Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №2
учитель химии Омельянчук Татьяна Евгеньевна
Углерод и его соединения
9 класс
Цель урока: Изучение строения атома углерода и элементов подгруппы углерода, его физических и химических свойств, а так же свойств его соединений и их биологического значения.
Задачи:
1. Образовательные:
учащиеся должны на основе имеющихся знаний о строении атома и взаимосвязи его со свойствами сделать предположение о физических и химических свойствах углерода и его соединений.
2. Воспитательные:
совершенствование коммуникативных умений;
развитие умения самостоятельной работы по добыванию знаний.
3. Развивающие:
развитие умения прогнозировать свойства элементов и их соединений;
развитие умения сравнивать, сопоставлять, обобщать;
развитие положительной мотивации обучения.
Оборудование урока: Периодическая система Д.И.Менделеева, комплект с заданиями и приложениями для каждого учащегося.
УЭ – 1 Входной контроль
Цель. Определить исходный уровень знаний о химических элементах подгруппы углерода.
Задание. Ответьте на вопросы. Работайте с классом, выставляйте баллы в лист контроля (см. приложение №1)
1. Перечислите элементы подгруппы углерода 1балл
2. Каковы особенности строения внешнего энергетического уровня атомов элементов IV группы главной подгруппы. 1балл
3. Как изменяются свойства элементов в подгруппе (окислительные, восстановительные, металлические, неметаллические). Почему? 1балл
4. Какие степени окисления характерны для элементов IV группы гл. подгруппы? Какие степени окисления характерны для углерода. 2балла
УЭ -2
Цель. Углубление знаний о строении атома углерода.
Задание. Прочитайте в учебнике (Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия-9 М.: Вентана-Граф, 2007) с.160-162
1. Как изменяется радиус атомов элементов подгруппы углерода с увеличением заряда ядра?
1балл
2. Какими свойствами (окислительными или восстановительными) обладают углерод и кремний?
2балла
3. Приведите примеры соединений углерода с характерными степенями окисления.
3 балла
4. Составьте формулы соединений: а) карбонат аммония
б) карбид кальция
в) карбонат магния
г) сероуглерод
4 балла
5. Определите степени окисления элементов в соединениях:
1 вариант
SiC, CO, Na2CO3, SiO2, SnCl2, PbCl2, H2SiO3
2 вариант
CO2, PbSO4, CH4, SnS, PbO2, CaCO3, SiO2
4 балла
УЭ – 3
Цель. Самостоятельно изучить и конкретизировать сведения о физических и химических свойствах углерода как простого вещества.
Задание. Прочитайте в учебнике с.162-166. Изучите в опорном конспекте (см. приложение №2) блок «Углерод». Ответьте на вопросы.
1. Расскажите об аллотропных видоизменениях углерода.
2 балла
2. В чем причина отличий в свойствах аллотропных видоизменений?
2 балла
3. Где применяются различные аллотропные видоизменения углерода?
1 балл
4. Что такое адсорбция? Где она применяется?
2 балла
5. Дайте характеристику окислительных и восстановительных свойств углерода. Напишите уравнения соответствующих реакций.
3 балла
УЭ – 4
Цель. Самостоятельно изучить свойства соединений углерода, углубить знания о свойствах углерода.
Задание. Прочитайте в учебнике с.167-172. Изучите в опорном конспекте (см. приложение №2) блок «Соединения углерода». Ответьте на вопросы.
1. Дайте краткую сравнительную характеристику оксидов углерода.
2 балла
2. Качественная реакция на оксид углерода (VI)
1 балл
3. Запишите уравнения реакций взаимодействия углекислого газа с
а) основным оксидом
б) основанием
2 балла
4. Какая кислота соответствует оксиду углерода (VI), охарактеризуйте ее свойства
3 балла
5. Почему угольная кислота образует два ряда солей. Приведите примеры, назовите вещества.
2 балла
6. Как определить угольную кислоту и ее соли. Напишите качественную реакцию на карбонат-ион.
2 балла
7. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить превращения:
1 вариант.
Уголь — карбид алюминия — метан — оксид углерода (VI) — карбонат натрия —карбонат кальция — оксид углерода (VI) 8 баллов
2 вариант.
Уголь — оксид углерода(VI) — карбонат кальция — гидрокарбонат кальция — карбонат кальция — оксид углерода(VI) — уголь(сажа)
8 баллов
УЭ – 5
Цель. Самостоятельно изучить биологическое значение, применение углерода и его соединений.
Задание. Прочитайте в учебнике с.173-174. Обсудите в группе следующие вопросы:
1. Биологическое значение углерода.
1 балл
2. Как углекислый газ влияет на климат Земли.
1 балл
3. Как осуществляется круговорот углерода в природе
1 балл
4. Напишите формулы и названия соединений углерода, применяемых в промышленности и в повседневной жизни.
4 балла
УЭ – 6
1. Прочитайте еще раз цели урока.
2. Подумайте, достигли ли вы их и в какой степени?
3. Подсчитайте сумму набранных баллов и поставьте себе оценку за урок.
Если все задания выполнены, сдайте тетрадь на проверку, дома повторите материал учебника с.160-172.
Если вы выполнили не все задания, дома повторите материал учебника с.160-172 и продолжите выполнение заданий на следующем уроке.
Приложение 1
Лист контроля
Учебные элементы | Набранные баллы | Оценка |
УЭ - 1 | | |
УЭ - 2 | | |
УЭ - 3 | | |
УЭ - 4 | | |
УЭ - 5 | | |
Итого | | |
Критерии оценки:
40-47 баллов - «5»
39-30 баллов - «4»
29-20 баллов - «3»
Менее 20 баллов - «2»
Приложение 2
УГЛЕРОД
С
Углерод, алмаз, графит, карбин, фуллерены см. с.162
Малоактивен на холоду реагирует с фтором CF4 тефлон

