СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по истории 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по истории для 5 класса с модульным курсом.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 5 класс»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Понуровская средняя общеобразовательная школа»

Стародубского муниципального района

Брянской области


УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МБОУ «Понуровская СОШ»


Рабочая программа основного общего образования

по истории 5 класс

Составил учитель истории

Лученинов С.М.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР_______ Л. В. Стрижак



РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей






















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Статус документа


Рабочая программа по курсу «История Древнего мира» в 5 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Рабочей программы «Всеобщая история». Предметная линия учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы, авторская программа А.А.Вигасина, Г.И. Годера «История Древнего мира», М., «Просвещение», 2011 г.


В программу по истории, согласно приказу департамента Брянской области, включен модульный курс «Граждановедение. Брянская область».

Структура документа


Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование

Цели и задачи обучения


В курсе « История Древнего мира» происходит знакомство учащихся с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. В программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем отличается древний мир от современного.

Модульный курс «Граждановедение. Брянская область» призван обеспечить гражданское, обществоведческое образование учащихся в раннем подростковом возрасте. Содержание курса позволяет углубить представления о Родине путем систематизированного изучения истории своей малой родины – области, района, города, поселка, села.

Основные темы курса раскрывают вопросы государственного устройства, проблемы образования, семьи, власти, культуры. Курс имеет интегративный характер, его содержание определяется проблематикой общественной жизни, в центре которой находится человек – гражданин. Учитываются возрастные, психологические особенности учащихся.

В цели курса входит:

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

-охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (законы, демократия, республика, религия);

-выработать у школьников представления об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности событий истории;

- воспитать уважение к истории, культуре, традициям других народов, толерантное отношение к представителям других народов.

- сформировать гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе;

- выработать развитые способностей осмысливать различные факты, события и строить собственное поведение;

- развивать умения анализировать события, факты, поступки человека;

Задачи курса:

-содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота.

- воспитывать учащихся активными гражданами и подлинными патриотами своего Отечества и малой родины.


Место предмета в учебном плане


Учебный план МБОУ « Понуровская СОШ» Стародубского муниципального района Брянской области предусматривает на изучение курса «История Древнего мира» - 70 часов за учебный год, модульный курс «Граждановедение. Брянская область» - на 35 часов. На изучение истории в 5 классе отводиться 105 часов в учебном году, 3 учебных часа в неделю

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по предмету история в 5-м классе

- правильно применять счет лет в истории;

- оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, устанавливать последовательность и синхронность событий;

  • читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду;
    - определять на карте географическое положение страны;

  • выделять главное в тексте параграфа, отрывке из документа, в содержании
    учебной картины;

  • анализировать исторический источник;

-сравнивать несложные исторические явления, устанавливать сходства, различия, изменения;

- давать самостоятельную оценку исторически явлениям, событиям и
личностям, высказывать при этом собственные суждения;

-самостоятельно формулировать несложные выводы, подтверждать их примерами, фактами их учебника и исторических документов;

  • в связной монологической форме пересказать текст учебника,
    воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном рассказе учителя,
    раскрыть содержание иллюстрации;

  • употреблять и объяснять встречающиеся исторические термины;

- сравнительно описывать отдельные факты, природные условия, предметы
материальной культуры с опорой на иллюстрации учебника.

знать/понимать:

- социальные свойства человека, его взаимопонимание с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

уметь

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- существлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для ребенка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной оценки конкретных поступков людей;

- сознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения



Учебно-тематический план


История Древнего мира (70ч)

Введение (1ч)

Тема I. Жизнь первобытных людей. (7 ч)

Тема 2. Древний Восток. (20ч)

Тема 3. Древняя Греция. (21ч)

Тема 5. Древний Рим (17ч).

Итоговое повторение (4 ч)



Модульный курс «Граждановедение. Брянская область».(35ч)

Мы и наш край (6 час.)

Ваше общее образование (8 час.)

Твой отчий дом (6 час.)

Наша власть (5 час.)

Наши достоинства и недостатки (7 час.)

Итоговое обобщение модульного курса «Граждановедение. Брянская область». (3 час.)



Основное содержание тем учебного курса

История Древнего мира (70ч)

Введение (1ч)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Пред­ставление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Тема I. Жизнь первобытных людей. (7 ч)

Первобытные собиратели и охотники

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от

животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира­тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате­лей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении произ­водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гон­чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель­цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «ста­рейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земле­дельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле­ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появ­ление городов, государств, письменности).

Тема 2. Древний Восток. (20ч)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодо­родие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оро­сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фара­он», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фара­онов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города — Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рель­еф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для пись­ма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (мате­матика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произ­ведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папи­рус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на оро­шении; каменное строительство; скульптурный портрет; письмен­ность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представле­ние о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло­дородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись­ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «рос­товщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко­лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа­ния о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побере­жья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По­нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип­та). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда­ния о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царст­во и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования желез­ных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорен­ных областей). Город Персеполь.

Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяй­ство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Рели­гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве­ра в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буд­дизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение наро­да. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шел­ковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Тема 3. Древняя Греция. (21ч)

Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жиз­ни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Ми­кены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фре­ска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская кре­пость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселе­ние островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским цар­ством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и геро­ях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфа­вита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Воз­никновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприят­ные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и вино­града. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение дол­гового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание вы­борного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два ца­ря — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колони­зации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с ме­стным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состя­заний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на во­енную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трех­сот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сраже­ние в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Поло­жение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Пале­стра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу че­ловека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Тра­гедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспи­тательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Со­вет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение пла­ты за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Ма­кедонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Де­мосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обо­жествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвраще­ние в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Ма­кедонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — круп­нейший торговый и культурный центр Восточного Средиземно­морья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Гре­ческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление уп­равления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с уп­равлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Тема 5. Древний Рим (17ч).

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. На­селение древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «вестал­ка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. На­шествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Вой­на с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный три­бун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. При­нятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Орга­низация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македо­нии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «про­винция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник раб­ства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный за­кон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель де­ла брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения вос­ставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. За­воевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (пере­ход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,

«диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республи­канских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Об­раз жизни германских племен. Предки славянских народов. Поня­тие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Се­нека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рас­сказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей пе­ред Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие коло­ната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Призна­ние христианства. Основание Константинополя и перенесение сто­лицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в про­винциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийст­во Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый

захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (4 ч)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о на­родовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.


Модульный курс «Граждановедение. Брянская область». (35ч)

Мы и наш край (6 час.)

Брянщина – лучший уголок России. Наши символы. Географическое положение Брянской области. Интерактивное путешествие «Мой любимый уголок села». Cемейная геральдика. Моя визитная карточка.

Ваше общее образование (8 час.)

Основная школа. Роль образования для общества и человека. Реформы в образовании. Наша школьная реформа – практическое занятие.

Образование в моей семье – практическое занятие. Твоя будущая профессия

Практическая работа: «Социальный опрос: какая профессия наиболее престижная для жителей нашего района». Путешествие в мир профессий. Проект «Подготовка к моей будущей профессии»



Твой отчий дом (6 час.)

Первичная ячейка общества – семья. Ты в своей семье. Что от нас ожидают родители. Психологический практикум «Список претензий и способы их преодоления». Проект «Каким я буду родителем». Проект «Мой неожиданный подарок родителям». Социальные проблемы семьи

Наша власть (5 час.)

Наше государство – Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия – федеративное государство. Что такое власть и чему она служит. Изучение устава школы и наши дополнения в устав. Моя губернаторская программа. Как улучшить власть?

Наши достоинства и недостатки (7 час.)

Повышение культурного уровня жителей моего села.Честь – высшее человеческое достоинство. Жадность. Зависть. От чего зависят поступки человека. Ум, воля, характер. Психологический практикум «Твой характер. Что я могу изменить в своем характере.

Итоговое обобщение модульного курса «Граждановедение. Брянская область». (3 час.) Интерактивное путешествие «Брянщина – знакомая и незнакомая». Повторительно-обобщающий урок: «Мы и наш край». Итоговое обобщение модульного курса «Граждановедение. Брянская область». (1час)


Календарно-тематическое планирование

История Древнего мира


ур.

по

пр.



Тема

занятия


Учебник

Дата проведения



1


Что изучает история Древнего мира

Стр.8




Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 ч)



Тема 1. Первобытные собиратели и охотники(3 ч)


2

Древнейшие люди

§1

3

Родовые общины охотников и собирателей

§2

4

Возникновение искусства и религиозных верований

§3


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)


5

Возникновение земледелия и скотоводства

§4

6

Появление неравенства и знати

§5

7

Контрольная работа №1 « Жизнь первобытных людей»

Гл.3


Повторение (1 ч)


8

Счет лет в истории



Раздел II. Древний Восток (20 ч)



Тема 1. Древний Египет (8 ч)




9

Анализ проверочной работы. Государство на берегах Нила

§6

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

§7

11

Жизнь египетского вельможи

§8

12

Военные походы фараонов

§9

13

Религия древних египтян

§10

14

Искусство Древнего Египта

§11




15

Письменность и знания древних египтян

§12



16

Контрольная работа № 2 « Древний Египет»



Тема 2. Западная Азия в древности (7ч)


17

Древнее Двуречье

§13

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

§14

19

Финикийские мореплаватели

§15

20

Библейские сказания

§16

21

Царство Давида и Соломона

§17

22

Ассирийская держава

§18

23

Персидская держава «Царя царей»

§19


Тема 3. Индия и Китай в древности (4 ч)


24

Природа и люди Древней Индии

§20

25

Индийские касты

§21

26

Китайский мудрец Конфуций

§22

27

Первый властелин единого Китая

§23




28

Контрольная работа № 3 «Древний Восток»



Раздел III. Древняя Греция (21 ч )





Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч)


29

Анализ проверочной работы. Греки и критяне

§24

30

Микены и Троя

§25

31

Поэма Гомера «Илиада»

§26

32

Поэма Гомера «Одиссея»

§27

33

Религия древних греков

§28


Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием (7 ч)


34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

§29







35

Зарождение демократии в Афинах

§30

36

Древняя Спарта

§31

37

Основание греческих колоний

§32

38

Олимпийские игры в древности

§33

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

§34

40

Нашествие персидских войск на Элладу

§35


Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии (5 ч)


41

В гаванях афинского порта Пирей

§36

42

В городе богини Афины

§37

43

В афинских школах и гимнасиях

§38

44

В театре Диониса

§39

45

Афинская демократия при Перикле

§40


Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (3 ч)


46

Города Эллады подчиняются Македонии

§41

47

Поход Александра Македонского на Восток

§42

48

В древней Александрии Египетской

§43


Повторение (1 ч)


49

Контрольная работа № 4 « Древняя Греция»



Раздел IV. Древний Рим (17 ч)





Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)


50

Древнейший Рим

§44

51

Завоевание Римом Италии

§45

52

Устройство Римской республики

§46


Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)








53

Вторая война Рима с Карфагеном (218 – 201 гг. до н.э.)

