СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы друг другу.

Просмотр содержимого документа
«Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики»

 Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

Первое сословие: Сословия: « Те, кто воюет»    « Те, кто молится»     « Те, кто трудится»

Первое сословие:

Сословия:

« Те, кто воюет»

« Те, кто молится»

« Те, кто трудится»

Введение В XI — XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие. Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы друг другу.

Введение

В XI — XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы друг другу.

Первое сословие: К первому сословию относилось духовенство, ведь церковь являлась посредником между человеком и Богом.

Первое сословие:

К первому сословию относилось духовенство, ведь церковь являлась посредником между человеком и Богом.

Первое сословие: Христианская мораль требовала выполнять нравственные правила, перечисленные в Библии. Существовало правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Первое сословие:

Христианская мораль требовала выполнять нравственные правила, перечисленные в Библии. Существовало правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Первое сословие: «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обрести богатства небесные».

Первое сословие:

«Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обрести богатства небесные».

Церковь тратила средства на: Содержала больницы и приюты Помощь нищим, бедным и  больным Раздавала продукты во время голода

Церковь тратила средства на:

Содержала

больницы

и приюты

Помощь

нищим,

бедным и

больным

Раздавала

продукты

во время

голода

Церковь тратила средства на: Приобретение земель  Содержание священников Расходы церкви Строительство богоугодных заведений  Строительство церквей Раздача милостыни

Церковь тратила средства на:

Приобретение

земель

Содержание

священников

Расходы церкви

Строительство

богоугодных

заведений

Строительство

церквей

Раздача милостыни

Богатство церкви: Земли Десятина  Плата за обряды Плата за Поклонение святым мощам  Продажа индульгенций  Продажа  должностей Завещание и дары – «на помин души» церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.

Богатство церкви:

Земли

Десятина

Плата за

обряды

Плата за

Поклонение

святым мощам

Продажа

индульгенций

Продажа

должностей

Завещание и

дары – «на помин

души»

церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами. Ей принадлежало около трети возделанных земель. Епископы и монастыри имели сотни, а порой и тысячи зависимых крестьян.

Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции  (в переводе с латинско­го значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями приносила папам огромные доходы и вызывала негодование истинно верующих граждан.

Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги. Монахи продавали грамоты о прощении грехов - индульгенции (в переводе с латинско­го значит «милость»), обещавшие спасение от адских мук. Торговля индульгенциями приносила папам огромные доходы и вызывала негодование истинно верующих граждан.

Разделение церквей: Причины стр. 129-130 В 1054 году  разделилась Православную ( «правильно Славящую Бога» Католическую ( «всемирная»

Разделение церквей:

Причины стр. 129-130

В 1054 году

разделилась

Православную

( «правильно

Славящую Бога»

Католическую

( «всемирная»

Разделение церквей: Папа римский Константинопольский  патриарх

Разделение церквей:

Папа римский

Константинопольский

патриарх

4. Путь в Каноссу. С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет. В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма.  Григорий VII желал подчинить всех светских государей папе римскому. Григорий VII

4. Путь в Каноссу.

С середины IX века власть папы крайне ослабела, ее упадок продолжался около двух столетий. Этому способствовал распад Франкской империи, правители которой поддерживали папу. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились ставленники германских императоров. Церковь теряла влияние на верующих, упал ее авторитет.

В католической церкви началось движение за усиление папской власти. Папой был избран Григорий VII (1073-1085). Невзрачный на вид, но воинственный, способный и волевой, он был человеком неукротимой энергии и неистового фанатизма. Григорий VII желал подчинить всех светских государей папе римскому.

Григорий VII

Отличительные  признаки различия в обрядах и учении. В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения - латинский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках. На Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на Востоке же - только монахам, а священники были женатыми. Даже внешне восточные священники отличались от западных: не брили бороды, не выстригали волосы на темени.

Отличительные

признаки

  • различия в обрядах и учении.
  • В раздробленной Западной Европе церковь сохранила единый язык богослужения - латинский. Восточная же церковь вела богослужение на греческом, но допускала церковную службу на местных языках.
  • На Западе было запрещено вступать в брак всем духовным лицам, на Востоке же - только монахам, а священники были женатыми.
  • Даже внешне восточные священники отличались от западных: не брили бороды, не выстригали волосы на темени.
4. Путь в Каноссу. Григорий VII Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV , ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV . Генрих IV

4. Путь в Каноссу.

