных родов, семей и лиц с установлением основных биографических фактов. Генеалогические исследования. Родословная по схеме «Семь -Я»
Историческая карта Октябрьского района. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта – как исторический источник Историческая ономастика: топонимы – географические названия; этнонимика – личные имена.
Основные понятия: геральдика, глашатай, гимн, флаг, стяг, штандарт ономастика, топонимика, генеалогия, родословная этнонимика.
Восточные славяне и их соседи (2часа)
Восточные славяне и их соседи : финно – угорские племена. Финно – угорская языковая семья. Первое упоминание о фино – уграх и обских уграх в «Повести временных лет»
Язычество – как форма первобытных верований. Обряды умыкания восточных славян и коренных народов Севера. Верховные божества.
Как одевались сибиряки. Культура и быт Древней Руси. Описаней областей культуры: фольклор, летописание, «Повесть временных лет» как исторический источник. Мансийская одежда: сах, гусь.
Основные понятия: язычество, обряды, традиции, финно – угорские племена: вогулы, остяки, селькупы. «Повесть временных лет»
«Эпоха – дворцовых переворотов» (2 часа)
«Берёзов – место ссылки». Значение сибирского города Берёзов для политической ссылки Руси. Секретные узники Берёзова. Знаменитые узники Берёзова: Меншиковы, Долгоруковы, Остерман. Значение их деятельности для просвещения и жизни сибиряков.
Культура и быт народов Сибири XVIII век
Основные понятия: политическая ссылка.
Изменения, которые внёс XIX век (3 часа)
Изменения в структуре населения. Российская империя в начале XIX века. Сословная структура начала века. Реформаторская деятельность М.М.Сперанского. Деятельность Сибирского комитета. Устав Сперанского. Развитие традиционных промыслов. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права
Основные понятия темы: «Устав об инородцах», инородцы.
Испытания и судьбы XX век (3 часа)
Развитие экономики Сибири на новых основах. Индустриализация и коллективизация. Исследование «Приговорённые выжить..» Источники индустриализации. Особенности коллективизации и последствия для Сибири.
Великая война в судьбе Сибири. Борьба народов СССР в борьбе с фашизмом. Война в судьбе моей семьи. Сибирь как тыл. Роль югорских детей в деле достижения Великой Победы. Труженники тыла. Герои земли сибирской.
Россия на пороге XXI века. Современный облик ХМАО – Югры. Экономическое развитие. НГК, промышленное развитие округа. Современные города Югры. Перспективы этнотуризма.
Основные понятия: индустриализация, коллективизация, спецпереселенцы, этнотуризм.
Ожидаемые результаты
Предметными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания модульного курса «Сибирь – Родина моя» по истории, являются:
Заинтересованность историей Родного края в пространственном и временном измерениях;
Характеристика специфических особенностей региональной истории в разных аспектах;
Знание и последовательность следственно – причинных связей исторических событий;
Распознавать исторические личности, которые внесли существенный вклад в историю региона и малой Родины.
Знать хронологическую последовательность основных событий;
Метапредметные результаты:
использовать при поиске и систематизации информации средства электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, таблица, схема) и перевода информации из одной системы в другую;
различать в массиве изучаемой информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
систематизировать разнообразную информацию на основе своих представлений;
формировать собственный алгоритм решения исторических проблем, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных способов и методов решения задачи;
формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для аргументации обществоведческие сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи.
Личностные результаты:
понимания и критического осмысления социально-экономических и политических процессов и ситуаций;
определения и обоснования собственной позиции по отношению к реалиям современной социально-политической жизни;
формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологиями, теориями;
учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным статусом;
осознания себя представителем сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином своей малой Родины и России.
Материально – техническое и информационное обеспечение
№ п/п | Наименование | Количество |
1 | ПК | 1 |
2 | Принтер | 1 |
3 | Сканер | 1 |
4 | Экран | 1 |
5 | Проектор | 1 |
6 | Аудиоколонки | 1 |
Литература для учителя и учащихся.
Для учителя:
С.И. Алексеев Тесты по истории ХМАО – Югры с древности до наших дней. Ханты – Мансийск, РИО ИРО 2008.- 112с
А.Алквист Среди хантов и манси Томск 1999, с122-123
К.Ф. Карьялайнен Религия Югорских народов т II Томск1995с.133,147
В.Т.Кузьмин Земля Кодская г. Ханты - Мансийск
Е.П. Мартынова Очерки истории и культуры хантов М. 1998,с.51-70
Очерки истории Коды «Волот »Екатеринбург 1995
Е.Г. Фёдорова Рыболовы и охотники бассейна Оби: проблемы формирования культуры хантов и манси Европейский дом С-П 2000
История ХМАО с древности до конца XX века, хрестоматия Екатеринбург НПМП «Волот» 1999
Для учащихся
Кравцов В, Соболев В., Шаповалов А. Тайны прошлого. – Новосибирск: ИНФОЛИО – пресс, 1999 – 64 с.: ил.(«Сибирь неизвестные миры»)
Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока России в трудах исследователей (XVII- начало XX в.),М. «Северные просторы»,2002;
Очерки истории Югры НПМП «Волот»Екатеринбург, 2000;
История ХМАО с древности до конца XX века, хрестоматия Екатеринбург НПМП «Волот» 1999;
Тезисы открытой конференции юных историков и краеведов «Тимофеевские чтения»
На самом Севере Югры. Берёзовский район – Екатерибург «Издательский дом «Сократ»», 1999 159с.
Н.Ермакова Времена Коды. Юбилейное издание. – Пермь: «Феликс» 2006 – 352с.
Интернет – ресурсы:
http://www.hrono.ru – исторический портал