§47

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

§48

55

Рабство в Древнем Риме

§49


Тема 3. Гражданские войны в Риме (4 ч)


56

Земельный закон братьев Гракхов

§50

57

Восстание Спартака

§51

58

Единовластие Цезаря в Риме

§52

59

Установление империи в Риме

§53


Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры. (5 ч)


60

Соседи Римской империи

§54

61

В Риме при императоре Нейроне

§55

62

Первые христиане и их учение

§56

63

Расцвет империи во 2 –м веке

§57

64

Жизнь в Римской империи.

§58


Тема 5. Падение Западной Римской империи (2 ч)


65

Римская империя при Константине

§59

66

Взятие Рима Готами

§60


Повторение (4 ч)




67

Контрольная работа № 5 «Древний Рим»


68

Обобщающее повторение по курсу: «История Древнего мира»


69

Контрольная работа по курсу: «История Древнего мира»


70

Анализ контрольной работы. Итоговое повторение по курсу «Древний мир».






















Модульный курс «Граждановедение. Брянская область».



Тема

занятия

Кол-во часов

Дата проведения



Мы и наш край (6 час.)


1

Брянщина – лучший уголок России


1



2

Географическое положение Брянской области.

1



3

Наши символы.

1



4

Интерактивное путешествие «Мой любимый уголок села».

1



5

Cемейная геральдика.

1



6

Моя визитная карточка.

1




Ваше общее образование (8 час.)


7

Твоя основная школа.

1



8

Наша школьная реформа.

1



9

Для чего люди учатся.

1



10

Образование в моей семье.

1



11

Путешествие в мир профессий.

1



12

Путешествие в мир профессий.




13

Твоя будущая профессия.

1



14

Проект «Подготовка к моей будущей профессии».

1




Твой отчий дом (6 час.)





15

Ты в своей семье.

1



16

Психологический практикум «Список претензий и способы их преодоления».

1



17

Проект «Каким я буду родителем и как я буду воспитывать своих детей».

1



18

Что от нас ожидают родители.

1



19

Проект «Мой неожиданный подарок родителям»

1



20

Социальные проблемы семьи.

1




Наша власть (5 час.)



21

Что такое власть. Как устроена наша власть.

1



22

Государственные символы

1



23

Как устроена наша власть.

1



24

Изучение устава школы и наши дополнения в устав.

1



25

Моя губернаторская программа. Как улучшить власть?

1




Наши достоинства и недостатки (7 час.)





26

Твоя культура.

1



27

Культурные традиции моей семьи.

1



28

Культурные традиции моей семьи.

1



29

Повышение культурного уровня жителей моего села.

1



30

Твоя воспитанность.

1



31

Твой характер.

1



32

Психологический практикум «Твой характер. Что я могу изменить в своем характере»

1




Итоговое обобщение модульного курса «Граждановедение. Брянская область». (3 час.)




33

Интерактивное путешествие «Брянщина – знакомая и незнакомая».

1



34

Повторительно-обобщающий урок по теме «Мы и наш край».

1



35

Итоговое обобщение модульного курса «Граждановедение. Брянская область».

1







Перечень литературы


Для учителя

История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012

Арасланова О.В. История Древнего мира: поурочные разработки к учебникам А.А.Вигасина и др. - М.: ВАКО, 2008. – 284 с.

«Граждановедение. Брянская область».

Для уч-ся

. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира: в 2 ч. / Г. И. Годер. - М.: Просвещение, 2011-12.

Атлас истории Древнего мира.

«Граждановедение. Брянская область».

ИКТ



Основные Интернет-ресурсы

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.edu.ru– федеральный портал «Российское образование»

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://wwwgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.fsu.edu.ru– федеральный совет по учебникам МОиН РФ

http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.apkpro.ru – Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»

http://www.history.standart.edu.ru – предметный сайт издательства «Просвещение»

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»





































1-я и 2-я линии развития. Умение объяснять разнообразие современного мира.



  • Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.

  • Определять и доказывать, какое человеческое общество находится на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.

  • Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.

3-я линия развития. Умение рассматривать общественные процессы в развитии.

  • Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

  • Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, иудизма, христианства.

  • При оценке таких явлений как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (греко- персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

Окружающий мир, 3–4-й классы: умения определять по году век, место события в прошлом, общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох, начальные представления о понятиях «общество», «государство», «культура», «демократия», умение читать карту (в том числе историческую) по легенде.
Литература, 5-й класс:
общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, освоение приемов понимания текста, его интерпретации (переносятся с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных).
Естествознание, 5-й класс:
номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерностях развития жизни и появления человека на Земле.



Календарно-тематическое планирование для 5 класса ориентировано на использование:

Учебные пособия:

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свинцицкая История Древнего мира. М, «Просвещение», 2010 г.

Методические пособия:

  1. О.В. Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. М., «ВАКО», 2005г.

  2. О.А. Северина История Древнего мира. 5 класс. Поурочные планы по учебнику «История Древнего мира» Волгоград, «Учитель – АСТ», 2004г. Части 1,2.

  3. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс, М., «ТЦ Сфера», 2004г.