Григорий VII

Между Григорием VII и германским королем Генрихом IV , ставшим императором Священной Римской империи, разгорелась ожесточенная борьба из-за того, кому должно принадлежать право назначать епископов. Король объявил, что папа Григорий VII отныне лишается власти. Свое письмо папе он закончил словами: «Мы, Генрих, король Божьей милостью, со всеми нашими епископами говорим тебе: ступай вон!» В ответ на это послание Григорий VII освободил подданных Генриха от присяги на верность королю и объявил, что низлагает его с престола. Воспользовавшись этим, крупные феодалы Германии подняли мятеж против Генриха IV .

Генрих IV

4. Путь в Каноссу. Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса  на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер. Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону. Унижение в Каноссе Изгнание Григория VII

4. Путь в Каноссу.

Король был вынужден искать примирения с папой. В 1077 году с небольшой свитой он отправился через Альпы в Италию. Папа укрылся в замке Каносса на севере страны. В течение трех дней приходил Генрих IV к стенам замка в одежде кающегося грешника - в рубахе и босиком. Наконец он был допущен к папе и вымолил у него прощение. Но, справившись с мятежом феодалов, Генрих IV возобновил войну против папы и двинулся с войском в Италию. На улицах Вечного города происходили ожесточенные схватки римлян с войсками германского короля. На помощь папе, осажденному в замке святого Ангела, подоспели с юга Италии норманны, но «помощники» разграбили город. Григорий VII был вынужден уйти вместе с норманнами на юг Италии, где вскоре умер.

Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет. В нее были втянуты феодалы и города Германии и Италии, становившиеся на ту или иную сторону.

Унижение в Каноссе

Изгнание Григория VII

Путь в Каноссу: Ожесточённая борьба

Путь в Каноссу:

Ожесточённая

борьба

5. Наместник Бога на Земле.  В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри. Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет. Иннокентии III

5. Наместник Бога на Земле.

В Западной Европе, раздробленной на множество феодальных владений, католическая церковь была единственной сплоченной организацией. Это позволило папам вести борьбу за господство над светскими государями. Главной опорой пап были епископы и монастыри.

Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198-1216), избранном папой в 37 лет.

Иннокентии III

Наместник Бога на земле: Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле

Наместник Бога на земле:

Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа не только преемник апостола Петра, но и наместник самого Бога на Земле

5. Наместник Бога на Земле.  Иннокентий III благословляет Франциска Ассизского Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

5. Наместник Бога на Земле.

Иннокентий III благословляет Франциска Ассизского

Иннокентий III расширил границы Папской области. Он вмешивался в отношения между государствами и во внутренние дела европейских стран. Одно время папа возводил на престол и смещал императоров. Его считали высшим судьей в католическом мире. Вассалами папы признали себя короли Англии, Польши, некоторых государств Пиренейского полуострова.

Наместник Бога на земле: Во время его правления: Расширена граница Папской области Вмешивался во внутренние и внешние дела европейских стран Считали высшим судьёй в католическом мире

Наместник Бога на земле:

Во время его правления:

  • Расширена граница Папской области
  • Вмешивался во внутренние и внешние дела европейских стран
  • Считали высшим судьёй в католическом мире
6. Против чего выступали еретики.  Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства. Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками. 1. Еретики утверждали, что церковь испорчена. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога. Пьер Вальдо создатель учения  вальденсов Спор святого Доминика с «отступниками»

6. Против чего выступали еретики.

Многим людям были не по душе действия церкви, ее стяжательство, испорченность духовенства.

Среди горожан, рыцарей, простых священников и монахов время от времени появлялись люди, открыто критиковавшие церковь. Таких людей духовенство называло еретиками.

1. Еретики утверждали, что церковь испорчена. Папу они называли наместником дьявола, а не Бога.

Пьер Вальдо

создатель учения

вальденсов

Спор святого

Доминика

с «отступниками»

6. Против чего выступали еретики. 2. Еретики отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения. 3. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств. 4. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности». 5. Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле». Одно из еретических течений – иконоборчество

6. Против чего выступали еретики.

2. Еретики отвергали дорогие церковные обряды, пышные богослужения.

3. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих земельных владений и богатств.

4. В своих проповедях еретики осуждали священников и монахов за забвение «апостольской бедности».

5. Некоторые еретики требовали отказа от всякой собственности или мечтали о равенстве в имуществе или предсказывали, что в близком будущем наступит «тысячелетнее царство справедливости», или «Царство Божие на земле».

