Тема занятия: Мои дела и поступки, как человека и гражданина.
Цель: профилактика правонарушений и вредных привычек среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания.
Задачи:
- закрепить понятия «проступок», «правонарушение», «ответственность»;
- содействовать формированию умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
- способствовать развитию у детей чувства ответственности.
- воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.
- корригировать память, мышление через беседу, тренинговые упражнения.
Оборудование:
1. распечатанные пословицы к игре «Составь пословицу»,
2. заготовки больших конвертов – на каждую группу детей, цветные буквы (копилка добрых дел),
3. цветные картинки с хорошими поступками и делами для оформления конверта, клей,
Ход занятия:
Орг.момент.
Основная часть. Актуализация знаний.
1. Игра «Круг радости».
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Встаньте в круг. Возьмитесь за руки, почувствуйте теплоту рук друг друга, улыбнитесь друг другу.У нас хорошее настроение, и мы хотим передать его вам.
2. Введение в тему.
- У всех людей на земле есть понимание того, что такое добро и что такое зло, что такое хорошо и что такое плохо. Кто-нибудь из вас читал стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?»). Про что оно? (высказывания детей).
- Сегодня, я бы хотела поговорить с вами о ваших поступках и ответственности за них. Тема нашего занятия так и звучит: «Мои дела и поступки, как человека и гражданина». А что же такое поступок? Как вы понимаете это слово? (высказывания детей)
3. Словарная работа.
- Хорошо. Давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и посмотрим, какое определение слову «поступок» даётся в нем.
Поступок - это совершённое кем-либо сознательное действие с определённой целью, намерениями и последствиями.
4. Беседа
- А вы совершали когда-нибудь поступки? Как можно сказать о поступках в двух словах: какие они могут быть (плохие и хорошие). Расскажите о них (коротко записываем на доске, разграничивая плохие и хорошие)
Например:
- пропустил вперед себя взрослого
- поздоровался
- уступил место в автобусе
- помог товарищу выполнить дом.задание
- выполнил поручения воспитателя и т.д.
- плохо учатся, а потом бросают школу;
- курят и выпивают;
- унижают маленьких и слабых;
- лгут, иногда даже без причины;
- стараются выяснять отношения с помощью силы;
- портят школьное имущество и имущество детского дома
- хулиганские действия (разбитие окна, ломают, нецензурные выражения в адрес сверстников и взрослых)
- воровство и т.д.
- Посмотрите, ребята, сколько поступков мы совершаем.
Мы поговорили о поступках, которые несут в себе и добро и зло.
По каким признакам можно определить поступок хороший или нет? (если поступок приносит страдания , боль другим или имеет разрушительную силу – это плохой, если чувство радости, удовольствия, помощь - это хороший ).
Поступки, которые несут в себе зло – это не просто поступки, это – проступки. А что такое проступок? Давайте ещё раз обратимся к словарю.
Проступок – это поступок, нарушающий правила поведения, провинность.
- За хорошие поступки нас благодарят и любят, а что мы получаем за плохие поступки - проступки? (высказывания детей)
- Почему вас ругают и наказывают?
Правильно, за плохие поступки нам приходится отвечать, т. е нести ответственность!
5. Беседа по ситуациям.
Рассмотрим ситуацию –
Девочка по имени Катя каждый день ходила в школу, но занятия в школе пропускала, бродила по коридорам, заглядывала в классы во время уроков, то есть нарушала дисциплину. А потом приходила домой и обманывала родителей. Говорила, что была на всех уроках и хорошо вела себя в школе.
- Как можно расценить поведение Кати? (ответы детей)
- Как вы думаете, Катя понесёт за свой проступок наказание? (ответы детей)
- Конечно. Она нарушила Устав школы, в котором прописаны все права и обязанности обучающихся. Давайте вместе с вами вспомним, что обязан делать ученик: (добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий, не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия, бережно относиться к имуществу школы, уважительно относиться к другим учащимся и педагогам)
- А какую ответственность она за это может понести? (ответы детей).
- Директор школы может вызвать родителей, заслушать поведение Кати на Совете профилактики. А может для беседы пригласить сотрудника из полиции – инспектора из отдела по делам несовершеннолетних.
Рассмотрим следующую ситуацию. Кто-нибудь из вас нашел чужой телефон и взял его. Как вы думаете: в этом поступке нет ничего особенного или он будет расцениваться, как проступок? (кража) Почему? А если кто-то видел, да промолчал, несет ли он за это ответственность?
А за преступление дети несут наказание?
- За совершение преступления несовершеннолетние тоже несут ответственность. Могут поставить на учёт в полицию, могут поместить в Центр временного содержания несовершеннолетних подростков, а могут направить ходатайство в суд о помещении его в специальную школу закрытого типа.
- Ребята, мы с вами рассмотрели несколько ситуаций. Так что же такое ответственность? Давайте дадим определение:
Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.
- Всегда ли поступки и ответственность ходят рядом?
6оставь пословицу»
Ответ на этот вопрос люди нашли давно. Я предлагаю вам сыграть в игру «Составь пословицу». Ваша задача, найти части пословиц и составить целое предложение. Подумайте над смыслом этих пословиц (дать разъяснение).
• На добрый привет – добрый ответ.
• Семь раз отмерь – один раз отрежь.
• Заварил кашу – расхлёбывай
- Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, вы сделаете для себя выводы и будете совершать только хорошие поступки, так как, совершая правонарушения, вы не только нарушаете закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям.
Вывод: Хороший и добрый поступок приносит пользу людям. Проступок приносит неприятности, горе и огорчение. Нас наказывают, ругают, чтобы мы не совершали впредь таких поступков. Поэтому, прежде, чем совершить какой-либо поступок, проступок (словесный, физический) нужно хорошо подумать (как в пословице: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»). Подумать о том, как будут чувствовать себя те люди, которые имеют отношение к твоим поступкам и подумать об ответственности, которую ты несешь за свои слова и действия.
7. Практическая работа.
- А сейчас предлагаю вам всем вместе сделать «Копилку Добрых дел». (дети вместе наклеивают буквы. картинки и оформляют конверт)
- А сейчас подарите друг другу конверты, которые вы украсили. Этот конверт будет находиться у вас в классе и вы будете каждый день его пополнять хорошими поступками.
Заключительная часть. Рефлексия. Игра «Круг радости».
Ведущий: Ребята, встаньте в круг. Какие поступки (хорошие или плохие) вам хочется совершать после сегодняшней беседы? Хочется ли вам о сегодняшнем разговоре рассказать своим друзьям? Почему?
- Закончить наше занятие хочется словами Валентины Осеевой, обращённых к вам - детям: «В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков». А сейчас возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте по очереди чего-нибудь хорошего, доброго, начиная с фразы: «Я желаю тебе…» . ((Дети выполняют.)
Спасибо всем за участие! Совершайте только хорошие, добрые дела и поступки!