  4. Ю.Н. Лубченко, В.В. Михайлов История Древнего мира. 5 класс. Методическое пособие для учителя М., «АСТ издательство», 1998г.

  5. Справочные материалы. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 классы М., «Дрофа», 1997г.

  6. Л.И.Зверева, А.Е.Тувельман Древний мир. 5 класс. Краткие конспекты уроков для учителя истории. М., «ВЛАДОС», 2004г.

  7. Н.Б.Крючкова Дидактические игры, тесты, загадки по истории древнего мира. Методическое пособие. М., «ТЦ Сфера», 2004г.

  8. Г.А.Кулагина Сто игр по истории», М., «Просвещение», 1983г.

  9. Л.П.Борзова «Игры на уроке истории» М., «ВЛАДОС», 2004г.

КИМ:

  1. Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории древнего мира 5 класс» М., Т.Ц. «Сфера» 2004 год.

  2. М.Ю.Брандт «Тесты. История Древнего мира. 5 класс» М., «Дрофа», 2004 год.

  3. Репин А.В. История Древнего мира. 5 класс Дидактические материалы. Саратов, «Лицей», 2007г.

  4. Г.И.Старобинская Вопросы и задания по истории Древнего мира. 5 класс. М., «АРКТИ», 2004г.

  5. Цветкова Г.А. Тематический контроль по истории. Древний мир. М., «Интеллект – Центр», 2004г.

  6. А.И.Скороспелов Кроссворды для школьников. Ярославль, «Академия развития», 1997г.

  7. Тесты методического пособия «О.В. Арасланова Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс». М., «ВАКО», 2005г.

  8. В.Н.Парфенов «Тесты по истории древнего мира» Саратов «Лицей», 2003г.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Internet:

http://fcior.edu.ru/ (114 модулей, использование модулей может меняться в зависимости работы компьютерного класса).


CD:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории. Древний мир.

  2. «Всеобщая история 5 класс Древний мир» (Cordis Media)

  3. Электронная библиотека «Просвещение» Курс «История. 5 класс»

  4. Атлас Древнего мира. (Maris Multimedia)

  5. Искусство Древнего Египта.


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название тем и уроков

Цели изучения темы

Характеристика основных видов ОД учащихся (на уровне УУД)

Обратная связь

ЦОР

Домаш. задание

Средства

обучения

ЦОР

Кол-во часов

Сроки

1.

1. Введение

Опираясь на знания учащихся, полученные в пропедевтическом курсе, подготовить их к изучению систематического курса истории.

- Раскрывать значение терминов история, век, исторический участник.

- Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Упражнения к уроку «История как наука» диска «Просвещение» История 5 кл.


Электронная библиотека «Просвещение» История 5 кл. «История как наука»

1


Раздел I. Жизнь первобытных людей 6 часов

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники 3 часа

2.

1.Древнейшие люди.

Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить.

- Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудия труда.

- Сравнивать первобытного и современного человека. - Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.

- Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Устный опрос

1

Карта мира,

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия (К М) История Древнего мира. Урок №1. История первобытного общества (слайды 4,5, 10, 12, 13)

1


3.

2. Родовые общины охотников и собирателей.

Познакомить учащихся с расселением первобытных людей на земле.

- Исследовать на исторической карте и в мультимедиаресурсах географию расселения первобытных людей.

- Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты.

- Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

- Выделять признаки родовой общины.

-характеризовать новые способы охоты.


Устный опрос, игра «Переводчик» (словарная работа)

2

«История СССР в художественно-исторических образах» Охота на мамонта.

1


4.

3.Возникновение искусства и религии

Рассказать учащимся о возникновении искусства и религиозных верований у людей.

- Рассказывать о наскальной живописи, версиях её происхождения.

- Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников.

- Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

- охарактеризовать

Решение творческих задач,

Р.т В.1, задание 9, с.11

3

Памятка с алгоритмом решения познавательных задач, рабочие тетради.

1


Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. 2 часа

5.

4. Возникновение земледелия и скотоводства

Рассмотреть с учащимися как возникло земледелие и скотоводство.

- Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.

- Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.

- охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

- выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремесла.

- обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремесел в жизни общин.

- схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

- охарактеризовать религиозные верования человека.

Игра «Исправь ошибки», устный опрос.

4

Атласы по истории древнего мира.

1


6.

5. Появление неравенства и знати.

Подвести учащихся к пониманию причин появления неравенства между людьми.

- Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг и т.д.

- находить на карте районы, где предположительно впервые появилась металлургия;

-выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин ;

- характеризовать изменения отношений в общине с выделением знати.

Р.Т. в1. Задание 15 с.15, 16 с.16.

Устный опрос.

Кроссворд «Сумей прочесть».

5

Атласы по истории древнего мира

1


7

6. Повторение.

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.

- Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия;

-решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.



Схема «путешествия» (Презентация Power Point с гиперссылками на задания)

1


Тема 3. Счет лет в истории.

8.

Измерение времени по годам.

Сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний.

- Решать ист.задачи и проблемные ситуации на счет времени;

- уметь определять ист.время на ленте времени;

- осмыслить различные понятия: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

Модуль «Ход времени и счёт лет в истории».


С. 28

http://fcior.edu.

Ru/

1


Раздел II. Древний Восток 18 часов

Тема 4. Древний Египет. 7 часов

9.

Государство на берегах Нила.

Изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.