Одно из еретических течений –

иконоборчество

Борьба церкви с еретиками: Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.  Отлученный от церкви был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют. Наказывая за непослушание, папа мог наложить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обречены на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

Борьба церкви с еретиками:

Служители церкви во всех странах преследовали еретиков и жестоко расправлялись с ними. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви. Отлученный от церкви был вне закона: верующие не имели права оказывать ему помощь и давать приют.

Наказывая за непослушание, папа мог наложить на область или даже целую страну запрет исполнять обряды и богослужение (интердикт). Тогда закрывались храмы, младенцы оставались некрещеными, покойников нельзя было отпевать. А значит, и те и другие были обречены на адские муки, чего боялись все верующие христиане.

Борьба церкви с еретиками: В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков- альбигойцев в богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром. В походе охотно приняли участие северо­французские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито

Борьба церкви с еретиками:

В области, где было много еретиков, церковь организовывала военные походы, обещая участникам прощение грехов. В начале XIII века феодалы отправились карать еретиков- альбигойцев в богатые области Южной Франции; их центром был город Альби. Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) - порождение сатаны, а человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром.

В походе охотно приняли участие северо­французские рыцари, рассчитывавшие на богатую добычу. За 20 лет войны многие цветущие города Южной Франции были разграблены и разрушены, а их население перебито

Инквизиция: Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал специальный церковный суд - инквизицию («расследование»). Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стараясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. заживо сжечь на костре.

Инквизиция:

Для усиления своей власти и борьбы с еретиками папа создал специальный церковный суд - инквизицию («расследование»). Обвиняемых заключали в тюрьмы и подвергали жестоким пыткам, стараясь вырвать у них признание своей вины. Им жгли ноги на медленном огне, дробили кости в специальных тисках. Многие, не выдерживая мучений, оговаривали себя и других ни в чем не повинных людей. Признавшиеся в ереси получали разные наказания, вплоть до тюремного заключения или смертной казни. заживо сжечь на костре.

Инквизиция:

Инквизиция:

Инквизиция:

Инквизиция:

Инквизиция:

Инквизиция:

Инквизиция:

Инквизиция:

Инквизиция:

Инквизиция:

Нищенствующие ордены монахов. Святой Франциск Ассизский Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские образовали в начале XIII века ордены нищенствующих монахов-проповедников. Основатель одного из орденов итальянец Франциск Ассизский (1181-1226), сын богатых родителей, ставший монахом, проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цветам и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счет милостыни. И вот Иннокентий III учредил орден францисканцев , а самого Франциска церковь позже объявила святым.

Нищенствующие ордены монахов.

Святой Франциск Ассизский

Видя, как народ почитает людей, живущих в бедности, папы римские образовали в начале XIII века ордены нищенствующих монахов-проповедников. Основатель одного из орденов итальянец Франциск Ассизский (1181-1226), сын богатых родителей, ставший монахом, проповедовал любовь людей не только друг к другу, но и ко всему живому: животным, деревьям, цветам и даже солнечному свету. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счет милостыни. И вот Иннокентий III учредил орден францисканцев , а самого Франциска церковь позже объявила святым.

Нищенствующие ордена монахов. Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счет милостыни. И вот Иннокентий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.    Франциск Ассизский

Нищенствующие ордена монахов.

  • Странствуя по Италии, он предлагал людям покаяться в грехах, жить за счет милостыни. И вот Иннокентий III учредил орден францисканцев, а самого Франциска церковь позже объявила святым.

Франциск Ассизский

 Нищенствующие ордены монахов. Святой Доминик, руководящий аутодафе  Святой Доминик Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170-1221) основал орден доминиканцев . Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни - «домини канес»). Считая главной целью борьбу с еретиками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знамени была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.

Нищенствующие ордены монахов.

Святой Доминик, руководящий аутодафе

Святой Доминик

Сын испанского дворянина, монах-фанатик Доминик Гусман (1170-1221) основал орден доминиканцев . Доминиканцы называли себя «псами господними» (по-латыни - «домини канес»). Считая главной целью борьбу с еретиками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знамени была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков.

Нищенствующие ордена монахов. Считая главной целью борьбу с еретиками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знамени была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков

Нищенствующие ордена монахов.

Считая главной целью борьбу с еретиками, доминиканцы составляли большинство судей и служителей инквизиции. На их знамени была изображена собака с факелом в пасти как символ розыска и преследования еретиков


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!