При высокой температуре – химически активен
Восстановитель Окислитель
С0→ С+2, С+4 С0→ С-4
СО угарный газ,

монооксид углерода 4Аl + 3C = Al4C3 карбиды
оксид углерода(II) 2Be + C = Be2C
С + О2
СО2 углекислый газ
двуокись углерода С + 2Н2 = СН4 метан
оксид углерода (IV)
С + Н2О = СО + Н2
водяной газ
С + ZnO = Zn + CO2
СОЕДИНЕНИЯ УГЛЕРОДА
СО СО2
при tобыч – инертен при нагрев – окислитель
при нагрев – восстановитель CO2 + 2Mg = 2MgO + C
несолеобразующий кислотный оксид
ядовит газ, Ц, З, Р в воде, тв. СО2 – сухой лед
газ, Ц, З, М в воде (хладагент)
Получение: Получение:
в лаборатории в пром. CaCO3= CaO + CO2
НСООН = СО↑ + Н2О в лаб. СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + Н2О +СО2↑
в газогенераторах Качественная реакция на углекислый газ
СО2↑ + Са(ОН)2 = СаСО3 ↓ + Н2О
помутнение известковой воды
Н2СО3
(угольная кислота)
слабая, существует только в водном растворе
СО2 + Н2О = Н2СО3
Характерны все свойства кислот

СОЛИ
Средние Кислые
Карбонаты (СО32-) Гидрокарбонаты (НСО3-)
К2СО3 – карбонат калия NaНСО3 – гидрокарбонат натрия
Nа2СО3 – карбонат натрия Са(НСО3)2 – гидрокарбонат кальция
СаСО3 - карбонат кальция
Качественная реакция – действие сильной кислоты («вскипание»)
СаСО3 + 2НСl = СаСl2 + СО2↑ + Н2О
Применение
К2СО3 – поташ (пр-во мыла, тугоплавкого стекла, в фотографии)
NaНСО3 – питьевая (пищевая сода) (медицина, кулинария, в быту, пр-во газированных напитков, в огнетушителях)
Nа2СО3 – кальцинированная сода (пр- во стекла, мыла, бумаги, в быту)
СаСО3 - мел, мрамор, известняк (в строительстве, в быту)