- Самостоятельно подготовить тем.сообщение к уроку по выбору;

- характеризовать местоположение Египта с помощью ист.карты и её легенды;,

- установить причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.


Пон.: Нил, дельта, Египет, оазис, ил, фараон

Устный опрос

6

Карта «Древний Восток»

Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего Египта с.31-33

Книга «Планета чудес и загадок» «Нил»

1


10.

Как жили земледельцы и ремесленники.

Рассмотреть с учащимися жизнь и деятельность жителей Египта.

- находить и группировать информацию по данной теме из текста учебника, видеоряда учебника, доп. источников к параграфу, доп. литературы, электр. изданий;

- комментировать понятия и самостоятельно формулировать их;

- оценивать достижения культуры.

Пон.: вельможа, писцы, налоги, каналы, амулет.

Игры «Верно ли это?», «Переводчик»

7

Карта «Древний Восток», картина «Гончарная мастерская», Хрестоматия с.40-41.

1


11.

Жизнь египетского вельможи.

Познакомить учащихся с жизнью египетских вельмож.

- учиться работать в малой группе над общим заданием;

- выделять главное в части параграфа , во всем параграфе;

- выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

Пон.: каменная гробница.


Устный опрос, инд. Письменная работа (тест)

8

Карта «Древний Восток».

1


12.

Военные походы фараонов.

Рассмотреть с учащимися причины военных походов и состояние египетского войска.

- Работа с картой в малой группе по единому заданию;

- исполнять роль в соответствии со своеобразием ист.персонажа в инсценировке;

- подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.


Понятия: бронза, пехотинцы, боевая колесница, дротик, дышло, стрелок, колесничий, наёмное войско.

Инд. работа по карточкам

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Разметь карту «Древний Египет»

9

Карта «Египетское царство», хрестоматия с.44-45.

1


13.

Религия древних египтян.

Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян.

- Характеризовать религию древних египтян;

- устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян;

- творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.


Пон.: храм, статуи, жрецы, саркофаг, мумия.

«Найди ошибки в тексте», инд. Письм. Работа «Заполни пропуски», тест.

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Выполни задание: помоги художнику.

10

Электронная библиотека «Просвещение» История 5 кл. «Цивилизации на берегу Нила. Боги Египта»

Книга «Планета чудес и загадок» «Гробница Тутанхамона»

1


14.

Искусство древних египтян.

Показать учащимся достижения искусства Древнего Египта.

- искать в сети интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов;

- подготовить презентации по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями);

- рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.


Пон.: пирамида, сфинкс, обелиск, колонна, скульптор.

Игра «Жили ли они?», устный опрос.

11

К.М. Урок № 2. Искусство Древнего Египта (6, 26, 29)

1


15.

Письменность и знания древних египтян

Сформировать у учащихся представления о достижениях египтян в области письменности.

-составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах;

- осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса;

- характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

Пон.: иероглиф, папирус, астрономия, календарь, водяные часы.

Творческая работа - составление «Поучения отца сыну»

12


1


Тема 5. Западная Азия в древности. 7 часов

16.

Древнее Двуречье

Ознакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Междуречья.

- Использовать элект. издание с целью вирт. путешествия по музею;

- характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья;

- Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.


Пон.: Двуречье или Междуречье, клинопись.

Игры «Переводчик», «Испорченные рукописи».

13

Путешествие по странам Передней Азии в древности. Древнее Двуречье (презентация Power Point)

1


17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

Показать учащимся достижения Вавилонского царства в период правления Хаммурапи»

- Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть;

- составлять кроссворд по теме урока;

- характеризовать свод законов Хаммурапи;

- объяснять , почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.


Пон.: Вавилон, законы царя Хаммурапи, ростовщик.

Устный опрос

14

Карточки – задания для лабораторной работы

1


18.

Финикийские мореплаватели

Познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры.

- рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей;

- подготовить короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников;

-использовать ист.карту;

- определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Р.т в.1 задание 62 с.50

Игра «Три направления»

15

Путешествие по странам Передней Азии в древности. Финикия (презентация Power Point). Книга для чтения по истории Древнего мира «Царская краска»

1


19.

Библейские сказания

Показать учащимся с библейскими сказаниями, показать вклад древних евреев в мировую культуру.

-Изучать по карте и тексту учебника территории расселения древнееврейских племен;

-объяснять значение принятия единобожия древнееврейскими племенами;

- проводить аналогию и устанавливать, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям;

- объяснять, почему библия- наиболее читаемая книга с древности и до наших дней.

Пон.: Библия, Ветхий завет

Устный опрос, Р.т. в 1 задание 61, с. 50

16

Карта «Древний Восток»

«Детская Библия», «Библия в картинках»

1


20.

Древнееврейское царство

Показать учащимся историю развития древнееврейского царства.

- решать развивающие и проблемные задачи;

- выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное;

- Уметь формулировать оценку поступка (самсон, Давид);

- уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи.

Пон.: израильтяне, Иерусалим, жертвенник

Устный опрос, Инд. Работа – Р.т. задание 72, с.61, замени одним словом выражение.

17

Карта «Древний Восток»

Диск «Всеобщая история (Cordis Media К уроку в школе. Тема 4. Древние цивилизации передней Азии. Древнееврейские государства.

1


21.

Ассирийская держава

Показать учащимся причины возвышения Ассирии, ассирийских завоеваниях и гибели государства.

- работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала;

- перечислять достижения ассирийцев в изоб.искусстве, металлургии, военном деле;

- находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»;

- определять причины падения Ассирийской державы.


Пон.: железо, таран, держава.

Устный опрос, инд. Работа «Заполни пропуски», «Вставь пропущенные слова», «Что лишнее?»

18

Путешествие по странам Передней Азии в древности. Ассирийское царство (презентация Power Point).

1


22.

Персидская держава «царя царей»

Познакомить учащихся с политической историей создания Персидской державы и её государственно-административным устройством.

- работать с ист.картой и допол. Источниками по вопросу расширения территории державы;

- систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей;

- рассказывать кратко легенды о персидских царях.


Пон.: персы, держава «царя царей»

Устный опрос, Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Древние цивилизации Передней Азии»

19

Путешествие по странам Передней Азии в древности. Персидская держава (презентация Power Point). Кроссворд «Персидская держава» (Excel)


1


Тема 6. Индия и Китай в древности. 4 часа

23.

Природа и люди Древней Индии.

Познакомить учащихся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии.

- Рассказать о местоположении индии, особенностях её ландшафта и климата;

- показывать на карте основные географ. объекты Древней Индии;

-Выделить ключевые понятия, характеризующие индийскую культуру и историю;

- объяснить, каких животных почитали индийцы и почему.

Модуль «Контроль. Государства Передней Азии»

Карта «»Индия в древности»

20

http://fcior.edu.

Ru/

1


24.

Индийские касты.

Показать учащимся особенности индийского общества и религии.

- составлять простой план пунктов параграфа по выбору;

- рассказывать о жизни и обучении брахманов, доказывать, что брахманы- хранители знаний;

- сравнивать основные положения брахманизма и буддизма;

- подготовить сообщение о Будде;

-перечислить достижения древних индийцев.

Пон.: каста, буддизм.

Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.)

Р.т. в 1. Задание 86 с.72

21

Карточки-задания для групп, Р.т.

1


25.

Чему учил китайский мудрей Конфуций.

Познакомить учащихся с взглядами китайского мудреца Конфуция.

- вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая;

- работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом;

- определять и формулировать особенности китайской религии;

- объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости.

Пон.: Конфуций, дракон, бамбук.

Устный опрос, тест (инд.)

22

Современная политическая карта, карта «Древний Восток. Индия и Китай»

1


26.

Первый властелин единого Китая.

Рассмотреть с учащимися процессы объединения Китая в одно государство.

- рассказать об отношениях Китая с соседями;

- объяснить причины возведения Великой китайской стены;

- выделять своеобразие древней китайской цивилизации;

- составлять кроссворд по тематике урока.

Пон.: гунны, Великая Китайская стена.

Устный опрос

Игра «Китайские иероглифы»

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Разметь карту «Древний Восток. Индия. Китай»

23

К.М. Урок №8 Древний Китай (слайды 16, 27, 2)

Книга «Планета чудес и загадок» «Великая Китайская стена»


1


27.

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.

- выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала;

- показывать на карте известные города Древнего Востока.

Игра «Рекламный плакат»


Листы ватмана, фломастеры, иллюстрации.

1


Раздел III. Древняя Греция. 20 час

Тема 7. Древнейшая Греция. 5 часов

28.

Греки и критяне.

Познакомить учащихся с географическими и природными условиями Древней Греции, с древнейшим периодом греческой истории.

Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий ;

- рассказывать об условиях жизни и занятиях населения;

- характеризовать верования древних греков, объяснять какую роль играли религиозные культы в греческом обществе.



Пон.: Минотавр, лабиринт, световые колодца.


Устный опрос

24

К.М. Урок № 9. Крит. Микены. Ранняя Греция (6-18)

Книга «Планета чудес и загадок» «Кносский дворец»

1


29.

Микены и Троя.

Показать учащимся взаимоотношения греческих городов между собой и причины троянской войны.

Игра «Верно ли это?»

25

К.М. Урок № 9. Крит. Микены. Ранняя Греция (23-26)

Карта «Древняя Греция»

Книга «Планета чудес и загадок» «Троя», Микены»


1


30.

Поэма Гомера «Илиада»

Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником.

- Знать содержание поэмы.

Пон.: Ахиллесова пята, троянский конь.











- Знать содержание поэмы.

Пон.: сирены.









- Называть характерные черты греческой религии.

Пон.: Олимп, Зевс, Аид, Посейдон, Прометей.

Устный опрос, тест

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Расшифруй послание «Начало Илиады»



26

Карта «Древняя Греция»

Книга «Легенды и сказания Древней Греции»



1


31.

Поэма Гомера «Одиссея»

Познакомить учащихся с содержанием поэмы Гомера, памятником мировой культуры и важным историческим источником.

Устный опрос, кроссворд.

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Расшифруй послание «Приключения Одиссея»

27

Карта «Древняя Греция»

Книга «Легенды и сказания Древней Греции»


1


32.

Религия древних греков.

Изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них.

Р.т.В.2.задание 9 с.8, 14 с.12.

Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Зарождение древнегреческой цивилизации».

28

Книга «Легенды и сказания Древней Греции»


1


Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.

7 часов

33.

Земледельцы Аттики теряют свободу.

Познакомить учащихся с населением Древней Аттики и процессами взаимоотношений между ними.

- характеризовать политический строй древнегреческих городов- государств;

- объяснять значение понятий;

-рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах;

- давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Спарты и Афин;

- рассказывать каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.

