СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мои дела и поступки, как человека и гражданина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данна воспитательное занятие разработано для подростков с ОВЗ в целях профилактики првонарушений и вредных привычек.

Просмотр содержимого документа
«"Мои дела и поступки, как человека и гражданина"»

Тема занятия: Мои дела и поступки, как человека и гражданина.

Цель: профилактика правонарушений и вредных привычек среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания.

Задачи:

- закрепить понятия «проступок», «правонарушение», «ответственность»;

- содействовать формированию умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

- способствовать развитию у детей чувства ответственности.

- воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.

- корригировать память, мышление через беседу, тренинговые упражнения.

Оборудование:

1. распечатанные пословицы к игре «Составь пословицу»,

2. заготовки больших конвертов – на каждую группу детей, цветные буквы (копилка добрых дел),

3. цветные картинки с хорошими поступками и делами для оформления конверта, клей,

Ход занятия:

Орг.момент.

Основная часть. Актуализация знаний.

1. Игра «Круг радости».

-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Встаньте в круг. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу.У нас хорошее настроение, и мы хотим передать его вам.

2. Введение в тему.

- У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло, что такое хорошо и что такое плохо. Кто-нибудь из вас читал стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?»). Про что оно? (высказывания детей).

- Сегодня, я бы хотела поговорить с вами о ваших поступках и ответственности за них. Тема нашего занятия так и звучит: «Мои дела и поступки, как человека и гражданина». А что же такое поступок? Как вы понимаете это слово? (высказывания детей)

3. Словарная работа.

- Хорошо. Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и посмотрим, какое определение слову «поступок» даётся в нем.

Поступок - это совершённое кем-либо сознательное действие с определённой целью, намерениями и последствиями.

4. Беседа

- А вы совершали когда-нибудь поступки? Как можно сказать о поступках в двух словах: какие они могут быть (плохие и хорошие). Расскажите о них (коротко записываем на доске, разграничивая плохие и хорошие)

Например:

- пропустил вперед себя взрослого

- поздоровался

- уступил место в автобусе

- помог товарищу выполнить дом.задание

- выполнил поручения воспитателя и т.д.

- плохо учатся, а потом бросают школу;

- курят и выпивают;

- унижают маленьких и слабых;

- лгут, иногда даже без причины;

- стараются выяснять отношения с помощью силы;

- портят школьное имущество и имущество детского дома

- хулиганские действия (разбитие окна, ломают, нецензурные выражения в адрес сверстников и взрослых)

- воровство и т.д.

- Посмотрите, ребята, сколько поступков мы совершаем.

Мы поговорили о поступках, которые несут в себе и добро и зло.

По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (если поступок приносит страдания , боль другим или имеет разрушительную силу – это плохой, если чувство радости, удовольствия, помощь - это хороший ).

Поступки, которые несут в себе зло – это не просто поступки, это – проступки. А что такое проступок? Давайте ещё раз обратимся к словарю.

Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность.

- За хорошие поступки нас благодарят и любят, а что мы получаем за плохие поступки - проступки? (высказывания детей)

- Почему вас ругают и наказывают?

Правильно, за плохие поступки нам приходится отвечать, т. е нести ответственность!

5. Беседа по ситуациям.

Рассмотрим ситуацию –

Девочка по имени Катя каждый день ходила в школу, но занятия в школе пропускала, бродила по коридорам, заглядывала в классы во время уроков, то есть нарушала дисциплину. А потом приходила домой и обманывала родителей. Говорила, что была на всех уроках и хорошо вела себя в школе.

- Как можно расценить поведение Кати? (ответы детей)

- Как вы думаете, Катя понесёт за свой проступок наказание? (ответы детей)

- Конечно. Она нарушила Устав школы, в котором прописаны все права и обязанности обучающихся. Давайте вместе с вами вспомним, что обязан делать ученик: (добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий, не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия, бережно относиться к имуществу школы, уважительно относиться к другим учащимся и педагогам)

- А какую ответственность она за это может понести? (ответы детей).

- Директор школы может вызвать родителей, заслушать поведение Кати на Совете профилактики. А может для беседы пригласить сотрудника из полиции – инспектора из отдела по делам несовершеннолетних.




Рассмотрим следующую ситуацию. Кто-нибудь из вас нашел чужой телефон и взял его. Как вы думаете: в этом поступке нет ничего особенного или он будет расцениваться, как проступок? (кража) Почему? А если кто-то видел, да промолчал, несет ли он за это ответственность?

А за преступление дети несут наказание?

- За совершение преступления несовершеннолетние тоже несут ответственность. Могут поставить на учёт в полицию, могут поместить в Центр временного содержания несовершеннолетних подростков, а могут направить ходатайство в суд о помещении его в специальную школу закрытого типа.

- Ребята, мы с вами рассмотрели несколько ситуаций. Так что же такое ответственность? Давайте дадим определение:

Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.

- Всегда ли поступки и ответственность ходят рядом?

6оставь пословицу»

Ответ на этот вопрос люди нашли давно. Я предлагаю вам сыграть в игру «Составь пословицу». Ваша задача, найти части пословиц и составить целое предложение. Подумайте над смыслом этих пословиц (дать разъяснение).

• На добрый привет – добрый ответ.

• Семь раз отмерь – один раз отрежь.

• Заварил кашу – расхлёбывай

- Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, вы сделаете для себя выводы и будете совершать только хорошие поступки, так как, совершая правонарушения, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.

Вывод: Хороший и добрый поступок приносит пользу людям. Проступок приносит неприятности, горе и огорчение. Нас наказывают, ругают, чтобы мы не совершали впредь таких поступков. Поэтому, прежде, чем совершить какой-либо поступок, проступок (словесный, физический) нужно хорошо подумать (как в пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»). Подумать о том, как будут чувствовать себя те люди, которые имеют отношение к твоим поступкам и подумать об ответственности, которую ты несешь за свои слова и действия.

7. Практическая работа.

- А сейчас предлагаю вам всем вместе сделать «Копилку Добрых дел». (дети вместе наклеивают буквы. картинки и оформляют конверт)

- А сейчас подарите друг другу конверты, которые вы украсили. Этот конверт будет находиться у вас в классе и вы будете каждый день его пополнять хорошими поступками.

Заключительная часть. Рефлексия. Игра «Круг радости».

Ведущий: Ребята, встаньте в круг. Какие поступки (хорошие или плохие) вам хочется совершать после сегодняшней беседы? Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать своим друзьям? Почему?


- Закончить наше занятие хочется словами Валентины Осеевой, обращённых к вам - детям: «В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков». А сейчас возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте по очереди чего-нибудь хорошего, доброго, начиная с фразы: «Я желаю тебе…» . ((Дети выполняют.)

Спасибо всем за участие! Совершайте только хорошие, добрые дела и поступки!