Пон.: Аттика, архонт, ареопаг, долговой камень.

спартанец, илот, Совет старейшин, лаконическая речь, Олимпия, атлеты, стадион, состязания.

Устный опрос, Р.т.В.2. задание 10, 11 с.9

29

Карта «Древняя Греция»

Презентация к уроку с заданиями (выполняют ученики на компьютерах).


1


34.

Зарождение демократии в Афинах.

Показать учащимся процессы зарождения демократии в Афинах.

Устный опрос, тест

30

Карта «Древняя Греция»

Хрестоматия с. 130-132

1


35.

Древняя Спарта.

Познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты, сравнить их с Афинским государством.

Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.) Р.т. в.2. Задания 17, с.13, 18 с. 14, 20 с. 15


31

Карта «Древняя Греция»

Хрестоматия с. 135-136

1


36.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

Показать учащимся процессы возникновения греческих колоний и их взаимоотношения с родиной.

Игра «Эстафета»

Р.т.в.2 задание 28 с.20

32

Карта «Древняя Греция»


1


37.

Олимпийские игры в древности.

Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.

Игра «Древо познания»


33

Карта «Древняя Греция»


1


38.

Победа греков над персами в Марафонской битве.

Показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.

- Объяснить причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства;

-характеризовать афинскую демократию при Перикле;

- объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков



Пон.: Марафон, фаланга.

Фермопильский проход, триера.

Устный опрос, тест

34

Карта «Древняя Греция в V в. До н.э.»

1


39.

Нашествие персидских войск на Элладу.

Рассмотреть с учащимися нашествие персидских войск на Элладу, героизм греков и причины поражения персов.

Устный опрос, игра «Переводчик», «Испорченные рукописи».

35

Диск «Всеобщая история (Cordis Media К уроку в школе. Тема 7. Цивилизации Древней Греции. Классический период. Греко-персидские войны.

1


Тема 9. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. 5 часов

40.

В гаванях афинского порта Пирей

Показать учащимся торговую жизнь главного афинского порта Пирей.

- рассказывать о развитии наук,образовании в Древней Греции;

-представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя

свои оценочные суждения;

-объяснять , в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие;

Пон.: верфь, пошлина, переселенцы, вольноотпущенники.

Компьютерное тестирование.

36

Картина «Афинская гавань Пирей».

1


41.

В городе богини Афины.

Познакомить учащихся с главным городом афинского государства.

Пон.: керамика, портик, Совет пятисот, Агора, Акрополь.

Игра «Жили ли они?»

37

Карта «Древняя Греция в V в. До н.э.»

1


42.

В афинских школах и гимнасиях.

Показать учащимся особенности обучения детей в афинских школах.

Пон.: педагог, стиль, палестра, гимнасия.

Устный опрос.

38

Карточки-задания для групп.

1


43.

В театре Диониса.

Познакомить учащихся с историей возникновения и развития театра в Афинах.

Пон.: театр, орхестр, скене, трагедия, комедия.

Исторический «Блейф-клуб»

39


1


44.

Афинская демократия при Перикле.

Углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла.

Пон.: оратор, тайное голосование, стратег.

Устный опрос, «Реши задачи»

Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Эллинистический период древнегреческой цивилизации».

40

Схема «Функции народного театра»

1


Тема 10. Македонские завоевания в IV веке до н.э. 3 часа

45.

Города Эллады подчиняются Македонии.

Рассмотреть с учащимися причины возвышения Македонии и подчинение ей греческих государств.

- показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского;

-объяснять причины распада державы Александра Македонского;

- составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского;

- раскрывать значение понятия эллинизм;

-называть и описывать памятники культуры периода эллинизма.

Пон.: междоусобная война, Македонское царство.

Устный опрос

41

Карта «Древняя Греция в V в. До н.э.»

1


46.

Поход Александра Македонского на Восток.

Познакомить учащихся с причинами похода Александра Македонского на Восток и его результатами.

Пон.: держава Александра Македонского.

Игра «Продолжи рассказ»

Диск «Всеобщая история (Cordis Media Разметь карту «Образование и распад державы Александра Македонского»

42

Карта «Завоевательные походы войск Александра Македонского на Восток»

1


47.

В Александрии Египетской.

Показать учащимся основные достижения науки и культуры, собранные в Александрии Египетской.

Пон.: Фаросский маяк, музей, библиотека.

Устный опрос, инд. Тест

43

http://fcior.edu.

Ru/ Карта «Распад державы Александра Македонского»

1


48.

Повторительно-обобщающий урок.

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.


Игра «Брейн – ринг»


Карта «Древняя Греция», картина «Саламинский бой», изображение Троянского коня, Прометея.

1

.

Раздел IV.Древний Рим 19 часов

Глава 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. 3 часа

49.

Древнейший Рим.

Изучить местоположение и природные условия Италии, историю возникновения Рима и его развитие.

- показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии;

-рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии;

- раскрывать значение понятий;

- объяснять, кому принадлежала власть в римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе;

-характеризовать верования древних жителей Италии


Пон.: Аппенинский полуостров, латины, весталка, ликтор, плебей, патриций, сенат, плебс.

Устный опрос

44

Карта «Древняя Италия»

1


50.

Завоевание Римом Италии.

Познакомить учащихся с причинами завоевания Римом Италии.

- раскрывать значение понятий;

-использовать карту при характеристике военных походов Рима;

- характеризовать причины и итоги войн Рима;

- рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов.


Пон.: республика, народный трибун, консул, право вето, галльские племена, сенатор, пиррова победа.

Игра «Древо познания»

45

Карта «Древняя Италия»

1


51.

Устройство Римской империи.

Рассмотреть с учащимися государственное устройство Римской республики.

Пон.: Марсово поле, Форум, легион.

Устный опрос, тест

Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Становление Римской цивилизации».

46

Карта «Древняя Италия»

1


Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. 3 часа

52.

Вторая война Рима с Карфагеном.

Рассмотреть причины войн Рима с Карфагеном, их результаты.

Пон.: Карфаген, Ганнибал.

Устный опрос, дифференцированная работа по карточкам (5-6 чел.) Р.т. в.2. задание 64, 65 с.49

Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Разметь карту «Вторая Пуническая война»

47

Хрестоматия с.185-186

Карта «Вторая война Рима с Карфагеном».

1


53.

Установление господства Рима с Карфагеном.

Показать учащимся процессы установления господства Рима над всем Средиземноморьем.

Пон: триумф, император.

Устный опрос

48

Карта «Рост Римского государства».

1


54.

Рабство в древнем Риме.

Познакомить учащихся с причинами появления в Риме большого числа рабов и их положении.

Пон.: имение, гладиатор, амфитеатр.

«Путешествие» по станциям «Рассказкино», «Картово», «Задачкино», «Терминово», «Отгадайкино»

49

Презентация с заданиями-гиперссылками, картина «Труд и жизнь рабов в имении II-I вв. до н.э.», «В римском амфитеатре».

1


Тема 13. Гражданские войны в Риме. 4 часа

55.

Земельный закон братьев Гракхов.

Рассмотреть с учащимися деятельность братьев Гракхов по сохранению свободных земледельцев в Риме.

Пон.: югер.

Модуль «Реформы братьев Гракхов»

50

http://fcior.edu.

Ru/

1


56.

Восстание Спартака.

Подвести учащихся к пониманию причин начала восстания Спартака, причин его поражения, познакомить с героической личностью Спартака.

Пон.: Спартак, восстание рабов.

Устный опрос

Диск «Всеобщая история (Cordis Media)» Расшифруй послание «Начало самого крупного восстания рабов в древнем мире»

51

Картина «Бой Спартака с римским отрядом»

1


57.

Единовластие Цезаря.

Показать учащимся процессы усиления армии в Риме и её роли в жизни государства.

- показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после её разделения;

-раскрывать значение понятий;

-характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, её участников, важнейшие события;

- рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями.

Пон.: наёмная армия, диктатор, гражданская война.

Устный опрос, игра «Переводчик»

52

Хрестоматия с.216-217

Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.»

1


58.

Установление империи.

Рассмотреть с учащимися причины поражения республики и установление империи, изучив особенности установления Октавианом Августом правления

Пон.: преторианцы, император.











Устный опрос.

53

Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.»

1


Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры. 5 часов

59.

Соседи Римской империи.

Познакомить учащихся с взаимоотношениями Римской империи с соседними государствами и народами.


Пон.: германцы, славяне.

Тест

54

Карта «Римская республика в III-I вв. до н.э.»

1


60.

В Риме при императоре Нероне.

Показать усиление императорской власти, познакомить с правлением и личностями римских императоров.

Пон.: Нерон, христиане.

Игра «Продолжи рассказ»

55


1


61.

Первые христиане и их учение.

Познакомить с возникновением мировой христианской религии и образованием христианской церкви.

- -\объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбах первых христиан в Риме.

Устный опрос

56


1


62.

Расцвет империи во II веке.

Познакомить учащихся с периодом наивысшего расцвета Римской империи во II в.

Пон.: колоны, «рабы с хижинами», водопровод, арка, бетон, баня.

Устный опрос

57

Карта «Римская империя в I-III вв. н.э.»

1


63.

«Вечный город» и его жители.

Показать учащимся жизнь «вечного города» и его жителей.

- рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме;

-составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника;

- высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества.



Пон.: Колизей, Пантеон, термы, цирк.

Работа в группах, устный опрос.

58

Карточки с заданиями, дополнительная литература.

К.М. Урок № 12 Культура древнего Рима (20-28, 31-35)

1


Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. 2 часа

64.

Римская империя при Константине.

Познакомить учащихся с изменениями характера императорской власти при Константине и признании христианства господствующей религией.

- показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжение на территорию Римской империи.

Пон.: варвар, христианские обряды, папа.

Устный опрос

59

Карта «Римская империя в I-III вв. н.э.»

1


65.

Взятие Рима варварами.

Показать учащимся признаки упадка Риской империи в IV-V вв. н.э.

Пон.: готы, Аларих, вандалы, античная культура.

Устный опрос

Диск «Всеобщая история (Cordis Media) Разгадай кроссворд «Кризис и падение Римской империи».

60

Карта «Римская империя в IV-V вв. н.э. Падение Западной Римской империи»

1


66-67

Историческое и культурное наследие Древнего мира

Систематизировать знания, полученные учащимися по данному материалу.

- высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира.

Викторина «Где?», игра «Жили ли они?», итоговый кроссворд



2


68.

Итоговое повторение. Тестовый контроль

Обобщить знания учащихся по данному курсу.


Игра «Цветные дорожки».

Итоговое тестирование.


Карточки с заданиями.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!